«Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста»
Введение
Актуальность проблемы.
Ритм современной жизни ускоряет интенсивность информационного потока. Гиперактивность, повышенная тревожность, агрессия, неуверенность все чаще преследует наших детей. И наша задача помочь детям. Очень полезным инструментом может стать психогимнастика, которая даёт необходимую разрядку эмоций.
Основанием для выбора темы послужил опыт использования психогимнастики как формы организации и совершенствования учебного процесса в воспитании культуры тела и телодвижений на занятиях по акробатике в группах дошкольного возраста.
Основными задачами использования психогимнастики на занятиях по акробатике являются:
Снятие эмоционального напряжения
Научить дошкольников контролировать свои эмоции
Владение своим телом, становление координации движений
Развитие ориентировки в пространстве
Развитие единства чувственно-эмоциональной и двигательной сфер
Развитие творческих способностей с помощью выразительного движения
Результатом реализации использования психогимнастики станет:
Снятие эмоционального напряжения
Адекватное использование языка жестов и мимики
Активизация детского воображения
Творческая самореализация в движении
Умение копировать сложные движения
Ориентация в пространстве
Методы реализации
Содержание работы по воспитанию культуры тела и телодвижений может включать:
Элементы гимнастики и акробатики
Упражнения на координацию движений рук, ног, тела
Музыкально пластические этюды
Игры, развивающие осознание своих ощущений
Упражнение на развитие мимических движений
Упражнение на растягивание
Игры на психомышечную тренировку, на равновесие, на сохранение осанки
Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Каждое занятие включает ритмические упражнения, пантомиму, коллективные игры, танцы.
* I фаза- снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы.
II фаза- пантомима
III фаза заключительная, закрепляющее чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы). Так как психогимнатика ориентирована на детей младшего возраста, то основной акцент в ней сделан на обучений элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций (II и III фаза занятия).
Основная цель программы- научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. На занятиях психогимнатикой дети обучаются азбуке выражения эмоций- выразительным движениям.
Выразительные движения. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.
Мимика. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве и гневе. Выражение лица играет важную роль в общении, так как эмоции отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».
Проведем небольшое исследование. Группа детей одного возраста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движения: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет показать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, которые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это задание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии — сопутствующие движения. Причина — недостаточная дифференцированность движений.
Жесты. Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.
И если мы возьмём детей 4-6 летнего возраста то мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называешь слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д., они легко справляются с этим заданием.
Пантомимика. Выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всегда. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные — ее «развертывают». «Расцвел, как цветок»,— говорят про счастливого человека.
Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад.
Могут ли 5—6-летние дети произвольно принимать условленную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсутствие других детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холодно или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сгибается, меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справляется с заданиями.При систематических упражнениях можно улучшить пантомимику.
ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ
Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, походки и других выразительных движений. Затем можно провести мини-конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше пройдет» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?».
КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ. ИНТЕРЕС
Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекательности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, стихийный характер. Затем интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у ребенка становятся все более устойчивыми. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятельность приятной.
К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формировать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной психологии.
Для изображения интереса во время занятий психогимнастикой мы пользовались старинной игрой в живые картины. Дети как бы всматривались в даль, слушали, наблюдали, читали, следили. Неподвижные позы живых картин дополнялись подвижными играми с воображаемыми предметами.
Радость. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцветает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз собираются морщинки. Радость выражается и узнается с младенчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные контакты.
На занятиях по психогимнастике детям часто предлагалось побыть клоунами. Обезьянками и т. д.
ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ
Психические процессы делятся на познавательные, эмоциональные и волевые. Деление это условно, так как психика целостна и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимообусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты познания: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.
Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рассерженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что усиливает его раздражение.
Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмоциональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.
Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значения. Психологической особенностью эмоциональной памяти является так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознательную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).
Существуют определенные закономерности связи эмоциональных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденциюспособствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.
Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрицательные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисовать»,— можно услышать от ребенка.
Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отражается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, принятии решения и развертывании процесса достижения цели, завершающегося (или могущего завершиться) выполнением принятого решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умножает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящихся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.
Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, разочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций,поэтому при воспитании эмоций у детей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бояться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе какую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.
Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоциональных расстройств, приводящих к отклонению в развитии личности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.
На занятиях психогимнастикой для коррекции и профилактики эмоциональных расстройств используются этюды и игры.
Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.
Во-первых, активные мимические и пантомимические проявления чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц лица и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детейпри произвольном воспроизведении выразительных движений происходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яркие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряжения у некоторых детей.
В процессе занятий психогимнастикой необходимо обратить свое внимание на детей с пониженным фоном настроения, а также на реакцию сверстников на депрессивный облик и поведение этих детей.
СНЯТИЕ СТРАХОВ
При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуждение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их понарошку. Этот нюанс был использован в дальнейшем для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.
На первом и втором занятиях Маше было предложено выбрать любую роль в игре «Кошки- мышки». Этот период повторялся многократно. Маша по три-четыре раза побывала в разных ролях и еще несколько раз посмотрела, как играют другие дети. К пятому (последнему) занятию на эту тему она уже перестала прятаться за дверью и освободилась от навязчивых движений руками и пальцами, олицетворявшими ранее в его воображении когти кошки.
На занятиях психогимнастикой всегда были дети, которые боялись оставаться дома одни. Даже в освещенной, хорошо знакомой им комнате им начинало казаться, что кто-то притаился за дверью, что если они спустят ноги с дивана, то из-под него вытянутся чьи-то руки и схватят их. Эти переживания, видимо, связаны с особенностями детского воображения, с малой способностью различать реальность и образные представления фантазий в дошкольном возрасте.
Игры и фантазии
Когда ребенок маленький, предметы привлекали его формой, видом, цветом. С конца второго года жизни появляются игры с участием воображения, которые особенно разовьются к шести годам. Пробуждение способностей ребенка- артистических, физических, рукодельных становится все активнее, принимает разнообразные формы.
Играть с другими детьми
Повседневная жизнь питает его воображение: играя, он подражает. Он сочиняет роли с участием или без участия настоящих игрушек. Потом его начинают вдохновлять прочитанные книги или телепередачи. Он играет в принцессу, серого волка, ковбоя, играет с пистолетом. К двум с половиной — трем годам ребенок копирует свое окружение, ваши движения, интонации, жесты своих сестер и братьев.
Играть с другими детьми
До сих пор ребенок был полностью сосредоточен на себе, теперь он понемногу открывает мир. Он обнаруживает жизнь, которая протекает вне дома и его воображение обогащается все более разнообразными моделями.0н узнает, что существуют другие дети общается с ними и ждет, что они играть с ним. Мир ребенка расширяется и все более привлекает его. Он теперь интересуется не только собой и своими взаимоотношениями с окружающим, но начинает включать других в свои игры, заставлять их участие вступать с ними в диалог.
До трех лет он уже может выражать предпочтение одному который может стать его любимым товарищем игр. Эти первые детские дружбы очень сильны и часто остаются надолго.
Развивать воображение
Необходимо способствовать развитию воображения ребенка с самого раннего возраста. Это необходимо для равновесия его личности и развития ума Воображение стимулирует любопытство и обогащает опыт. Наконец, оно дает желание создавать связи с другими людьми, взрослыми и детьми, чтобы разделить с ними свои открытия и свои чувства. Уважайте время бездействия, когда ребенок дает волю своему воображению, дайте ему помечтать, устремив взоры вдаль Не думайте, что он скучает, дайте ему возможность самому найти в себе свои ресурсы. Против всякого ожидания, эти моменты бездействия способствуют умственному развитию.
Подражать. Помимо этих необходимых моментов одиночества, покажите ребенку, что вы интересуетесь его жизнью, присоединитесь к его играм, время от времени проникайте в его воображаемый мир Вы тоже можете что-нибудь изобразить. Помогите ему создать новые и интересные ситуации, рассказывая ему разные истории, знакомя его с разными людьми или
разными обстоятельствами. Рассматривайте вместе с ним картинки в книжках и комментируйте их.
Делать, как большие. Уважая его воображаемый мир, дайте возможность ребенку прожить вместе с вами реальные ситуации. Включайте его в разные мелкие домашние дела в виде игры, например, можете вместе украшать пирог.
Открывать мир. Дайте ему возможность открыть цветы, деревья, насекомых во время ваших прогулок. Привлеките его внимание к самолетам, автомобилям и другим механизмам, которые встретятся вам. Кругом столько интересного, чтобы привлечь его любопытство. Эти открытия жизни, природы, техники потом послужат пищей для воображаемых ситуаций в его играх.
Играть с другими детьми. Познакомьте вашего ребенка с другими детьми. Каждый из них приносит что-то свое, что обогащает игру. Ему понравятся эти встречи. Даже если и возникнут столкновения и конфликты, эти встречи очень полезны и помогают приспособиться к реальности.
Общеразвивающие упражнения
Ходьба
Текст. Лиса по лесу ходила,
Звонки песни выводила.
Текст. 1-2-3-4-5
Вышел зайчик погулять.
Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.
Текст. Только в лес мы все зашли,
Появились комары.
Руки вверх - хлопок над головой,
Руки вниз - хлопок другой.
Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево вправо.
Текст. Дальше по лесу шагаем
И медведя мы встречаем.
Руки за голову кладем
И вразвалочку идем.
Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».
Текст. Снова дальше мы идем,
Перед нами водоем.
Прыгать мы уже умеем,
Прыгать будем мы смелее:
Раз- два, раз- два -
Позади уже вода.
Текст. Еду-еду к бабе, к деду
На лошадке в красной шапке
По ровной дорожке
На одной ножке.
Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).
Текст. День и ночь бегу, бегу,
Отдохнуть бы - не могу!
Если мне остановиться,
Может море испариться.
Ходьба с подниманием рук.
Текст. Мы шагаем и шагаем,
Руки выше поднимаем,
Голову не опускаем,
Дышим ровно, глубоко.
Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.
Текст. Вдруг мы видим: у куста
Выпал птенчик из гнезда.
Тихо птенчика берем
И назад в гнездо кладем.
Текст. Наклониться- пол достать
Выпрямляемся опять.
Наклонитесь снова вниз,
Это не каприз.
Ты тихонько наклонись
И легонько распрямись.
Ну, еще раз пол достань
И спокойно встань.
Бег и подскоки
Текст. Поехали, поехали
С орехами, с орехами.
Поскакали, поскакали
С калачами, с калачами
Бег на полупальцах.
Текст. Впереди из - за куста
Мы лисицу обхитрим,
На носочках побежим.
Прыжки на двух ногах.
Текст. Зайчик быстро скачет в поле.
Очень весело на воле.
Подражаем мы зайчишке,
Непоседы - ребятишки.
Комплекс общеразвивающих упражнений по одному в движении «Тик - так».
1.На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага - руки в стороны и вниз.
Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. (Касаться ладоней).
Руки за спиной. Ходьба, поворачивая корпус в сторону выставляемой вперед ноги.
Ходьба выпадами, широко размахивая руками
Ходьба с хлопками в ладони: под правую хлопок сзади внизу, под левую - впереди вверху.
Ходьба на пятках руки за головой
Шаг цапли. (шаг вперед правой ногой, левая нога сгибается в колене)
Прыжки на обеих ногах с продвижением впёрёд.
Галоп лицом в круг
Бег по кругу
Комплекс общеразвивающих упражнений на коврике на середине зала