Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру 1 класс. УМК "Перспектива"»
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные результаты
•Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.
•Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
•Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов.
•Овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире.
•Принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
•Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
•Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
•Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
•Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
•Формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты
•Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.
•Освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
•Формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата.
•Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач.
•Активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.
•Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами, осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах.
•Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям.
•Овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
•Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
•Умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты
•Понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы.
•Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни.
•Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
•Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
•Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки учащихся
1 класс
Ученик научится:
• называть свой домашний адрес и адрес школы;
• называть правила безопасности при переходе улицы;
• называть правила поведения при посещении музеев, библиотек, театров и других учреждений культуры, правилам поведения во время экскурсий по городу и за городом;
• называть основы взаимоотношений людей в семье, в классе, в школе.
• различать объекты неживой и живой природы;
• выполнять правила поведения в природе, узнавать и называть некоторые охраняемые растения и животные;
• различать и приводить примеры культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных, предметов старинного и современного обихода и природных материалов, из которых они изготовлены;
• различать и приводить примеры произведений рукотворной и нерукотворной культуры;
• рассказывать о красоте и достопримечательностях своего города;
• сравнивать суточный и годовой ритм в жизни природы с ритмом жизни человека;
• приводить примеры представителей разных групп животных (насекомых, рыб, птиц, зверей).
• выполнять элементарные правила личной гигиены, пользоваться предметами личной гигиены;
• рассказывать о профессиях родителей и работников школы;
• проявлять уважительное отношение к окружающим людям;
• выполнять основные правила безопасного поведения, дома, в школе, на улице, в природе и общественных местах;
• приводить примеры видов труда людей;
• узнавать герб и флаг России, называть ее столицу;
Ученик получит возможность научиться:
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
• называть основные возрастные периоды жизни человека;
• называть некоторые отличительные признаки основных групп животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери);
• рассказывать о способах движения и питания животных;
• рассказывать об условиях, необходимых для жизни растений и животных;
• различать деревья, кустарники, травы, лиственные и хвойные растения;
• ухаживать за комнатными растениями;
• ухаживать за домашними питомцами (кошками, собаками)
• выращивать растение одним из изученных способов.
• различать виды эмоционального состояния человека;
• воспроизводить гимн России.
2 класс
Ученик научится:
• называть характерные признаки лета, осени, зимы, весны в неживой природе, в жизни травянистых растений, деревьев и кустарников, насекомых, птиц, зверей;
• проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
• давать характеристику погоды (облачность, осадки, температура воздуха, направление ветра) по результатам наблюдений за неделю;
• называть важнейшие отличительные признаки изученных грибов, растений, насекомых, птиц, зверей и других животных;
• различать изученные растения, грибы, насекомых, птиц, зверей и других животных (в природе, на рисунке или фотографии);
• объяснять на примерах некоторые экологические связи в природе;
• называть особенности сезонного труда людей и его зависимость от сезонных изменений в природе;
• выполнять изученные правила поведения в природе;
• называть особенности охраны здоровья в разное время и выполнять правила охраны здоровья;
• называть народные название месяцев, народные приметы о временах года;
• разыгрывать народные игры, характерные для разных времен года и связанные с главными календарными праздниками народов своего края;
• понимать, что такое горизонт, линия горизонта;
• называть основные и промежуточные стороны горизонта;
• находить стороны горизонта по Солнцу и компасу;
• объяснять, что такое явление природы, приводить примеры явлений природы;
• пользоваться термометром для измерения температуры воздуха, воды и тела человека;
• пользоваться компасом;
• называть планеты земной группы: Меркурий, Венеру, Марс;
• рассказывать о нашей планете — Земле, нашей звезде — Солнце о спутнике Земли
Луне;
• различать времена года по характерным признакам (продолжительности дня, положению Солнца на небосклоне, температуре воздуха, виду осадков, состоянию растений и животных).
Ученик получит возможность научиться:
• называть планеты Солнечной системы;
• отличать планету от звезды;
• рассказывать о форме Земли, ее движении вокруг оси и Солнца;
• понимать, что такое окружающая среда;
• приводить примеры приспособленности растений и животных к условиям жизни в разное время года и некоторых взаимосвязей в живой природе;
• рассказывать о влиянии деятельности человека на живую природу;
• проводить наблюдения и опыты с использованием простейших;
• объяснять причины смены времен года
3 класс
Ученик научится:
• приводить примеры положительного и отрицательного отношения человека к природе;
• понимать значение наблюдений, опытов и измерений для познания мира;
• понимать значение плана, карты как источника информации об окружающем мире;
• различать план местности и географическую карту;
• читать план с помощью условных знаков;
• понимать значение путешествия как способа познания окружающего мира и самого себя;
• называть виды транспорта как средства передвижения;
• рассказывать о трех состояниях воды в природе и переходе воды из одного состояния в другое, круговороте воды в природе;
• устанавливать с помощью опытов легко определяемые свойства воды, воздуха, горных пород и почвы;
• характеризовать различные водоемы (родник, озеро, река, пруд, водохранилище, море, океан);
• объяснять, как возникают облака, туман, изморозь, ветер;
• рассказывать о значении воды, воздуха, горных пород и почвы в жизни человека, необходимости их охраны и рационального использования;
• характеризовать органы растений и животных и их значение;
• характеризовать особенности движения, питания, дыхания, размножения и развития животных;
• приводить примеры взаимосвязей между компонентами неживой и живой природы;
• объяснять, что такое природное сообщество, приводить примеры признаков приспособленности организмов к условиям жизни в сообществах, некоторых взаимосвязей между обитателями природных сообществ, использования природных сообществ и мероприятий по их охране;
• рассказывать о природных сообществах: лес, луг, водоем;
•рассказывать о влиянии человека на живую природу и необходимых мерах ее охраны;
•применять терминологию родства к членам своей семьи;
•характеризовать важнейшие системы органов человека и их функции;
•выполнять основные правила личной гигиены;
•различать объекты природного и культурного Всемирного наследия;
•показывать на политической карте РФ столицу России — город Москву.
Ученик получит возможность научиться:
•понимать, что человек — часть общества и часть природы;
•понимать значение общества в жизни человека;
• рассказывать об условиях, необходимых для полноценного развития человека (общение, познание);
• объяснять особенности питания и дыхания растений;
• приводить примеры взаимосвязей в неживой и живой природе;
• рассказывать о путешествии как способе познания мира, о великих географических открытиях;
• объяснять смысл эмблемы Всемирного наследия;
• показывать на карте местонахождение озера Байкал ;
• показывать на карте местоположение Египта, Греции, Израиля и их столиц
• рассказывать о грозных явлениях природы, объяснять зависимость погоды от ветра;
• характеризовать основные виды почв;
• характеризовать распределение воды и суши на Земле;
• объяснять, что такое экосистема, круговорот веществ в природе, экологическая пирамида, защитная окраска животных;
• приводить примеры приспособленности растений природных сообществ к совместной жизни;
• применять масштаб при чтении плана и карты.
4 класс
Ученик научится:
• проводить самостоятельно наблюдения в природе и элементарные опыты, используя простейшие приборы; фиксировать результаты;
• различать формы поверхности суши (равнины, горы, холмы, овраги), объяснять, как Солнце, вода и ветер изменяют поверхность суши, как изменяется поверхность суши в результате деятельности человека;
• показывать на карте и глобусе материки и океаны, горы, равнины, моря, крупные реки, границы России, некоторые города России;
• приводить примеры полезных ископаемых и доказывать необходимость их бережного использования;
• характеризовать особенности природы своего края: формы поверхности, важнейшие полезные ископаемые, водоемы, почву, природные и искусственные сообщества; рассказывать об использовании природы своего края и еѐ охране;
• устанавливать связи между объектами и явлениями природы (в неживой природе, между неживой и живой природой, в живой природе, между природой и человеком);
• объяснять, что такое природные зоны, характеризовать особенности природы и хозяйственной деятельности человека в основных природных зонах России, особенности природоохранных мероприятий в каждой природной зоне;
• выполнять правила поведения в природе;
• рассказывать об устройстве нашего государства;
• различать государственную символику Российской Федерации (герб, флаг, гимн);
• показывать на карте границы Российской Федерации;
• различать права и обязанности гражданина, ребенка;
• описывать достопримечательности столицы;
• описывать основные этапы развития государства (Древняя Русь, Московское царство, Российская империя, Российское государство);
• называть ключевые даты и описывать события каждого этапа истории (IX в. — образование государства у восточных славян; 988 г. — крещение Руси; 1380 г. — Куликовская битва; 1613 г. — изгнание иностранных захватчиков из Москвы, начало новой династии Романовых; 1703 г. — основание Санкт-Петербурга; XVIII в. — создание русской армии и флота, новая система летоисчисления; 1755 г. — открытие Московского университета; 1812 г. — изгнание Наполеона из Москвы; 1861 г. — отмена крепостного права; февраль 1917 г. — падение династии Романовых; октябрь 1917 г. — революция; 1922 г. — образование СССР; 1941–1945 гг. — Великая Отечественная война; апрель 1961 г. — полѐт в космос Гагарина; 1991 г. — распад СССР и провозглашение Российской Федерации суверенным государством);
• соотносить исторические события с датами, конкретную дату с веком; соотносить дату исторического события с «лентой времени»;
• находить на карте места важнейших исторических событий российской истории;
• рассказывать о ключевых событиях истории государства;
• рассказывать об основных событиях истории своего края.
Ученик получит возможность научиться:
• отмечать на контурной карте горы, моря, реки, города и другие географические объекты;
• объяснять некоторые взаимосвязи в природе, между природой и человеком;
• давать оценку влиянию деятельности человека на природу;
• определять причины положительных и отрицательных изменений в природе в результате хозяйственной деятельности человека и его поведения;
• делать элементарные прогнозы возможных последствий воздействия человека на природу;
• участвовать в мероприятиях по охране природы.
• описывать государственное устройство Российской Федерации, основной положения Конституции;
• сопоставлять имена исторических личностей с основными этапами развития государства (князь Владимир, Александр Невский, Дмитрий Донской, Иван III, Иван IV, Кузьма
Минин и Дмитрий Пожарский, царь Алексей Михайлович, император Пѐтр I, Екатерина II, А. В. Суворов, Ф. Ф. Ушаков, М. В. Ломоносов, М. И. Кутузов, Александр II, Николай II, В. И. .Ленин, И. В. Сталин, маршал Г. К. Жуков, действующий президент РФ);
• характеризовать основные научные и культурные достижения своей страны;
• описывать культурные достопримечательности своего края.
Содержание учебного предмета
Человек и природа
Природа — это то, что нас окружает, но не создано человеком. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Образы природы в традиционной культуре народов России и мира.
Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времён года, снегопад, листопад, перелёты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза. Природные явления в творчестве народов России и мира.
Вещество — это то, из чего состоят все природные объекты и предметы. Разнообразие веществ в окружающем мире.
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твёрдые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звёзды и планеты. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле. Земля — планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие природные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас. Образы звёзд и планет в культуре народов России и мира.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времён года. Смена времён года в родном крае на основе наблюдений. Образ Солнца и времена года в традиционном календаре народов России и мира.
Погода, её составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. Предсказание погоды и его значение в жизни людей. Прогнозирование погоды в традиционной культуре народов России.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений). Воздух — смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека. Образ воздуха в традиционной народной культуре.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе. Образ воды в традиционной народной культуре.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. Образ плодородной земли в традиционной народной культуре.
Растения, их разнообразие. Части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. Образы растений в традиционной народной культуре.
Грибы съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края: названия, краткая характеристика на основе наблюдений. Образы животных в традиционной народной культуре.
Лес, луг, водоём — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные).
Круговорот веществ. Взаимосвязи в природном сообществе: растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений. Влияние человека на природные сообщества. Природные сообщества родного края (2—3 примера на основе наблюдений). Идея единства мира в традиционной народной культуре.
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек — часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности: история и современность. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы, обычаи), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Охрана природы в традиционной культуре России и мира.
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, забота, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья.
Человек и общество
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Профессии людей. Разделение труда в обществе — основа личного и общественного благосостояния. Типы человеческих сообществ. Основные занятия людей и орудия труда в старину. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека. Взаимоотношения человека с другими людьми. Культура общения. Уважение к чужому мнению. Образ идеального человека в культуре России и мира. Оценка человеческих свойств и качеств в культуре народов России и мира. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Экскурсия (очная или заочная с помощью ИКТ) в портретную галерею художественного музея.
Семья — самое близкое окружение человека. Семья ребёнка и её состав. Наречение имени младенцу, семейное воспитание детей в культуре народов своего края. Нормы жизни в семье: добрые взаимоотношения, забота, взаимопомощь. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных — долг каждого человека. Домашнее хозяйство. Распределение домашних обязанностей. Обязанности ребёнка в семье. Место работы членов семьи, их профессии.
Семья и семейные традиции. Названия родственников в языках народов своего края. Родословная. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Имена и фамилии членов семьи. Семейные ценности: ценность материнства, отцовства, детства, преклонного возраста. Честь семьи, рода как ценность. Культура общения и взаимная ответственность в семье. Уважение к мнению друг друга, духовная солидарность.
Прошлое семьи. Источники знаний о прошлом: воспоминания старших о важных событиях в жизни семьи, семейные реликвии (ордена и медали, памятные знаки, фотографии, старые книги и письма и др.). Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с семейной культурой народов своего края (по выбору).
Младший школьник; правила поведения в школе, на уроках. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный коллектив, сотрудничество одноклассников и учителя для достижения общих целей; школьный коллектив — единство классных коллективов во имя чести и достоинства школы; совместная учёба, игры, отдых как способы культурного взаимодействия с окружающим миром. Режим дня школьника — условие плодотворной учёбы и успешного развития в школьные годы.
Экскурсия в школьный музей для знакомства с историей школы и достижениями её выдающихся выпускников.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Важное значение транспорта в жизни общества. Краткая история транспорта. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Общественный и личный транспорт. Правила пользования транспортом.
Важное значение средств связи в жизни человека и общества: почта, телеграф, телефон, электронная почта. Краткая история средств связи. Телефоны экстренной помощи.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Важное значение средств массовой информации в нашей жизни: радио, телевидение, пресса, Интернет. Дополнительные источники информации: словари, энциклопедии, справочники (в том числе на электронных носителях) и правила работы с ними.
Наша Родина — Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий: Родина, Отечество, Отчизна. Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция — Основной закон Российской Федерации. Права ребёнка.
Президент Российской Федерации — глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан. Федеральное собрание. Ответственность государства за благополучие своих граждан. Ответственность российских граждан за своё Отечество.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество Христово, День защитника Отечества, 8 Марта, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции и др. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России. Добрососедство разных стран в мире — культурная ценность человечества.
Москва — столица России. Святыни Москвы — святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I — Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России.
Россия — многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край — частица России. Родной город (село), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности, музеи, театры, спортивные комплексы и пр.
Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счёт лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.). Картины быта, труда, духовно-нравственных и культурных традиций народов России в прошлом (жилища, одежда, питание, домашняя утварь, основные занятия, орудия труда), верования, народные праздники и обычаи.
Экскурсия в краеведческий музей для знакомства с традиционной культурой народов своего края.
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Объекты Всемирного наследия — сокровище всех народов Земли. Знакомство с 3—4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. Ответственность людей за Всемирное природное и культурное наследие.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.
Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при лёгких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, в лесу, на водоёме в разное время года. Правила противопожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей — нравственный долг каждого человека.
Календарно-тематическое планирование
1 класс
№ урока
Раздел
Кол-во час.
Тема урока
Дата проведения
НРЭО
Корректировка
план
факт
1
1 четверть –
18 ч.
Мы и наш мир (10 ч)
1
Мы и наш мир.
2
1
Природа.
3
1
Живая и неживая природа.
4
1
Культура.
5
1
Культура.
6
1
Природа в творчестве человека.
7
1
Мы - люди
8
1
Как мы общаемся с миром.
Национальный язык Чел.обл.
9
1
Как мы общаемся с миром.
10
1
Люди-творцы культуры.
11
Наш класс в школе (12 ч)
1
Наш класс в школе.
12
1
Мы – дружный класс.
13
1
Учитель – наставник и друг.
14
1
Природа в классе.
Растения Чел.обл.
15
1
Как ухаживать за комнатными растениями?
16
1
Что растёт у школы?
17
1
Мир за стеклянным берегом.
18
1
Кто ещё у нас живёт?
Домашние животные Чел.обл.
19
1
Какие бывают животные?
Животный мир Чел.обл.
20
1
Делу – время.
21
1
Книга – друг и наставник.
22
1
Потехе – час.
23
Наш дом и семья (14 ч )
1
Мы в семье.
24
1
Моя семья – часть моего народа.
25
1
Природа в доме.
26
1
Откуда в наш дом приходят вода, газ, электричество.
27
1
Красивые камни в нашем доме.
28
1
Комнатные растения у нас дома.
29
1
Выйдем в сад.
30
1
Овощи и фрукты на нашем столе.
31
1
Про хлеб и кашу, про чай и кофе.
32
1
Дикорастущие и культурные растения.
Дикорастущие и культурные Чел.обл.
33
1
Собака в нашем доме
34
1
Кошка в нашем доме.
35
1
Дикие и домашние животные.
36
1
С утра до вечера.
37
Город и село (13 ч )
1
Мы в городе.
38
1
Мы в селе.
История п.Берегового
39
1
Красота любимого города.
Архитектурные памятники Чел.обл.
40
1
Красота родного села.
41
1
Природа в городе.
42
1
Что растёт в городе.
43
1
Чудесные цветники.
44
1
В ботаническом саду.
45
1
Кто живёт в парке.
46
1
В зоопарке.
47
1
Войдём в музей!
Музеи Чел. обл.
48
1
Мы помним наших земляков.
49
1
Все профессии важны.
50
Родная страна (7 ч )
1
Россия – наша Родина.
51
1
Москва – столица России.
52
1
Мы – семья народов России.
53
1
Природа России.
1
Охрана природы.
55
1
Красная книга России.
56
1
За страницами учебника («Родная страна).
57
Человек и окружающий мир
(10 ч.)
1
Заповедные тропинки.
58
1
Заповедные тропинки.
Заповедники Чел.обл.
59
1
Взгляни на человека.
60
1
Взгляни на человека.
61
1
Всему свой черёд.
62
1
У каждого времени свой плод
63
1
У каждого времени свой плод.
64
1
Я – часть мира
65
1
Я – часть мира.
66
1
За страницами учебника (Человек и окружающий мир»)