kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Пути формирования (развития) универсальных учебных действий в урочной деятельности»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Пути формирования (развития) универсальных учебных действий в урочной деятельности»»

«Пути формирования (развития) универсальных учебных действий в урочной деятельности»



«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»

Элберт Хаббарт.



На сегодняшний день вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику приоритетной целью школьного образования становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря – формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать какие знания и умения ему понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе способов деятельности. Но это не значит, что мы отказываемся от «багажа» знаний. Мы просто меняем приоритеты. Предметное содержание перестает быть центральной частью стандарта. Иными словами, школа должна ребёнка: «научить учиться», «научить жить», «научить жить вместе», «научить работать и зарабатывать» (из доклада ЮНЕСКО «В новое тысячелетие»).

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности УУД «универсальных учебных действий», которые обеспечивают возможность каждому ученику самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, уметь контролировать и оценивать учебную деятельность и ее результаты. Они создают условия развития личности и ее самореализации.

В основе формирования УУД лежит «умение учиться», которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

УУД направлены на достижение планируемых результатов. Различают три группы планируемых результатов:

1. Предметные универсальные учебные действия – лежат в основе изучения самого предмета (опыт получения, преобразования и применения предметных знаний).

2. Метапредметные универсальные действия – центральной составляющей является формирование умения у учащихся работать с информацией (извлекать её, анализировать, воспринимать). Отражают межпредметные понятия.

3. Личностные универсальные учебные действия – эмоциональность и нравственность в изучении предмета, развитии толерантности, здорового образа жизни.

Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:


Личностные результаты

Умения самостоятельно делать СВОЙ ВЫБОР в мире мыслей, чувств и ЦЕННОСТЕЙ и отвечать за этот выбор

Регулятивные универсальные учебные действия

Умения ОРГАНИЗОВЫВАТЬ свою деятельность

Познавательные УУД

Умения результативно МЫСЛИТЬ и работать с ИНФОРМАЦИЕЙ в современном мире

Коммуникативные УУД

Умения ОБЩАТЬСЯ, взаимодействовать с людьми



Личностные (нравственно-оценочные умения)-оценка своих и чужих поступков

Личностные универсальные учебные действия выражаются формулами «Я и природа», «Я и другие люди», «Я и общество», «Я и познание», «Я и Я», что позволяет ребенку выполнять разные социальные роли («гражданин», «школьник», «ученик», «собеседник», «одноклассник», «пешеход» и др.).

Регулятивные универсальные учебные действия(организация умения)-организация своих дел, решения проблем


Отражают способность обучающегося строить учебно-познавательную деятельность, учитывая все ее компоненты (цель, мотив, прогноз, средства, контроль, оценка).

Познавательные универсальные учебные действия(интеллектуальные кмения)-обработка информации


Система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации

Коммуникативные универсальные действия (коммуникативные умения)-общение с людьми

Обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками; самостоятельная организация речевой деятельности в устной и письменной форме.


Я работаю по УМК «Школа России». Целью этой программы является: обеспечить регулирование различных аспектов освоения метапредметных умений, т.е. способов деятельности, применимых в рамках, как образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.

Как и программы по отдельным учебным предметам, программа формирования универсальных учебных действий конкретизирует соответствующих раздел Фундаментального ядра содержания.

Программа формирования универсальных учебных действий содержит:

    • Описание ценностных ориентиров на каждой ступени образования;

    • Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов в соответствии с УМК «Школа России»;

    • Характеристики личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий.

    • Типовые задачи формирования личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий в соответствии с УМК «Школа России»;

    • Описание преемственности программы формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования в соответствии с УМК «Школа России».

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.

Рассмотрим на конкретном примере  пути формирования (развития) УУД в урочной деятельности.

Разработка урока в рамках формирования УУД (на примере темы «Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), (м,)» по учебному предмету литературное чтение, русский язык (обучение грамоте) УМК «Школа России».

Тема урока - Буквы М,м, обозначающие согласные звуки (м), (м,)

Тип урока - урок открытия нового знания

Цель урока - создание условий для овладения обучающимися знаниями о новых буквах и звуках;

для формирования УУД обучающихся (познавательных, регулятивных, коммуникативных);

для формирования чувств гражданственности, патриотизма, любви к Родине

Планируемый результат:

Предметные умения:

Правописные умения:

- каллиграфически правильно писать букву ь;

- каллиграфически правильно писать сочетания, слова с буквой ь;

-правильно списывать слова и предложения,

- уметь проверять написанное, сравнивая с образцом.

Учебно-языковые умения:

- проводить звуко-буквенный анализ слова;

- видеть в слове орфограмму ("опасное место"), уметь ее объяснить

- уметь правильно произносить сочетания букв, слова с учетом фонематических норм русского языка.

Речевые умения:

- правильно называть буквы русского алфавита.

- составлять слова из букв

- составлять предложение из слов;

- объяснять лексическое значение слова

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

-оценивать усваиваемое содержание учебного материала (исходя из личностных ценностей);

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- формулировать учебные задачи;

- работать по предложенному плану, инструкции;

- высказывать свое предположение на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

-совместно с учителем и одноклассниками давать оценку своей деятельности на уроке.

Познавательные УУД:

- ориентироваться в учебнике, тетради;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения

- уметь определять уровень усвоения учебного материала.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка

Ключевые компетенции:

  • коммуникативная;

  • информационная.

Оборудование:  записи на доске; учебник «Азбука», авт. В.Г.Горецкий, В.А.Кирюшкин, А.Ф.Шанько; «Пропись №2», рабочая тетрадь.

Ход урока

Деятельность учителя и учащихся


Формируемые УУД

Организационный этап

- Добрый день, ребята! Сегодня у нас очередной урок обучения грамоте, на котором вы продолжите раскрывать секреты русского языка.

Проверьте, как организовано ваше "рабочее место", как расположены на парте "Азбука", "Пропись", пенал.

- Почему это важно?

Выскажите свои мысли


регулятивные:

-осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Актуализация опорных знаний

-Что вы видите на доске? ( на магнитной доске все изученные буквы)

- Что вы умеете делать с этими буквами? (писать, читать слоги, слова, предложения)

-Почему они разделены на две группы? ( гласные и согласные)

Работа в парах:

- Кто сидит на первом варианте вылепите гласные буквы, кто на втором – согласные.

- Какое задание вы бы предложили выполнить с данными буквами?

-Молодцы! Теперь поиграем. Составьте из вылепленных букв слоги так, чтобы впереди шла согласная буква.

- А теперь поменяйте местами буквы. Какая стоит впереди?

-Запишите в рабочую тетрадь получившиеся слоги. Посчитайте их количество.

Чтение текста «Покупки» ( «Азбука» с.85)

-Найдите все двусложные (трехсложные) слова.

Чтение текста «Повар» ( «Азбука» с.87)

-Придумайте однокоренные слова к слову повар.

Предметные:

- правильно называть буквы русского алфавита;

- правильно выделять буквы, обозначающие гласные и согласные звуки;

- составлять слова из букв.

Метапредметные (УУД)

познавательные:

- выполнять классификацию;

- обосновывать основание для классификации;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- находить ответы на вопросы, используя информацию схем, плакатов;

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- овладевать умением прогнозировать;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.


Постановка учебной проблемы

-Как мычит корова? Покажите.

-Какой звук знаком? Что о нем знаем?

- С каким еще не работали?

познавательные:

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

регулятивные:

- высказывать свое предположение;

коммуникативные:

- точно и полно выражать свои мысли.


Формулирование проблемы, планирование

- Что же сегодня на уроке вам предстоит выяснить?

- То есть вы сегодня знакомитесь с новой буквой.

- Что вы уже знаете об этой букве?


- Что еще необходимо узнать?

Сформулируйте учебные задачи.

- По какому плану будете работать?

- Для чего все это вам нужно знать?


Предположения, высказанные обучающимися, фиксируются учителем.

личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?).

регулятивные:

-определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;

- определять последовательность

действий на уроке

Открытие нового знания

Обучающиеся, соблюдая определенный план своих действий, работают над словами, выделяют звуки (м), (м,) из слов,

формулирование вывода: согласный, звонкий, может быть мягким или твёрдым.


- Определение позиции звука в словах, отгадывание загадок с последующим слого-звуковым анализом слов-отгадок.


Написание строчной и заглавной букв м,М («Пропись», с.6-7)

Отработка навыков чтения слогов, слов, работа с именами собственными.

Составление рассказа по иллюстрации на с.88 «Москва – столица России»

- 800 лет назад вся Москва находилась в стенах Кремля.

- Он был из толстых дубовых бревен, а потом его построили из белого камня и Москва стала называться белокаменной

- У кремля есть 20 башен

-Как называется самая старая из этих башен?

- Тайницкая

- Как вы думаете, почему ее так назвали?

Выскажите свои предположения

Обучающиеся высказывают свои предположения, объясняя, почему башню могли назвать именно так.

- Как называется самая красивая из башен Московского Кремля?

-Спасская

- На территории Кремля находятся Царь-пушка и Царь-колокол. (рассматриваем иллюстрации)

- Вы не задумались, почему она так называется: Царь-пушка?

Обучающиеся высказывают свои предположения: пушка самая красивая, самая старая, самая большая.

Учителем обращается внимание на размеры Царь-пушки (в длину она достигает почти 5 м)

- Рассмотрите изображение Царь-колокола.

