kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Психогимнастика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Психогимнастика- курс специальных занятий(этюдов,упражнений,игр),направленных на развитие и коррекцию различых сторон психики ребенка.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Психогимнастика»

«Использование психогимнастики на занятиях акробатики в группах дошкольного возраста»

Введение

Актуальность проблемы.

Ритм современной жизни ускоряет интенсивность информационного потока. Гиперактивность, повышенная тревожность, агрессия, неуверенность все чаще преследует наших детей. И наша задача помочь детям. Очень полезным инструментом может стать психогимнастика, которая даёт необходимую разрядку эмоций.

Основанием для выбора темы послужил опыт использования психогимнастики как формы организации и совершенствования учебного процесса в воспитании культуры тела и телодвижений на занятиях по акробатике в группах дошкольного возраста.

Основными задачами использования психогимнастики на занятиях по акробатике являются:

  • Снятие эмоционального напряжения

  • Научить дошкольников контролировать свои эмоции

  • Владение своим телом, становление координации движений

  • Развитие ориентировки в пространстве

  • Развитие единства чувственно-эмоциональной и двигательной сфер

  • Развитие творческих способностей с помощью выразительного движения

Результатом реализации использования психогимнастики станет:

  • Снятие эмоционального напряжения

  • Адекватное использование языка жестов и мимики

  • Активизация детского воображения

  • Творческая самореализация в движении

  • Умение копировать сложные движения

  • Ориентация в пространстве

Методы реализации

Содержание работы по воспитанию культуры тела и телодвижений может включать:

  • Элементы гимнастики и акробатики

  • Упражнения на координацию движений рук, ног, тела

  • Музыкально пластические этюды

  • Игры, развивающие осознание своих ощущений

  • Упражнение на развитие мимических движений

  • Упражнение на растягивание

  • Игры на психомышечную тренировку, на равновесие, на сохранение осанки

Психогимнастика- курс специальных занятий (этюдов, упражнений, игр), направленных на развитие и коррекцию различных сторон психики ребёнка (как её познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).

Каждое занятие включает ритмические упражнения, пантомиму, коллективные игры, танцы.

* I фаза- снятие напряжения, что достигается с помощью различных вариантов бега и ходьбы.

II фаза- пантомима

III фаза заключительная, закрепляющее чувство принадлежности к группе (используются различного рода коллективные игры и танцы). Так как психогимнатика ориентирована на детей младшего возраста, то основной акцент в ней сделан на обучений элементам техники выразительных движений (I фаза занятия), на использование выразительных движений в воспитании эмоций (II и III фаза занятия).

Основная цель программы- научить ребенка справляться с жизненными трудностями. Ребенок должен осознать, что между мыслями, чувствами и поведением существует связь. На занятиях психогимнатикой дети обучаются азбуке выражения эмоций- выразительным движениям.

Выразительные движения. Владение выразительными движениями предполагает тонкое понимание всех оттенков и нюансов в выражении лица, жеста и движения тела другого человека.

Мимика. Мимика говорит нам без слов о тех или иных чувствах и настроениях человека. Если человек улыбается, значит, он радуется; сдвинутые брови и вертикальные складки на лбу свидетельствуют о недовольстве и гневе. Выражение лица играет важную роль в общении, так как эмоции отражающиеся на лице, «слышны лучше, чем речь».

Проведем небольшое исследование. Группа детей одного воз­раста, например 5-летнего, должна выполнить следующие движе­ния: поднять брови вверх, сдвинуть их, сильно зажмуриться, широко раскрыть глаза, надуть щеки, втянуть щеки в полость рта. Мы увидим, что большая часть детей выполнит все точно, хотя всегда среди них найдутся и такие, которым надо будет пока­зать, что требуется сделать. Возможно, будут и такие дети, ко­торые не смогут поднять брови вверх, их сдвинуть... А что это? Вы попросили ребенка широко раскрыть глаза, а он еще и рот открыл, и голову откинул назад. Некоторые дети, выполняя это за­дание, дополнительно расставляют руки и ноги. Это синкинезии — сопутствующие движения. Причина — недостаточная дифференцированность движений.

Жесты. Жесты делятся на условные, указывающие, подчеркивающие, ритмичные, показывающие и эмоциональные.

