Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для учащихся 4 класса по УМК «Школа России» »
УТВЕРЖДАЮ
Директор школы
________ /___________/
«» 2013 г.
СОГЛАСОВАНО
Зам. Директора по УВР _____________ /_______________________ /
«»2013 г.
РАССМОТРЕНО
на заседании МО
протокол от
«____»_____20 13 г.
по литературному чтению
для учащихся 4 класса
педагога Крыловой Ирины Валентиновны
(высшая квалификационная категория)
по УМК «Школа России»
2013 - 2014 учебный год
Пояснительная записка
Статус документа
Рабочая программа по предмету «Литературное чтение» 4 класс создана на основе:
Сборник рабочих программ «Школа России». 1 – 4 классы. Пособие для учителя общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011 год;
учебного плана ГБОУ ООШ с. Старый Буян на 2013-2014 учебный год;
Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях в 2012-2013 учебном году.
Структура рабочей программы
Рабочая программа включает в себя 4 раздела:
Пояснительная записка.
Требования к уровню подготовки учащихся.
Основное содержание с примерным распределением часов и последовательностью тем.
Календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Литературное чтение – один из основных предметов в системе подготовки младшего школьника. Наряду с русским языком он формирует функциональную грамотность, способствует общему развитию и воспитанию ребенка. Успешность изучения курса литературного чтения обеспечивает результативность обучения по другим предметам начальной школы.
Специфика начального курса литературного чтения заключается в его тесной интеграции с русским языком. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором обучение чтению сочетается с первоначальным литературным образованием и изучением родного языка. Собственно обучение чтению предполагает работу по совершенствованию навыка чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию читательской самостоятельности.
Рабочая программа предполагает такое содержание учебных книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов: художественно-эстетического, литературоведческого и коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принцип определяет стратегию отбора произведений для чтения и поэтому в круг чтения младших школьников вошли художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними непросто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности.
Литературоведческий принцип в его преломлении к особенностям начального этапа обучения реализуется при анализе художественного текста, выдвигая на первый план художественный образ как общий язык искусства в целом и литературы в частности.
Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи. Работа над художественным произведением не должна сводиться к выявлению эпитетов, сравнений и других средств художественной выразительности. В начальной школе анализ образных средств языка должен проводиться лишь в той мере, в какой он помогает детям почувствовать целостность художественного образа и пережить его содержание. Литературоведческий принцип находит свое выражение в программе в том, что она охватывает все основные литературные жанры: сказки, стихи, рассказы, басни.
Курс литературного чтения не предполагает знакомства детей с особенностями творчества писателей, ибо у младших школьников еще нет достаточной начитанности, необходимых жизненных наблюдений и обобщений. Монографический принцип изучения литературных произведений, характерный для курса литературы в средних и старших классах, вводится постепенно. Таким образом, литературное чтение в младших классах выступает в качестве органического звена единой и непрерывной системы литературного образования в средней школе.
Программа по чтению для младших школьников четко ориентирована на формирование и развитие у учащихся речевых навыков, главным из которых является навык чтения
Коммуникативно-речевой принцип нацелен на проведение уроков-диалогов, уроков воображаемого общения юных читателей с писателем и героями его произведений, на развитие речевой культуры, на формирование и развитие речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача уроков литературного чтения заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громкоречевой формы чтения до чтения про себя, осуществляемого как умственное действие, протекающее во внутреннем плане.
Развитие навыка чтения на первом году обучения предполагает формирование целостных синтетических приемов чтения на уровне слова, на втором году обучения - постепенное введение чтения про себя, на третьем и четвертом годах обучения - наращивание скорости чтения и овладение рациональными приемами чтения.
Параллельно с формированием беглого чтения в течение всех лет ведется целенаправленная работа по формированию умения постигать смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
Кроме навыка чтения и речеведческих умений (деление текста на части, озаглавливание, составление плана, сжатый и полный пересказ прочитанного), учащиеся овладевают приемами выразительного чтения, решая разнообразные коммуникативные задачи, возникающие при чтении, разбирая произведения, они обучаются переносу приемов выразительного устно-речевого общения на чтение текстов.
При обучении чтению знания детей должны пополниться элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе-писателе, о теме читаемого произведения, его жанре, особенностях малых фольклорных жанров (загадка, прибаутка, пословица, считалка). Дети получают первоначальное представления об изобразительных и выразительных возможностях словесного искусства.
Отличительной особенностью программы литературного чтения является введение в ее содержание раздела «Опыт творческой деятельности и эмоционально-чувственного отношения к действительности». Этот раздел даст возможность включить в процесс обучения те приемы и способы деятельности детей, которые помогут им воспринимать художественное произведение на основе проявления собственных творческих способностей.
Литература относится к наиболее сложному, интеллектуальному виду искусства, восприятие произведений которого носит опосредованный характер: при чтении человек получает тем большее наслаждение художественными образами, чем ярче оказываются представления, которые возникают у него в процессе чтения. Характер и полнота восприятия литературного произведения во многом определяются конкретно-чувственным опытом и умением ребенка воссоздать словесные образы, соответствующие авторскому тексту.
Неотъемлемой частью курса литературного чтения является внеклассное чтение (17 часов) проводится в форме самостоятельного домашнего чтения и уроков внеклассного чтения.
Цели и задачи обучения
Изучение литературного чтения в 4 классе направлено на достижение следующих целей:
овладение навыком осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения как базовым в системе образования младших школьников; формирование читательского кругозора и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности;
развитие художественно-творческих и познавательных способностей, эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений, формирование эстетического отношения ребенка к жизни и приобщение к классике художественной литературы;
воспитание эстетического отношения к искусству слова, интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы; обогащение нравственного опыта младших школьников. Формирование представлений о добре и зле, справедливости и честности; развитие нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России.
Кроме того, программа направлена на расширение читательских возможностей детей и знаний об окружающем мире, о своих сверстниках и их жизни, о природе и её охране, об истории нашей Родины, что помогает накоплению социально-нравственного опыта ребенка.
При обучении чтению знания детей пополняются элементарными сведениями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе, о теме читаемого произведения, его жанре, об изобразительно-выразительных возможностях языка.
Продолжается работа с произведениями фольклора, с былинами, дети читают отрывки из древнерусских повестей и «Начальной русской летописи». Расширяется круг произведений отечественной, зарубежной классики и современной детской литературы, усложняется структура курса и содержание произведений.
Курс литературного чтения нацелен на решение следующих основных задач:
развивать у детей способность полноценно воспринимать художественное произведение, сопереживать героям, эмоционально откликаться на прочитанное;
учить детей чувствовать и понимать образный язык художественного произведения, выразительные средства, создающие художественный образ, развивать образное мышление учащихся;
формировать умение воссоздавать художественные образы литературного произведения, развивать творческое и воссоздающее воображение учащихся, и особенно – ассоциативное мышление;
развивать поэтический слух детей, накапливать эстетический опыт слушания произведений изящной словесности, воспитывать художественный вкус;
формировать потребность в постоянном чтении книги, развивать интерес к литературному творчеству, творчеству писателей, создателей произведений словесного искусства;
обогащать чувственный опыт ребёнка, его реальные представления об окружающем мире и природе;
формировать эстетическое отношение ребёнка к жизни, приобщая его к классике художественной литературе;
обеспечивать достаточно глубокое понимание содержания произведений различного уровня сложности;
расширять кругозор детей через чтение книг различных жанров, разнообразных по содержанию и тематике, обогащать нравственно-эстетический и познавательный опыт ребёнка;
обеспечивать развитие речи школьников и активно формировать навык чтения и речевые умения;
создавать условия для формирования потребности в самостоятельном чтении художественных произведений, формировать «читательскую самостоятельность».
Место предмета в базисном учебном плане
Рабочая программа «Литературное чтение» 4 класса разработана на основе учебно-методического комплекта «Школа России», а именно авторской программы Л. Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение» из расчета 4 часа в неделю, 136 часов в год.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности
В процессе освоения предметного содержания литературного чтения обучающиеся должны приобрести общие учебные умения, навыки и способы деятельности:
♦ правильно, осознанно, достаточно бегло читать целыми словами, соотносить интонации с содержанием читаемого текста;
♦ строить диалогическое и монологическое высказывание на основе литературного произведения и личного опыта;
♦ описывать и сопоставлять различные объекты;
♦ самостоятельно пользоваться справочным аппаратом учебника;
♦ развивать умение от чтения вслух к чтению про себя;
♦ совершенствовать звуковую культуру речи;
♦ обучать правильному (орфоэпическому) произношению слов при чтении;
♦ обучать чтению художественных произведений по ролям;
♦ развивать умение планировать, а затем анализировать свое выступление, корректировать его в соответствии с целью высказывания;
♦ уметь пересказывать подробно, выборочно с использованием приемов устного рисования и иллюстрации; самостоятельно делить текст на законченные по смыслу части и выделять в них главное;
♦ самостоятельно находить в тексте слова и выражения, которые использует автор для изображения действующих лиц, природы и описания событий; сопоставлять и осмысливать поступки героев, мотивов их поведения, чувств и мыслей действующих лиц;
♦ развивать умение воспринимать на слух произведения различных жанров, эмоционально откликаться на них и передавать свое настроение в рисунках, совместном обсуждении услышанного;
♦ уметь узнавать и различать жанры литературных произведений: сказка и рассказ, стихотворение и басня, загадка, пословица, небылица, считалка, песня и прибаутка;
♦ уметь выполнять творческие задания по придумыванию своего варианта развития сюжета, сказок, рассказов, переработка их по предложенному варианту, по составлению миниатюрных произведений в стиле какого-либо писателя;
♦ развивать умение воссоздавать художественные образы во время чтения литературно- художественных произведения на основе постоянного сопоставления, реалистического и образного описания предметов или явлений;
♦ развивать умение чувствовать настроение героя произведения, улавливать отношения автора к нему и к описываемым событиям;
♦ размышлять над содержанием произведения, уметь выразить свое отношение к прослушиваемому, сравнивать стихотворные произведения, написанные на одну тему разными поэтами, и ряда стихотворений одного и того же автора;
♦ коллективно или индивидуально создавать свой вариант сюжета известных сказок;
♦ развивать умение сравнивать красоту природы в разное время года, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, уметь находить необычное в обычных предметах.
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса:
Кутявина С. В. Поурочные разработки по литературному чтению: 4 класс. – М.: ВАКО, 2008
Кутявина С. В. «Поурочные разработки по внеклассному чтению. 4 класс», Москва «ВАКО», 2007 г.
Крылова О. Н. Чтение. Работа с текстом: 4 класс. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.
Круглова Т. А. Литературное чтение: итоговая аттестация за курс начальной школы: типовые и тестовые задания. – М.: Издательство «Экзамен», 2013 г.
Кузнецова Н. И., Мещерякова М. И., Арзамасцева И. Н. Детские писатели: Справочник для учителей и родителей. – М.: «БАЛАСС», «С-Инфо», 1995.
Ресурсы интернета.
Результаты обучения
В конце 4 класса обучающиесядолжны знать:
наизусть не менее 15 стихотворений классиков отечественной и зарубежной литературы;
названия, темы и сюжеты 2 – 3 произведений больших фольклорных жанров, а также литературных произведений классических писателей;
не менее 6 – 7 народных сказок (уметь их пересказать), знать более 10 пословиц, 2 – 3 крылатых выражения (усвоить их смысл и уметь сказать, в какой жизненной ситуации можно, кстати, употребить их).
Обучающиесядолжны уметь:
осознанно, бегло, правильно и выразительно читать целыми словами при темпе громкого чтения не менее 90 слов в минуту;
понимать содержание текста и подтекст более сложных по художественному и смысловому уровню произведений, выявлять отношение автора к тому, о чем ведется речь, и осознавать собственное отношение к тому, что и как написано;
передавать содержание прочитанного в виде краткого, полного, выборочного, творческого пересказа; придумывать начало повествования или его возможное продолжение или завершение;
использовать в речи средства интонационной выразительности (логическое ударение, сила и эмоциональная окраска голоса, темпоритм, логические и психологические паузы);
составлять план к прочитанному;
делать подробную характеристику персонажей и их взаимоотношений, ссылаясь на текст;
определять тему и главную мысль произведения;
озаглавливать иллюстрации и тексты;
вводить в пересказы – повествования элементы описания, рассуждения и цитирования;
выделять в тексте слова автора, действующих лиц, пейзажные и бытовые описания;
полноценно слушать; осознанно и полно воспринимать содержание читаемого учителем или одноклассником произведения, устного ответа товарища, т. е. быстро схватывать о чем идет речь в его ответе, с чего он начал отвечать, чем продолжил ответ, какими фактами и другими доказательствами оперирует, как и чем завершил свой ответ;
ставить вопросы к прочитанному;
самостоятельно делать подборку книг на заданную учителем тему;
оценивать выполнение любой проделанной работы, учебного задания.
Учащиесядолжны
освоить формы драматизации: чтение по ролям, произнесение реплики героя с использованием мимики, живые картины (индивидуальные и групповые);
принимать участие в конкурсах чтецов;
владеть навыками сознательного, правильного и выразительного чтения целыми словами при темпе громкого чтения не менее 80 слов в минуту;
понимать содержание прочитанного произведения, определять его тему.
Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу:
Знать/ понимать:
♦ названия, основное содержание изученных литературных произведений, их авторов;
Уметь:
♦ различать элементы книги (обложка, оглавление, титульный лист, иллюстрация, аннотация);
♦ читать осознанно текст художественного произведения «про себя» (без учета скорости);
♦ определять тему и главную мысль произведения;
♦ пересказывать текст (объем не более 1, 5 стр.);
♦ делить текст на смысловые части, составлять его простой план;
♦ составлять небольшой монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения;
♦ читать стихотворные произведения наизусть (по выбору);
♦ создавать небольшой устный текст на заданную тему;
♦ приводить примеры произведений фольклора (пословицы, поговорки, загадки, сказки);
♦ различать жанры художественной литературы (сказка, рассказ, басня), различать сказки народные и литературные;
♦ приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
♦ самостоятельного чтения книг;
♦ высказывания оценочных суждений о прочитанном произведении;
♦ самостоятельного выбора и определения содержания книги по ее элементам;
♦ работы с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе на электронных носителях).
Календарно-тематическое планирование
Раздел №1
Тема: ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ (10ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенности былин.
УМЕТЬ:
- анализировать прочитанное;
- правильно читать и понимать исторические произведения;
- находить аналогии с реальными историческими событиями;
- характеризовать героев;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Раздел темы №1 «ЛЕТОПИСИ, БЫЛИНЫ, СКАЗАНИЯ, ЖИТИЯ» (10 ч. + 1 ч. внеклассного чтения)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Инструктаж по ТБ.
Знакомство с учебником «Родная речь». Летописи.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание правил обращения с книгой.
Развитие памяти, речи, мышления
Фронтальный опрос
«И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение правильно выразительно читать и понимать исторические произведения; находить аналогии с реальными историческими событиями.
Выразительное чтение
«И вспомнил Олег коня своего».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Выразительное чтение
«Ильины три поездочки».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Усвоение знаний о былинах.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
«Ильины три поездочки».
1
«Ильины три поездочки».
1
Закрепление знаний
Умение правильно выразительно читать и понимать исторические произведения; находить аналогии с реальными историческими событиями.
Усвоение знаний о былинах.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
Выразительное чтение
Внеклассное чтение.
Контроль техники чтения.
1
Контроль техники чтения.
«Житие Сергия Радонежского»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение внимательно относиться к слову.
Обогащение словарного запаса.
Развитие памяти, речи, мышления
Выразительное чтение
«Житие Сергия Радонежского»
1
Закрепление знаний
«Житие Сергия Радонежского»
1
Пересказ
Игра «Летописи, былины, сказания, жития»
1
Обобщение и систематизация знаний
Умение прислушиваться к мнению товарищей, принимать правильное решение в коллективе, отстаивать свою точку зрения.
Фронтальный опрос
Раздел №2
Тема: ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ (20 ч)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенности литературных сказок;
- особенности басен.
УМЕТЬ:
- давать оценку поступкам героев, определять тему и основную мысль сказки;
- находить в тексте эпитеты, сравнения, скрытые сравнения, повторы, противопоставления, самостоятельно заучивать наизусть,
- определять тему и основную мысль сказки, делить текст на смысловые части, характеризовать героев,
- находить в тексте средства художественно выразительности;
- создавать план произведения;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Раздел темы №2 «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ» (20 ч. + 3 ч. внеклассного чтения)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества П. П. Ершова;
Содержания сказки.
Умение правильно выразительно читать.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
Умение понимать поступки героев, давать им характеристики.
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Выразительное чтение
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
П. П. Ершов «Конек - горбунок»
1
Внеклассное чтение. Самые интересные книги, прочитанные летом.
А. С. Пушкин «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»
1
Закрепление знаний
Творчество А.С. Пушкина. Викторина по сказкам.
1
Обобщение и систематизация знаний
Знание творчества А. С. Пушкина.
Развитие памяти, речи, внимания, творческих способностей учащихся.
Внеклассное чтение.
КВН по сказкам А. С. Пушкина
1
Закрепление знаний
Знание творчества А. С. Пушкина.
Развитие памяти, речи, внимания, творческих способностей учащихся.
А. Шан - Гирей «Воспоминания о Лермонтове». «Дары Терека»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества М. Ю. Лермонтова.
Умение бегло, выразительно читать.
Развитие памяти, речи, мышления.
Выразительное чтение
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание сказки «Ашик – Кериб».
Умение правильно выразительно читать.
Совершенствование словарного запаса учащихся.
Умение анализировать поступки героев, правильно отвечать на вопросы.
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
1
Закрепление знаний
Пересказ
М. Ю. Лермонтов «Ашик - Кериб» (турецкая сказка)
1
Л. Толстой «Детство»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание учащихся о жизни Л. Н. Толстого.
Умение правильно читать.
Л. Толстой. Басня «Как мужик убрал камень»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание басни «Как мужик убрал камень».
Развитие памяти, речи, мышления.
Выразительное чтение
А.П. Чехов «Мальчики»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества А. П. Чехова.
Умение раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения.
Воспитание чувства ответственности перед окружающими людьми.
Внеклассное чтение.
Такие разные книги.
1
Закрепление знаний
Умение учащихся различать современные и древние книги.
А.П. Чехов «Мальчики»
1
Закрепление знаний
Умение раскрывать смысл произведения, характеризовать героев произведения.
Воспитание чувства ответственности перед окружающими людьми.
Пересказ
КВН по разделу «ЧУДЕСНЫЙ МИР КЛАССИКИ»
1
Обобщение и систематизация знаний
Развитие творческих способностей учащихся.
Творческие задания
Раздел №3
Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (10 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенности стихотворения.
УМЕТЬ:
- находить в тексте средства художественной выразительности;
- определять позицию автора;
- выразительно читать;
- выбирать из текста слова и выражения для ответа на вопрос.
Раздел темы №3 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (10 ч. + 1 ч. внеклассного чтения)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Жизнь и творчество Ф. И. Тютчева
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание детей творчества Ф. И. Тютчева.
Умение правильно читать стихи.
Ф. И. Тютчев «Еще земли печален вид», «Как неожиданно и ярко»
1
Чтение наизусть
А. А. Фет «Весенний дождь», «Бабочка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества А. А. Фета.
Умение видеть и замечать прекрасное в природе.
Обогащение словарного запаса.
Выразительное чтение
Е. А. Баратынский «Весна, весна! Как воздух чист». «Где сладкий шепот»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества Е. А. Баратынского.
Умение видеть прекрасное с помощью поэзии.
Выразительное чтение
А. Н. Плещеев «Дети и птичка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества А. Н. Плещеева.
Умение правильно и выразительно читать.
Чтение наизусть
Внеклассное чтение.
М. М. Пришвин – певец русской природы
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества М. М. Пришвина;
О природе нашей Родины.
И. С. Никитин «В синем небе плывут над полями».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание детей о поэте, его жизни и творчестве.
Умение видеть прекрасное в окружении.
Развитие памяти, речи, мышления.
Выразительное чтение
Н. А. Некрасов «Школьник». «В зимние сумерки нянины сказки»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание детей творчества Н. А. Некрасова.
Умение правильно и выразительно читать стихи.
Обогащение словарного запаса.
Выразительное чтение
И. А. Бунин «Листопад»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Н. А. Бунина.
Умение чувствовать поэтический мир.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
Выразительное чтение
Обобщающий урок
«Проверь себя!»
1
Закрепление знаний
Знание стихов по разделу №3 «Поэтическая тетрадь»
Развивающий час по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
Обобщение и систематизация знаний
Развитие навыков выразительного чтения, творческих способностей.
Умение работать в группах.
Творческие задания
Раздел №4
Тема: ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ (15 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- особенности авторских сказок.
УМЕТЬ:
- характеризовать героев;
- выделять в тексте слова автора и персонажей;
- делить текст на смысловые части;
- составлять план пересказа.
Раздел темы №4 «ЛИТЕРАТУРНЫЕ СКАЗКИ» (15 ч. + 2 ч. внеклассного чтения)
№ п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества В. Ф. Одоевского.
Умение грамотно составлять ответы на вопросы.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение грамотно составлять ответы на вопросы; делить текст на смысловые части, составлять план.
Внеклассное чтение. Литературное путешествие по творчеству Л. Н. Толстого.
1
Закрепление знаний
Знание творчества Л. Н. Толстого.
Развитие речи, внимания, мышления.
В. Ф. Одоевский «Городок в табакерке»
1
Закрепление знаний
Умение передавать содержание прочитанного от имени героя; анализировать поступки и характер героев.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества В. М. Гаршина.
Умение передавать содержание прочитанного от имени героя; анализировать поступки и характер героев.
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Закрепление знаний
В. М. Гаршин «Сказка о жабе и розе»
1
Закрепление знаний
Умение грамотно составлять ответы на вопросы.
Развитие памяти, речи, мышления.
Пересказ
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества П. П. Бажова.
Умение читать по ролям; характеризовать поступки героев; правильно выразительно читать.
Развитие памяти, речи, мышления.
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Чтение по ролям
Внеклассное чтение.
Контроль техники чтения.
1
Контроль техники чтения.
П. П. Бажов «Серебряное копытце»
1
Закрепление знаний
Умение передавать содержание прочитанного от имени героя; анализировать поступки и характер героев, читать по ролям.
Чтение по ролям
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества С. Т. Аксакова.
Умение характеризовать поступки героев; правильно выразительно читать; делить текст на части.
Обогащение словарного запаса.
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
1
Закрепление знаний
А.С. Аксаков «Аленький цветочек»
1
Закрепление знаний
Умение пересказывать текст.
Краткий пересказ
Обобщающий урок по разделу «Литературные сказки».
1
Обобщение и систематизация знаний
Умение работать сообща.
Развитие творческих способностей учащихся.
Фронтальный опрос
2 полугодие
Раздел №5
Тема: ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС (8 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенности сказок, рассказов.
УМЕТЬ:
-высказывать свои суждения о прочитанном;
- соотносить заглавие и основную мысль произведения;
-подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением.
Раздел темы №5 «ДЕЛУ ВРЕМЯ – ПОТЕХЕ ЧАС» (8ч. + 2ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Е. Л. Шварца.
Умение бегло и выразительно читать, делить текст на части, выделять главное, составлять план;
анализировать характер и поступки героев.
Внеклассное чтение.
Рассказы о дрессированных животных и людях, которые их дрессируют.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Ознакомление учащихся с опасной, но интересной профессией дрессировщика.
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение бегло и выразительно читать, делить текст на части, выделять главное, составлять план;
анализировать характер и поступки героев.
Краткий пересказ
Е. Л. Шварц «Сказка о потерянном времени»
1
Закрепление знаний
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества В. Ю. Драгунского.
Обогащение словарного запаса учащихся.
Умение учиться на основе рассказа Драгунского.
Выразительное чтение
В. Ю. Драгунский «Главные реки»
1
Закрепление знаний
В. Ю. Драгунский «Что любит Мишка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение бегло и выразительно читать.
Развитие памяти, речи, мышления.
В. В. Голявкин «Никакой горчицы я не ел»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества В. В. Голявкина.
Умение анализировать поступки героев.
Обобщающий урок по разделу «Делу время – потехе час»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Развитие памяти, творческих способностей учащихся.
Фронтальный опрос
Внеклассное чтение.
«Загадки волшебницы Зимы»
1
Закрепление знаний
Раздел №6
Тема: СТРАНА ДЕТСТВА (7 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- особенность рассказов.
УМЕТЬ:
-устанавливать последовательность действий и произведений и осмысливать взаимосвязи прочитываемых в нём событий;
- подкреплять ответы на вопросы выборочным чтением;
- передавать содержание через разные виды пересказа по плану.
Раздел темы №6 «СТРАНА ДЕТСТВА» (7ч. + 1ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества Б. С. Житкова.
Умение бегло и выразительно читать; характеризовать главного героя, его поступки.
Б. С. Житков «Как я ловил человечков»
1
Закрепление знаний
Умение раскрывать смысл содержания рассказа; характеризовать главного героя, его поступки.
Пересказ
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества К. Г. Паустовского.
Умение бегло и выразительно читать.
Умение видеть прекрасное вокруг, замечать, понимать окружающий мир.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1
К. Г. Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
1
Закрепление знаний
Умение бегло и выразительно читать.
Развитие памяти, речи, мышления, воображения.
Выборочное чтение
М. М. Зощенко «Елка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества М. М. Зощенко.
Умение анализировать поступки героев.
Пересказ
Обобщающий урок по разделу «Страна детства»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Умение сравнивать, анализировать сопоставлять.
Фронтальный опрос
Внеклассное чтение.
Необычный календарь.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества В. Бианки.
Ознакомление с большим произведением В. Бианки «Лесная газета».
Раздел №7
Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (4 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенность стихотворения.
УМЕТЬ:
- определять позицию автора;
- самостоятельно заучивать наизусть;
- выразительно читать.
Раздел темы №7 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ» (4ч.)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
В.Я. Брюсов. «Опять сон», «Детская».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества В. Я. Брюсова.
Умение правильно и выразительно читать стихи.
Развитие памяти, речи, мышления.
Чтение наизусть
С.А. Есенин «Бабушкины сказки»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание стихотворения С. А. Есенина.
Пополнение биографических знаний о поэте.
Обобщение словарного запаса.
Выразительное чтение
М. Цветаева «Бежит тропинка с бугорка…», «Наши царства».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества М. Цветаевой. Умение читать стихи выразительно.
Выразительное чтение
Устный журнал по разделу «Поэтическая тетрадь»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Развитие памяти, мышления, творческих способностей.
Фронтальный опрос
Раздел №8
Тема: ПРИРОДА И МЫ (12 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенность рассказов.
УМЕТЬ:
-определять тему и основную мысль произведения;
- характеризовать героев;
- делить текст на смысловые части;
- выделять в тексте слова автора и персонажей.
Раздел темы №8 «ПРИРОДА И МЫ» (12ч. + 2ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Д. Н. Мамина-Сибиряка.
Умение анализировать характер и поступки героев.
Обогащение словарного запаса.
Д. М. Мамин – Сибиряк «Приемыш»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Внеклассное чтение.
От чистого сердца: произведения о маме.
1
Закрепление знаний
Знание произведений о маме.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества А. И. Куприна.
Умение раскрывать смысл рассказа; выразительно читать; анализировать характер и поступки героев.
Обогащение словарного запаса.
А. И. Куприн «Барбос и Жулька»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение грамотно составлять ответы на вопросы
М. М. Пришвин «Выскочка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества М. М. Пришвина.
Умение анализировать характер и поступки героев.
Умение бегло и выразительно читать, анализировать текст.
М. М. Пришвин «Выскочка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение анализировать характер и поступки героев.
Умение бегло и выразительно читать, анализировать текст, пересказывать его.
Пересказ
Е. И. Чарушин «Кабан»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание творчества Е. И. Чарушина.
Умение бегло и выразительно читать, анализировать текст, пересказывать его.
Выборочное чтение
Е. И. Чарушин «Кабан»
1
Закрепление знаний
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества В. П. Астафьева
Умение выразительно читать; анализировать характер и поступки героев, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; составлять сравнительное описание на основе текста.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение выразительно читать; анализировать характер и поступки героев, делить текст на части, озаглавливать каждую часть; составлять сравнительное описание на основе текста.
Внеклассное чтение.
«Лес не школа, а всему учит»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание детей о жизни и творчестве Н. И. Сладкова.
Умение рассказать о роли леса, природы в нашей жизни.
Развитие памяти, речи, мышления.
В. П. Астафьев «Стрижонок Скрип»
1
Закрепление знаний
Составление плана пересказа
Конкурс знатоков по разделу «Природа и мы»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Фронтальный опрос
Раздел №9
Тема: ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ (6 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенность стихов.
УМЕТЬ:
- определять позицию автора;
- находить в тексте средства художественной выразительности;
- самостоятельно заучивать наизусть;
- выразительно читать.
Раздел темы №9 «ПОЭТИЧЕСКАЯ ТЕТРАДЬ»
(6 ч.+ 1ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Б. Л. Пастернак «Золотая осень».
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Б. Л. Пастернака.
Умение понимать язык поэзии, читать поэтические произведения.
Выразительное чтение
Внеклассное чтение.
Сказки писателей о детях.
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение ориентироваться в художественной литературе.
С. А. Клычков «Весна в лесу»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества С. Клычкова.
Умение видеть в природе прекрасное при помощи поэта и художника.
Выразительное чтение
Д. Б. Кедрин «Бабье лето»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Д. Б. Кедрина.
Умение выражать свои мысли, выразительно читать.
Чтение наизусть
Н. М. Рубцов «Сентябрь»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Н. М. Рубцова.
Формирование навыка выразительного чтения.
Умение сравнивать.
Мини – сочинение
Чтение наизусть
С. А. Есенин «Лебедушка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание нового произведения С. Есенина.
Умение правильно и выразительно читать» раскрывать красоту поэтического произведения.
Конкурс «Поэзии прекрасные страницы…»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Развитие творческих способностей, памяти, речи, мышления.
Фронтальный опрос
Раздел №10
Тема: РОДИНА (5 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны ЗНАТЬ:
- особенность стихов.
УМЕТЬ:
- высказывать свои суждения о прочитанном,
- выразительно читать;
- анализировать прочитанное;
- характеризовать прочитанное.
Раздел темы №10 «РОДИНА»
(5 ч. + 1 ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
И. С. Никитин «Русь»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание стихотворения «Русь» И. С. Никитина.
Умение понимать поэтические произведения о родине.
Выразительное чтение
С. С. Дрожжин «Родине»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание биографических данных С. Д. Дрожжини. Воспитание патриотических чувств.
Умение делить текст на части.
Чтение наизусть
Внеклассное чтение.
«Учиться надо весело, чтобы хорошо учиться»
1
Закрепление знаний
Знание книг о детях, их сверстниках.
А. В. Жигулин «О, Родина!»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества А. В. Жигулина.
Воспитание патриотических чувств.
Умение выразительно читать.
Выразительное чтение
Б. А. Слуцкий «Лошади в океане»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Б. А. Слуцкого.
Умение правильно, выразительно читать; бережно относиться к природе.
Обобщающий урок по разделу «Родина»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Развитие памяти, речи, мышления.
Фронтальный опрос
Раздел №11
Тема: СТРАНА ФАНТАЗИЯ (6 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенность рассказов.
УМЕТЬ:
- высказывать суждения о прочитанном;
- характеризовать героев,
- подробно и кратко пересказывать,
- читать выразительно по ролям.
Раздел темы №11 «СТРАНА ФАНТАЗИЯ»
(6ч. + 1ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид контроля
Дата
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание научно-фантастической литературы, жизни и творчества Е. С. Велтистова.
Умение анализировать отрывок из повести Е. С. Велтистова.
Е. С. Велтистов. «Приключения Электроника»
1
Закрепление знаний
Умение находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев.
Пересказ
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание научно-фантастической литературы, жизни и творчества К. Булычёва.
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
1
Умение находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст.
Внеклассное чтение.
«Русь, Россия, Родина моя…»
1
Знание стихов о Родине; произведений о защитниках Родины; символов государства
Кир Булычев «Путешествие Алисы»
1
Закрепление знаний
Умение находить в тексте нужные отрывки, анализировать поступки героев, составлять картинный план к произведению, пересказывать по нему текст.
Обобщающий урок «Путешествие по «Стране Фантазии»
1
Обобщение и систематизация знаний
Развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащихся.
Фронтальный опрос
Раздел №12
Тема: ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА (16 ч.)
Комплексно – дидактическая цель: в результате изучения материала обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
- особенность сказок и рассказов.
УМЕТЬ:
- определять тему и основную мысль произведения;
- характеризовать героев;
- делить текст на смысловые части;
- выделять в тексте слова автора и персонажей;
- высказывать свои суждения о прочитанном.
Раздел темы №12 «ЗАРУБЕЖНАЯ ЛИТЕРАТУРА»
(16 ч. + 2 ч. внеклассного чтения)
№
п/п
Тема урока
Кол-во часов
Типы уроков
Планируемые результаты
освоения материала
Вид
контроля
Дата
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Дж. Свифта.
Умение правильно и выразительно читать, пересказывать текст от имени героя, составлять картинный план.
Д. Свифт «Путешествие Гулливера»
1
Закрепление знаний
Краткий пересказ
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества Г. Х. Андерсена.
Умение читать и анализировать сказку, находить ответы на вопросы по тексту.
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
1
Закрепление знаний
Составление плана пересказа
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
1
Закрепление знаний
Умение находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их.
Развитие памяти, речи, мышления.
Внеклассное чтение.
Контроль техники чтения.
Мой любимый герой.
1
Контроль техники чтения.
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
1
Закрепление знаний
Умение находить ответы на вопросы по тексту, пересказывать его, делить текст на части, озаглавливать их.
Развитие памяти, речи, мышления.
Г. Х. Андерсен «Русалочка»
1
Обобщение и систематизация знаний
Пересказ
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества М. Твена.
Умение бегло выразительно читать, читать по ролям, пересказывать текст от имени героя.
М. Твен «Приключения Тома Сойера»
1
Закрепление знаний
Умение бегло выразительно читать, читать по ролям, пересказывать текст от имени героя.
Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Знание жизни и творчества С. Лагерлёфа.
Умение анализировать характер и поступки героев.
Обогащение словарного запаса.
Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
1
Закрепление знаний
Сельма Лагерлеф «Святая ночь»
1
Сельма Лагерлеф «В Назарете»
1
Изучение и первичное закрепление знаний
Умение выразительно читать текст; анализировать характер и поступки героев.
Сельма Лагерлеф «В Назарете»
1
Закрепление знаний
Умение работать с иллюстрацией.
Обогащение словарного запаса.
Обобщающий урок по разделу «Зарубежная литература»
1
Обобщение и систематизация знаний
Совершенствование знаний учащихся по данному разделу.
Умение работать в коллективе, прислушиваться к чужому мнению, отстаивать свою точку зрения.
Тест
Игра «Литературные тайны»
1
Развитие памяти, речи, мышления, творческих способностей учащихся.