Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (учебно - методический комплект "Начальная школа 21 века") составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой. Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения программы, перечень литературы и средств обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса »
Пояснительная записка
Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XX1 века».- Москва, Вентана- Граф, 2010г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.
Структура документа
Данная программа включает следующие разделы:
-Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;
-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;
-Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу 2 класса;
-Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру;
-Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение);
-Календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)
Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют представления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).
Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание правильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.
Приоритетными задачами курса являются:
Расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;
Продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;
Расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;
Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе. Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:
• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;
• осознает необходимость выполнения правил поведения, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;
• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;
• подготавливается к изучению базовых предметов в основной школе.
Образовательная функция предмета заключается в формировании разнообразных представлений о природе, человеке и обществе, элементарной ориентировке в доступных естественнонаучных, обществоведческих, исторических понятиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.
Развивающая функция обеспечивает осознание отдельных (доступных для понимания) связей в природном и социальном мире, психическое и личностное развитие школьника; формирование предпосылок научного мировоззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные признаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, понимать главную мысль научного текста, осознавать, что любое событие происходит во времени и пространстве, фиксировать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эрудиции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.
Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.
В основе построения курса лежат следующие принципы:
- принцип интеграции;
- педоцентрический принцип;
- культорологический принцип;
- принцип экологизации;
- принцип поступательности;
- краеведческий принцип.
В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:
-Человек как биологическое существо;
-Человек и другие люди;
-Человек и мир природы;
-Человек и общество;
-История родной страны;
С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.
Окружающий мир - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса. (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.)
Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.
Содержание программы
Введение. Что нас окружает (2 ч)
Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.
Кто ты такой (10 ч)
Чем люди похожи. Что отличает одного человека от другого. Каким родится человек. Что природа дает человеку при рождении. Зачем нужно знать, какой «я» каковы другие люди. Можно ли изменить себя.
Наши помощники - органы чувств.
Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закаливания. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культура поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавшему в беду.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как человек открыл для себя огонь.
Кто живет рядом с тобой (11 ч)
Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо» имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свободное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, привязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.
Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление внимательного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаимоотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.
Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, мимика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «читать» выражения лица, мимику и жесты.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.
Россия - твоя Родина (20 ч)
Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину,
как выражает свою любовь. Флаг и герб России.
Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Достопримечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.
Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профессии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Профессии, значение которых возросло в последние годы (экономист, программист).
Города России. Москва - столица РФ, крупнейший культурный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. Достопримечательности Санкт-Петербурга.
Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа.
Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V - IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Занятия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Особенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.
Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» Рос
сии. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».
Мы - жители Земли (25 ч)
Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солнце. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.
Царства природы. Животное и растение - живые существа. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, лиственные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Млекопитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - обитатели леса и их жизнь в разные времена года.
Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.
Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая вода. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и животного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).
Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.
Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведения). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.
Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях. Зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.
Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.
Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.
Роль человека в сохранении природных объектов. Правила поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.
Путешествие в прошлое (исторические сведения). Русский фольклор о природе.
Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краеведческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведческий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).
Практические работы:
составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Составление семейного «древа». Работа с натуральными объектами, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; редкие растения своей местности; растения разных сообществ).
Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру
Личностные результаты
У обучающихся будут сформированы:
Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к знаниям по курсу «окружающий мир», к школе
Интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях
Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей
Понимание причин успеха в учёбе
Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности
Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей
Этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков
Представление о своей гражданской идентичности в форме «Я» как гражданина России
Представление о своей этнической принадлежности
Предметные результаты
К концу обучения во втором классе обучающийся должен:
называть (приводить примеры):
- правила здорового и безопасного образа жизни;
- правила поведения в природе, общественных местах, учреждениях культуры;
- основные права граждан России и права ребенка;
- основные древние города Руси и России (не менее 3-4).
различать (соотносить):
- прошлое - настоящее - будущее;
- год - век (столетие);
- предметы неживой и живой природы, изделия;
- представителей растительного и животного мира и места их обитания;
- этические понятия: заботливость, внимательность, деликатность, доброта и др.
решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:
- соотносить событие с датой его происхождения;
- характеризовать значение природы для человека и правила отношения к ней;
- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;
- устанавливать связь между природным объектом и условиями его обитания;
- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, исторического лица);
- составлять сюжетные и описательные рассказы об изученных исторических событиях;
-проводить элементарные опыты и наблюдения (в соответствии с программой), фиксировать их результаты.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Принимать и сохранять учебную задачу
Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале
Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения
Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне
Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя
Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил
Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами
Принимать роль в учебном сотрудничестве
Выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе
Строить сообщения в устной форме
Находить в тексте ответ на заданный вопрос
Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи
Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков
Смысловому восприятию познавательного текста
Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)
Осуществлять синтез как составление целого из частей
Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп
Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений
Обобщать (выделять класс объекта по заданному признаку, так и самостоятельно)
Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа- сделанное человеком, природа живая- неживая; группы растений, группы животных)
Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающиеся научатся:
Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками
Воспринимать другое мнение и позицию
Формулировать собственное мнение и позицию
Умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)
Строить понятные для партнёра высказывания
Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения
Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение)
1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2010.
2. Виноградова Н.Ф. «Учимся думать и фантазировать»: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 3-е изд.;. дораб. - М.: Вентана - Граф, 2010 г.
4.Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи». - М.: Вента-Граф, 2005.
5.Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. - М.: Вентана - Граф., 2006. (Начальная школа: результаты обучения).
6.Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс /Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 – (Начальная школа XXI века).
7.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Дополнительные средства обучения
1.Нархова Н. В., Ефремов А. А. Свойства и особенности организмов (слайд-комплект)
2.Широков С.В. Вода, которую мы пьём (слайд-комплект)
3.Широков С.В. Воздух, которым мы дышим (слайд-комплект)
4.Казинцева М. В. Домашние и дикие животные (слайд-комплект)
5.Широков С.В. Земля, Солнце, Луна и звёзды (слайд-комплект)
6.Казинцева М. В. В мире трав (слайд-комплект)
7. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.