Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 4 класс»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Карьерская средняя общеобразовательная школа»
Рассмотрено на заседании ШМО
29.08.2016г.
Руководитель ШМО:
_____________
Принято на
Педсовете от
29.08.2016г.№1
Проверено
Заместитель директора по УР Бояркина Н.В.
_________________
29.08.2016 г.
Утверждаю.
Директор школы
О. В. Молянова
_______________
29.08.2016г
Рабочая программа
по математике на
2016-2017 учебный год
класс: 4
срок реализации: 1 год
Учитель: Бояркина Нина Владимировна
п. Анненковский Карьер
2016г.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе методических рекомендаций:
Авторская программа курса «Математика» авторы: Башмаков М.И., Нефедова М.Г. (Сборник «Программы общеобразовательных учреждений. Начальная школа. УМК «Планета знаний» Издание 2-е, дораб. – М: АСТ: Астрель; Москва: 2012.)
Нормативные документы на основании которых разработана программа:
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
Федеральный базисный учебный план
Учебный план МАОУ «Карьерская СОШ»
Учебная программа и пособие УМК «Планета знаний» нацелены на решение приоритетной задачи начального общего образования — формирование универсальных учебных действий (общих учебных умений, обобщённых способов действий, ключевых умений), обеспечивающих готовность и способность ребёнка к овладению компетентностью «уметь учиться».
Программа направлена на реализацию целей обучения математике в начальном звене, сформулированных в стандарте начального общего образования. В соответствии с этими целями и методической концепцией выделяются три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.
Учебные:
- формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;
- формирование на доступном уровне представлений о четырех арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;
- формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использования рациональных способов вычислений, применение этих навыков при решении практических задач.
Развивающие:
- развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления познавательных психических процессов: внимания, памяти, воображения, мышления;
- развитие логического мышления - основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;
- формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.
Общеучебные:
- знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;
- формирование на доступном уровне умений работы с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);
- формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;
- формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.
Актуальность данной программы состоит в отборе содержания программы, которое опирается на новый стандарт начального общего образования и традиции изучения математики в начальной школе. ".
В программе активно используются элементыопережающего обучения: отдельные упражнения.
Использование опережающего обучения при изучении отдельных разделов позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения.
Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе - принцип вариативности - предусматривает дифференциацию, обеспечивающую индивидуальный подход к каждому ученику.
Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся.
Инвариантная часть обеспечивает усвоение материала на уровне требований стандарта начального общего образования, обязательного для всех учащихся на момент окончания начальной школы.
В программе требования к уровню усвоения обязательного материала по каждой изучаемой теме сформулированы для каждого года обучения в рубриках "Учащийся должен знать" и» должен уметь". В учебниках они даются в виде системы упражнений в рубрике "Проверочные задания".
Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся. В учебниках по данному курсу вариативная часть содержит задания на дополнительное закрепление обязательного материала; блоки заданий, дифференцированных по уровню сложности и объему; задания на применение полученных знаний в нестандартных ситуациях; задания на развитие логического мышления и пространственных представлений; задания на формирование информационной грамотности.
Вариативная часть создает условия для развития познавательного интереса и формирования познавательной деятельности учащихся.
Содержание программы представлено в разделах "Общие свойства предметов и групп предметов", "Числа и величины", "Операции над числами", "Наглядная геометрия". Основные содержательные линии курса сгруппированы в разделах "Числа и величины" и "Операции над числами".
Программой предусмотрено проведение:
- контрольных работ-10.
Раздел "Числа и величины" включает материал, раскрывающий двойственную природу числа как результата счета предметов и как результата измерения величин. Число рассматривается как основное математическое понятие, формируются представления о принципе построения числового ряда, десятичной системы счисления.
Материал раздела "Операции над числами" традиционно составляет ядро математического образования младших школьников: формирование навыков выполнения арифметических действий и применение этих навыков для решения практических задач.
В программе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.
В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения), умножение и деление однозначных чисел (таблица умножения), сложение и вычитание разрядных единиц, умножение разрядных единиц на однозначное число, умножение и деление на 10, 100, 1000.
Программа предоставляет широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Применение этих способов повышает эффективность вычислительной деятельности, делает вычислительный процесс увлекательным, развивает математические способности школьников. Освоение приемов рациональных вычислений относится к вариативной части программы и не входит в число навыков, отрабатываемых в обязательном порядке со всеми учащимися.
При отработке навыков письменных вычислений с многозначными числами программа предусматривает знакомство с техникой вычислений на калькуляторе. При этом предполагается критическая оценка результата, полученного с помощью калькулятора.
Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач огромную роль приобретает понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой).
Решение текстовых задач теснейшим образом связано с развитием пространственных представлений учащихся.
Раздел программы "Наглядная геометрия" на этапе начального обучения направлен в основном на развитие пространственных представлений учащихся. Весь геометрический материал, представленный в данном курсе, осваивается на уровне наглядных представлений.
Основная часть программы обязательна для изучения ее всеми учащимися. Требования к уровню усвоения сформулированы в конце программы (рубрики "Учащиеся должны знать" и "должны уметь").
Темы, предлагаемые к изучению на пропедевтическом уровне, обязательны для ознакомления с ними всех учащихся. Отработка навыков по этим темам не предполагается (в требованиях к знаниям и умениям учащихся эти навыки отражены в рубриках "Учащиеся могут знать" и "могут уметь").
Последовательность изучения тем, представленных в каждом разделе программы, указана в примерном тематическом планировании.
Описание места учебного предмета в учебном плане.
В 4 классе «Математика» изучается 4 часа в неделю, 136 ч. в год.
Содержание раздела (тем) учебного предмета, курса, дисциплины
Математика
4 класс
Наименование раздела (темы)
Количество часов
Практическая часть
Уроки развития речи
Уроки внеклассного чтения
Контрольные работы
Проверочные работы
Проекты
Практические работы
Лабораторные работы (опыты)
Экскурсии
Сочинения
Изложения
Многозначные числа
11
1
Сложение и вычитание многозначных чисел
14
1
Длина и ее измерение
11
1
Умножение на однозначное число
7
1
Деление на однозначное число
12
1
Геометрические фигуры
9
1
Масса и ее измерение
4
1
Умножение многозначных чисел
13
1
Площадь и ее измерение
5
1
Деление многозначных чисел
15
1
Время и его измерение
4
Работа с данными
6
1
Числа и величины
7
1
Арифметические действия
8
1
Фигуры и величины
5
1
Решение текстовых задач
3
1
Итоговое повторение
2
Всего
136 ч
9
6
4
Числа и величины (15 ч)
Названия, запись, последовательность чисел до 1 000 000. Классы и разряды. Сравнение чисел.
Масса, единицы массы (центнер). Метрические соотношения между изученными единицами массы. Сравнение и упорядочивание величин по массе.
Время, единицы времени (век). Метрические соотношения между изученными единицами времени. Сравнение и упорядочивание промежутков времени по длительности.
Арифметические действия (45 ч)
Сложение и вычитание в пределах 1 000 000. Умножение и деление на двузначные и трехзначные числа. Рациональные приемы вычислений (разложение числа на удобные слагаемые или множители; умножение на 5, 25, 9, 99 и т. д.). Оценка результата вычислений, определение числа цифр в ответе. Способы проверки правильности вычислений.
Числовые и буквенные выражения. Нахождение значения выражения с переменной. Обозначение неизвестного компонента арифметических действий буквой. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (усложненные случаи).
Действия с величинами.
Текстовые задачи (55 ч)
Моделирование условия задач на движение. Решение задач, содержащих однородные величины.
Решение текстовых задач: разностное и кратное сравнение, движение в противоположных направлениях; определение объема работы, производительности и времени работы, определение расхода материалов.
Геометрические фигуры и величины (20 ч)
Плоские и пространственные геометрические фигуры. Куб. Изображение геометрических фигур на клетчатой бумаге.
Метрические соотношения между изученными единицами длины. Сравнение и упорядочивание величин по длине.
Единицы площади (ар, гектар). Метрические соотношения между изученными единицами площади. Сравнение и упорядочивание величин по площади.
Формулы периметра и площади прямоугольника. Решение задач на определение периметра и площади.
Работа с данными (6 ч)
Информация, способы представления информации, работа с информацией (сбор, передача, хранение). Виды диаграмм (столбчатая, линейная, круговая). Планирование действий (знакомство с понятием «алгоритм»).
Контроль за усвоением знаний
Оценка усвоения знаний и умений в предлагаемом учебно-методическом курсе математики осуществляется в процессе повторения и обобщения, выполнения текущих самостоятельных работ на этапе актуализации знаний и на этапе повторения, закрепления и обобщения изученного практически на каждом уроке, проведения этапа контроля на основе специальных тетрадей, содержащих текущие и итоговые контрольные работы.
Особенно следует отметить такой эффективный элемент контроля, связанный с использованием проблемно-диалогической технологии, как самостоятельная оценка и актуализация знаний перед началом изучения нового материала. В этом случае детям предлагается самим сформулировать необходимые для решения возникшей проблемы знания и умения и, как следствие, самим выбрать или даже придумать задания для повторения, закрепления и обобщения изученного ранее. Такая работа является одним из наиболее эффективных приёмов диагностики реальной сформированностипредметных и познавательных умений у учащихся и позволяет педагогу выстроить свою деятельность с точки зрения дифференциации работы с ними.
Положительные оценки и отметки за задания текущих и итоговых контрольных работ являются своеобразным зачётом по изучаемым темам. При этом срок получения зачёта не должен быть жёстко ограничен (например, ученики должны сдать все текущие темы до конца четверти). Это учит школьников планированию своих действий. Но видеть результаты своей работы школьники должны постоянно, эту роль может играть:
портфель достижений школьника – папка, в которую помещаются оригиналы или копии (бумажные, цифровые) выполненных учеником заданий, работ, содержащих не только отметку (балл), но и оценку (словесную характеристику его успехов и советов по улучшению, устранению возможных недостатков).
Накопление этих отметок и оценок показывает результаты продвижения в усвоении новых знаний и умений каждым учеником, развитие его умений действовать.
Планируемые предметные результаты освоения программы по математике
Личностные
У учащихся будут сформированы:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки;
могут быть сформированы:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группе (в ходе проектной деятельности);
читать, записывать и сравнивать числа в пределах 1 000 000;
представлять многозначное число в виде суммы разрядных слагаемых;
правильно и уместно использовать в речи названия изученных единиц длины (метр, сантиметр, миллиметр, километр), площади (квадратный сантиметр, квадратный метр, квадратный километр), вместимости (литр), массы (грамм, килограмм, центнер, тонна), времени (секунда, минута, час, сутки, неделя, месяц, год, век); единицами длины, площади, массы, времени;
сравнивать и упорядочивать изученные величины по их числовым значениям на основе знания метрических соотношений между ними; выражать величины в разных единицах измерения;
выполнять арифметические действия с величинами;
правильно употреблять в речи названия числовых выражений (сумма, разность, произведение, частное); названия компонентов сложения (слагаемые, сумма), вычитания (уменьшаемое, вычитаемое, разность), умножения (множители, произведение) и деления (делимое, делитель, частное);
вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия на основе знания правил порядка выполнения действий;
выполнять арифметические действия с числами 0 и 1;
выполнять простые устные вычисления в пределах 1000;
устно выполнять простые арифметические действия с многозначными числами;
письменно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; умножение и деление многозначных чисел на однозначные и двузначные числа;
проверять результаты арифметических действий разными способами;
использовать изученные свойства арифметических действий при вычислении значений выражений;
осуществлять анализ числового выражения, условия текстовой задачи и устанавливать зависимости между компонентами числового выражения, данными текстовой задачи;
понимать зависимости между: скоростью, временем движением и длиной пройденного пути; стоимостью единицы товара, количеством купленных единиц товара и общей стоимостью покупки; производительностью, временем работы и общим объёмом выполненной работы; затратами на изготовление изделия, количеством изделий и расходом материалов;
решать текстовые задачи в 2–3 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; нахождение произведения, деления на части и по содержанию, нахождение множителя, делимого, делителя; на стоимость; движение одного объекта; разностное и кратное сравнение;
задачи в 1-2 действия на нахождение доли числа и числа по доле; на встречное движение и движение в противоположных направлениях: на производительность; на расход материалов;
распознавать изображения геометрических фигур и называть их (точка, отрезок, ломаная, прямая, треугольник, четырёхугольник, многоугольник, прямоугольник, квадрат, куб, шар);
различать плоские и пространственные геометрические фигуры;
изображать геометрические фигуры на клетчатой бумаге;
строить прямоугольник с заданными параметрами с помощью угольника;
решать геометрические задачи на определение площади и периметра прямоугольника.
Учащиеся получат возможность научиться:
выполнять умножение и деление на трёхзначное число;
вычислять значения числовых выражений рациональными способами, используя свойства арифметических действий;
прогнозировать результаты вычислений; оценивать результаты арифметических действий разными способами;
решать текстовые задачи в 3–4 действия: на увеличение/уменьшение количества; нахождение суммы, остатка, слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого; произведения, деления на части и по содержанию; нахождение множителя, делимого, делителя; задачи на стоимость; движение одного объекта; задачи в 1-2 действия на движение в одном направлении;
видеть прямопропорциональную зависимость между величинами и использовать её при решении текстовых задач;
решать задачи разными способами.
Метапредметные
Регулятивные
Учащиеся научатся:
удерживать цель учебной и внеучебной деятельности;
учитывать ориентиры, данные учителем, при освоении нового учебного материала;
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Учащиеся получат возможность научиться:
планировать собственную познавательную деятельность с учётом поставленной цели (под руководством учителя);
использовать универсальные способы контроля результата вычислений (прогнозирование результата, приёмы приближённых вычислений, оценка результата).
Познавательные
Учащиеся научатся:
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
моделировать условия текстовых задач освоенными способами;
сопоставлять разные способы решения задач;
использовать обобщённые способы решения текстовых задач (например, на пропорциональную зависимость);
устанавливать закономерности и использовать их при выполнении заданий (продолжать ряд, заполнять пустые клетки в таблице, составлять равенства и решать задачи по аналогии);
осуществлять синтез числового выражения (восстанавление деформированных равенств), условия текстовой задачи (восстановление условия по рисунку, схеме, краткой записи);
конструировать геометрические фигуры из заданных частей; достраивать часть до заданной геометрической фигуры; мысленно делить геометрическую фигуру на части;
сравнивать и классифицировать числовые и буквенные выражения, текстовые задачи, геометрические фигуры по заданным критериям;
понимать информацию, представленную в виде текста, схемы, таблицы, диаграммы; дополнять таблицы недостающими данными, достраивать диаграммы;
находить нужную информацию в учебнике.
Учащиеся получат возможность научиться:
моделировать условия текстовых задач, составлять генеральную схему решения задачи в несколько действий;
решать задачи разными способами;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений, способы решения задач;
проявлять познавательную инициативу при решении конкурсных задач;
выбирать наиболее эффективные способы вычисления значения конкретного выражения;
сопоставлять информацию, представленную в разных видах, обобщать её, использовать при выполнении заданий; переводить информацию из одного вида в другой;
находить нужную информацию в детской энциклопедии, Интернете;
планировать маршрут движения, время, расход продуктов;
планировать покупку, оценивать количество товара и его стоимость;
выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты (при решении комбинаторных задач);
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Учащиеся получат возможность научиться:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
выполнять свою часть обязанностей в ходе групповой работы, учитывая общий план действий и конечную цель;
задавать вопросы с целью планирования хода решения задачи, формулирования познавательных целей в ходе проектной деятельности.
Календарно – тематическое планирование
№ п/п
Тема урока
Характеристика деятельности обучающихся
Дата
план
Дата
факт.
Многозначные числа – 10 часов
Десятичная система чисел.
Знать, что десять единиц образуют десяток, десять десятков образуют сотни, десять сотен образуют тысячу.
Уметь записывать разными способами равенства по рисунку; называть пропущенные числа; выполнять устные вычисления; решать текстовые задачи; выполнять вычисления по образцу; выполнять сложение вида 599 + 1
Знать, что, чтобы назвать число, цифры в записи числа разбивают на группы по три цифры справа налево; эти группы называют классами; число называют слева направо.
Уметь читать и записывать многозначные числа; разбивать числа на классы; выполнять вычитание вида 777 – 1; называть числа в каждой последовательности
Знать, что единицы, десятки, сотни – это названия разрядов в классе единиц; в других классах разряды называются так же, но добавляют название класса (единицы тысяч, десятки тысяч, сотни тысяч; единицы миллионов, десятки миллионов, сотни миллионов).
Уметь читать многозначные числа, используя таблицу классов и разрядов; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять сложение многозначных чисел в столбик;
Уметь называть числа; увеличивать и уменьшать многозначное число на несколько единиц; объяснять, что показывает каждая цифра в записи числа, используя таблицу классов и разрядов; выполнять вычитание многозначных чисел в столбик
Знать правило сравнения многозначных чисел по разрядам.
Уметь выполнять умножение многозначных чисел на 10, 100, 1000; выполнять сравнение многозначных чисел; называть числа и записывать их в порядке увеличения; записывать число в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять вычитание в столбик вида 600 – 84; решать логические задания
Знать единицы измерения стоимости.
Уметь решать текстовые задачи с величинами;
Иметь представление об изобретении шахмат, о двоичной и десятичной системах счисления.
Познавательные:
выполнять вычисления по аналогии;
устанавливать закономерность в ряду чисел, продолжать ряд;
комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания;
давать качественную оценку вычислений при решении задач («можно ли…» и т. д.);
различать банкноты разного достоинства;
прогнозировать суммы, которые можно заплатить, исходя из наличной суммы денег;
пользоваться справочными материалами учебника и доступными средствами информации (справочниками, энциклопедиями, интернетом);
сравнивать разные системы счисления, устанавливать аналогию, определять различие.
Регулятивные:
использовать изученные правила, способы действий, приёмы вычислений, свойства объектов при выполнении учебных заданий и в познавательной деятельности;
самостоятельно планировать собственную вычислительную деятельность и действия, необходимые для решения задачи.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
Личностные:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация напоминание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки.
Классы.
Классы и разряды.
Таблица разрядов
Сравнение многозначных чисел.
Закрепление темы «Многозначные числа».
Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Решение текстовых задач на сложение и вычитание.
Контрольная работа №1 «Многозначные числа».
Работа над ошибками. Выполнение заданий на сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание многозначных чисел – 14 часов
Складываем и вычитаем разрядные слагаемые.
Знать, что вычитание – действие, обратное сложению.
Уметь к любой сумме составлять две разности; выполнять устные вычисления; решать текстовые задачи; определять порядок действий в выражениях
Знать, что 10 единиц в любом разряде дают 1 единицу следующего (старшего) разряда.
Уметь выполнять вычисления вида 60 + 60, 600 + 600, 6000 + 6000; выбирать правильный ответ; не выполняя вычислений, определять, какие суммы больше миллиона
Уметь выполнять сложение и вычитание круглых тысяч и круглых миллионов; решать задачи на движение
Уметь выполнять сложение и вычитание вида 1375 + 8423 (без перехода через разряд); выполнять сложение и вычитание в столбик
Уметь устно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; записывать вычисление в столбик;
Уметь читать и записывать многозначные числа; устно выполнять сложение и вычитание многозначных чисел;
Уметь выполнять сложение и вычитание шестизначных чисел в столбик; сравнивать многозначные числа; вычислять суммы из четырех слагаемых; не выполняя вычислений, подбирать самое близкое к ответу число
Уметь дополнять равенства вида 10 000 = + 10 и 10 000 – = 10; объяснять, как выполнить вычитание многозначных чисел, если уменьшаемое содержит нули;
Знать свойства сложения: переместительный закон, сочетательный закон, сложение с числом 0.
Уметь выполнять вычисления, используя законы сложения; соотносить законы сложения и формулы; решать уравнения;
Знать правило вычитания числа из суммы; вычитание с числом 0.
Познавательные:
устанавливать аналогию, проводить вычисления по аналогии;
комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания;
составлять примеры с заданным ответом;
ориентироваться в схемах, таблицах;
составлять последовательность чисел в соответствии с описанной закономерностью;
ориентироваться в буквенных обозначениях;
исследовать допустимые значения переменной в выражении с переменной;
предлагать разные способы вычисления значения выражения, решения задачи; исследовать возможность применения правила вычитания числа из суммы;
моделироватьусловие задачи с помощью схемы;
исследовать свойства суммы, разности (неизменный ответ при изменении компонентов действий);
давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…» и т. д.);
узнавать новое о первом российском учебнике математики.
Регулятивные:
проводить вычисления по аналогии;
комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания;
прогнозировать результат сложения и вычитания; проверять себя с помощью письменных вычислений;
контролировать вычисления
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре
устанавливать аналогию;
Личностные:
положительное отношение и интерес к изучению математики;
ориентация напоминание причин личной успешности/неуспе
ности в освоении материала;
умение признавать собственные ошибки.
Сложение «круглых» чисел.
Сложение «круглых» чисел.
Сложение и вычитание по разрядам.
Самостоятельная работа №1 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Работа над ошибками. Сложение и вычитание многозначных чисел.
Сложение и вычитание по разрядам. Решение задач.
Вычитание из
« круглого числа».
Свойства сложения.
Использование свойств сложения и вычитания при вычислениях.
Нахождение неизвестного компонента сложения и вычитания.
Закрепление по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел».
Контрольная работа №2 по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел»
Работа над ошибками. Решение задач на сложение и вычитание
Длина и её измерение – 10 часов
Соотношение между единицами длины
( метр и километр).
Знать единицы измерения длины (миллиметр, сантиметр, дециметр, метр, километр).
Уметь выполнять сложение и вычитание величин; сравнивать величины; решать текстовые задачи
с величинами; записывать длину в километрах и метрах; определять порядок действий в выражениях со скобками.
Уметь сравнивать многозначные числа; решать текстовые задачи; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел; определять порядок действий в выражениях со скобками; решать уравнения; выполнять умножение величины на число.
Уметь выражать величины в сантиметрах, метрах; задачи с величинами; вычислять площадь фигуры.
Уметь выражать высоту в метрах; выполнять кратное сравнение единиц длины.
Знать, как вычислить периметр многоугольника.
Уметь выражать ответы в более крупных единицах длины; составлять выражения для вычисления периметра прямоугольника и квадрата разными способами; решать уравнения.
Уметь выражать длины в более мелких (более крупных) единицах измерения; выражать в одинаковых единицах длины и выполнять сравнение величин.
Знать названия многоугольников.
Уметь решать геометрические задачи;
дополнять величину до 1 метра.
Уметь
решать логические и комбинаторные задачи
Познавательные:
соотносить единицы длиныс протяженностью, глубиной и высотой предметов;
ориентироваться в рисунках-схемах при выполнении заданий;
давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…», «успеет ли…» и т. д.);
использовать умение вычислять периметр прямоугольника при решении задач практического содержания;
использовать табличную форму представления данных при решении нестандартных задач
решать нестандартные задачи по выбору
Регулятивные:
вносить необходимые коррективы в собственные действия по итогам самопроверки;
сопоставлять результаты собственной деятельности с оценкой её товарищами, учителем;
адекватно воспринимать аргументированную критику ошибок и учитывать её в работе над ошибками.
Коммуникативные:
учитывать мнение партнёра, аргументировано критиковать допущенные ошибки, обосновывать своё решение;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
умение признавать собственные ошибки.
Решение задач на определение длины пути.
Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).
Соотношение между единицами длины (метр, дециметр, сантиметр, миллиметр).
Периметр многоугольника
Решение текстовых задач
Закрепление по теме «Длина и её измерение».
Геометрические задачи.
Решение текстовых задач
Закрепление по теме «Длина и её измерение».
Контрольная работа №3 по теме «Длина и её измерение»
Работа над ошибками. Решение текстовых задач.
Закрепление по теме «Длина и её измерение».
Решение текстовых задач
Закрепление по теме «Длина и её измерение».
Умножение на однозначное число – 8 часов
Письменное умножение.
Знать, как умножать многозначное число на однозначное по разрядам;
что многозначные числа умножаются так же, как двузначные и трехзначные.
Уметь выполнять умножение вида 5498 5; решать текстовые задачи; находить ошибки в вычислениях; определять порядок действий в выражениях.
Знать свойства умножения (переместительный закон, сочетательный закон, распределительный закон, умножение на 0 и на 1).
Уметь выполнять умножение многозначного числа на однозначное, используя свойства умножения;
Уметь выполнять умножение вида 678 8000 в строчку; решать текстовые задачи на движение; выражать ответ в более крупных единицах длины
находить значение выражения с переменной;
Уметь вычислять площадь прямоугольника; решать задачи на нахождение периметра и площади.
Познавательные:
устанавливать аналогию;
выполнять вычисления по аналогии;
предлагать разные способы решения задач;
наблюдать за свойствами произведения;
ориентироваться в рисунках-схемах при выполнении заданий;
пользоваться справочником в конце учебника.
Регулятивные:
контролировать вычисления;
делать выводы, использовать их при вычислениях;
прогнозировать результат умножения (последнюю цифру ответа, количество цифр в ответе).
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
умение признавать собственные ошибки.
Свойства умножения.
Умножение круглого числа (и на круглое число).
Умножение круглого числа (и на круглое число).
Площадь прямоугольника.
Закрепление по теме «Умножение на однозначное число».
Контрольная работа № 4 по теме «Умножение на однозначное число»
Работа над ошибками.
Закрепление по теме «Умножение на однозначное число».
Деление на однозначное число – 11 часа
Письменное деление.
Знать алгоритм письменного деления трехзначного числа на однозначное.
Уметь выполнять деление трехзначных чисел на однозначное число;
делить с остатком; решать текстовые задачи;
определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок;
выбирать числа, которые делятся без остатка на 2, на 3, на 4, на 5, на 6, на 9
Знать алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное число.
Уметь выполнять деление многозначных чисел; называть первую цифру результата деления;
определять число цифр в ответе;
Знать правило деления суммы на число, действия с числами 0 и 1.
Уметь находить площадь участка
Знать, как находить неизвестный множитель, неизвестное делимое, неизвестный делитель.
Уметь решать уравнения;
выполнять деление величины на число;
Уметь выполнять деление с остатком; выполнять деление многозначного числа в столбик;
Уметь выполнять деление вида 300 000 : 3;
выполнять сложение и вычитание величин
Уметь выполнять деление вида 7 : 9; определять количество цифр в частном; Выполнять деление вида 2500 : 50
Познавательные:
наблюдать за свойствами частного, выполнять вычисления по аналогии;
наблюдать за свойствами арифметических действий;
выделять существенное и несущественное в тексте задачи, составлять краткую запись условия задачи;
устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, проводить аналогии и осваивать новые приёмы вычислений;
ориентироваться в табличных данных при выполнении заданий.
Регулятивные:
прогнозировать результат деления (первую цифру ответа, количество цифр в ответе);
контролировать вычисления.;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.моделировать условие задачи.
распределять роли при выполнении заданий в паре.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Письменное деление многозначного числа.
Свойства деления. Деление круглых чисел.
Нахождение неизвестного компонента умножения и деления.
Письменное деление.
Деление чисел, в записи которых встречаются нули.
Деление чисел (случай – нуль в середине частного).
Деление круглых чисел.
Закрепление по теме «Деление на однозначное число".
Контрольная работа №5
по теме «Умножение и деление многозначного числа на однозначное»
Работа над ошибками. Выполнение заданий на деление многозначных чисел.
Уметь делить на группы геометрические фигуры (пространственные и плоские); чертить в тетради точку, линию, отрезок, угол; вычислять периметр и площадь квадрата; выполнять вычисления
Знать, что у каждого четырехугольника 4 стороны, 4 вершины, 4 угла; прямоугольник – это четырехугольник, у которого все углы прямые; квадрат – это прямоугольник,
у которого все стороны равны.
Иметь представление о том, что ромб – это четырехугольник, у которого стороны равны.
Уметь проверять свойства прямоугольника (все углы прямые, диагонали равны, противоположные стороны равны); называть общие свойства прямоугольника и квадрата; чертить прямоугольник с заданными сторонами; решать текстовые задачи на нахождение периметра и площади; выполнять вычисления
Уметь решать задачи на нахождение периметра и площади прямоугольника; определять порядок действий в выражениях со скобками и без скобок; решать уравнения
Знать, что геометрические фигуры обозначают латинскими буквами.
Иметь представление о видах треугольника (прямоугольный, остроугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний). Уметь чертить прямоугольный треугольник со сторонами разной длины; чертить прямоугольный равнобедренный треугольник; определять виды треугольника; решать задачи на нахождение периметра и площади; проводить ось симметрии в треугольнике
Иметь представление о том, что поверхность куба составляют одинаковые грани в форме квадрата; сторону такого квадрата называют ребром куба; точку, в которой сходятся ребра куба, называют вершиной куба.
Уметь определять количество граней, вершин, ребер куба; изображать куб на клетчатой бумаге; решать уравнения; находить площадь поверхности куба; выполнять вычисления
Уметь выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; вычислять периметр и площадь прямоугольника; решать текстовые задачи
Познавательные:
соотносить названия и изображения геометрических фигур, пространственные геометрические фигуры и предметы окружающей обстановки;
использовать свойства сторон прямоугольника при вычерчивании и решении задач;
выявлять общие свойства разных четырёхугольников, определять различия;
обобщать знания о четырёхугольниках;
классифицировать четырёхугольники; треугольники;
давать качественную оценку вычислений при решении задач («хватит ли…», «успеет ли…» и т. д.);
решать нестандартные задачи по выбору,
подбирать материал по теме;
конструировать геометрические фигуры из заданных частей;
достраивать часть до заданной геометрической фигуры;
мысленно делить геометрическую фигуру на части;
Регулятивные:
выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «длина и её измерение»;
проводить исследование;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
участвовать в подготовке викторины;
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
умение признавать собственные ошибки.
Четырёхугольники.
Решение задач на вычисление площади и периметра прямоугольника.
Треугольники.
Куб.
Самостоятельная работа № 2 по теме «Геометрические фигуры»
Обобщение знаний о геометрических фигурах. Решение задач.
Контрольная работа № 6
за I полугодие
Анализ контрольной работы. Свойства геометрических фигур
Масса и её измерение –5часа
Центнер.
Знать единицы измерения массы.
Уметь выбирать названия единиц массы; восстанавливать равенства; выражать массу в разных единицах измерения; решать задачи с величинами; находить значение выражений со скобками; сравнивать величины
Знать соотношения: 1 кг = 1000 г, 1 ц = 100 кг, 1 т = 1000 кг = 10 ц.
Уметь выражать массу в заданных единицах; выполнять сложение и вычитание величин; решать задачи
с величинами; выполнять умножение и деление многозначного числа на однозначное
Уметь сравнивать массу предметов; находить неизвестное число; решать задачи с величинами; находить значение выражений со скобками; выполнять умножение величины на число
Уметь выражать в заданных единицах массу; сравнивать величины, выразив их в одинаковых единицах массы; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число.
Познавательные:
давать качественную оценку вычислений при решении задач;
пользоваться справочными материалами учебника.
Регулятивные:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.моделировать условие задачи.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Соотношение между единицами массы.
Решение текстовых задач.
Единицы массы. Соотношение между единицами массы.
Самостоятельная работа №3 по теме «Масса и ее измерение»
Умножение многозначных чисел (12 часов)
Умножение на двузначное число.
Знать алгоритм умножения многозначного числа на двузначное число столбиком.
Уметь выполнять умножение многозначного числа на двузначное число столбиком; решать текстовые задачи; решать комбинаторные задачи.
Уметь выполнять умножение многозначного числа на круглое число столбиком; решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»; находить значение выражения со скобками.
Знать правило умножения числа на сумму и правило умножения числа на разность.
Уметь выполнять умножение с использованием правил умножения числа на сумму и умножения числа на разность;
Знать алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное число столбиком.
Уметь решать логические задачи; составлять формулы; составлять задачи по схеме; решать задачи на кратное сравнение; находить значение выражений со скобками и без скобок
Уметь выполнять устные вычисления; выполнять умножение многозначных чисел столбиком;
решать задачи с величинами; округлять числа с заданной точностью.
Иметь представление о расчете стоимости ремонта и оборудования квартиры.
Уметь выполнять проектное задание; составлять полный расчет, используя данные таблицы
Познавательные:
устанавливать аналогию в вычислениях, использовать ее при выполнении вычислений;
комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания;
читать схемы, моделирующие условие задачи;
устанавливать закономерность при умножении некоторых чисел; составлять равенства в соответствии с этой закономерностью;
наблюдать за свойствами произведения;
вычленять величины, связанные пропорциональной зависимостью;
использовать обобщенный способ решения задач на пропорциональную зависимость.
Регулятивные:
делать выводы, использовать их при вычислениях;
прогнозировать
результат умножения нескольких чисел;
предлагать разные способы вычислений;
контролировать правильность вычислений;
оценивать результат умножения (определять ближайшее круглое число);
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
предлагать разные способы решения задач.
Личностные:
использовать полученные знания в бытовых ситуациях;
узнавать новые сведения из истории математики.
Умножение «круглых» чисел.
Приёмы умножения.
Задачи на движение в противоположных направлениях.
Закрепление приёмов умножения.
Умножение на трёхзначное число.
Значение произведения.
Устные и письменные вычисления.
Выражения с многозначными числами.
Практическая работа.
Контрольная работа № 7 по теме «Умножение многозначных чисел»
Работа над ошибками.
Закрепление по теме «Умножение многозначных чисел».
Площадь и её измерение – 6 часов
Единицы площади (квадратный метр).
Знать единицу измерения площади – квадратный метр.
Уметь находить площадь участка; сравнивать произведения; решать задачи разными способами; находить значение выражений со скобками и без скобок; решать уравнения методом подбора
Знать единицы измерения площади – квадратный дециметр, квадратный сантиметр.
Уметь чертить в тетради квадрат со стороной 1 дм; разбивать квадрат со стороной 1 дм на квадраты со стороной 1 см; выражать площадь в разных единицах; вычислять площадь прямоугольников; сравнивать площади фигур; находить значения выражений со скобками и без скобок
Знать таблицу единиц площади.
Уметь вычислять, сколько квадратных миллиметров содержится в 1 квадратном сантиметре; чертить прямоугольник с заданной длиной и шириной; выражать площадь в разных единицах измерения; сравнивать площади фигур; находить значения выражений со скобками и без скобок; решать уравнения методом подбора
Познавательные:
соотносить единицы площади друг с другом и с размерами участка;
конструироватьпрямоугольник заданного размера из прямоугольников меньшей площади;
использовать полученные знания при решении задач с практическим содержанием;
ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах при выполнении заданий.
Регулятивные: делать выводы, использовать их при вычислениях;
прогнозировать
результат умножения нескольких чисел;
предлагать разные способы вычислений;
контролировать правильность вычислений;
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
предлагать разные способы решения задач.
Личностные:
использовать полученные знания в бытовых ситуациях;
узнавать новые сведения из истории математики;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
Единицы площади (квадратный дециметр, квадратный см).
Соотношение между единицами площади.
Единицы площади (ар, гектар, квадратный километр).
Самостоятельная работа №4
по теме «Нахождение площади»
Работа над ошибками. Закрепление темы «Площадь и её измерение»
Деление многозначных чисел – 16 часов
Деление - действие, обратное умножению.
Знать алгоритм деления многозначного числа на двузначное число методом подбора.
Уметь выполнять деление в столбик многозначных чисел; выполнять проверку равенства с помощью умножения; находить частное методом подбора; решать задачи на движение; выполнять сравнение произведений
Знать алгоритм деления с остатком.
Уметь выполнять деление с остатком; решать текстовые задачи; находить значение выражений со скобками; решать задачи на движение; находить верные высказывания
Уметь определять число цифр в частном; выполнять устно деление методом подбора; решать задачи с величинами; решать комбинаторные задачи
Уметь самостоятельно работать; не выполняя деления, определять, сколько цифр будет в частном; восстанавливать равенства
Знать понятие «скорость».
Уметь объяснять, что такое скорость движения, скорость чтения, скорость работы, скорость расхода продуктов; приводить примеры, где используется понятие «скорость»; составлять схемы; выполнять умножение и деление многозначных чисел столбиком; решать задачи на движение; находить значения выражений со скобками
Знать понятие «производительность труда».
Уметь решать задачи на производительность труда; составлять схему к задаче;
Знать алгоритм деления многозначного числа на трехзначное число столбиком.
Уметь выполнять деление многозначного числа на трехзначное число столбиком
Уметь самостоятельно работать
Уметь выполнять работу над ошибками; выполнять деление многозначных чисел столбиком; решать текстовые задачи; находить неизвестное слагаемое.
Познавательные:
моделировать условия задач на движение;
давать качественную оценку вычислений при решении задач;
устанавливать закономерность при делении некоторых чисел,
составлять равенства в соответствии с этой закономерностью;
комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания
соотносить понятие «скорость» со временем выполнения того или иного действия;
использовать обобщенный способ решения задач, использующих понятие «скорость».
Регулятивные: оценивать результат вычислений, заменять числа при вычислениях ближайшими круглыми числами;
контролировать правильность вычислений; прогнозировать результат деления (определять первую цифру ответа, количество цифр в ответе).
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
предлагать разные способы решения задач.
Личностные:
использовать полученные знания в бытовых ситуациях;
узнавать новые сведения из истории математики;
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
Деление с остатком.
Деление многозначного числа на двузначное.
Деление многозначного числа на двузначное.
Деление многозначного числа на двузначное.
Скорость.
Производительность труда
Деление на трёхзначное число.
Оценивание результата вычислений.
Контрольная работа № 8 по теме «Деление многозначных чисел»
Работа над ошибками.
Закрепление изученного по теме «Деление многозначных чисел».
Время и его измерение – 7 часов
Единицы времени.
Знать единицы измерения времени (секунда, минута, час, сутки, год).
Уметь переводить секунды в минуты, в часы; решать задачи на определение времени; выполнять умножение и деление многозначных чисел столбиком; решать задачи на движение.
Знать единицы измерения времени (век).
Иметь представление об истории создания календаря.
Уметь пользоваться календарем; определять век по ленте времени; решать задачи на определение времени; выполнять умножение и деление многозначных чисел столбиком; решать задачи на движение; определять время по часам.
Познавательные:
ориентироваться в календаре, расписании, рисунках-схемах;
решать нестандартные задачи по выбору.выбирать оптимальные варианты решения задач, связанных с бытовыми жизненными ситуациями (измерение величин, планирование затрат, расхода материалов).
Регулятивные:
контролировать правильность вычислений.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре;
Личностные:
использовать полученные знания в бытовых ситуациях;
Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».
Контрольная работа № 9 «Умножение и деление многозначных чисел»
Работа над ошибками. Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».
Обобщение знаний по теме «Деление многозначных чисел».
Работа с данными – 7 часов
Представление информации.
Уметь задавать вопросы по таблице, диаграмме; решать текстовые задачи
Уметь отвечать на вопросы по таблице; выполнять вычисления и заполнять пустые клетки таблицы; заполнять таблицу недостающими данными; находить значения выражений со скобками и без скобок; решать задачи на движение.
Иметь представление о круговой и столбчатой диаграммах, о графике.
Уметь отвечать на вопросы по диаграмме; составлять диаграмму своего распорядка дняУметь составлять план вычислений; определять порядок действий и вычислять значение выражения; составлять план решения задачи; выполнять сложение, вычитание, умножение, деление многозначных чисел; строить фигуру по предложенному плану.
Знать изученный материал.
Уметь самостоятельно работать; проверять правильность вычислений, выбирая наиболее удобный способ; исправлять ошибки в вычислениях; находить правильное решение задачи; выполнять устные вычисления; решать задачи на движение.
Познавательные:
находить нужную информацию в таблице, заполнять таблицы, объяснять смысл табличных данных;
ориентироваться в диаграммах и графиках, находить нужную информацию;
выполнять действия по заданному алгоритму;
моделировать условие задачи;
находить нужную информацию, пользуясь разными источниками.
Регулятивные:
записывать результаты подсчетов в таблице; систематизировать их, анализировать, делать выводы;
планировать
вычислительную деятельность; контролировать правильность вычислений разными способами.
Коммуникативные:
участвовать в подготовке викторины;
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания;
адекватная самооценка;
умение признавать собственные ошибки.
Работа с таблицами.
Диаграммы.
Планирование действий.
Контроль и проверка.
Самостоятельная работа № 5 по теме:
«Работа с данными»
Работа над ошибками. Представление информации.
ОБЗОР КУРСА МАТЕМАТИКИ (26 ч)
Числа и величины – 7 часов
Чтение и запись чисел.
Знать разрядный состав чисел.
Уметь читать и записывать многозначные числа; записывать числа в виде суммы разрядных слагаемых; выполнять устные вычисления, основанные на знании нумерации чисел
Знать правила сравнения чисел.
Уметь сравнивать многозначные числа и величины; восстанавливать числовой луч; записывать числовой ряд
Уметь решать задачи на разностное и кратное сравнение; выполнять устные вычисления; находить значения выражений со скобками; записывать решение задачи в виде схемы
Знать единицы измерения массы и вместимости.
Уметь записывать массу в заданных единицах; находить с помощью рисунка массу предмета; выражать массу в граммах; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; определять вместимость аквариума
Знать единицы измерения времени.
Уметь выражать в заданных единицах время; решать задачи на определение времени; выполнять сложение и вычитание величин; записывать в порядке уменьшения величины
Уметь самостоятельно работать
Познавательные:
углублять полученные знания;
находить нужную информацию, пользуясь разными источниками;
переводить информацию из одного вида в другой (например, табличные данные отмечать на схеме).
Регулятивные:
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.моделировать условие задачи.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Сравнение чисел.
Задачи на сравнение.
Масса и вместимость.
Единицы измерения времени.
Тест по теме «Числа и величины»
Повторение изученного материала о сравнении величин.
Арифметические действия – 8 часов
Сложение и вычитание.
Знать арифметические действия: сложение и вычитание; законы сложения; названия чисел при сложении и вычитании.
Уметь выполнять устные вычисления; находить неизвестное число; устанавливать связь между сложением и вычитанием; выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком
Знать арифметические действия: умножение и деление; законы умножения; название чисел при умножении и делении.
Уметь выполнять устные вычисления; находить неизвестное число; устанавливать связь между умножением и делением; выполнять умножение и деление многозначных чисел столбиком; решать задачи с величинами
Знать понятие «числовое выражение».
Уметь определять порядок действий в выражении со скобками и без скобок; расставлять скобки так, чтобы равенство стало верным; не выполняя вычислений, записывать выражения в порядке уменьшения их значений; решать задачи на движение
Знать свойства арифметических действий (переместительное свойство сложения и умножения, сочетательное свойство сложения и умножения, распределительное свойство умножения и деления).
Уметь выполнять вычисления рациональным способом, используя свойства арифметических действий; решать задачи с величинами
Знать способы проверки вычислений.
Уметь выполнять проверку; не вычисляя значения выражений, определять приблизительное значение выражения; находить значения выражений со скобками и без скобок; решать задачи на движение.
Уметь самостоятельно работать
Познавательные:
ориентироваться в схемах;
правильно использовать в речи названия компонентов арифметических действий и числовых выражений;
моделировать условие задачи;
давать качественную оценку вычислений при решении задач;
углублять полученные знания;
находить нужную информацию, пользуясь разными источниками.
Регулятивные:
прогнозировать результат вычислений.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении взаимопроверки.
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Умножение и деление.
Числовое выражение.
Свойства арифметических действий.
Способы проверки вычислений.
Повторение и обобщение
изученного материала о числовых выражениях.
Итоговая контрольная работа
Работа над ошибками. Свойства арифметических действий.
Фигуры и величины – 5 часов
Распознавание и построение геометрических фигур.
Знать названия геометрических фигур.
Уметь сравнивать треугольники, классифицировать их на группы; изображать в тетради пересекающиеся и непересекающиеся отрезки; находить на чертеже острые, тупые и прямые углы; определять название четырехугольника по его описанию; строить ломаные.
Иметь представление об объемных телах, телах вращения
Знать правила построения геометрических фигур.
Уметь выполнять построения с помощью линейки, угольника, циркуля; выполнять построение геометрических фигур по образцу; изображать пространственные фигуры
Знать единицы измерения длины.
Уметь измерять отрезок с точностью до 1 мм; решать задачи с величинами; выполнять сложение и вычитание величин; выполнять умножение и деление величины на число; выполнять разностное сравнение периметров; находить значения выражений со скобками
Знать единицы измерения площади.
Уметь выражать в заданных единицах площадь; определять ширину комнаты по данной длине и площади; вычислять площадь; определять площадь фигуры с помощью палетки
Познавательные:
определять сходства и различия геометрических фигур;
выполнять геометрические построения по заданному алгоритму;
ориентироваться в схемах;
соотносить реальные размеры объекта и размеры его изображения на схеме;
моделировать условие задачи;
углублять полученные знания;находить нужную информацию, пользуясь разными источниками;
моделировать пространственные фигуры;
проводить исследование соотношения между единицами объёма.
Регулятивные:
выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «геометрические фигуры»;
подбирать материал по теме;
планировать свою деятельность в соответствии с поставленной целью
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение;
Личностные:
умение оценивать трудность предлагаемого задания.
Измерение длины.
Измерение площади.
Самостоятельная работа №6
по теме «Арифметические действия и их свойства».
Работа над ошибками.
Обобщение по теме «Фигуры и величины».
Комплексное повторение. Решение задач. – 5 часов
Задачи на стоимость.
Знать изученный материал.
Уметь самостоятельно работать
Уметь выполнять работу над ошибками; решать задачи на процессы
Знать правило вычисления стоимости.
Уметь решать задачи с величинами «цена», «количество», «стоимость»
Знать правило решения задач на движение в противоположных направлениях, на движение в одном направлении и на встречное движение.
Уметь решать задачи на производительность труда;
решать задачи на движение; составлять схемы;
решать задачи на доли; определять, какие доли целой фигуры закрашены
Иметь представление о доли числа.
Уметь выбирать правильный вариант при ответе на вопросы теста.
Познавательные:
моделировать условие задачи;
использовать обобщённые способы решения задач на движение, на производительность.
Регулятивные:
оценивать верность высказываний.
Коммуникативные:
сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в группе: устанавливать очерёдность действий; осуществлять взаимопроверку; обсуждать совместное решение (предлагать варианты, сравнивать способы вычисления или решения задачи); объединять полученные результаты;
задавать вопросы с целью получения нужной информации.