kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект ученика "Волшебный пластилин"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Для большинства  жителей нашей страны  поделки из пластилина  связаны с детством.Этот универсальный материал используется для развития  мелкой моторики рук и для развития художественных навыков. Работа с пластилином вызывает интерес и удовлетворение результатами труда. Изготовленные своими руками красивые  предметы  и картины из пластилина  можно использовать и в интерьере дома.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«проект»



Муниципальное  общеобразовательное учреждение

«Чойская средняя общеобразовательная школа»»



Творческий   проект































Автор: Нохрина Татьяна, обучающаяся  1 б класса

Руководитель: Сундеева Марина Владимировна,

учитель начальных классов





с. Чоя - 2012-2013 учебный год



Паспорт проекта

Наименование проекта

«Волшебный пластилин»

Разработчики проекта

Обучающаяся 1б класса МОУ «Чойская СОШ»: Нохрина Татьяна, учитель начальных классов: Сундеева Марина Владимировна

Цель и задачи проекта

Цель  – изучение свойств пластилина, освоение работы с пластилином в технике пластилиновая живопись.

Задачи:

  • выяснить, что такое пластилин?

  • выяснить, кто придумал пластилин?

  • выяснить, что можно делать с пластилином?

  • познакомиться с научной литературой по теме;

  • узнать на основе эксперимента свойства пластилина;

  • пополнить  свою «копилку» новыми поделками, слепить картину в технике пластилиновая живопись «Чебурашка»

Формы работы

внеурочная.

Продолжительность

краткосрочный

Этапы проекта

I этап: Подготовительный

II этап: Основной

III этап: Заключительный

IV этап: Презентация результатов

Ожидаемые результаты

  • Повышение интереса к урокам технологии;

  • Развитие творческих способностей;

  • Наличие сформированных навыков самостоятельной работы











Содержание

Введение

I. Подготовительный этап

1.1.Что такое пластилин?

1.2.Какой бывает пластилин?

1.3.Достоинства пластилина

1.4.Что развивает пластилин?

1.5.Домашний пластилин

1.6. Интересные факты

1.7. Анкетирование


II. Основной этап

2.1. Исследование

2. 2. Разработка  идеи

2.3.Выбор  лучшей  идеи

2.4.Материалы,  инструменты

2.5. Организация  рабочего  места,   правила   безопасной  работы

2.6. Этапы   выполнения  работы

2.7. Расчёт   материальных  затрат

2.8. Экологичность

III. Заключительный этап

    1. Самооценка

    2. Защита  проекта

Список источников

Приложение

1.Какой бывает пластилин

2. Технология изготовления домашнего пластилина

3. Результаты анкетирования

4. Правила безопасной работы

5. Рецензия



Я леплю из пластилина
Домик, на крыльце - кота.
Получается картина -
Ах, какая красота!

Н. Суховейко

Введение.

Актуальность

Когда человек рождается, он начинает познавать мир, причём делает это самым эффективным способом - всё нужно увидеть, услышать, пощупать руками и попробовать на зуб. Ребёнок узнаёт мир с помощью манипуляций, то есть действий с различными предметами, которые позволяют ему узнать и изучить их свойства, при этом, познавая и свои творческие способности, изменить то, к чему прикасается. Одним из помощников ребёнка в этом важнейшем для его развития деле является пластилин.

Для большинства жителей нашей планеты поделки из пластилина связаны с детством. Этот универсальный материал традиционно используется для развития мелкой моторики рук, а в дальнейшем художественным навыкам, а также для изготовления оригинальных и незатейливых вещей.

Тема моей творческой работы будет актуальна, наверняка, ещё много лет. Потому что  изготовление своими руками красивых и нужных предметов из пластилина вызывает интерес и приносит удовлетворение результатами труда. Материалы, информация моего проекта имеют практическую значимость, их можно использовать  не только на уроках, но и во внеклассных занятиях.

Мне нравится работать с пластилином. Он яркий, мягкий, эластичный, и главное из него можно сотворить абсолютно все: свой красочный мир, полный приключений и необычных существ. Я  уже умею лепить всевозможные  фигуры: кукол, зверей, загадочных существ.  Но хотелось бы узнать больше о возможностях пластилина. Поэтому цель  моей работы – изучение свойств пластилина, освоение  работы с пластилином в технике пластилиновая живопись.

Чтобы достичь этой цели, нужно решить следующие задачи:

  • выяснить, что такое пластилин?

  • выяснить, кто придумал пластилин?

  • выяснить, что можно делать с пластилином?

  • познакомиться с научной литературой по теме;

  • узнать на основе эксперимента свойства пластилина;

  • пополнить  свою «копилку» новыми поделками, слепить картину в технике пластилиновая живопись «Чебурашка».

Объектом исследования пластилин

Гипотеза проекта:

Работа с пластилином – это творческое искание, и я думаю, что каждый может научиться создавать поделки из пластилина и добиваться все более совершенных результатов.

Методы исследования:

  1. Изучение источников информации по данной теме.

  2. Изучение в Интернет-ресурсах технологии пластилиновая живопись.

План работы:

  1. Изучить литературу по теме.

  2. Определение цели и задач.

  3. Формирование гипотезы.

  4. Выбор методик исследования.

  5. Оформление теоретической части работы.

  6. Изучение технологии пластилиновая живопись.

7.Презентация и защита проекта.

Подготовительный этап

    1. Что такое пластилин?

Слово пластилин берет свое начало от итальянского слова  plastilina, и от греческого plastós, что означает лепной. Материал для лепки, пластилин был известен очень давно,  им пользовались  для выполнения работ еще в средние века. В его изначальный  состав  входил очищенный и размельчённый порошок глины с добавлением натурального или минерального воска – озокерита, сала и других веществ.  История пластилина начинается со спорного вопроса об авторстве изобретения. Существуют две версии происхождения пластилина, которым мы сейчас пользуемся. Первая  версия. Поблагодарить за пластилин нужно Джо Маквикера из Цинциннати. Работая на химической фабрике, он запатентовал нетоксичное чистящее средство для обоев. Образец этого вещества он послал своей родственнице, которая работала воспитателем в детском саду. Женщина заменила на занятиях  обычную глину  по лепке на новый материал, который был более пластичным и не пачкал руки. Неизвестно как он чистил обои, но детям, вещество, не пачкающее руки и более пластичное,  чем глина, пришлось по нраву. Скоро совет по образованию в Цинциннати обязал все учебные заведения использовать его на занятиях. Коммерческий успех пришел к пластилину в 1955 году, когда на изобретение Маквикера обратили внимание крупные универмаги: покупатели буквально сметали с полок в отделах игрушек баночки с беловатым податливым веществом. Сейчас в пластилиновых наборах можно встретить не только все цвета радуги, но даже серебряную и золотую массу для лепки. Которая стала поистине золотой жилой для своего изобретателя,  Джо Маквикер стал  миллионером в 27 лет.

Вторая  версия. В  1897 году английский преподаватель школы искусств Вильям Харбут разработал новый, знакомый всем нам,  пластилин, взяв за основу его первоначальный состав  и добавив в него красок растительного происхождения. Затем он получил  патент в 1899 году, а в 1900 году  на заводе Bathampton началось его промышленное производство. Первоначальный пластилин производили в четырех цветах. Кто же автор изобретения пластилина?  Общественное мнение все же ссылается именно на Харбута, как на автора.  В “глину, которая никогда не высыхает”, как он ее вначале назвал, влюбились не только художники, но и шестеро детей самого Вильяма. Название “Пластицин” придумывали всей семьей.  В 1900 году Харбут открыл свою фабрику, которая проработала до пожара 1968 года, в данный момент производство перенесено в Таиланд.

1.2 Какой бывает пластилин? ( Приложение 1)

Сейчас на прилавках магазинов можно найти пластилины даже самых необычных оттенков и видов. В мире существует несколько видов пластилина. Вот основные из них:
Обычный детский пластилин, знакомый нам с детского садика и школы – это пластилин, в состав которого входит воск.


Профессиональный скульптурный пластилин – используется профессиональными скульпторами. Основа его восковая, и обычно он бывает серого, оливкового или телесного цвета. У такого пластилина особая твердость и эластичность.

Арт-пластилин, или пластилин Ключниковых. Бывает двух видов: арт-пластилин «мягкий» – подходит для изготовления плоских изделий – картин, аппликаций и др.; арт-пластилин «твердый», или каркасный – подходит для изготовления объемных изделий, кукол, игрушек и др.. Затвердевает в бытовых условиях. Например, за 15-30 минут в горячей воде, духовом шкафу, под настольной лампой или в СВЧ-печи.

Детский отскакивающий пластилин. Он очень податлив, если его разогреть в руках, но главное – остыв, он отскакивает как мячик от множества поверхностей. Отлично подойдет, если ребенок любит не просто создавать поделки, но и активно играть с ними.

Шариковый пластилин – состоит из маленьких, мягких поролоновых шариков, соединенных тончайшими клеевыми нитями. Цвета хорошо смешиваются друг с другом, образуя разноцветную шариковую массу, а готовые поделки высыхают на воздухе в течение 24 часов. Шариковый пластилин используют для развития моторики у самых маленьких, очень удобен и лёгок для декорирования поверхностей, рекомендуется использовать для заполнения витражей.

Застывающий пластилин. Имеет весьма яркие цвета и отличается легкостью. В течение суток фигурка из такого пластилина застывает и может служить настоящей игрушкой или статуэткой. Застывающий пластилин – это прекрасный материал для изготовления елочных игрушек или кукол, но нужно учитывать то, что если детали подсохли, они могут плохо приклеиваться друг к другу.

«Умный пластилин», или «Жвачка для рук» (HandGum) – это пластилин, который способен принимать любую форму, при этом обладает одновременно несколькими свойствами – может быть жидким и твердым, рваться и тянуться, менять цвет, светиться и даже может магнититься. При этом он не маслянистый, как обычный пластилин, не пачкает одежду и руки, и его можно мыть, не ядовит, не содержит вредных добавок.

1.3 Достоинства пластилина

 Пластилин является популярным материалом для лепки. Поделки из пластилина имеют ряд преимуществ по сравнению с глиняными изделиями. Я сравнила свойства глины и пластилина:

  1. Глина  - быстро сохнет, а пластилин – не сохнет и не твердеет.

  2. Глина – крошится, растрескивается, а пластилин – нет.

  3. Глина – теряет  свои качества при длительном хранении,  а  у пластилина – срок годности не ограничен.

  4. Глина -  бесцветный материал, а пластилин – цветной.

  5. Глина – сильно прилипает к рукам, а пластилин – не прилипает.

  6. Глина -  могут жить там разные червячки и их личинки, а пластилин – экологически  чистый, безвредный.

Секреты пластилина. Это – пластичность; вязкость, «прилипчивость»; цветность. Каким  должен быть хороший пластилин:

  • легко разрезаться пластмассовым ножичком;

  • быстро согреваться в руках и становиться мягким;

  • не крошиться, но и не размазываться;

  • не таять;

  • легко отмываться с рук теплой водой.

1.4 Что развивает пластилин?

      Любой ручной труд способствует развитию сенсомоторики - согласованность в работе глаз и рук, совершенствованию координаций движений, гибкости и точности в выполнении действий. Все это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности. А работа с пластилином – это еще и творческое искание, и возможность добиваться все более совершенных результатов, и удовлетворение своей любознательности. Польза пластилина, как уже говорилось выше, для мелкой моторики заключается в самой лепке, а не в ее результате. Важно, мять пластилин, отрывать от него кусочки, катать их между ладошками. Благодаря играм набор пластилина принесет немало пользы и радости.

1.5 Домашний пластилин ( Приложение 2)

Вы никогда не задумывались, из чего делают пластилин? А я вот задумалась.  Сначала я думала, что пластилин, состоит из каких – то сложных веществ. Однако, покопавшись в Интернете, я нашла состав.  Состав пластилина, не такой и сложный.

Пластилин – это та же глина, с которой человек знаком вот уже несколько тысячелетий. Он только технологически усовершенствован и более приспособлен к изготовлению прикладных изделий. Поэтому в состав современного пластилина помимо мелкого очищенного глиняного порошка входят еще и красители, воск, животное сало, озокерит нефтяного происхождения и производный от него церезин, а также вазелин и другие вещества, не дающие пластилину высыхать и затвердевать.

Помимо заводского пластилина существует еще и его самодельный аналог. Для изготовления этого материала в домашних условиях необходимо в стакане миксера смешать 200 грамм соли, 400 грамм муки и столовую ложку аптечного медицинского порошка «alann» наподобие желатина. Затем туда же следует влить пол-литра кипятка и быстро все перемешать, чтобы не осталось комочков. Далее в смесь требуется добавить 1 столовую ложку подсолнечного масла и много яркой пищевой краски. Когда масса станет густой и миксер уже не сможет ее перемешивать, необходимо пластилин вынуть из стакана и хорошенько замесить как тесто. Хранить такой домашний материал для лепки следует в закрытом пакете или банке.

1.6 Интересные факты

Для многих детей этот материал превращается из хобби в настоящее творчество. Пластилин оказался настолько удачным материалом, что, начиная с двадцатого века, ни один скульптор уже без него не обходился. Так, например, восстановление знаменитой янтарной комнаты в Царском Селе мастера начинали с того, что вылепили ее из пластилина в натуральную величину. Да, именно в натуральную величину!

На создание чудесного мультфильма «Пластилиновая ворона» ушло восемьсот кг пластилина. А в северной столице появился памятник «Пластилиновой вороне».

Известный голландский дизайнер Маартен Баас умело и с интересом создает и выставляет на всеобщее обозрение пластилиновую мебель и муляжи бытовой техники: стулья, столы, вентиляторы и радиоприемники.

Испанская художница Ирма Грюнхольз делает из пластилина реалистичные объемные картины-сюжеты.

    В 2010 году британский телеведущий Джеймс Мэй (James May) при помощи более чем 2000 участников создал настоящий сад с цветами, деревом,  спелой клубникой и цветной капустой в натуральную величину, состоящий исключительно из пластилина, и назвал его “Пластилиновый Рай”. На создание такого сада ушло 6 недель и 2,6 тонны пластилина 24 цветов. По словам Мэя, это самая большая и сложная композиция подобного типа когда-либо созданная.

  Однако для некоторых умельцев поделки из пластилина давно стали настоящей работой. Помимо удивительно красивых мультфильмов сейчас при помощи этого материала создают живые комиксы, небольшие киноленты и модели для рекламы. Так, например, недавно жители Лондона получили возможность лицезреть прямо на улице ярко-синий пластилиновый Chevrolet Orlando MPV весом в 1,5 тонны. Его создали 8 человек в рамках рекламной компании этого автомобиля и установили на обочине проезжей части между настоящих припаркованных машин.

1.7. Анкетирование (Приложение 3)

Цель опроса: выявление осведомленности обучающихся об использовании пластилина.

После того, как я изучила всю литературу по теме, я решила провести анкетирование среди детей 1 б класса МОУ «Чойская СОШ». Общее число опрошенных составило 19 человек. Возраст опрашиваемых - дети от 6 до 8 лет.

Обучающимся 1  класса было предложено ответить на следующие вопросы:

  1. Любите ли вы лепить из пластилина?

  2. Какие разновидности пластилина вы знаете?

После проведения анкетирования я увидела, что практически все дети любят лепить из пластилина, но разновидностей пластилина знают не все.

Основной этап

2.1. Исследование

        Что такое пластилин, знает каждый. Каждый из нас хотя бы раз в жизни лепил   из  пластилина  зверей,  машинки,  человечков  и  многое  другое. Но оказывается  пластилином можно не только лепить, но и рисовать.  Эта техника  называется  рисование пластилином  или  пластилиновая  живопись.  Итак, что же необходимо для создания пластилинового рисунка?

  • Яркий, качественный пластилин, который хорошо разминается и смешивается между собой. Чем меньше он будет липнуть к рукам, тем лучше.

  • Основа картины: стекло, оргстекло, картон, фанера.

  • Доска для лепки, стакан с водой, салфетки для рук, стеки.

  • Маркер или  карандаш  для  нанесения  рисунка.

2.2. Разработка  идеи

К вам в руки попал пластилин? У вас есть масса вариантов! Вот несколько идей:

1. Можно слепить различные овощи, фрукты и другие продукты.

2. Можно слепить различных животных. Например: ежик, улитка и др.

3. Если намазать пластилин на небольшую баночку, то получится замечательная ваза.

4. Можно слепить разноцветных рыбок, водоросли, камни, а затем поместить все это внутрь прозрачной стеклянной банки и залить водой. Получится великолепный аквариум.

5.Слепить героев какой-нибудь сказки  и разыграть представление.

6. Картины из пластилина и подручных средств. Облепить листок картона пластилином. Дальше можно в меру своей фантазии выкладывать на нем рисунки из гречки, риса, гороха, фасоли, семечек, макарон, ракушек, камней, бусинок, блесток или кусочков бумаги.

7. Картины из пластилина в технике пластилиновая живопись.

2.3. Выбор  лучшей  идеи (Приложение 4)

Изучив  литературу и  рассмотрев  ряд  вариантов, я выбрала картину из пластилина в технике пластилиновая живопись «Чебурашка»,  которая не  содержит  мелких  деталей,  сюжет   мне нравится. Способ  выполнения  работы  прост - лепка  отдельных  частей,  который  не  требует  большого  опыта  работы  в  этой  технике. В  целом  картина  смотрится  объемно, оригинально,  красиво. Итак,  решение  принято: я  выбираю картину из пластилина в технике пластилиновая живопись «Чебурашка».

2.4. Материалы,  инструменты

Для   изготовления   картины   мне  понадобятся   следующие:  

материалы:

  1. Цветной картон;

  2. Пластилин  чёрного,  коричневого,   зелёного,  красного,  жёлтого,   розового,  белого  цвета.

инструменты   и  приспособления:

  1. стека;

  2. клеёнка  или   доска   для  лепки;

  3. карандаш,  ластик.

Мои советы:  Различные оттенки пластилина можно получить путем смешивания различных цветов (бежевый цвет для личика и грудки мы получили, смешав белый, коричневый и желтый).

2.5. Организация   рабочего  места,  правила  безопасной  работы (Приложение 5)

Для изготовления картины я подготовила рабочее место. Положила перед собой на стол доску для лепки, выше пластилин, слева картон, справа карандаш, стеку, ластик. Во время выполнения изделия нужно соблюдать следующие правила безопасной работы:

  • чтобы  пластилин  не  прилипал  -  перед  работой  смочить  руки и  доску  для  лепки  водой;

  • после работы тщательно вытереть руки сухой тряпочкой и вымыть теплой водой с мылом.     

2.6. Этапы   выполнения  работы

Этап работы

Описание  работы

Инструменты   и материалы

1

Основа для картины

Выбор цветного картона для основы

Картон

2

Изготовление  эскиза  картины

Нарисовать  рисунок  на  картоне.

Картон,  карандаш,  ластик

3

Подбор пластилина

Выбрать  пластилин  нужного  цвета.

Пластилин

4

Размазываем пластилин по рисунку.

Вылепить  туловище Чебурашки  способом нанесения  пластилиновых мазков   на  основу  с  помощью  рук.

Пластилин, стека

5

Делаем глаза, нос и рот у Чебурашки.

Вылепить  каждую  деталь  из пластилина нужного цвета. Выложить рисунок  на  основе  из  сделанных  деталей

Пластилин

6

Украсить поделку камешками и травой.

Вылепить  каждую  деталь  из пластилина нужного цвета. Выложить рисунок  на  основе  из  сделанных  деталей.

Пластилин, стека

7

Оформление изделия

Вставить картину в рамку

Рамка

2.7.Расчёт  материальных  затрат

Наименование материалов

Цена

Количество

Стоимость

Пластилин  

29р.

1шт.

29р.

Картон    (набор)  

23 р.

1шт.

23 р.

Рамка

52 р.

1шт.

52 р.

Итого



104 р.

Итого для  изготовления  картины  нам  понадобилось  104  рубля. А если рамку сделать самой, то понадобиться 52 рубля.

 2.8.Экологичность

Для изготовления работы я использовала только экологические материалы – пластилин, картон. Их применение не наносит вреда окружающей среде и здоровью человека.

Заключительный этап

3.1 Самооценка

При работе над проектом «Волшебный пластилин» я узнала, что такое пластилин и где его родина, кто создал пластилин. Подтвердила гипотезу проекта, что работа с пластилином – это творческое искание, где каждый может научиться создавать поделки из пластилина, добиваться все более совершенных результатов. Эта работа помогла мне расширить свои знания о пластилине, я научилась организовывать свое рабочее место, планировать свою работу, поэтому считаю данный проект не только творческим, но и научно-исследовательским. Результатом своего проекта представляю картину «Чебурашка». Всем  понравилась  картина, которую  я  сделала.   Я   знала,   что  из  пластилина  лепят,  но  оказалась,  что  пластилином  можно  и  рисовать.  Рисовать  пластилином    было  интересно,   необычно,  легко   и     быстро.    Пластилин  бывает  разного  цвета,  при  необходимости  недостающего  цвета  пластилин можно  смешивать,  получив  нужный  цвет. Цвета  у  пластилина  яркие, поэтому  картина  получилась  яркая  и  красивая.    Выполненная работа принесла радость  мне  и моим родным. Мой проект пригодится всем, кто заинтересовался поделками из пластилина, а я с удовольствием покажу и научу. Сама я хочу продолжить эту работу, придумывать всё новые поделки.

3.2.Защита  проекта.  

По окончании работы над проектом, мне нужно подготовиться к защите проекта. Я думаю, что рассказ о проделанной работе будет интереснее, если к докладу сделать ещё и презентацию.

Список источников

  1. Рони Орен «Секреты пластилина» Издательство: Махаон 2010г.

  2. Материал из Википедии — свободной энциклопедии

  3. http://otlichnica.com/load/8-1-0-2605

  4. http://www.kodges.ru/71373-sekrety-plastilina.html

  5. http://www.ast.ru/item/120593/

  6. Лепка  в  начальных  классах: Кн. для учителя. Из опыта  работы. – 2-е изд., дораб. –М.: Просвещение, 1985.

  7. Технология: секреты мастеров: учебник 4 класса общеобразовательных учреждений/ Н. М. Конышева. – 6-е изд., перераб. и доп. – Смоленск: Ассоциация  XXI век, 2008. 

Автор: Нохрина Татьяна, обучающаяся 1 б класса МОУ «Чойская СОШ»

Руководитель: Сундеева Марина Владимировна Страница 11



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Проект ученика "Волшебный пластилин"

Автор: Сундеева Марина Владимировна

Дата: 21.01.2016

Номер свидетельства: 280717

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие творческой одаренности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-tvorchieskoi-odariennosti-uchashchikhsia-na-urokakh-i-vo-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti"
    ["file_id"] => string(6) "139525"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417726563"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по изобразительному искусству "
    ["seo_title"] => string(75) "kaliendarno-tiematichieskoie-planirovaniie-po-izobrazitiel-nomu-iskusstvu-1"
    ["file_id"] => string(6) "234543"
    ["category_seo"] => string(3) "izo"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1443462202"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства