Просмотр содержимого документа
««Пути повышения эффективности работы с одарёнными, творческими учащимися в начальной школе»»
«Пути повышения эффективности работы с одарёнными, творческими учащимися в начальной школе»
«В душе каждого ребенка есть невидимые струны.
Если их тронуть умелой рукой, они красиво зазвучат»
В.А.Сухомлинский
Каждый учитель знает, что нет одинаковых детей: у каждого есть что-то свое, что-то, что выделяет его из общей массы и делает уникальным.
В рамках новых стандартов перед педагогами поставлена задача: рассмотреть и развить способности каждого ребёнка. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовать свои способности самостоятельно. Очень многое зависит и от школы, и от семьи.
Уже в начальной школе можно встретить таких учеников, которым хочется узнать больше, чем на уроке. Они читают словари и специальную литературу, ищут ответы на свои вопросы в различных областях знаний. Поэтому так важно не потерять таких детей, помочь наиболее полно раскрыть свои способности.
Выявление одаренных детей начинаю уже с первых дней ребенка в школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления.
Основными целями своей работы считаю: развитие личности ученика, его интеллектуальных и творческих способностей, интереса к учению, формирование желания учиться и умения учиться.
Я работаю по учебно-методическому комплекту «Школа России». Он рассчитан на личностно-ориентированный подход в образовании младших школьников, в нём изначально заложен принцип постепенного усложнения в предъявлении учебного материала, поэтому я постоянно использую элементы развивающего обучения. Основной особенностью методов и форм в моей работе является то, что предпочтение отдается проблемно-поисковой, исследовательской и творческой деятельности младших школьников.
В своей работе использую технологию проблемного обучения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.
Чтобы активизировать процесс обучения, придать ему познавательный, творческий, занимательный характер, в учебной деятельности необходимо использовать различные современные средства информации: медиатеку, Интернет, компьютерные игры по предметам, электронные энциклопедии,
На уроках литературного чтения для сильных учеников даю индивидуальное задание, чтение дополнительных текстов. В то время как во время урока работаю с основным составом класса по тексту учебника, сильные учащиеся получают задания: «Прочти дополнительный текст и ответь на вопросы… (расскажи классу)».
На уроках русского языка даю задания для развития творческого мышления, памяти, внимания и др.( «Найдите третий лишний», «Распредели по группам», зрительный диктант, письмо о памяти и др.)
На всех этапах урока математики я стараюсь использовать дифференциацию: для способных детей я предлагаю более сложные задачи: комбинированные, с недостающими или лишними данными.
У одарённых детей чётко проявляется потребность в исследовательской и поисковой активности – это одно из условий, которое позволяет учащимся погрузиться в творческий процесс обучения и воспитывает в них жажду знаний, стремление к открытиям, активному умственному труду, самопознанию. Начиная с 1 класса, учащиеся выполняли исследовательскую работу:
1класс «Отец и дед - солдаты»
2 класс - «Моя семья»,
3 класс - «Книга памяти»,
Проектная деятельность позволяет решить мою главную задачу как учителя – активизация познавательной активности. Кроме того, позволяет формировать личностные качества учащихся и в первую очередь – умение работать в коллективе, анализировать результаты своей деятельности.
На уроках русского языка ребята готовили и защищали проектные работы:
Рассказ о слове
Семья слов
На уроках математики:
Математические сказки
На уроках окружающего мира:
Мои домашние животные
Красная книга Кузбасса
В своей работе часто использую задания развивающего характера, в том числе викторины, кроссворды, ребусы, игры. Дети с удовольствием готовят самостоятельно вопросы к викторинам, составляют кроссворды, ребусы.
Важнейшей формой работы с одаренными учащимися являются олимпиады. Они способствуют выявлению наиболее способных и одаренных детей. Победители школьных олимпиад на дополнительных занятиях углубленно занимаются и принимают участие в районных олимпиадах.
Считаю, что очень важно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие творческих, познавательных способностей учащихся. Важно предложить такое количество дополнительных образовательных услуг, где бы каждый ученик мог реализовать свои эмоциональные, физические потребности.
Уже со второго класса на уроках литературного чтения ученики делают первые писательские шаги. Сказки и стихотворения - попытка выразить внутреннее состояние автора и творческий порыв его души.
Выявив талантливого ученика на начальном этапе обучения, я стараюсь установить сотрудничество учителя, ребёнка и родителей. Если родитель по максимуму будет вникать в учебный процесс, помогать ребёнку справляться с трудностями, радоваться его успехам, труд будет вознаграждён.
В моём классе сложилась система мероприятий, направленных на сотрудничество с родителями. Родители вовлекаются в жизнедеятельность класса через познавательные, творческие и спортивные мероприятия
Без помощи взрослых ребёнку не обойтись, главное - помочь в начале пути!
Закончить свое выступление я хочу словами Василия Александровича Сухомлинского:
«Одаренность человека — это маленький росточек, едва проклюнувшийся из земли и требующий к себе особого внимания. Необходимо холить и лелеять, ухаживать за ним, сделать все необходимое, чтобы он вырос и дал обильный плод».