И если мы возьмём детей 4-6 летнего возраста то мы увидим, что даже маленькие дети знают жестикуляцию и умеют ею пользоваться. Когда им называешь слова «высокий», «маленький», «там», «я» и т. д., они легко справляются с этим заданием.

Пантомимика. Выразительные движения изредка слагаются из жестов, часто из мимики, из поз же всег­да. Все отрицательные эмоции «съеживают» фигуру человека, а все положительные — ее «развертывают». «Расцвел, как цве­ток»,— говорят про счастливого человека.

Осанка и поза имеют большое значение в создании облика человека. Осанка образуется из положения головы и туловища. Голова может быть поставлена прямо, склонена на бок, втянута в плечи, откинута назад.

Могут ли 5—6-летние дети произвольно принимать условлен­ную позу? Чтобы узнать это, предложим ребенку в отсутствие дру­гих детей показать, как он выглядел бы, если бы ему было холод­но или если бы у него болел живот. При нормальном развитии большая часть детей сдвигает кпереди плечи, сжимается, сги­бается, меньшая сохраняет корпус распрямленным, т. е. не справ­ляется с заданиями. При систематических упражнениях можно улучшить пантоми­мику.

ОБУЧЕНИЕ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫМ ДВИЖЕНИЯМ

Помощь детям с маловыразительной пантомимикой состоит из проигрывания этюдов с последовательным изучением поз, поход­ки и других выразительных движений. Затем можно провести мини-конкурсы типа: «Кто лучше покажет позу», «Кто лучше прой­дет» и т. п. Можно поиграть в игру «Кто это?».

КЛАССИФИКАЦИЯ ОСНОВНЫХ ЭМОЦИЙ. ИНТЕРЕС

Интерес — это избирательное отношение личности к объекту в силу его жизненного значения и эмоциональной привлекатель­ности. На первых порах у ребенка интерес носит безотчетный, стихийный характер. Затем интерес может стать потребностью. С возрастом интересы у ребенка становятся все более устой­чивыми. Сильный и устойчивый интерес побуждает и ребенка, и взрослого к активности, к преодолению препятствий, связанных с учебой или работой, делает эту деятель­ность приятной.

К сожалению, рекомендации, как целенаправленно формиро­вать интересы, как использовать их для развития интеллекта и эмоциональной сферы, еще мало разработаны в современной пси­хологии.

Для изображения интереса во время занятий психогимнастикой мы пользовались старинной игрой в живые картины. Дети как бы всматривались в даль, слушали, наблюдали, читали, следили. Неподвижные позы живых картин дополнялись подвижными игра­ми с воображаемыми предметами.


Радость. Выражение радости легко узнается. При радости лицо расцве­тает улыбкой: уголки губ оттягиваются кверху, около глаз соби­раются морщинки. Радость выражается и узнается с младенчества, что помогает ребенку очень рано устанавливать межличностные контакты.

На занятиях по психогим­настике детям часто предлагалось побыть клоунами. Обезьянками и т. д.

ВЛИЯНИЕ ЭМОЦИЙ НА ПСИХИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ

Психические процессы делятся на познавательные, эмоцио­нальные и волевые. Деление это условно, так как психика целост­на и все психические явления в ней взаимосвязаны и взаимо­обусловлены. Эмоции воздействуют на все компоненты позна­ния: на ощущение, восприятие, воображение, память и мышление.

Эмоциональный тон присутствует уже в ощущениях, которые могут быть приятны и неприятны. Влияние эмоций сказывается на восприятии: для радостного человека все вокруг приятно, рас­серженный замечает в предмете своего гнева лишь то, что уси­ливает его раздражение.

Хорошее настроение улучшает запоминание. Благодаря эмо­циональной памяти прочно помнятся пережитые ранее события. Люди, наделенные развитой эмоциональной памятью, могут живо представить и сами чувства, когда-то владевшие ими.

Эмоции связаны и с забыванием. Человек быстро забывает то, что эмоционально нейтрально и не имеет для него больше значе­ния. Психологической особенностью эмоциональной памяти явля­ется так называемое вытеснение: человек забывает то, что ему непереносимо вспоминать. Однако вытесненные в бессознатель­ную сферу мучительные представления и переживания могут иногда проявлять себя в сновидениях и оговорках (Фрейд).

Существуют определенные закономерности связи эмоциональ­ных состояний с качеством мышления: счастье имеет тенденцию способствовать выполнению познавательной задачи, тогда как несчастье тормозит ее выполнение.

Положительные эмоции увеличивают мотивацию, а отрица­тельные ее уменьшают. «Когда я злюсь, мне не нравится рисо­вать»,— можно услышать от ребенка.

Волевые процессы тесно связаны с эмоциями. Настроение отра­жается на всех этапах волевого акта: на осознании мотива, при­нятии решения и развертывании процесса достижения цели, за­вершающегося (или могущего завершиться) выполнением приня­того решения. Так, эмоциональная привлекательность цели умно­жает силы человека, облегчает выполнение решения. Вместе с тем решения, принятые в состоянии эмоционального напряжения, в гневном раздражении, потом не выполняются, так как уже сам мотив, послуживший принятию решения, может не соответ­ствовать убеждениям человека, его взглядам на жизнь, его морали. Способность к волевому усилию снижена у людей, находящих­ся в угнетенном состоянии. Равнодушный, с тусклыми эмоциями человек также не может быть волевым.

Не только эмоции воздействуют на волевые процессы, но и сам процесс достижения цели может вызвать целую гамму чувств, в том числе и отрицательных (например, досаду, обиду, ра­зочарование и т. п.). Для психического здоровья необходима сбалансированность эмоций, поэтому при воспитании эмоций у де­тей важно не просто научить их стимулировать себя в процессе волевого действия с помощью положительных эмоций, но и не бо­яться отрицательных эмоций, неизбежно возникающих в процессе деятельности, творчества, ибо невозможно представить себе ка­кую-то деятельность без неудач, без ошибок и срывов.

Разбалансировка чувств способствует возникновению эмоцио­нальных расстройств, приводящих к отклонению в развитии лич­ности ребенка, к нарушению у него социальных контактов.

На занятиях психогимнастикой для коррекции и профилактики эмоциональных расстройств используются этюды и игры.

КОРРЕКЦИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОЙ СФЕРЫ. ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ ЧУВСТВ

Имитация детьми различных эмоциональных состояний имеет психопрофилактический характер.

Во-первых, активные мимические и пантомимические проявле­ния чувств помогают предотвращать перерастание некоторых эмоций в патологию. Во-вторых, благодаря работе мышц ли­ца и тела обеспечивается активная разрядка эмоций. Это особенно важно потому, что в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих «психических заноз». В-третьих, у детей при произвольном воспроизведении выразительных движений про­исходит оживление соответствующих эмоций и могут возникать яр­кие воспоминания о неотреагированных ранее переживаниях, что имеет значение для нахождения первопричины нервного напряже­ния у некоторых детей.

В процессе занятий психогимнастикой необходимо обратить свое внимание на детей с пониженным фоном настроения, а также на реакцию сверстников на депрессивный облик и поведение этих детей.

СНЯТИЕ СТРАХОВ

При изображении эмоции страха и гнева, несмотря на очень выразительное их внешнее воспроизведение и некоторое возбуж­дение, у детей всегда оставалось понимание, что они переживают их понарошку. Этот нюанс был использован в дальнейшем для обесценивания некоторых реальных страхов у детей.

На первом и втором занятиях Маше было предложено выбрать любую роль в игре «Кошки- мышки». Этот период повторялся много­кратно. Маша по три-четыре раза побывала в разных ролях и еще не­сколько раз посмотрела, как играют другие дети. К пятому (последнему) занятию на эту тему она уже перестала прятаться за дверью и освободилась от навязчивых движений руками и паль­цами, олицетворявшими ранее в его воображении когти кошки.

На занятиях психогимнастикой всегда были дети, которые боялись оставаться дома одни. Даже в освещенной, хорошо зна­комой им комнате им начинало казаться, что кто-то притаился за дверью, что если они спустят ноги с дивана, то из-под него вытянутся чьи-то руки и схватят их. Эти переживания, видимо, связаны с особенностями детского воображения, с малой способ­ностью различать реальность и образные представления фантазий в дошкольном возрасте.

Игры и фантазии

Когда ребенок маленький, предметы привлекали его формой, видом, цветом. С конца второго года жизни появляются игры с участием воображения, которые особенно разовьются к шести годам. Пробуждение способностей ребенка- артистических, физических, рукодельных становится все активнее, принимает разнообразные формы.

Играть с другими детьми

Повседневная жизнь питает его вооб­ражение: играя, он подражает. Он со­чиняет роли с участием или без уча­стия настоящих игрушек. Потом его начинают вдохновлять прочитанные книги или телепередачи. Он играет в принцессу, серого волка, ковбоя, игра­ет с пистолетом. К двум с полови­ной — трем годам ребенок копирует свое окружение, ваши движения, инто­нации, жесты своих сестер и братьев.

Играть с другими детьми

До сих пор ребенок был полностью сосредоточен на себе, теперь он понемногу открывает мир. Он обнаруживает жизнь, которая протекает вне дома и его воображение обогащается все более разнообразными моделями.0н узнает, что существуют другие дети общается с ними и ждет, что они играть с ним. Мир ребенка расширяется и все более привлекает его. Он теперь интересуется не только собой и своими взаимоотношениями с окружающим, но начинает включать других в свои игры, заставлять их участие вступать с ними в диалог.

До трех лет он уже может выражать предпочтение одному который может стать его любимым товарищем игр. Эти первые детские дружбы очень сильны и часто остаются надолго.

Развивать воображение

Необходимо способствовать разви­тию воображения ребенка с самого раннего возраста. Это необходимо для равновесия его личности и раз­вития ума Воображение стимулирует любопытство и обогащает опыт. Наконец, оно дает желание созда­вать связи с другими людьми, взрос­лыми и детьми, чтобы разделить с ними свои открытия и свои чувства. Уважайте время бездействия, когда ребенок дает волю своему вооб­ражению, дайте ему помечтать, ус­тремив взоры вдаль Не думайте, что он скучает, дайте ему возмож­ность самому найти в себе свои ресурсы. Против всякого ожида­ния, эти моменты бездействия спо­собствуют умственному развитию.

  • Подражать. Помимо этих необхо­димых моментов одиночества, по­кажите ребенку, что вы интересуе­тесь его жизнью, присоединитесь к его играм, время от времени про­никайте в его воображаемый мир Вы тоже можете что-нибудь изо­бразить. Помогите ему создать но­вые и интересные ситуации, рас­сказывая ему разные истории, зна­комя его с разными людьми или

разными обстоятельствами. Рас­сматривайте вместе с ним картин­ки в книжках и комментируйте их.

  • Делать, как большие. Уважая его воображаемый мир, дайте возмож­ность ребенку прожить вместе с вами реальные ситуации. Включай­те его в разные мелкие домашние дела в виде игры, например, може­те вместе украшать пирог.

  • Открывать мир. Дайте ему воз­можность открыть цветы, деревья, насекомых во время ваших прогу­лок. Привлеките его внимание к са­молетам, автомобилям и другим ме­ханизмам, которые встретятся вам. Кругом столько интересного, чтобы привлечь его любопытство. Эти от­крытия жизни, природы, техники по­том послужат пищей для вообража­емых ситуаций в его играх.

  • Играть с другими детьми. Позна­комьте вашего ребенка с другими детьми. Каждый из них приносит что-то свое, что обогащает игру. Ему понравятся эти встречи. Даже если и возникнут столкновения и конфликты, эти встречи очень по­лезны и помогают приспособиться к реальности.

Общеразвивающие упражнения

  1. Ходьба

Текст. Лиса по лесу ходила,

Звонки песни выводила.

Текст. 1-2-3-4-5

Вышел зайчик погулять.

  1. Ходьба с подниманием рук вверх и опусканием вниз, хлопки.

Текст. Только в лес мы все зашли,

Появились комары.

Руки вверх - хлопок над головой,

Руки вниз - хлопок другой.

  1. Ходьба на внешней и внутренней стороне ступни с покачиванием влево вправо.




Текст. Дальше по лесу шагаем

И медведя мы встречаем.

Руки за голову кладем

И вразвалочку идем.

  1. Прыжки с ноги на ногу по «камешкам».

Текст. Снова дальше мы идем,

Перед нами водоем.

Прыгать мы уже умеем,

Прыгать будем мы смелее:

Раз- два, раз- два -

Позади уже вода.

Текст. Еду-еду к бабе, к деду

На лошадке в красной шапке

По ровной дорожке

На одной ножке.

  1. Бег («ручеек») между разложенными на полу предметами («камешками»).

Текст. День и ночь бегу, бегу,

Отдохнуть бы - не могу!

Если мне остановиться,

Может море испариться.

  1. Ходьба с подниманием рук.

Текст. Мы шагаем и шагаем,

Руки выше поднимаем,

Голову не опускаем,

Дышим ровно, глубоко.

  1. Наклоны вперед, руками коснуться пола, выпрямиться, поднять руки вверх.

Текст. Вдруг мы видим: у куста

Выпал птенчик из гнезда.

Тихо птенчика берем

И назад в гнездо кладем.

Текст. Наклониться- пол достать

Выпрямляемся опять.

Наклонитесь снова вниз,

Это не каприз.

Ты тихонько наклонись

И легонько распрямись.

Ну, еще раз пол достань

И спокойно встань.

  1. Бег и подскоки

Текст. Поехали, поехали

С орехами, с орехами.

Поскакали, поскакали

С калачами, с калачами

  1. Бег на полупальцах.

Текст. Впереди из - за куста

Мы лисицу обхитрим,

На носочках побежим.

  1. Прыжки на двух ногах.

Текст. Зайчик быстро скачет в поле.

Очень весело на воле.

Подражаем мы зайчишке,

Непоседы - ребятишки.


Комплекс общеразвивающих упражнений по одному в движении «Тик - так».


1.На четыре шага руки в стороны и вверх, на четыре шага - руки в стороны и вниз.

  1. Руки согнуты в локтях, ладонями вниз. Ходьба, высоко поднимая колени. (Касаться ладоней).

  1. Руки за спиной. Ходьба, поворачивая корпус в сторону выставляемой вперед ноги.

  1. Ходьба выпадами, широко размахивая руками

  2. Ходьба с хлопками в ладони: под правую хлопок сзади внизу, под левую - впереди вверху.

  3. Ходьба на пятках руки за головой

  4. Шаг цапли. (шаг вперед правой ногой, левая нога сгибается в колене)

  5. Прыжки на обеих ногах с продвижением впёрёд.

  6. Галоп лицом в круг

  7. Бег по кругу


Комплекс общеразвивающих упражнений на коврике на середине зала

  1. Веточка

  1. Бабочка

  1. Книжка

  2. Птичка

  3. Ванька – встанька

  4. Мишка косолапый

  5. Колосок

  6. Ежик

  7. Уголок

  8. Складка вперед

  9. Полумост

  10. Мостик

  11. Перекат в группировке

  12. Стойка на лопатках




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Дошкольникам.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Психогимнастика

Автор: Холоша Анастасия Михайловна

Дата: 28.02.2018

Номер свидетельства: 460219

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Семинар по психологии. "Психология личности. Психогимнастика для детей". "
    ["seo_title"] => string(79) "sieminar-po-psikhologhii-psikhologhiia-lichnosti-psikhoghimnastika-dlia-dietiei"
    ["file_id"] => string(6) "151425"
    ["category_seo"] => string(9) "psihologu"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1420706717"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "Нетрадиционная физкультурная пауза для глаз с элементами психогимнастики " Голоса природы""
    ["seo_title"] => string(87) "nietraditsionnaiafizkulturnaiapauzadliaghlazseliemientamipsikhoghimnastikigolosaprirody"
    ["file_id"] => string(6) "259110"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448643948"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "Вспомогательные средства общения, используемые на психогимнастике."
    ["seo_title"] => string(80) "vspomoghatiel-nyie-sriedstva-obshchieniia-ispol-zuiemyie-na-psikhoghimnastikie-1"
    ["file_id"] => string(6) "280990"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1453456788"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "Нетрадиционные формы игровой релаксации и психогимнастики"
    ["seo_title"] => string(65) "nietraditsionnyie-formy-ighrovoi-rielaksatsii-i-psikhoghimnastiki"
    ["file_id"] => string(6) "316576"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1460113432"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(195) "Художественно-эстетическое развитие. Лепка с использованием технологии "психогимнастика" на тему "Огород""
    ["seo_title"] => string(80) "khudozhiestvienno_estietichieskoie_razvitiie_liepka_s_ispol_zovaniiem_tiekhnolog"
    ["file_id"] => string(6) "362989"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1480242778"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства