Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников »
Балейский филиал ГПОУ «Читинский педагогический колледж»
Доклад
На тему: Проектная деятельность младших школьников во внеурочной деятельности.
(выступление на Районной научно-практической конференции)
Руководитель: Гриценко Т.И.,
преподаватель психолого-педагогических дисциплин
2014 год
Метод проектов эффективен в реализации воспитательных и образовательных задач, так как позволяет организовать гуманистическую воспитательную систему, перестраивая управление школьной жизнью, отношение между всеми участниками на основе творчества и самостоятельных исследований.
Метод проектов активно применялся в школах США ещё во второй половине XIX века. В его основу легли идеи американского философа, психолога и педагога Джон Дьюи, который рассматривал воспитание как процесс накопления ребёнком индивидуального опыта формирования своей личности. В России идеи проектного метода разрабатывались Станиславом Теофилловичем Шацким и Павлом Петровичем Блонским. На практике проектирование применял Антон Семенович Макаренко.
Проекты в младших классах – это трудно, это проблематично, т.к. дети еще слишком малы для проектирования. Но все-таки это возможно. Речь идет не о полноценных проектах, выполненных учащимися самостоятельно. Возможно, это будут лишь элементы проектной деятельности. Но для малыша – это возможно т. к. будет его проект. Эта работа может иметь и локальный, и фронтальный характер, ее можно проводить индивидуально, с большой группой детей.
Проектом является любая деятельность, выполненная, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединенных в данный момент общим интересом.
Проекты в начальной школе это не доклады, не сухой отчёт- это красочное действо, в основе которого лежит развитие интересов учащихся, умений самостоятельно ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, развивать критическое мышление.
Существуют различные классификации проектов:
По доминирующей деятельности различают следующие виды проектов:
- Исследовательские проекты имеют чёткую продуманную структуру, которая практически совпадает со структурой реального научного исследования.
- Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности учащихся. Это может быть сценарий праздника, видеофильм, школьный печатный альманах, детская конференция и т.д.
- Приключенческо-игровые проекты требуют большой подготовительной работы. Принятие решения принимается в игровой ситуации.
- Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории.
- Практико-ориентированные проекты отличает чётко обозначенный с самого начала характер результата деятельности его участников. Этот результат обязательно должен быть ориентирован на социальные интересы самих участников.
По комплексности можно выделить два типа проектов:
- Монопроекты проводятся, как правило, в рамках одного предмета или одной области знания, хотя и могут использовать информацию из других областей знания и деятельности.
- Межпредметные проекты выполняются исключительно во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Проекты могут различаться и по характеру контактов между участниками. Они могут быть: внутриклассными, внутришкольными, региональными, межрегиональными, международными.
Классификация проектов по продолжительности.
- Мини – проекты.
- Краткосрочные проекты.
- Недельные проекты выполняются в группах в ходе проектной недели.
- Годичные проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Весь годичный проект – от определения проблемы и темы до презентации выполняются во внеурочное время
По количеству участников различают индивидуальные и групповые проекты.
В проектной деятельности младших школьников выделяются следующие этапы:
1 этап. Погружение в проект. На данном этапе выбираются и формулируются проблемы, которые будут разрешены в ходе проектной деятельности учащимися, выдвигаются гипотезы, требующие доказательства или опровержения.
2 этап. Организационный. На данном этапе выбираются и организуются группы участников проекта, определяются направления работы, формулируются задачи для каждой группы, указываются способы источников информации по каждому направлению.
3 этап. Осуществление деятельности. Поиск необходимой информации, сбор данных, изучение теоретических положений, необходимых для решения поставленных задач.
4 этап. Обработка и оформление результатов проекта (презентация). На этом этапе определяются способы обработки полученных данных.
5 этап. Обсуждение полученных результатов (рефлексия). Оформленные результаты представляются остальным участникам проекта в виде доклада, дискуссии, ролевой игры, через научную конференцию.
В результате проектной деятельности у младших школьников формируются:
1.Рефлексивные умения;
2.Поисковые (исследовательские) умения;
3.Навыки оценочной самостоятельности;
4.Умения и навыки работы в сотрудничестве;
5.Коммуникативные умения;
6.Презентационные умения и навыки.
Проектная деятельность учащимся начальных классов необходима и возможна. Метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться в начальных классах.
В качестве примера можно привести проект, разработанный и выполняемый учениками начальных классов «Мой любимый школьный двор», цель которого состоит в наведении чистоты и порядка на школьном дворе, повышение интереса у учащихся к благоустройству школьного двора.
По типу проект:
- Практико-ориентированный;
- Творческий, вне предметный.
1 этап (диагностический) включает в себя…
2 этап (подготовительный)…
3 этап (исполнительский)…
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1). Головизнина Н. Л. Учебно-исследовательская деятельность как перспективное средство вос питания творческой личности // Дополнительное образование. — 2002. — № 8. — С. 6–11.
2). Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования. – 2000. – № 2. – C. 36–43.
3). Гузеев В. В. «Метод проектов» как частный случай интегративной технологии обучения // Директор школы. – № 6. – 1995.
4). Мамонтова Г.В. Исследовательская работа учащихся по русскому языку. Журнал «Начальная школа» №12, 2008.
5). Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших школьников. – М., 2004