Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность на учебных занятиях в начальной школе по программе «Школа России» в 1-2 классах»
Проектная деятельность на учебных занятиях в начальной школе
по программе «Школа России» в 1-2 классах
Матвеева М.А., учитель начальных классов МБОУ «Начальная общеобразовательная школа №41», г. Череповец
В настоящее время в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта всё более актуальным становится использование в образовательном процессе начальной школы приёмов и методов, которые формируют у учащихся умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Одним из наиболее продуктивных способов решения данной задачи является организация проектной деятельности. Под проектной деятельностью мы понимаем совместную учебно-познавательную, творческую или игровую деятельность учащихся, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата деятельности.
Проектная деятельность позволяет организовать обучение так, чтобы через постановку проблемы организовать мыслительную деятельность учащихся, развивать их коммуникативные способности и творчески подходить к результатам работы. На всех этапах подготовки проекта учитель выступает в роли консультанта и помощника, а не эксперта, дети выступают активными участниками процесса. Деятельность в группах помогает учащимся работать в команде, сотрудничать в коллективе, искать нестандартные решения, брать на себя определённую ответственность за общие действия, испытывать радость от приложенных усилий и полученного результата. Участвуя в проектной деятельности, каждый ученик может выбрать для себя занятие согласно своим склонностям и способностям. При выполнении проекта учащиеся самостоятельно не только находят источники информации, извлекают необходимые сведения и систематизируют их, но и планируют свою работу, сотрудничают друг с другом, решают творческие задачи, овладевают исследовательскими умениями, расширяют кругозор. Проектная деятельность позволяет учащимся выйти за рамки объема школьных предметов, провести межпредметные связи, соединить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности. А педагог из знаний и информации превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников.
В основе каждого проекта лежит проблема, из которой вытекает и цель, и задачи проектной деятельности учащихся. Проблема проекта обуславливает метод деятельности, направленной на ее решение. Целью проектной работы становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях.
Для результативной работы обязательно соблюдаем следующие этапыработы:
1. Выбор темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна "мозговая атака" с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование.
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки, выводы.
Проекты, используемые нами на учебных занятиях в начальной школе по программе «Школа России» в 1-2 классах различны. Это зависит от времени исполнения проекта, цели деятельности, количества учащихся, места проведения, темы и т.п.
Приведём примеры использования различных типов проектов на учебных занятиях:
По времени исполнения: краткосрочные (2 класс, математика, «Узоры и орнаменты на посуде»), среднесрочные (1 класс, окружающий мир «Жизнь замечательных животных»), долгосрочные (1 класс, окружающий мир «Моя семья»).
По цели: практико-ориентированный проект нацелен на решение социальных задач, отражающих интересы участников проекта или внешнего заказчика (2 класс, окружающий мир, «Профессии», «Родной город»), исследовательский проект - по структуре напоминает научное исследование (2 класс, технология, «Оригами»), информационный проект - направлен на сбор информации о каком либо объекте или явлении с целью анализа, обобщения и представления информации для аудитории (1 класс, обучение грамоте «Азбука загадок», 2 класс, окружающий мир, «Красная книга Вологодской области», русский язык «В словари – за частями речи»), творческий проект - предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к его выполнению и презентации результатов (2 класс, русский язык, «Знаете ли вы пословицы?», литературное чтение «Зарубежные писатели – детям»).
По количеству учащихся: индивидуальные (1 класс, обучение грамоте «Азбука загадок»), парные (2 класс, окружающий мир, «По городам Вологодской области», групповые (2 класс, русский язык, «Тайна имени»), коллективные (2 класс, внеурочная деятельность, «Газета .к 9 Мая»).
По месту проведения: урочные, внеурочные.
По теме: монопроекты (1 класс, окружающий мир, «Мои домашние питомцы», межпредметные (1 класс, окружающий мир, обучение грамоте «Родной город»).
В первом классе знакомство с проектом проходит во внеурочной деятельности на кружке «Мои первые проекты» и на учебных занятиях. Дети знакомятся с основами проектной деятельности: понятие о проекте, виды презентаций, правила работы в паре. С первых дней обучения, параллельно с изучением букв, чтобы не угасал интерес к обучению, мы начали создавать «свою» азбуку. Дети выбрали букву и нарисовали её портрет. Один лист А4- это одна буква. Мы ее делали «живой», искали слова на эту букву, загадки, придумывали предложения. На данном этапе работы родители помогали, находили загадки, картинки, но рисовали и писали только дети. Потом листочки собирались в книжку. Получилась у каждого своя азбука.
Во втором классе первым проектом, над которым работали ребята, стал проект «О чём может рассказать школьная библиотека?». После посещения школьной библиотеки на уроке литературного чтения учащиеся должны были знать понятия картотека, каталог, правила поведения в библиотеке. Всё это они закрепили в игре «Наоборот» и «Соединялки». Результатом работы стал коллективный плакат-постер.
В рамках учебного предмета «Окружающий мир» ребята работают над проектом «Родной город». Цель проекта: изучение исторических достопримечательностей города, находящихся в непосредственной близости от школы. Мы побывали на экскурсии в музее - усадьбе помещиков Гальских «Горка». Собранный фотоматериал стал основой для создания статьи.
На уроке русского языка учащиеся выполняют проект «Рифма», работают в паре. Цель проекта: формирование мотивации к исследовательской и творческой деятельности. Работая в паре дети находили в тексте рифмующиеся строки, подбирали рифмующиеся слова, сочиняли стихи на заданные рифмы и ответственный в паре презентовал своё сочинение.
На уроке математики учащиеся выполняют групповой проект «Математика вокруг нас. Узоры на посуде». Предварительно дети собирают материалы по заданной теме, распределяется работа в группах, назначаются ответственные. На уроке, работая в группах, ребята выполняли предложенные задания и каждый отвечает за свою часть работы. Работы групп по темам «Геометрический орнамент», «Растительный орнамент», «Животный орнамент» и «Человеческий и предметный орнамент» собираются в один альбом – «Орнаменты и узоры на посуде».
На уроке литературного чтения ребятам нравится работать в группах по созданию газеты к 9 Мая. По рекомендации из учебника план работы учащимся только осталось распределить обязанности. У каждой группы получилась своя газета: у одних – информационно-познавательная, у других – поздравительная, у третьих – художественный рассказ о жизни реальных людей на войне (их прадедушках и прабабушках).
Работа над проектом «Моя семья» повышает интерес ребёнка к семье, её традициям, способствует воспитанию уважительного отношения к членам семьи. После завершения проекта учащиеся приобретают следующие умения: - личностные: осознание себя членом семьи, выражающееся в интересе к её традициям, культуре и желании участвовать в её делах; объяснять самому себе: «что я хочу узнать» (цели, мотивы) и «что я узнал» (результаты); метапредметные: совместно с учителем составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера; работать по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, поиск информации в Интернете).
- предметные: усвоение первоначальных представлений о сущности и особенностях семьи, семейных традиций.
Работа над учебным проектом позволяет выстроить бесконфликтную педагогику, вместе с детьми вновь и вновь пережить вдохновение творчества, превратить образовательный процесс из скучной принудиловки в результативную созидательную творческую работу.
Литература
Воронцов А.Б. Проектные задачи в начальной школе /под редакцией А.Б.Воронцова. – М.: Просвещение, 2010.
Дрозд Л.Л. Формирование универсальных учебных действий младших школьников средствами проектно-исследовательской деятельности http://www.docme.ru/doc/37770/formirovanie-universal._nyh-uchebnyh-dejstvij
Кузнецова О.В. Развитие универсальных учебных действий обучающихся средствами проектно-исследовательской деятельности / О. В. Кузнецова, Н. В. Дудырева // Управление начальной школой. - 2011. - № 6. - С. 31-40.
Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2006.
Михеева Ю.В. Статья. Учительская газета. Проектирование урока с позиции формирования универсальных учебных действий
Прокудина И.В. Статья. Проектная деятельность как способ формирования универсальных учебных действий младших школьников.
Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Волгоград: Учитель, 2012.