kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Пути развития наблюдательности младших школьников при изучении окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В статье перечислены пути развития наблюдательности младших школьников при изучении окружающего мира, рассмотрены условия развития наблюдательности.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Пути развития наблюдательности младших школьников при изучении окружающего мира»

ПУТИ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА


Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.

Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.

Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.

Пути развития наблюдательности при изучении окружающего мира разнообразны: использование различных средств наглядности; организация наблюдений к уроку и на уроке; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после них.

Рассмотрим некоторые из перечисленных путей развития наблюдательности.

Формирование чувственного опыта осуществляется с опорой на наглядность. Слово наглядность означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные модели, муляжи, условные, графические изображения, знаковые модели.

Наглядность может выполнять разные функции, в частности иллюстративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразования), объяснительную, операторную, т. е. не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом.

Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:

1. Отбор наглядных средств учителем для урока. Это зависит от:

- целей. Если у учащихся формируются знания о свойствах конкретных объектов, то более эффективными являются натуральные пособия, изображения этих объектов. Для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений более эффективной является графическая наглядность;

- удобства организации анализа. Например, для формирования первичных представлений о насекомых учителю удобнее работать с таблицей, где дано крупное изображение одного из насекомых, чем с коллекцией насекомых;

- способа организации деятельности учащихся. В частности, для организации работы в парах, когда учащиеся будут, например, составлять цепи питания, моделировать природные сообщества, наглядность должна быть в раздаточном варианте;

- возрастных особенностей. Высокая эмоциональность, яркость восприятия приводит к тому, что учащиеся хуже воспринимают схематические изображения, чем предметные.

2. Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приёмов, способствующих развитию мотивации, - использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации.

3. Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения (что надо искать в воспринимаемом объекте). Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.

4. Регулятором процесса восприятия является установка, т. е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. От неё зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие в данный момент не нужно обращать внимание. Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция.

5. Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развёрнутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.

6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Чем богаче прошлый опыт, тем больше он видит в предмете или явлении. Поэтому, излагая новый материал, целесообразно обращаться к жизненному опыту учащихся, к тому, что им приходилось наблюдать дома, на улице. Но одна из задач учителя – обогащение жизненного опыта. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений и т. д.

7. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовать их деятельность.

Необходимо выделить специальные сенсорные задачи, основное назначение которых – научить учащихся рациональным проемам наблюдения в процессе усвоения знаний. Эти приемы различны и усложняются по мере обогащения опыта учащихся.

Первая группа приемов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков (или фиксирует их в письменном виде), а учащиеся должны узнать по ним объект. Хорошо реализовывать эту группу приемов при организации работы в парах.

Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух (или более) объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик.

Третья группа приемов – задачи на мыслительную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятия исходного состояния, характеристик выделить разнообразные признаки, которые позволят им включать их в новые связи и отношения.

Четвертая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование данного объекта.

Таким образом, наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Пути развития наблюдательности младших школьников при изучении окружающего мира

Автор: Цыганкова Наталья Фёдоровна

Дата: 06.12.2016

Номер свидетельства: 366696

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Формирование творческих компетентностей младших школьников на уроках и во внеурочное время "
    ["seo_title"] => string(106) "formirovaniie-tvorchieskikh-kompietientnostiei-mladshikh-shkol-nikov-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoie-vriemia"
    ["file_id"] => string(6) "148291"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1419626219"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(92) "Экологическое воспитание на уроках кубановедения"
    ["seo_title"] => string(53) "ekologhichieskoievospitaniienaurokakhkubanoviedieniia"
    ["file_id"] => string(6) "274874"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452452172"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Программа кружка "Вместе с математикой" "
    ["seo_title"] => string(42) "proghramma-kruzhka-vmiestie-s-matiematikoi"
    ["file_id"] => string(6) "221698"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435557964"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) ""Формирование ЗОЖ у детей школьного возраста во время прогулок» "
    ["seo_title"] => string(70) "formirovaniie-zozh-u-dietiei-shkol-nogho-vozrasta-vo-vriemia-proghulok"
    ["file_id"] => string(6) "176025"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1424350997"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Использование проектно-исследовательской технологии  в краеведческой деятельности "
    ["seo_title"] => string(94) "ispol-zovaniie-proiektno-issliedovatiel-skoi-tiekhnologhii-v-kraieviedchieskoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "127411"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1415298930"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства