kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса (учебно - методический комплект "Начальная школа 21 века") составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой. Программа включает пояснительную записку, содержание обучения, требования к уровню подготовки обучающихся, планируемые результаты освоения программы, перечень литературы и средств обучения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса »

Пояснительная записка

Рабочая программа по окружающему миру составлена на основе примерной программы начального общего образования по окружающему миру и авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой «Окружающий мир» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XX1 века».- Москва, Вентана- Граф, 2010г.) с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования универсальных учебных действий и возрастных особенностей младших школьников.

Структура документа

Данная программа включает следующие разделы:

-Пояснительную записку, раскрывающую характеристику и место учебного предмета в базисном учебном плане, цели его изучения, основные содержательные линии;

-Содержание обучения с распределением учебных часов по разделам курса;

-Требования к уровню подготовки обучающихся по предмету к концу 2 класса;

-Планируемые результаты освоения обучающимися программы по окружающему миру;

-Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение);

-Календарно-тематическое планирование.


Общая характеристика учебного предмета

Программа рассчитана на 68 часов (2 часа в неделю)

Особое значение изучения этой образовательной области состоит в формировании целостного взгляда на окружающую социальную и природную среду, место человека в ней, его биологическую и социальную сущность. Особенностью программы является включение знаний, которые способ­ствуют познанию самого себя (своего «Я»), расширяют пред­ставления о психической природе человека (познавательных процессах, отличии от высших животных и др.).

Основная цель предмета — формирование социального опыта школьника, осознания элементарного взаимодействия в системе «человек — природа — общество», воспитание пра­вильного отношения к среде обитания и правил поведения в ней; понимание своей индивидуальности, способностей и возможностей.

Приоритетными задачами курса являются:

  1. Расширение содержания ознакомления с природой и обществом, уточнение понятия «Окружающий мир»;

  2. Продолжение работы по отработке устойчивых навыков и привычек здорового образа жизни, выполнение правил гигиены и физической культуры;

  3. Расширение краеведческих знаний, формирование понятия «родной край»;

  4. Обогащение понятий «культура поведения», «культура взаимоотношений;

  5. Воспитание любви к своему городу (селу), к своей Родине, формирование опыта экологически и этически обоснованного поведения в природной и социальной среде, развитие интереса к познанию самого себя и окружающего мира, осуществление подготовки к изучению естественнонаучных и обществоведческих дисциплин в основной школе.
    Содержание курса охватывает весьма широкий круг вопросов: от элементарных правил личной гигиены до знаний о нашей планете, о странах и народах мира. При этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.

«Окружающий мир» — предмет интегрированный. При его изучении младший школьник:

• устанавливает более тесные связи между познанием природы и социальной жизни; понимает взаимозависимости в системе «человек — природа — общество»;

• осознает необходимость выполнения правил поведе­ния, сущность нравственно-этических установок; получает начальные навыки экологической культуры;

• подходит к пониманию себя как индивидуальности, своих способностей и возможностей, осознает возможность изменять себя, понимает важность здорового образа жизни;

• подготавливается к изучению базовых предметов в ос­новной школе.

Образовательная функция предмета заключается в фор­мировании разнообразных представлений о природе, челове­ке и обществе, элементарной ориентировке в доступных есте­ственнонаучных, обществоведческих, исторических поня­тиях, развитии целостного восприятия окружающего мира.

Развивающая функция обеспечивает осо­знание отдельных (доступных для понимания) связей в при­родном и социальном мире, психическое и личностное разви­тие школьника; формирование предпосылок научного миро­воззрения. Обеспечивается формирование общучебных умений — выделять существенные и несущественные при­знаки объекта, сравнивать, обобщать, классифицировать, по­нимать главную мысль научного текста, осознавать, что лю­бое событие происходит во времени и пространстве, фикси­ровать результаты наблюдений. Развивающая функция предмета предполагает и формирование элементарной эру­диции ребенка, его общей культуры, овладение знаниями, превышающими минимум содержания образования.

Воспитывающая функция включает решение задач социализации ребёнка, принятие им гуманистических норм существования в среде обитания, воспитание эмоционально- положительного взгляда на мир, формирование нравственных и эстетических чувств.

В основе построения курса лежат следующие принципы:

- принцип интеграции;

- педоцентрический принцип;

- культорологический принцип;

- принцип экологизации;

- принцип поступательности;

- краеведческий принцип.

В программе представлены следующие ведущие содержательные линии:

-Человек как биологическое существо;

-Человек и другие люди;

-Человек и мир природы;

-Человек и общество;

-История родной страны;

С учётом важности расширения чувственного опыта младших школьников и необходимости связи обучения с жизнью в программе приводится перечень экскурсий и практических работ, доступных детям в этом возрасте. Число практических работ увеличивается к 4 классу.

Окружающий мир - предмет особый. Его изучение требует использования нетрадиционных форм организации, усиления роли занятий, которые проходят вне класса. (в уголке природы, на пришкольном участке, в парке, музее, физкультурном или игровом зале и пр.)

Программа предусматривает проведение уроков обобщения. Цель их – оживить знания школьника, которые он получил не только в данном классе, но и за предыдущие годы обучения, и на основе этого систематизировать и обобщить полученные представления, создать стройную картину определённого исторического периода развития нашего государства.


Содержание программы

Введение. Что нас окружает (2 ч)

Окружающий мир: неживая природа (солнце, воздух, вода и др.); живая природа (животные, растения, люди), предметы и изделия, созданные человеком. Настоящее, прошлое, будущее.

Кто ты такой (10 ч)

Чем люди похожи. Что отличает одного человека от друго­го. Каким родится человек. Что природа дает человеку при ро­ждении. Зачем нужно знать, какой «я» каковы другие люди. Можно ли изменить себя.

Наши помощники - органы чувств.

Ты и твое здоровье. Что такое здоровье. Почему здоровье нужно беречь. Значение режима дня, гигиены и закалива­ния. Физическая культура. Твое здоровье и питание. Культу­ра поведения за столом. Здоровье и осторожность. Правила поведения при опасных жизненных ситуациях (обращение с водой, огнем, электричеством). Помощь человеку, попавше­му в беду.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как че­ловек открыл для себя огонь.

Кто живет рядом с тобой (11 ч)

Что такое семья. Что объединяет членов семьи, поколения в семье. Семейное «древо» имена и отчества членов семьи, их семейные обязанности. Как семья трудится, проводит свобод­ное время. Характер взаимоотношений в семье: любовь, при­вязанность, взаимопомощь, внимательность, доброта. Твое участие в жизни семьи. Забота о старших и младших членах семьи.

Правила поведения. Какие бывают правила. Правила культурного поведения в общественных местах: в транспорте, на природе, в учреждениях культуры. Проявление вниматель­ного и заботливого отношения к пожилым, старым, больным людям, маленьким детям. Доброта, справедливость, честность, внимательность, уважение к чужому мнению - правила взаи­моотношений и дружбы. Твои друзья-одноклассники.

Внешнее проявление чувств. Могут ли обидеть жесты, ми­мика. Как управлять своими эмоциями, как научиться «чи­тать» выражения лица, мимику и жесты.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Когда и почему появились правила. Игровой и потешный семейный фольклор.

Россия - твоя Родина (20 ч)

Что такое Родина. Почему человек любит свою Родину,

как выражает свою любовь. Флаг и герб России.

Родной край - частица Родины. Особенности родного края, отличающие его от других мест родной страны. Досто­примечательности родного края. Труд, быт людей. Культурные учреждения. Знаменитые люди родного края.

Как сегодня трудятся россияне. Зачем человек трудится? Ценности, которые человек создает в процессе труда. Хлеб ­ главное богатство России. Труд хлебороба, фермера. Профес­сии людей, занятых в промышленности, на транспорте. Про­фессии, значение которых возросло в последние годы (эконо­мист, программист).

Города России. Москва - столица РФ, крупнейший куль­турный центр. Достопримечательности Москвы, труд и отдых москвичей. Санкт-Петербург - северная столица России. До­стопримечательности Санкт-Петербурга.

Конституция - главный закон России. Права граждан России. Права детей России. Россия - многонациональная страна. Жизнь разных народов России (труд, быт, культура, язык) на примере 2-3 народов.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Как Русь начиналась. Древняя Русь. Славяне - предки русского народа.

Первое упоминание о славянах. Славянское поселение в V - IX веках. Первые русские князья: Рюрик, Олег, Игорь, Ольга. Заня­тия славян. Первые орудия сельскохозяйственного труда. Осо­бенности быта славян. Русская трапеза. Образование городов.

Как Москва возникла и строилась. Юрий Долгорукий, Иван Калита, Дмитрий Донской. Их роль в возникновении и процветании Москвы. Древние города: «Золотое кольцо» Рос­

сии. Достопримечательности древних городов. Как возникло и что обозначает слово «гражданин».

Мы - жители Земли (25 ч)

Что входит в солнечную «семью». Звезда по имени Солн­це. Земля - планета. Чем Земля отличается от других планет Солнечной системы.

Царства природы. Животное и растение - живые существа. Жизнь леса. Этажи леса. Леса России: хвойные, листвен­ные; дубрава, березняк, осинник и др. Леса родного края. Травянистые растения леса, лекарственные, ядовитые. Мле­копитающие (звери), насекомые, пресмыкающиеся, птицы - ­обитатели леса и их жизнь в разные времена года.

Использование леса человеком. Правила поведения в лесу. Охрана растений и животных леса.

Жизнь водоема. Вода как одно из главных условий жизни. Свойства воды. Три состояния воды: пар, твердая и жидкая во­да. Водоемы, особенности разных водоемов (река, пруд, озеро, море, болото). Типичные представители растительного и жи­вотного мира разных водоемов (реки, пруда, болота).

Использование водоемов человеком. Правила поведения на водоемах. Охрана водоемов.

Жизнь луга. Растения и животные луга. Характеристика типичных представителей луга (с учетом принципа краеведе­ния). Лекарственные растения луга. Использование и охрана лугов человеком.

Жизнь поля. Какие бывают поля, разнообразие культур, выращиваемых на полях. Зерновые, овощные, технические и др. Животные поля.

Жизнь сада и огорода. Растения сада и огорода. Плодовые и ягодные культуры. Сезонный труд людей. Вредители сада и огорода.

Человек и природа. Может ли человек жить без природы. Природа как источник пищи, здоровья, различных полезных предметов для людей. Красота природы. Отражение явлений природы в искусстве и литературе.

Роль человека в сохранении природных объектов. Прави­ла поведения в природе. Охранные мероприятия. Красная книга. «Черная» книга Земли.

Путешествие в прошлое (исторические сведения). Рус­ский фольклор о природе.

Экскурсии. В лес (лесопарк), поле, на луг, водоем; в краевед­ческий музей, места сельскохозяйственного труда (с учетом местного окружения). Экскурсии в исторический (краеведчес­кий), художественный музеи, на предприятие, учреждение культуры и быта (с учетом местных условий).

Практические работы:

составление режима дня для будней и выходных. Первая помощь при ожогах, порезах, ударах. Со­ставление семейного «древа». Работа с натуральными объекта­ми, гербариями, муляжами (съедобные и ядовитые грибы; ред­кие растения своей местности; растения разных сообществ).


Планируемые результаты освоения программы по окружающему миру

Личностные результаты

У обучающихся будут сформированы:

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к знаниям по курсу «окружающий мир», к школе

Интерес к предметно- исследовательской деятельности, предложенной в учебнике и учебных пособиях

Ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей

Понимание причин успеха в учёбе

Оценка одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности

Понимание нравственного содержания поступков окружающих людей

Этические чувства (стыда, вины, совести) на основе анализа поступков одноклассников и собственных поступков

Представление о своей гражданской идентичности в форме «Я» как гражданина России

Представление о своей этнической принадлежности


Предметные результаты

К концу обучения во втором классе обучающийся должен:

называть (приводить примеры):

- правила здорового и безопасного образа жизни;

- правила поведения в природе, общественных местах, уч­реждениях культуры;

- основные права граждан России и права ребенка;

- основные древние города Руси и России (не менее 3-4).

различать (соотносить):

- прошлое - настоящее - будущее;

- год - век (столетие);

- предметы неживой и живой природы, изделия;

- представителей растительного и животного мира и мес­та их обитания;

- этические понятия: заботливость, внимательность, де­ликатность, доброта и др.

решать задачи в учебных и бытовых ситуациях:

- соотносить событие с датой его происхождения;

- характеризовать значение природы для человека и пра­вила отношения к ней;

- описывать объект окружающего мира, передавать свое отношение к нему;

- устанавливать связь между природным объектом и ус­ловиями его обитания;

- составлять портрет (автопортрет, друга, члена семьи, ис­торического лица);

- составлять сюжетные и описательные рассказы об изу­ченных исторических событиях;

-проводить элементарные опыты и наблюдения (в соот­ветствии с программой), фиксировать их результаты.


Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

Принимать и сохранять учебную задачу

Учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале

Принимать установленные правила в планировании и контроле способа решения

Самостоятельно находить несколько вариантов решения учебной задачи, представленной на наглядно-образном уровне

Осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя

Вносить необходимые коррективы в действия на основе принятых правил

Адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, другими лицами

Принимать роль в учебном сотрудничестве

Выполнять учебные действия в устной, письменной речи и во внутреннем плане

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

Пользоваться знаками, символами, таблицами, диаграммами, моделями, схемами, приведёнными в учебной литературе

Строить сообщения в устной форме

Находить в тексте ответ на заданный вопрос

Ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи

Анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков

Смысловому восприятию познавательного текста

Анализировать объекты с выделением существенных и несущественных признаков (в коллективной организации деятельности)

Осуществлять синтез как составление целого из частей

Проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по самостоятельно выделенным основаниям (критериям) при указании количества групп

Устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений

Обобщать (выделять класс объекта по заданному признаку, так и самостоятельно)

Подводить анализируемые объекты (явления) под понятия разного уровня обобщения (природа- сделанное человеком, природа живая- неживая; группы растений, группы животных)

Проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающиеся научатся:

Выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками

Воспринимать другое мнение и позицию

Формулировать собственное мнение и позицию

Умению договариваться, приходить к общему решению (во фронтальной деятельности под руководством учителя)

Строить понятные для партнёра высказывания

Задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить её в процессе общения


Перечень литературы и средств обучения (учебно-методическое обеспечение)

1. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 3-е изд., дораб. - М.: Вентана - Граф, 2010.

2. Виноградова Н.Ф. «Учимся думать и фантазировать»: 2 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. - 3-е изд.;. дораб. - М.: Вентана - Граф, 2010 г.

3.Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 1-4 классы: Методика обучения. - М.: Вентана - Граф, 2010.

4.Виноградова Н.Ф. Методические рекомендации к дидактическим материалам для начальной школы «Окружающий мир в произведениях живописи». - М.: Вента-Граф, 2005.

5.Клепинина З.А. Окружающий мир: 1-4 классы: Сборник тестов для контроля уровня подготовки выпускников начальной школы. - М.: Вентана - Граф., 2006. (Начальная школа: результаты обучения).

6.Беседы с учителем: Методика обучения: 2 класс /Под ред. Л.Е. Журовой. – М.: Вентана-Граф, 2007 – (Начальная школа XXI века).

7.Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» – 3-е изд., дораб. и доп. – М.: Вентана-Граф, 2010.


Дополнительные средства обучения

1.Нархова Н. В., Ефремов А. А. Свойства и особенности организмов (слайд-комплект)

2.Широков С.В. Вода, которую мы пьём (слайд-комплект)

3.Широков С.В. Воздух, которым мы дышим (слайд-комплект)

4.Казинцева М. В. Домашние и дикие животные (слайд-комплект)

5.Широков С.В. Земля, Солнце, Луна и звёзды (слайд-комплект)

6.Казинцева М. В. В мире трав (слайд-комплект)

7. Карпова Е. В. Дидактические игры в начальный период обучения. Популярное пособие для родителей и педагогов. - Ярославль: «Академия развития», 1997.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс

Скачать
Рабочая программа по окружающему миру для 2 класса

Автор: Теплых Галина Анатольевна

Дата: 14.02.2015

Номер свидетельства: 173116

Похожие файлы

object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Рабочая программа "Окужающий мир" для 4 класса "
    ["seo_title"] => string(53) "rabochaia-proghramma-okuzhaiushchii-mir-dlia-4-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "128076"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1415434643"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа "Окружающий мир. 3 класс""
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia_proghramma_okruzhaiushchii_mir_3_klass"
    ["file_id"] => string(6) "456472"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1518345870"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(63) "Рабочая программа. Окружающий мир."
    ["seo_title"] => string(37) "rabochaiaproghrammaokruzhaiushchiimir"
    ["file_id"] => string(6) "302891"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1457341100"
  }
}
object(ArrayObject)#886 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(80) "Рабочая программа по геометрии для 6 класса "
    ["seo_title"] => string(50) "rabochaia-proghramma-po-ghieomietrii-dlia-6-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "185221"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1426160639"
  }
}
object(ArrayObject)#864 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Рабочая программа.Окружающий мир (3 класс) "
    ["seo_title"] => string(48) "rabochaia-proghramma-okruzhaiushchii-mir-3-klass"
    ["file_id"] => string(6) "191861"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1427376689"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства