kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Семинар по психологии. "Психология личности. Психогимнастика для детей".

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семинар на тему "Психология личности" я выбрала из-за того, что ритм современной жизни все ускоряется интенсивность информационных потоков неостановимо растет, стресы атакуют жителей старушки земли со всех сторон может ли это не сказаться на детях. Как преодолеть эти напастье. Очень полезным инструментом может стать психогимнастика для детей. Психогимнастика, психолого-педагогический настрой. упражнения для развития мелкой моторики, на внимание, на сплочение группы, ассоциация цвета. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Семинар по психологии. "Психология личности. Психогимнастика для детей". »

Семинар по психологии.

Тема: «Психология личности. Психогимнастика для детей ».

«Психогимнастика в тренинге: упражнения».

«Тест: Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».


Психология личности. Психогимнастика для детей.

Ритм современной жизни все ускоряется, интенсивность информационных потоков неостановимо растет, стрессы атакуют жителей старушки Земли со всех сторон…может ли это не сказаться на детях?

С одной стороны, они выгодно отличаются от пострадавших в другое время по способности воспринимать на «скоростных» оборотах, с другой- нуждаются в большей поддержке и защите от запредельных нагрузок. Педиатры бьют тревогу по поводу распространения гиперактивности, повышенная тревожность тоже проявляется у детей все чаще. Страхи агрессия, неуверенность…

Как преодолеть эти напасти?

Очень полезным инструментом может стать психогимнастика. Поскольку эмоции являются «индикатором» состояния ребенка, постольку активные мимические, жестикулярные и пантомические их проявления не дают дорасти отрицательным переживаниям до патологического уровня : они дают необходимую разрядку эмоций, а ведь в силу своих возрастных особенностей дети часто не осознают своих психических «заноз» Кроме того, при воспроизведении выразительных движений могут вспомнить истории, в которых эти «занозы» возникли а это верный ключик к их «жилищу» в душе.

Изображая на лице страх или гнев, дети стараются показать их в максимальном проявлении, и как правило, возбуждаются, одновременно понимая «понарошечность» ситуации. В этом заключается причина частых просьб к ведущему – взрослому повторить задание снова и снова. Зато такие обращения к нему редки, когда речь идет о радости, например :

Показательно, не правда ли? Проживая в условной ситуации страх, ребенок избавляется от него. Этот процесс происходит быстрее, если сопровождать разыгрывание негативной эмоции проективными техниками, рисунками, лепкой, конструированием страшных персонажей. Маленький человек получая возможность управлять созданными его руками, изображениями (порвать или сжечь рисунок, смять пластилиновое чудище, разобрать мозаичный его образ), подсознательно обретает власть над собственными страхами.

Страхи зачастую провоцируют повышенную тревожность у детей. Например : перед поступлением в школу. В этом случае можно поиграть в «Звериную школу» и в ней спонтанно изображать самые разнообразные роли, от дрожащих зайчишек до кровожадных волков, которые попеременно становятся то учениками, то учителями. Эта методика «биодрамы» была предложена А. Вальтманом еще в 1950х.гг. на сегодняшний день имеет немало модификаций ее. Используя в психологимнастике, эту игру можно проводить и без слов обходясь имитацией голосов зверей.

При эмоциональной расторможенности лучше использовать динамические этюды и игры («Полил дождик», «Передай горячую картошку»), а потом поиграть в «кляксы». Очень интересной забавой может стать участие в ней пары «родитель-ребенок», только нужно подготовиться: заранее взять несколько листов бумаги, вылить на середину каждого листа немного чернил или туши, потом сложить пополам и развернуть. Но можно поступить и иначе: на лист с кляксой аккуратно положить другой, чистый (мне так больше нравится). Когда кляксы подсохнут, игроки дорисовывают с их использованием любой пришедший в голову образ. Иногда они совпадают, но чаще- отличаются. Кстати очень полезно для воображения.

Психогимнастика в тренинге: упражнение.

В работе тренинговой группе всегда присутствуют два плана, две стороны: содержательная и личностная. Содержательный план соответствует основной содержательной цели тренинга. Он изменяется в зависимости от того, что является объектом воздействия: установки, умения, когнитивные структуры, а также от программы тренинга: например, в тренинге креативности, тренинга партнерского общения или ведения деловых переговоров содержание будет разным хотя уровень объектов воздействия один и тот же - установки и умения.

Личностный план – это групповая атмосфера, на фоне которой разворачиваются события содержательного плана, а также состояние каждого участника в отдельности (в некоторых видах тренинга эти состояния и отношения участников становятся содержанием работы группы).

В результате психогимнастических упражнений могут происходить изменения в состоянии группы как целого, отдельных ее участников, а также может быть получен материал, осознание и обсуждение которого позволяют продвигаться вперед в содержательном плане.

«Мы осознаем некоторую условность понятия «психогимнастика». Этим понятием обозначают очень широкий круг упражнений: письменных и устных, вербальных и невербальных. Они могут выполняться в небольших группах по 2-3 человека или всеми членами группы, быть специализированными и воздействовать преимущественно на ту или иную психическую характеристику: например память или внимание, могут носить более универсальный характер, оказывать более генерализованное воздействие. Они позволяют подключать для осознания одного и того же переживания, одной и той же проблемы разные уровни психического отражения. Например можно предложить участникам группы описать то или иное состояние вербально, причем по очереди письменно и устно, потом нарисовать его, выразить в движении. В результате расширяются возможности осознания, проявляются новые грани восприятия одной и той же проблемы. То же самое происходит, когда в тренинге в рамках одного и того же содержания используются различные психогимнастические упражнения: двигательные, рисование, предлагающие и т.д.

Под психогимнастическими упражнениями подразумевают, когда участники группы устали и им нужна эмоциональная разрядка, можно сделать физическую зарядку, но можно поступить и так предложить участникам группы встать, оставаясь на месте, и на счет «раз» сделать какое – либо движение. На каждый следующий счет выполняемое движение может меняться, и так до тех пор, пока все не станут делать одинаковые движения. В результате такого упражнения, с одной стороны решается задача активизации группы, снижения усталости, повышения настроения, с другой – участники получают опыт, который позволяет поговорить о том, как вырабатывалось общее решение.

Психогимнастические упражнения помогают снять усталость, эмоциональное напряжение. Эффективность упражнения во многом зависит от четкости, ясности, лаконичности, инструкции, которая должна содержать достаточную и необходимую информацию. Проговаривая инструкцию, тренер внимательно по очереди смотрит на участников группы, устанавливая с каждым визуальный контакт. Это повышает уровень внимания участников группы, снижает вероятность отвлечения и пропуска тех или иных фрагментов инструкции. По выражению лица, глаз тренер сразу замечает тех, кто что-то не понял, и заканчивая инструкцию вопросом «может быть что-то неясно и требуются уточнения?» Приступать к выполнению упражнения следует только тогда, когда тренер убедился в том, что все поняли инструкцию.


Психолого-педагогический настрой:

Вы- совершенно спокойны.

- Вы чувствуете, как энергия наполняет ваши ноги, руки и все тело.

- Вы чувствуете, что ваше тело переполняет жизненная энергия, ваши мысли свободны. Сегодня прекрасный день, вас ждет много интересной информации.

Упражнение для развитие мелкой моторики:

Все участники группы садятся в круг. Инструкция: Нам предстоит решить одну задачу: как можно быстрей всем одновременно, не договариваясь и не произнося ни слова, «выбросить» одинаковое количество пальцев, на обеих руках. Решать эту задачу мы будем следующим образом: я буду считать – раз, два, три – и на счет три все одновременно «выбрасывают» пальцы.

Упражнение на внимание:

Все участники садятся в круг. Я буду показывать вам то или иное количество пальцев. Иногда на одной руке, иногда на двух руках, сразу же после того, как я подниму руку (или руки), должны встать именно столько участников, сколько я покажу.

Упражнение на сплочения группы:

Участники становятся в круг. Инструкция: Давайте встанем поближе друг к другу, образуем более тесный круг и все протянем руки к середине круга. По моей команде все одновременно возьмемся за руки и сделаем это так, чтобы в каждой руке каждого из нас оказалась одна чья-то рука. При этом постараемся не браться за руки с теми, кто стоит рядом с вами. Итак, давайте начнем раз, два, три.

После того как тренер убедится, что все руки соединены попарно, он предлагает участникам «распутаться». Участники группы при распутывании могут образовать два или больше независимых круга.


Упражнение ассоциация цвета:

Участники группы садятся в круг. Инструкция: Сейчас я раздам вам карточки с названиями цветов, которые повторяются дважды, т.е. если вам, например, досталась карточка, на которой написано «красный» то вы знайте, что еще у кого-то есть такая же карточка. Я буду перечислять названия овощей и фруктов и каждый раз должны вставать те цвета которые соответствуют названным. По ходу упражнения внимательно следите друг за другом, и постарайтесь понять, у кого какой цвет. В конце упражнения каждый должен найти себе пару, это все происходит молча.


Тест «Оценка готовности и адаптированности личности к педагогической деятельности».

1 Умеете ли вы владеть собой в трудных или неприятных для вас жизненных ситуациях?

2 Засыпаете ли вы одинаково легко, ложась спать в разное время суток?

3 Вы всегда терпеливо и благожелательно слушаете ответ учащегося, о котором знаете, что он все списал?

4 Любите ли вы оживленную обстановку в аудитории?

5 Охотно ли вы выступаете на собраниях, конференциях, семинарах?

6 Используете ли вы нетрадиционные методы и приемы в учебно-воспитательной работе?

7 Легко ли вы привыкаете к иному распорядку дня?

8 Можете ли вы быстро собраться?

9 Вы никогда не опаздывали на занятия?

10 Можете ли вы выполнять работу в конце дня, так же легко и свободно, как и в его начале?

11 Способны ли вы заставить себя выполнять рискованное для вас действие?

12 Можете ли вы не отказаться от своих намерений, если это не нравится руководству?

13 Охотно ли вы учувствуете в конкурсах, соревнованиях и т.п.?

14 Легко ли вы переходите в течении дня от одного вида занятий к другому?

15 Вы всегда твердо уверены, что справитесь с любым делом?

16 Воздерживаетесь ли вы от вмешательства в спор, если понимаете, что лучше «не добавлять масло в огонь»?

17 Легко ли вы восстанавливаете душевное равновесие после поражения?

18 Быстро ли вы привыкаете к новому содержанию или новому месту работы?

19 В состоянии ли вы долго ждать, например в очереди?

20 Способны ли вы к риску в своей повседневной жизни?

21 В состоянии ли вы, допустив ошибку, быстро собраться и исправить ее?

22 Часто ли вам удается сдержать свой гнев?

23 Вы всегда следуете рекомендациям руководства?

24 Вы воздерживаетесь от того или иного действия до момента одобрения его со стороны руководства?

25 Легко ли вы меняете методику и ритм работы?

26 Хватает ли вам непродолжительного отдыха для восстановления сил?

27 Умеете ли вы приспосабливаться к работе в неблагоприятных и сложных условиях?

28 Хотите ли вы иметь опубликованные работы?

29 Вы всегда прощаете людям их ошибки?

30 Умеете ли вы, когда это требуется, приспособиться к окружающим?

31 Имеете ли вы, опубликованные работы?

32 В состоянии ли вы, работать длительное время без перерыва?

33 Способны ли вы воздержаться во время спора от эмоциональных и неконкретных аргументов?

34 Случалось ли вам вносить элементы новизны в работу по личной инициативе?

35 Легко ли вы приспосабливаетесь к различным стилям работы ваших руководителей?

36 Начинаете ли вы работу на занятиях сразу и в полную меру?

37 Легко ли вам одновременно выполнять несколько действий (помогать учащемуся, слушать ответ, и одновременно отвечать на вопросы?)

38 Можно ли вас спровоцировать на новое, неизвестное дело?

39 Вам удается преодолеть накопившуюся усталость при входе на очередное занятие?

40 Легко ли вы сходитесь с новыми коллегами по работе?

41 Можете ли вы интенсивно работать продолжительное время?

42 Добиваетесь ли вы на открытых занятиях более высокого результата, чем на обычных?

43 Можете ли вы изменить уже принятое решение под влиянием мнения руководства?

44 Можете ли сказать, что вы исполнительный работник?

45 Охотно ли вы выступаете на педсоветах, конференциях, родительских собраниях?

46 Трудно ли вас вывести из равновесия?

47 Быстро ли вы втягиваетесь в работу после некоторого перерыва (болезнь, каникулы)?

48 Легко ли вы приспосабливаетесь к переменам в настроении начальства?

49 Удается ли вам без особых усилий переносить длительную, монотонную работу?

50 Легко ли вы осуществляете деятельность, требующую определенных усилий с ваше стороны?

51 Вы всегда приходите в помощь коллеге?

52 Удается ли вам, если этого требуют обстоятельства, сдерживать свою злость или раздражение?

53 Способны ли вы преподавать в течении дня шесть-восемь часов подряд?

54 Охотно ли вы меняете места развлечений и отдыха?

55 В состоянии ли вы длительное время сосредотачивать внимания на выполнении какой-либо определенной задачи?

56 Нравится ли вам состязаться со своими коллегами в профессиональной деятельности?

57 Можете ли вы, если это нужно, быстро включиться в работу?

58 Легко ли вы переходите к работе по новым учебным планам, пособиям?

59 Удается ли вам легко приспособиться к педагогическому контролю за вашей работой?

60 Имеете ли вы поощрения за свою педагогическую деятельность?

61 Умеете ли вы проявлять терпение и такт при общении с непонятливыми людьми?

62 Можете ли вы всегда легко общаться с людьми, которых недолюбливаете?

63 Вы всегда спокойно переносите свои поражения, неудачи и провалы?

64 Способны ли вы быстро сосредоточиться перед предстоящими занятиями?

65 Охотно ли вы вводите новые элементы в ход и методику занятий?

66 В своей работе вы можете, в основном, обходиться без помощи других?

67 Легко ли вам удается приспособиться к более медленному темпу работы, если это необходимо?

68 Могут ли коллеги по работе, учащиеся изменить ваше плохое настроение?

69 Вы легко входите в контакт с новой аудиторией?

70 Легко ли вы вступаете в разговор с попутчиком?

71 В состоянии ли вы вести себя спокойно, когда ждете важное решение?

72 Решаетесь ли вы выступить против общепринятого мнения, если вам кажется, что вы правы?

73 Быстро ли вы привыкаете к новому коллективу?

74 Стимулирует ли вас неудача?

75 В состоянии ли вы подавить свое веселье, если это может кого- нибудь задеть?

76 Способны ли вы быстро применить новое, узнав об интересном опыте?

77 Быстро ли вы реагируете на происходящее на занятиях?

78 Легко ли вы организуете первые дни своего отпуска, каникул?

79 Вы всегда легко сохраняете спокойствие при долгом и утомительном ожидании чего-либо?

80 Терпеливы ли вы при работе с медлительными людьми?

81 Часто ли вы бываете уверены в своих силах?

82 Любите ли вы менять места отдыха?

83 Быстро ли вы приступаете к работе, получив новое указание администрации?

84 Склонны ли вы брать инициативу в свои руки, если случается что- либо из ряда вон выходящее?

85 В состоянии ли вы воздержаться от замечаний коллегам по поводу недостатков в их работе?

86 В состоянии ли вы быстро овладеть собой в тяжелые моменты вашей жизни?

87 Терпеливы ли вы при общении с «трудными» учащимися?

88 Быстро ли просматриваете газеты, журналы, книги?

89 В состоянии ли вы спокойно ждать опаздывающего звонка на занятия или с занятий?

90 Соглашаетесь ли вы без особых внутренних колебаний на болезненные врачебные процедуры?

91 Спокойно ли вы относитесь к неожиданным изменениям в расписании занятий, распорядке дня?

92 Охотно ли вы беретесь за деятельность требующую настойчивости и упорства?

93 Легко ли вы отходите от старых шаблонных методов в вашей работе?

94 Умеете ли вы быстро восстановить свои силы?



В данном тесте диагностируются следующие личностные характеристики будущего или настоящего преподавателя показывающие степень сформированности и развития его профессиональных личностных качеств.


1 Способность к творчеству


2 Работоспособность


3 Исполнительность


4 Коммуникабельность


5 Адаптированность


6 Уверенность в своих силах


7 Уровень самоуправления


8 Коэффициент правдивости (К)

6, 13, 20, 25, 28, 31, 38, 50, 60, 65, 88, 93,


10, 26, 32, 36, 37, 41, 47, 49, 53, 57, 64, 94,


7, 12, 18, 24, 34, 43, 44, 48, 58, 76, 83,91,


4, 16, 30, 40, 68, 69, 70, 75, 80, 82, 85, 87,


2, 19, 27, 35, 54, 59, 61, 67, 73,77, 78, 89,


5, 8, 11, 21, 45, 56, 66, 72, 74, 81, 84, 92,


1, 14, 17, 22, 33, 42, 46, 52, 55, 71, 86, 90,


3, 9, 15, 23, 39, 51, 62, 63, 79,

Рассмотрим теперь пример. Испытуемый набрал по первому направлению- 10 баллов, по второму-7, по третьему-8, по четвертому-10, по пятому-5, по шестому-6, по седьмому-6, и по восьмому-1. здесь К =1 (испытуемый лишь на один из вопросов шкалы лжи ответил положительно), что находится в пределах нормы, в данным самодиагностики можно доверять. Рассмотрим полученные результаты на графике.


Характеристики

1 2 3 4

слабо

5 6 7 8

хорошо

9 10 11 12

сильно

1 Способность к творчеству




2 Работоспособность





3 Исполнительность





4 Коммуникабельность





5 Адаптированность





6 Уверенность в своих силах




7 Уровень саморегуляции




Отсюда видно, что данная личность обладает ярко выраженной способностью к творчеству, а также высокой степенью коммуникабельности и демократичности. Самое слабое звено – это уверенность в своих силах, а уровень адаптированности и саморегуляции также требуют определенной коррекции.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Психологу

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Семинар по психологии. "Психология личности. Психогимнастика для детей".

Автор: Ярчевская Людмила Францевна

Дата: 08.01.2015

Номер свидетельства: 151425


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства