Просмотр содержимого документа
«Пути развития наблюдательности младших школьников при изучении окружающего мира»
ПУТИ РАЗВИТИЯ НАБЛЮДАТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
Развитие наблюдательности – одна из приоритетных целей, которую учитель должен реализовать при организации изучения окружающего мира.
Наблюдение следует рассматривать в единстве восприятия и мышления. Первоначально восприятие выступает как относительно простой акт непреднамеренного отражения той действительности, которая окружает человека. Но в процессе развития восприятие может переходить, с одной стороны, в специфическую теоретическую деятельность – наблюдение, с другой – восприятие может переходить и в процесс создания художественного образа и эстетического созерцания мира.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить каждому ученику условия для адекватного восприятия окружающего мира, чтобы он не просто смотрел, но и увидел всё, что требуется, не только слушал, но и услышал.
Пути развития наблюдательности при изучении окружающего мира разнообразны: использование различных средств наглядности; организация наблюдений к уроку и на уроке; организация наблюдений при проведении опытов, практических работ; ведение дневников наблюдений, фенологических тетрадей, настенных календарей природы и труда; организация наблюдений на экскурсиях и после них.
Рассмотрим некоторые из перечисленных путей развития наблюдательности.
Формирование чувственного опыта осуществляется с опорой на наглядность. Слово наглядность означает доступность визуального наблюдения, то очевидное, что можно показать, увидеть. Типы наглядности разные по содержанию и функциям. Это натуральные средства, печатно-иллюстративные модели, муляжи, условные, графические изображения, знаковые модели.
Наглядность может выполнять разные функции, в частности иллюстративную (выступает как самостоятельный объект анализа и преобразования), объяснительную, операторную, т. е. не только иллюстрировать содержание знаний, но и интерпретировать, называть способ действия с материалом.
Основными условиями развития наблюдательности при использовании различных средств наглядности являются:
1. Отбор наглядных средств учителем для урока. Это зависит от:
- целей. Если у учащихся формируются знания о свойствах конкретных объектов, то более эффективными являются натуральные пособия, изображения этих объектов. Для усвоения скрытых от непосредственного восприятия свойств и отношений более эффективной является графическая наглядность;
- удобства организации анализа. Например, для формирования первичных представлений о насекомых учителю удобнее работать с таблицей, где дано крупное изображение одного из насекомых, чем с коллекцией насекомых;
- способа организации деятельности учащихся. В частности, для организации работы в парах, когда учащиеся будут, например, составлять цепи питания, моделировать природные сообщества, наглядность должна быть в раздаточном варианте;
- возрастных особенностей. Высокая эмоциональность, яркость восприятия приводит к тому, что учащиеся хуже воспринимают схематические изображения, чем предметные.
2. Учителю необходимо продумывать мотивацию использования наглядности. Один из приёмов, способствующих развитию мотивации, - использование разнообразных средств наглядности: таблиц, показ слайдов, фрагментов видеозаписи, рисунков и др. Важным приемом является создание проблемной ситуации.
3. Перед использованием наглядности обязательна постановка цели или учебной задачи наблюдения (что надо искать в воспринимаемом объекте). Поставленная задача делает наблюдение избирательным и целенаправленным. Это способствует и формированию мотива.
4. Регулятором процесса восприятия является установка, т. е. готовность к восприятию нужного в данный момент материала. От неё зависит, какие объекты, детали будут восприниматься, а на какие в данный момент не нужно обращать внимание. Хорошим средством формирования установки на восприятие является словесная инструкция.
5. Подготовка к наблюдению сложных объектов или явлений включает составление плана проведения наблюдения. Он может быть более или менее развёрнутым, даваться устно или письменно. План полезен не только для организации наблюдений, но и для последующего рассказа об увиденном.
6. Результаты восприятия во многом определяются прошлым опытом, интересами, знаниями человека. Чем богаче прошлый опыт, тем больше он видит в предмете или явлении. Поэтому, излагая новый материал, целесообразно обращаться к жизненному опыту учащихся, к тому, что им приходилось наблюдать дома, на улице. Но одна из задач учителя – обогащение жизненного опыта. Для реализации задачи учитель проводит с учащимися экскурсии, прогулки, работу с дневниками наблюдений и т. д.
7. Чтобы наблюдение было эффективным, необходимо не просто стимулировать учащихся к рассмотрению объектов, а организовать их деятельность.
Необходимо выделить специальные сенсорные задачи, основное назначение которых – научить учащихся рациональным проемам наблюдения в процессе усвоения знаний. Эти приемы различны и усложняются по мере обогащения опыта учащихся.
Первая группа приемов – поисковые, которые дают возможность учащимся найти, выделить, опознать объект, руководствуясь определёнными признаками. Например, учитель называет ряд признаков (или фиксирует их в письменном виде), а учащиеся должны узнать по ним объект. Хорошо реализовывать эту группу приемов при организации работы в парах.
Вторая группа приемов – это осуществление сравнительного анализа двух (или более) объектов на основе сопоставления их сенсорных характеристик.
Третья группа приемов – задачи на мыслительную перегруппировку заданных объектов. Для реализации этой задачи учащиеся должны путём восприятия исходного состояния, характеристик выделить разнообразные признаки, которые позволят им включать их в новые связи и отношения.
Четвертая группа приёмов позволяет решать собственно исследовательские задачи. Цель их – направить внимание учащихся на самостоятельное исследование данного объекта.
Таким образом, наглядность способствует развитию наблюдательности, образного мышления, и это необходимое условие эффективного усвоения знаний. Вместе с тем это одно из важнейших средств развития личности ученика (его чувств, переживаний, эмоционального отношения к окружающему).