Учитывая все особенности, я начала работать в этом направлении. И в 2007 году в нашей школе прошла первая научно-практическая конференция «Первые шаги в науку» для учащихся начальных классов На первом этапе необходимо определиться с темой предстоящей работы. Желание что – либо исследовать возникает тогда, когда объект привлекает, удивляет, вызывает интерес. Тема, «навязанная» ребенку, какой бы важной она ни казалась нам, взрослым, должного эффекта не даст. Естественно, для того чтобы выбрать тему, интересующую ребенка, прежде всего следует выявить его склонности. Суметь, услышать, понять, почувствовать его интересы – сложная, но вполне решаемая задача. Необходимо определить правила выбора темы исследования: - тема должна быть интересна ребенку, увлекать его; - должна быть выполнима, решение ее должно принести реальную пользу участникам исследования; - должна быть оригинальной, в ней необходим элемент неожиданности, необычности; - должна быть такой, чтобы работа могла быть выполнена относительно быстро. Выбирая проблему, нужно учесть, есть ли необходимые для ее решения средства и материалы. После того как тема была определена, необходимо распланировать последовательность предстоящей работы. Последовательность работы над проектом: Подготовка Планирование работы Исследование. Сбор информации Оформление результатов работы Презентация (защита) проекта Оценка результатов и процесса деятельности 1. Определение темы и целей проекта. Темы детских работ лучше выбирать из содержания близких и интересных областей. На этом этапе как учитель, так и родители могут направить ребенка и помочь ему в выборе интересующей его тематики. 2. Определение источников информации, способов сбора и анализа информации, определение способа представления результата своей работы (форма проекта). 3. От учителя потребуется особый такт, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их на самостоятельный поиск. Рекомендовать источники информации (Интернет, справочники, художественная литература, учебники и т.д.) 4. Особое внимание в начальной школе требует этап презентации проделанной работы. Итогом работы является защита исследовательской работы на научно- практической конференции «Первые шаги в науку», а победители участвуют в региональном конкурсе исследовательских работ «Малая академия». «Обучая других, обучаешься сам» - эта точная мысль А.Я.Коменского пришла к нам из глубины веков. Интуитивно понимая эту закономерность, ребенок, изучивший что - либо, часто стремится рассказать о том, что узнал, другим. Поэтому этап защиты выполненной исследовательской работы пропустить нельзя. Без него исследование не может считаться завершенным, Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать. Ее, как и всякое настоящее исследование, надо защитить. Естественно, что защита проектов должна быть публичной, с привлечением как авторов других проектов, так и зрителей. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, учится доказывать свою точку зрения. Цель конференции: поиск и поддержка наиболее способных к творческой и исследовательской деятельности учащихся; формирование у младших школьников потребности к саморазвитию, умение выслушать своих товарищей. В конференции принимают участие ученики 1-4 классы. В ходе выступления ребята раскрывают цели своих работ, рассказывают какие материалы они использовали, какими источниками информации пользовались, какое оборудование использовали, кто помогал, делали выводы и представляли направления для дальнейших исследований. План выступления, например, может быть таким: Почему ты начал разрабатывать именно этот проект? Какова основная идея проекта? Какими требованиями к проекту ты руководствовался? Какие использовались материалы? Достаточными ли знаниями и умениями ты обладал или пришлось чему-то учиться? Сколько времени тебе потребовалось? Какое оборудование ты использовал? Кто тебе помогал? По каким этапам выполнялся проект? В чем они заключались? Каковы направления для дальнейшего исследования? Весьма важный вопрос - оценка выполненных работ, которая должна носить стимулирующий характер. Качество творческих работ оценивает экспертный совет – жюри. Каждому члену совета выдаются оценочные листы, в которых фиксируются результаты выступления участников. (Приложение №2) Время представления проекта, как показал наш опыт, целесообразно ограничить 5 -7 минутами, Также необходимо ограничить и время вопросов и ответов. По итогам защиты необходимо поощрить не только тех, кто хорошо доложил об итогах собственной исследовательской работы, но и тех, кто задавал умные, интересные вопросы. Мы опробовали два варианта оценивания детских исследовательских работ. Первый – простое ранжирование, по итогам которого присуждались дипломы первой, второй, третьей степени. Впоследствии мы пришли к выводу, что в этой работе лучше проводить подведение итогов не по принципу ранжирования, а отмечать работы по номинациям. Мы стараемся сделать так, чтобы каждая работа «победила» в «какой-либо» номинации. Работы оцениваются в следующих номинациях: Новизна материала Глубокое понимание материала Блестящие ответы на вопросы Яркое оформление стенда Заинтересованность темой «Дружный проект» «Весёлый проект» «Оригинальный проект» «За самую оригинальную тему» «За самый логичный доклад» «За самое лучшее историческое исследование» По окончании конференции, все работы детей представлены на выставке. Каждый ребёнок мог просмотреть проекты своих товарищей и поделиться своим опытом. Выставка пользуется огромным интересом. Её так же посещают родители и все желающие учащиеся школы. По тому, где толпится больше детей, можно судить о предпочтениях детей. Чаще всего это работы, к которым можно прикоснуться, потрогать, так называемые действующие модели. После защиты проекта, работы можно подарить людям, чьи потребности изучили дети, членам семей учащихся, можно передать в детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех работах, которые они изготовили и почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям. Стала доброй традицией выпуск сборников исследовательских проектов. Выполнив творческий проект и защищая его на конференции, ученик приобретает навыки, которые в дальнейшем помогут ему и в обучении и в творческих начинаниях. мыследеятельностные: выдвижение идеи («мозговой штурм»); выдвижение гипотезы; постановка вопроса; выбор способа и метода; пути деятельности; презентационные: составление устного доклада о проделанной работе; коммуникативные: свободное владение информацией; умение четко отвечать на поставленные вопросы и выражать свои мысли; поисковые: поиск информации; информационные: выделение главного; прием и передача информации, представление её в различных формах; проведение инструментального эксперимента: организация рабочего места; проведение эксперимента; осмысление полученного результата. Можно сделать вывод, что научно-практическая конференция показывает способность учащихся начальной школы к исследовательской деятельности. А широкое представление результатов работы детей способствует повышению мотивации к такой форме работы. Исходя из природной любознательности младших школьников, не стоит забывать, что сохранение исследовательского поведения учащихся является средством развития познавательного интереса, становления мотивации к учебной деятельности и успешной социализации личности ребёнка в современном мире. В заключение можно отметить, что работы, выполненные нашими учащимися, не только ценны сами по себе. Они воспитывают ответственное отношение к людям и окружающей среде, к своему здоровью, образованию, кругу общения, учат самостоятельно исследовать выбранные ими темы, работать с источниками информации. |