-Что необычного в нем заметили?

В процессе обсуждения обучающиеся обращают внимание на то, что у Царь-колокола отколот кусок.

Выдвигаются разные версии причин этого.

- Какая книга поможет вам узнать, почему у Царь-колокола отколот кусок?(Энциклопедия)

чтение текста в «Азбуке» на с. 89

работа в «Прописи» с. 6-7

- Какую учебную задачу отрабатывали сейчас?

- Учились правильно писать буквы м,М, сочетания, слова с данной буквой

Физкультминутка.

Предметные:

- уметь определять, обозначает ли звуки буква ь;

- уметь определять функцию буквы ь в словах русского языка;

- учиться выяснять значение новых слов;

- овладевать умением прогнозировать содержание текста по его опорным словам.

- овладевать умением правильного написания буквы ь, соединением данной буквы с другими;


Личностные УУД:

- определять общие для всех правила поведения;

- определять правила работы в парах;

- оценивать усваиваемое содержание (исходя из личностных ценностей).


регулятивные:

- работать по предложенному плану;

- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- ориентироваться в учебнике;

- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

- уметь находить и выделять необходимую информацию;

- уметь сравнивать, называя критерий для сравнения;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;

- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.





Применение нового знания

Выполнение разноуровневых заданий.

1 уровень

Переставить буквы так, чтобы получились слова. Слова записать. Подчеркнуть букву м

имр ломы ломоко


2 уровень

Составить предложение из слов. Записать его.

В классе первом Рома.


3 уровень

Составить текст из предложений. Записать его. Подчеркнуть слова, где есть буква м.

Ему купили лото.

Он составил слова.

Рома в первом классе.

Каждый ученик выбирает тот уровень задания, который по его мнению соответствует степени освоения им учебного материала уроке знаний, и выполняет его.

После выполнения задания – самопроверка. Сверяет написанное с образцом.



Предметные:

- правильно записывать слова, предложения, текст;

- проверять написанное, сравнивая с образцом;

- находить букву ь в слове;

- определять количество звуков в слове, в котором есть буква ь.

Метапредметные (УУД)

регулятивные:

- отличать верно выполненное задание от неверного;

- осуществлять самоконтроль;

познавательные:

- осуществлять анализ учебного материала;

коммуникативные:

- слушать и понимать речь других;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


Рефлексия учебной деятельности

- Какие учебные задачи вы поставили перед собой на уроке?

Обучающиеся фиксируют учебные задачи, поставленные ими в начале урока

- На все ли задачи удалось найти ответ?

Проверьте себя.

Работа в парах

Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.


- Оцените свою работу. Напишите слово Я на той шкале, которая соответствует уровню приобретенных вами знаний





Обучающиеся отмечают слово Я на выбранной шкале.



Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

регулятивные:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;


коммуникативные:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.


На разных возрастных ступенях при формировании УУД формулируются конкретные цели. Младшие школьники только осваивают умение учиться, именно у них первостепенным  является формирование мотивации к дальнейшему обучению. Ведь недаром бытует мнение: чему научили ребенка в начальной школе, с тем он и пойдет дальше, и от этого зависит его успешность в дальнейшем.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
«Пути формирования (развития) универсальных учебных действий в урочной деятельности»

Автор: Надежда Викторовна Маслова

Дата: 22.08.2020

Номер свидетельства: 556241

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(211) "Формирование универсальных учебных действий на уроках математики через технологию дифференцированного обучения "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-univiersal-nykh-uchiebnykh-dieistvii-na-urokakh-matiematiki-chieriez-tiekhnologhiiu-diffierientsirovannogho-obuchieniia"
    ["file_id"] => string(6) "221504"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1435338194"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Формирование универсальных учебных действий в урочной деятельности"
    ["seo_title"] => string(69) "formirovaniieuniviersalnykhuchiebnykhdieistviivurochnoidieiatielnosti"
    ["file_id"] => string(6) "277743"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452961474"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(74) "Доклад  Общий подход к формированию УУД. "
    ["seo_title"] => string(43) "doklad-obshchii-podkhod-k-formirovaniiu-uud"
    ["file_id"] => string(6) "224963"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1439302733"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "«Организация урочной деятельности в условиях внедрения ФГОС НОО (из опыта работы)». "
    ["seo_title"] => string(90) "orghanizatsiia-urochnoi-dieiatiel-nosti-v-usloviiakh-vniedrieniia-fgos-noo-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "128544"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1415534027"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Внеурочная деятельность как неотъемлемая часть образовательного процесса в школе."
    ["seo_title"] => string(94) "vnieurochnaia-dieiatiel-nost-kak-nieotiemliemaia-chast-obrazovatiel-nogho-protsiessa-v-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "266326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450123975"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства