Руководство индивидуальной работой с различными категориями учащихся наиболее эффективно в том случае, если учитель знает, какое положение занимает школьник в коллективе, каковы особенности каждого ребенка, каковы интересы, стремления, эмоциональное самочувствие каждого школьника. Важно уметь строить процесс воспитания со всем коллективом учащихся и в отдельности с каждым из них.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Психологические основы индивидуального подхода»
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ
ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОДХОДА
В ВОСПИТАНИИ
Козлёнкова Елена Петровна,
учитель начальных классов,
МКОУ «СОШ № 1» г. Поворино
Индивидуальность – это самобытность человека, которая реализуется в проектировании и выборе своего жизненного пути. Развитие индивидуальных черт личности имеет ярко выраженную возрастную специфику. Детское общество существенно отличается от взрослого по своей субкультуре и жизненным задачам, смыслом. Одним из основных смыслов детства является становление, поиск «самости» при выборе своего социокультурного образца, поиск принадлежности той или иной группе сверстников. Созидая самих себя, дети тем самым в процессе детского общения создают ценности, культуру будущего взрослого общества. Только давая возможность детям свободно развиваться в условиях своей самобытной субкультуры, мы можем говорить о современном подходе к процессу воспитания.
Руководство индивидуальной работой с различными категориями учащихся наиболее эффективно в том случае, если учитель знает, какое положение занимает школьник в коллективе, каковы особенности каждого ребенка, каковы интересы, стремления, эмоциональное самочувствие каждого школьника. Важно уметь строить процесс воспитания со всем коллективом учащихся и в отдельности с каждым из них.
У школьников младшего, среднего, старшего возраста имеются особенности, характерные для каждой возрастной ступени развития личности и проявляющиеся в потребностях, структуре создания, отношениях к окружающей действительности. Каждый возрастной этап типичен и своеобразен, связан с определенными вилами деятельности, формами общения и поведения.
Например, основным фактором, регулирующим поведение дошкольника, является авторитет семьи, старших, волевых сверстников, отчасти детских группировок, складывающихся в игровой деятельности.
С поступлением ребенка в школу позиция его резко изменяется: у него появляется постоянные учебно-трудовые и общественные обязанности, складываются новые отношения в классном коллективе.
У тех детей, которые посещали детский сад, переход от одного типа отношений к другим бывает менее резким, но школьные отношения все же значительно отличаются от детсадовских: здесь многие виды деятельности становятся более обязательными, чем в детском саду.
Отношение с учителем строятся у ребят на незыблемости его авторитета. Товарищеские отношения между детьми складываются поначалу в свободном общении, а затем в процессе организуемого школой совместного отдыха, труда, учения, когда закрепляются навыки дисциплинированности, порядка, организованности. Вокруг отдельных ребят появляются группировки: одни симпатизируют «хорошим», другие – «плохим». Так появляются сообщества по симпатиям, причем дети начинают сообразовываться с требованиями не только взрослых, но и тех сообществ, в которые они всходят или к которым тянутся.
В этих условиях особенно необходимо единство воспитательных влияний школы и семьи, сохранение их высокого авторитета. Противоречия, которые между ними иногда возникают, ставят ребенка в трудное положение, ибо он еще не в состоянии разобраться в них самостоятельно. Такое содружество тем более важно, что младший школьник круг своего общения расширяет за счет встреч с товарищами по двору, по совместным играм, а стихийно возникающие компании далеко не всегда занимают правильную позицию.
Благоприятные условия для воспитания младшего школьника связаны с тем, что в течение трех лет он развивается в одном и том же коллективе.
Для младшего школьника результат деятельности начинает приобретать значение лишь в том случае, если ребенок оценивает себя и других не только по процессу деятельности, но и в зависимости от того, что именно он умеет делать, что у него получается. Здесь очень важно организовать дело так, чтобы малыш имел возможность попробовать себя в разных видах продуктивной деятельности – пение, танец, сочинение историй и комиксов, рисование и т.д. Важно также, чтобы каждый ребенок мог пережить состояние успеха, удовлетворение от получения пусть небольшого, но самостоятельно достигнутого результата. Изучение школьника – неотъемлемая часть учебно-воспитательного процесса. Программируя такое изучение, следует исходить из задач всестороннего развития личности.
Наиболее распространенными недостатками изучения школьника являются случайность и разрозненность данных об уровне его воспитанности, преимущественное внимание лишь к «трудным» в ущерб другим детям, переоценка мнения учителя при забвении оценки школьника товарищами по классу, кружку, команде. Иногда учителя забывают, что развитие проявляется своеобразно, порою со значительными отклонениями в поведении того или иного ученика и даже целого коллектива.
Программа изучения воспитанности школьника предполагает, во-первых, целенаправленность изучения, определение наиболее эффективных средств организации жизни и деятельности школьника; во-вторых, объективность показателей воспитанности, анализ не только поступков и действий ученика, но и ведущие их мотивы, и также результаты; в-третьих, регулярность изучений воспитанности в течение всех лет пребывания ребенка в школе; в-четвертых, изучение развития должно вестись «во всех связях», как единого, целостного процесса формирования личности школьника, с учетом положительных и отрицательных влияний окружающей среды; в-пятых, систематичность изучения-применения целой системы конкретных методов.
К важнейшим объектным показателям воспитанности школьника можно отнести поступки и действия, в которых отражаются особенности развивающихся нравственных качеств, практические результаты. Надо иметь в виду, что каждый поступок и действие выражает ряд нравственных качеств.
Для удобства в индивидуальной работе с учащимися следует выделить их в определенные группы на основе сходства в поведении, в манерах держаться в коллективе, чертах характера, интересов и т.д. Малоэффективной становится воспитательная работа, если у педагога бывает, лишь два признака выделения в группы учащихся по успеваемости и поведению.
При индивидуальном изучении школьника полезны педагогические дневники, где фиксируются наблюдения за учащимися, результаты бесед сними, с родителями, отношение детей к тем поручениям, которые им давались.
Проблема перевоспитания «трудных» тесно связана с предупреждением аморальных поступков школьников, предупреждением обстоятельств, которые могут сформировать отрицательный опыт поведения.
При индивидуальной работе с учащимися посещаю их дома, изучаю условия жизни, семейного воспитания.
На особый учет берутся те семьи, в которых родители недостаточно занимаются воспитанием детей.
Самым надежным методом изучения индивидуальных особенностей ребенка следует считать наблюдение за поведением и деятельностью ребенка, за тем, как он проявляет свои чувства, когда и чему радуется, когда и по какому поводу огорчается, как сопереживает, к выполнению какой работы относится с радостью, а какую выполняет по принуждению. Наблюдение поможет определить тип нервной системы ребенка и в соответствии с ним организовать воспитательную работу.
Ребенок, приходящий в школу, уже умеет сознательно управлять своим поведением, но еще легко отвлекается, не может четко ставить цель. Он уже знает и понимает разницу между «хочу» и «могу», «хочу» и «надо», но может подчиняться только требованиям взрослого человека. Заставить себя самого отказаться от «хочу» ради «надо» ему еще трудно. Он умеет строить отношения с взрослыми и сверстниками, умеет жить и работать в коллективе, подчиняться его требованиям. Многое умеет этот маленький человек, который очень хочет, чтобы его любили и уважали, ценили в нем его самого, а значит, он – личность. При добром отношении взрослых, при понимании основная установка ребенка только на хорошее. Нельзя не сказать, что дети, выросшие в неблагоприятных социальных условиях, в условиях борьбы за существование и даже за выживание, не столь наивны и непосредственны. Они умеют хитрить и притворяться, могут быть эгоистичны, расчетливы. Эти дети еще не понимают происходящего с ними, но чувства здесь словно опережают разум.
Такие дети очень выделяются в классе. Их обычно называют трудными, упрямыми, неуправляемыми. Чрезмерно беспокойные, суетливые, драчливые, они постоянно кричат, сильно возбуждаются, при малейшей неудаче обижаются, пускают в ход кулаки.
Встречаются и такие дети, которые проявляют склонность к тормозным реакциям – застенчивые до пугливости, нерешительные, робкие. Всегда кто-то другой виновен в их неуспехе. В таких случаях ребенок все разбрасывает, отталкивает тетрадь в сторону, отказывается выполнять задание.
Не зная и не понимая истинных причин сложного, необычного поведения ребенка, можно объяснить это избалованностью, капризами, непослушанием, невоспитанностью. Отсюда и неправильная тактика педагога. Прежде чем наказывать, жаловаться родителям, требуя более строгого воспитания, необходимо разобраться, не связано ли это с нарушением здоровья и не требуется ли здесь помощь врача. Необходимо дать возможность каждому ученику проявлять себя с наилучшей стороны. Пусть он не очень хорошо пишет и считает, но, может быть, поет, рисует, танцует, знает и любит животных. Может быть, этот – хороший товарищ, а этот любит возиться с маленькой сестренкой, кто-то знает марки машин и т.д.
В целом важно помнить, что одним из условий нормального развития детей младшего школьного возраста является благожелательное, теплое общение со взрослыми. Свет этого общения помогает ребенку позитивно отнестись к самому себе, осознать собственную неповторимость.
Индивидуальные различия младших школьников являются причиной в индивидуальном воспитании.