Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру. 2 класс. УМК "Перспектива"»
Планируемые результаты
Название раздела
Предметные результаты
Метапредметные результаты
Личностные результаты.
ученик научится
ученик получит возможность научиться
Вселенная, время, календарь
(14часов)
-называть субъект Российской Федерации, в котором находится город и школа, где учатся дети;
- находить и показывать субъект на политической карте России;
- называть планеты и порядок их расположения в Солнечной системе;
- определять стороны
горизонта;
-находить на глобусе океаны и материки;
-понимать и толковать условные знаки и символы, используемые в учебнике для передачи информации;
- находить и выделять при помощи взрослых
информацию, необходимую для выполнения заданий, из разных источников;
-использовать схемы для выполнения заданий, в том числе схемы-аппликации, схемы-рисунки;
- понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной
поверхности по отношению к Солнцу;
-приводить примеры
неразрывной связи прошлого, настоящего и
будущего, опираясь на свой опыт, перечислять
единицы времени в порядке их увеличения;
-научатся с помощью схемы
объяснять причины смены времен года;
-научатся различать виды
термометров и пользоваться каждым, измерять
температуру и записывать показания
термометра.
- проводить наблюдения в природе по заданиям учебника;
- научиться оценивать результаты своей работы на уроке
Познавательные УУД:
-уметь ориентироваться
в учебнике, искать
и выделять необходимую информацию;
сравнивать, как менялись предметы домашнего
обихода, как развивалось производство;
- устанавливать связь между названиями естественного спутника Земли и единицей измерения времени «месяц»;
- сравнивать фотографии двух пейзажей с Луной в разных фазах, называют эти фазы, определив, «стареет» или «растет» Луна.
Регулятивные УУД:
- определять цель
учебной деятельности при: работе с компасом;
термометром
- составлять план
(алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем
и одноклассниками при
работе с компасом; термомет- ром
- контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее
составленному плану;
- сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника (с образцом)
Коммуникативные УУД:
- участвовать в диалоге,
слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;
- искать правильный
ответ на вопрос о причинах смены дня и ночи, и обсуждают ее;
-оформлять свои мысли в устной речи (составлять рассказ по картинкам).
Личностные УУД:
-проявлять интерес к составлению рассказа о своей стране и желание помочь ребятам;
-проявлять бережное отношение к природе;
-проявлять бережное отношение к животным;
- проявлять желание выполнять правила здорового образа жизни;
- проявлять навыки благожелательного общения друг с другом во время игры;
Осень (18 часов)
-находить признаки
осенних явлений природы и указания на особенности жизни людей в старинных
названиях осенних месяцев, описывать красоту
осенней природы;
-понимать зависимость
осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению
к Солнцу;
-понимать, что звезды, как
и Солнце, - сгустки раскаленных газов;
-узнают, что понимали под созвездиями древние и, что
называют созвездиями современные ученые;
-познакомятся с созвездиями Большая Медведица и Лебедь и древнегреческими
мифами о них;
- называть
последовательность трудовых операций в работе со льном;
-понимать причины
листопада;
познакомятся с вечнозелеными
хвойными растениями средней полосы России;
-определять цветы в цветниках города(села) или в собственном саду, создавать и ценить красоту, понимать, что
выращивание цветов – большой труд на радость людям;
-научатся объяснять, почему грибы выделены в особое царство живой природы,
-отличать съедобные грибы от несъедобных и ядовитых;
-познакомятся со строением грибов;
-объяснять, чем отличаются
насекомые от паукообразных; познакомятся с этапами развития бабочки и стрекозы;
-объяснять причины, по которым перелетные птицы покидают родные края, различать перелетных и зимующих птиц;
-осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за её сохранение;
- обнаруживать связи между живой и неживой природой;
- составлять план рассказа и рассказывать по плану;
Регулятивные:
-определять цель учебной деятельности при: работе с атласом-определителем;
при определении невидимых нитей в осеннем лесу;
- оставлять план (алгоритм) решения учебной задачи совместно с учителем и одноклассниками при работе с атласом-определителем;
при определении невидимых нитей в осеннем лесу
контролировать способ (алгоритм) решения и результат учебной задачи по ранее составленному плану при работе с атласом-определителем;
-сравнивать свои ответы с тем, что изображено на фотографиях учебника ( с образцом)
Познавательные:
-наблюдать за погодой, за изменениями в окружающем мире;
- понимать зависимость осенних изменений в неживой природе от положения земной поверхности по отношению к Солнцу и от характера ее освещенности;
-сравнивать, чем отличаются осенние дожди от летних;
-сравнивать обряды и обычаи характерных для быта и хозяйственной жизни земледельцев, охотников, скотоводов;
-сравнивать, что понимали под созвездиями древние и что называют созвездиями современные ученые;
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- устанавливать причинно-следственные связи;
-сравнение фазы развития насекомых, отличие паукообразных от насекомых;
- подведение под понятие;
Коммуникативные:
- выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью;
- аргументировать своё мнение и позицию;
- распределять операции между собой в группе;
- уметь отвечать «компетентно» на поставленные вопросы.
Личностные:
-Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
-формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
-овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
-развитие этических чувствий, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других детей;
-развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в иных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить ходы из спорных ситуаций;
Зима
(16 ч )
-выделять признаки зимних
явлений природы в старинных названиях
зимних месяцев, описывать красоту зимней природы и произведений искусства;
-узнают несколько зимних народных примет на погоду; --научатся объяснять, чему
учат народные сказки;
— узнавать вечнозелёные хвойные растения средней полосы России;
- научатся рассказывать об образе
жизни и питании зимующих птиц, подкармливать птиц зимой;
узнают о зимнем образе жизни зверей, не впадающих в спячку;
- перечислять правила охраны природы в разные времена
года;
- определять даты зимнего солнцестояния (22 декабря) и
день зимнего солнцеворота (25 декабря);
- находить на звёздном небе зимой ковши Большой и Малой Медведицы и Полярную звезду;
- выполнять правила безопасного поведения в природе;
-осознавать ценность природы;
-моделировать созвездия;
-замечать и ценить красоту природы;
-получат возможность научиться готовить сообщение;
-находить информацию в учебнике и дополнительной литературе и использовать её для сообщения;
Познавательные УУД:
— определять роль растений для жизни на Земле, для питания животных и человека и обосновывать своё мнение;
— различать группы животных и обосновывать своё мнение;
— определять условия, необходимые для жизни разных групп животных, и обосновывать своё мнение;
— находить невидимые связи между животными по особенностям питания и обосновывать своё мнение;
— использовать приобретённые знания при составлении текста, раскрывающего отличие растения от животного.
Регулятивные УУД:
— выполнять задание в соответствии с целью;
— выполнять учебное действие в соответствии с планом;
— проводить взаимопроверку и корректировку учебного задания;
— проводить самопроверку учебного задания.
Коммуникативные УУД:
— строить понятные для партнёра высказывания;
— учитывать разные мнения в рамках учебного диалога;
— формулировать собственное высказывание, используя термины;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата;
Личностные УУД:
- проявлять: интерес к изучению темы;
- бережное отношение к растениям и животным;
- позитивное отношение к результатам обучения при изучении темы;
- бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствую щие правила экологической этики;
- уважение к людям труда и их деятельности;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы;
Весна и лето (20 часа)
-называть:признаки
весенних явлений природы; -описывать красоту весенней природы и произведений
искусства;
-объяснять причины
потепления весной;
-научатся объяснять, почему многие народы России и мира символически представляют весну в образе птицы, находить
общее и различное в обычаях весеннего нового года в Древней Руси и празднования Нового года у нанайцев в пору весеннего равноденствия;
-находить созвездия
Кассиопея и Лев на звездном небе;
- находить созвездия Большая медведица, Малая медведица весной;
- понимать причины, по которым раннецветущие растения зацветают
первыми, любоваться первоцветами и беречь их, анализировать, делать выводы, сравнивать;
-научатся называть культурные
растения весенних цветников;
- объяснять весенние
изменения в жизни птиц и зверей, объяснять взаимосвязи
между растениями и животными в весеннем лесу;
-осознавать, что нельзя быть жестоким по отношению к любому живому существу;
-осознавать необходимость охранять природу;
-применять изученные правила безопасного поведения в лесу и на воде;
-пользоваться правилами безопасного поведения с незнакомыми людьми;
Познавательные УУД:
- распознавать сезонные явления весной и обосновывать своё мнение;
- определять день весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;
- различать общее и особенное в обрядах и праздниках народов России в пору весеннего равноденствия и обосновывать своё мнение;
- объяснять причину весенних изменений в природе и обосновывать своё мнение;
- определять невидимые связи животных и растений в весеннем лесу и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
- выполнять задание в соответствии с целью;
- выполнять взаимопроверку учебного задания;
-- контролировать во время игры своё поведение по отношению к сверстникам, соблюдая правила игры.
Коммуникативные умения:
- формулировать понятные высказывания, используя термины в рамках учебного диалога;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- адекватно взаимодействовать в группе и приходить к общему решению;
-строить понятные для партнёра высказывания;
- учитывать разные мнения в рамках учебного диалога
Личностные УУД:
Проявлять:
- интерес к познанию мира;
доброжелательное отношение к сверстникам во время игры;
- бережное отношение к птицам и зверям, формулировать соответствующие правила экологической этики;
- интерес к изучению темы;
- уважение к людям труда и их деятельности;
- осознание собственных достижений при освоении учебной темы.
Проявлять:
- желание выполнять правила здорового образа жизни;
- навыки благожелательного общения друг с другом во время игры.
- воспринимать эмоционально и радостно красоту цветущей природы;
- выражать своё отношение к неблаговидным поступкам людей в природе;
формулировать соответствующие правила экологической этики;
- проявлять творческое отношение к планированию каникул;
Содержательные курса
Программа включает разделы «Вселенная, время и календарь», «Осень», «Зима», «Весна и лето». В каждом разделе вначале рассматриваются сезонные изменения в неживой природе, затем — жизнь растений, животных различных групп (деревья и кустарники, травянистые растения, насекомые, птицы, звери и др.). Наряду с этим дети знакомятся с сезонным трудом и праздниками людей, тесно связанными с соответствующими изменениями в природе. В процессе изучения проводятся экскурсии в природу, практические работы в классе, различного рода наблюдения, осуществляемые детьми под руководством учителя или самостоятельно.
Вселенная, время и календарь
Наша планета во Вселенной. Солнце — источник тепла и света на Земле. Луна — спутник Земли. Смена дня и ночи.
Смена времен года. Наблюдение за небесными телами — основа измерения времени и создания календаря.
Способы измерения времени; старинные и современные часы. Единицы измерения времени.
Календарь. Названия месяцев и дней недели. Народный календарь. Наши праздники. Экологический календарь. Административная карта России.
Осень
Народные названия осенних месяцев. «Осенний» Новый год — проводы лета. Три встречи осени по народному календарю. Вспомним о лете: труд людей и народные праздники конца лета.
Неживая природа летом и осенью (высота солнца над горизонтом, температура, дожди, грозы, заморозки и т. д.). Круговорот воды в природе.
26 сентября — «Корнильев день на дворе, всяк корешок в своей норе». Части растения — корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами. Разнообразие стеблей, листьев, плодов растений. Луковица, клубень, корнеплод. Загадки о культурных растениях.
Травянистые растения ближайшего природного окружения. Осенние изменения в жизни травянистых растений. Народные осенние приметы и присловья.
Деревья и кустарники родного края. Загадки о деревьях и кустарниках. Осенняя окраска листьев. Листопад, его значение для растений. Взаимосвязи деревьев и кустарников с животными. Приспособленность плодов и семян растений к распространению с помощью животных и с помощью ветра.Связь живой и неживой природы.
«Тит последний гриб растит». Грибы, их строение на примере шляпочных грибов, роль в лесу (взаимосвязи с растениями и животными леса). Съедобные и несъедобные грибы. Правила сбора грибов. Загадки о грибах.
Насекомые и пауки, их жизнь летом и осенью. Важнейшее внешнее различие между насекомыми и пауками: шесть ножек у насекомых, восемь у пауков. Представление о развитии насекомых; личинка и взрослое насекомое. Необходимость бережного отношения к паукам. Наблюдение за поведением пауков в осенних народных прогнозах погоды.
Птицы, их жизнь летом и осенью. Перелетные и зимующие птицы. Уменьшение продолжительности дня осенью — сигнал к началу перелета. 1 октября — день-погодоуказатель: «Арина — журавлиный лёт». Запасание корма зимующими птицами — одна из черт их приспособленности к сезонным изменениям в природе. Подкормка птиц зимой; различные виды кормушек. День птиц-зимников по народному календарю.
Звери, их жизнь летом и осенью. Загадки о зверях.
Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, грибов.
Укрепление и охрана здоровья летом и осенью. Летние и осенние игры.
Труд людей осенью (уход за домашними животными, уборка урожая, осенняя вспашка и озимый сев, домашние осенние заготовки и т. д.). Народные праздники осенью. Проводы осени.
Блок внеклассной, внешкольной работы: осенние экскурсии для наблюдения за изменениями в природе своего края; подготовка и проведение осенних праздников по традициям народов своего края.
Зима
Народные названия зимних месяцев. Зимние приметы и присловья.
Зимние дни-погодоуказатели. «Анна Зимняя» — самый короткий день в году.
Особая пора зимнего солнцеворота. Зимнее новолетие. Зима — время сказок.
Неживая природа зимой. Свойства снега и льда. Загадки о снеге и льде.
Жизнь деревьев и кустарников зимой. Строение почки дерева и кустарника; защитная роль чешуек почки. Взаимосвязи лиственных и хвойных деревьев с животными.
Травянистые растения зимой, значение снега в их жизни.
Насекомые зимой (рассматриваются примеры, показывающие, что насекомые могут зимовать на стадии яиц, личинок, куколок, взрослых животных).
Птицы зимой. Образование стаек зимующих птиц как пример приспособления к суровым условиям жизни. Представление о сезонной смене корма (на примере дятла). Зимнее гнездование клестов. Птицы, проводящие зиму вблизи человеческого жилья (воробьи, синицы, вороны, галки и др.). Подкормка птиц зимой.
Жизнь зверей зимой: полевки и мыши, ласки, лисы, зайца, волка, кабана, лося и др. (по выбору учителя). Следы зверей на снегу.
Подкормка диких зверей зимой. Загадки и сказки о диких животных.
Взаимосвязи в природе (на примере зимней жизни леса).
Культура поведения в природе зимой.
Укрепление и охрана здоровья зимой. Зимние игры.
Труд людей зимой (снегозадержание; ремонтные работы; труд в зернохранилищах и овощехранилищах; уход за домашними животными; прядение и т. д.). Главный народный зимний праздник. Проводы зимы.
Блок внеклассной, внешкольной работы: зимние экскурсии для наблюдения за жизнью природы своего края; подготовка и проведение зимних праздников по традициям народов своего края.
Весна и лето
Народные названия весенних месяцев. Три встречи весны.
Неживая природа весной (высота солнца над горизонтом, температура, таяние снега, ледоход, половодье и т. д.). Народные песни в пору ледохода.
Деревья и кустарники весной: начало сокодвижения, цветение, набухание почек и распускание листьев. Охрана деревьев и кустарников весной. Загадки о березе.
Раннецветущие травянистые растения, их разнообразие, особенности строения, эстетическое значение. Необходимость бережного отношения к раннецветущим растениям. Загадки о раннецветущих растениях.
Насекомые весной. Представление об относительности вреда и пользы от насекомых; их роль в природе. Красота насекомых. Необходимость бережного отношения к ним.
Жизнь птиц весной и их охрана. Особая пора весеннего равноденствия: народная традиция закликания птиц.
Весенние изменения в жизни зверей, лягушек и жаб, ящериц и змей.
Представление о развитии лягушек и жаб, о ядовитых и неядовитых змеях. Необходимость бережного отношения к животным, которых люди не любят. Образ лягушки и ужа в народном искусстве.
Правила поведения в природе, направленные на сбережение растений, насекомых, птиц, зверей, лягушек, жаб, ящериц, змей.
Труд людей весной (весенняя вспашка и сев яровых; посадка культурных растений в саду и огороде; уход за домашними животными; ткачество и беление холстов и т. д.).
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры.
Народные весенние праздники. Проводы весны.
Народные названия летних месяцев. Летние приметы и присловья. Летние дни-погодоуказатели. Особая пора летнего солнцеворота: самые длинные дни в году. Летнееноволетие в календаре северных народов России.
Труд людей летом. Народные летние праздники.
Лекарственные травы, правила их сбора. Народные рецепты и «зеленая аптека».
Блок внеклассной, внешкольной работы: весенние экскурсии для наблюдения над изменениями в природе своей местности и развития навыков экологически грамотного поведения в природной среде; подготовка и проведение весенних
праздников по традициям народов своего края.
Экскурсии в краеведческий музей для знакомства с культурой сезонного труда и календарных праздников, характерных для народов своего края.
Встречи с народными мастерами и исполнителями произведений народного музыкально-поэтического творчества.
Календарно-тематическое планирование
Окружающий мир. 2 класс. А. А. Плешаков, М. Ю. Новицкая
Изучаемый раздел, тема урока
Кол-во часов
Дата
план
факт
«Вселенная, время, календарь» (14 часов)
Административная карта России.Мы- союз народов России.
1
Солнечная система.Мы - жители Вселенной.
1
Наша планета во Вселенной. Наш «космический корабль» - Земля.
Деревья и кустарники осенью. Листопад, его значение для растений.
1
Чудесные цветники осенью.
1
Грибы, их строение. Съедобные и несъедобные грибы.
1
Насекомые и пауки. Представление о развитии насекомых.
1
Перелетные и зимующие птицы.
1
Звери, их жизнь осенью. Осенние изменения в жизни лягушек, жаб, змей, ящериц.
1
Связь живой и неживой природы в осенью.
1
Осенний труд.
1
Укрепление и охрана здоровья осенью. Игры народов России – школа здоровья. Опасные игры
1
«Осень» Контрольное тестирование.
1
Охрана природы осенью. Правила поведения в природе. Работа над ошибками.
1
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе своего края
1
«Зима» (16 часов)
Зимние месяцы
1
Зимние народные приметы. Зима-время наук и сказок.
1
Зима в неживой природе. День зимнего солнцестояния.
1
Звездное небо зимой.
1
Зима в мире растений.
1
Зимние праздники.
1
Растения в домашней аптечке.
1
Зимняя жизнь птиц и зверей.
1
Связь живой и неживой природы в зимнем лесу.
1
Главный народный зимний праздник. Проводы зимы.
1
Труд людей зимой.
1
Укрепление и охрана здоровья зимой. Правила безопасности зимой. Как вести себя на реке зимой.
1
Охрана природы зимой.
1
«Зима» Контрольное тестирование.
1
По страницам Красной книги. Работа над ошибками.
1
Экскурсия. Наблюдения за изменениями в природе своего края.
1
«Весна и лето» (20 часов)
Весенние месяцы. Безопасность на улицах и дорогах.
1
Неживая природа весной.
1
Весеннее равноденствие.
1
Звездное небо весной.
1
Раннецветущие травянистые растения. Деревья и кустарники весной.
1
Экскурсия. Весенняя прогулка. Опасные встречи в волшебном лесу.
1
Цветники весной.
1
Насекомые весной. Роль насекомых в природе.
1
Жизнь птиц весной и их охрана. Весенние изменения в жизни зверей, лягушек, жаб, ящериц и змей.
1
Связь живой и неживой природы в весеннем лесу.
1
Труд людей весной.
1
Старинные весенние праздники
1
Укрепление и охрана здоровья весной. Весенние игры. Опасные встречи в волшебном лесу.
1
Правила поведения в природе. Охрана природы весной.
1
По страницам Красной книги
1
Народные названия летних месяцев. День летнего солнцестояния. Ориентиры на местности
1
«Весна и лето». Контрольное тестирование.
1
Летние праздники и труд. Работа над ошибками.
1
Укрепление и охрана здоровья весной. Инструктаж на летние каникулы.
1
Экскурсия в природу «Краски лета»
1
Критерии оценки знаний, умений и навыков учащихся по окружающему миру.
Основная цель контроля - проверка знания фактов учебного материала, умения детей делать простейшие выводы, высказывать обобщенные суждения, приводить примеры из дополнительных источников, применять комплексные знания. Знания и умения учащихся по природоведению оцениваются по результатам устного опроса, наблюдений, тестов и практических работ.
При письменной проверке знаний по предметам естественно-научного и обществоведческого направления используются такие контрольные работы, которые не требуют полного обязательного письменного ответа, что связано с недостаточными возможностями письменной речи учащихся.
Целесообразно поэтому тестовые задания типа:
поиск ошибки;
выбор ответа;
продолжение или исправление высказывания.
Задания целесообразно строить как дифференцированные, что позволит проверить и учесть в дальнейшей работе индивидуальный темп продвижения учащихся. Оценка "5" ставится ученику, если он осознанно и логично излагает учебный материал, используя свои наблюдения в природе, устанавливает связи между объектами и явлениями природы (в пределах программы), правильно выполняет практические работы и дает полные ответы на все поставленные вопросы. Оценка "4" ставится ученику, если его ответ в основном соответствует требованиям, установленным для оценки "5", но ученик допускает отдельные неточности в изложении фактическою материала, в использовании отдельных практических работ. Все эти недочеты ученик легко исправляет сам при указании на них учителем.
Оценка "3" ставится ученику, если он усвоил основное содержание учебного материала, но допускает фактические ошибки, не умеет использовать результаты своих наблюдений в природе, затрудняется устанавливать предусмотренные программой связи между объектами и явлениями природы, в выполнении практических работ, но может исправить перечисленные недочеты с помощью учителя. Оценка "2" ставится ученику, если он обнаруживает незнание большей части программного материала, не оправляется с выполнением практических работ даже с помощью учителя.
Оценка тестов.
Тестовая форма проверки позволяет существенно увеличить объем контролируемого материала по сравнению с традиционной контрольной работой и тем самым создает предпосылки для повышения информативности и объективности результатов. Тест включает задания средней трудности. Проверка может проводиться как по всему тесту, так и отдельно по разделам.
Выполненная работа оценивается отметками "зачет" или "незачет". Считается, что ученик обнаружил достаточную базовую подготовку ("зачет"), если он дал не менее 75% правильных ответов.
Как один из вариантов оценивания:
"Высокий" - все предложенные задания выполнены правильно;
"Средний" - все задания с незначительными погрешностями;
"Ниже среднего" - выполнены более половины заданий «Низкий» - выполнены отдельные задания.
Учащихся следует подготовить заранее к выполнению работы. Для этого надо выделить 10-15 минут в конце одного из предшествующих уроков. Рекомендуется записать на доске 1-2 задания, аналогичные включенным в тест и выполнить их вместе с учащимися.