Просмотр содержимого документа
«Значение леса в жизни человека и бережное отношение к нему»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Завет – Ленинская школа»
Джанкойский район Республика Крым
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
«Значение леса в жизни человека и его охрана»
Подготовила: Демиденко
Инна Анатольевна
учитель начальных классов
ученики 4 – А класса
С. Завет – Ленинский 2016 г
Тема проекта: «Значение леса в жизни человека и бережное отношение к нему».
Цель нашего проекта: - определить значение леса в судьбе человека;
- учиться беречь его;
Гипотеза: Благоприятная экологическая обстановка положительно влияет на развитие интеллектуальных и физических способностей человека на сохранение его здоровья.
Помочь сохранить природу и бережно относиться к лесным богатствам.
Задачи проекта:
- учить детей любить и беречь природу;
- учить выполнять правила поведения в природе, необходимые для её сохранения;
- знакомить учащихся с экологическими проблемами леса;
- воспитывать любовь к лесу, бережное отношение к природе;
- учить учащихся осознавать себя частью природы и бережно относиться к своему здоровью;
- развивать навыки исследовательской работы;
СТРУКТУРА ПРОЕКТА
1.Введение.
2. Единый урок. «Леса России».
3. Основная часть.
- Исследовательский этап.
- Занятие «Бережное отношение к лесу».
4. Заключительный этап.
Творческая практическая работа.
5. Вывод.
1. ВВЕДЕНИЕ
ЗНАЧЕНИЕЛЕСАВЖИЗНИЧЕЛОВЕКА
Лес играет в жизни человека и всего человечества тройную роль.
С одной стороны, лес, являясь одной из главных составляющих окружающей среды человека, в большей степени влияет на климат, наличие чистой воды, чистого воздуха, защищает сельскохозяйственные земли, обеспечивает места для комфортного проживания и отдыха людей, сохраняет разнообразие живой природы .
С другой стороны, лес - источник множества материальных ресурсов, без которых человечество пока не может обойтись и вряд ли сможет обойтись в обозримом будущем - древесины для строительства, производства бумаги и мебели, дров, пищевых и лекарственных растений и других .
С третьей стороны, лес - часть той культурной исторической среды, под воздействием который формируется культура и обычаи целых народов, источник работы, независимости и материального благополучия значительной части населения, особенно тех, кто живет в лесных деревнях и поселках .
Для человечества в целом одинаково важны все три роли леса - экологическая, экономическая и социальная, но для каждого конкретного человека, в зависимости от того, где он живет и чем он занимается, та или иная роль леса может играть большее или меньшее значение
Лес во много определяет качество окружающей среды и то, насколько эта окружающая среда подходит для удобного и здорового существования человека. Общеизвестна роль леса как «зеленых легких планеты»: лес поглощает и связывает из атмосферы углекислые газы, накапливает углерод в составе органического вещества живых растений, их остатков и почвы, а обратно выделяет кислород, необходимый всем живым существам для дыхания. Одновременно с этим лес весьма эффективно очищает воздух от пыли и других вредных примесей, они легко оседают на поверхности листьев и хвои и смываются на землю дождями. Лес, испаряя большие количества воды, поддерживает повышенную влажность воздуха, защищая от иссушения не только себя, но и прилегающие территории.
Леса, лесополосы и даже отдельные деревья имеют большее значение для защиты и сохранении плодородия прилегающих сельскохозяйственных земель, сохраняя землю и сельскохозяйственные культуры от вредного воздействия сильных ветров, поздних заморозков, иссушения, эррозии и других неблагоприятных воздействий. Особенно заметно благотворное влияние леса на сельскохозяйственные земли в зонах рискованного земледелия , там, где климат не очень благоприятен для выращивания большинства сельскохозяйственных культур. Лес и лесополосы, при наилучшем их размещении среди сельскохозяйственных земель, способны обеспечивать благоприятные для сельского хозяйства условия на площади, которые многократно превышают площадь, занятую самим лесом.
Для большинства людей лес является одним из любимых мест отдыха , особенно в сочетании с водоемами.
Современная медицина вполне официально признает ценность нахождения в природной среде для восстановления и поддержания здоровья человека, причем особая роль в этом уделяется именно лесу.
2. Всё началось с единого урока по теме: «Леса России», который состоялся 15 сентября 2015 года.
Организационный момент.
Вступительное слово учителя.
Богат и разнообразен растительный мир нашей страны. Если попытаться охватить взглядом просторы России с космических высот, можно увидеть, как с севера на юг происходит закономерная смена растительного покрова и значительная доля в этой живописной картине отводится лесам. Лесные зоны занимают почти половину площади России. Поэтому Россию не случайно называют «лесной державой». Общий запас древесины в российских лесах свыше 25% мировых запасов. Установлено, что в среднем человек за свою жизнь расходует 100 м древесины.
«Леса украшают землю, они учат человека понимать прекрасное и внушают ему величавое настроение» - говорил А.П.Чехов.
«Лес – это прекрасное выражение силы природы и самый яркий образчик её совершенства» - К. Паустовский.
Изучение нового материала.
Звучит запись голосов лесных птиц, на фоне этой записи ученик читает стихотворение С. Погореловского «Здравствуй, лес!».
1 ученик.
Здравствуй, лес , дремучий лес!
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвою
Ночью тёмной, грозовою?
Что нам шепчешь на заре, -
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится,
Что за зверь? Какая птица?
Всё открой, не утаи,
Ты же видишь, - мы свои.
Ученики дают справку о лесах.
2 ученик.
Мировая площадь лесов – 4,1млрд.кв. га или 38 млн.кв. км, т.е. около 27% площади суши, запасы древесины на корню 350 млрд.кв. м.
3 ученик
Россия - крупнейшая лесная держава. Леса России раскинулись на территории в 6,3 млн.кв. км. Для сравнения – площадь лесов США составляет всего 2,6 млн.кв. км.
4 ученик.
Россия занимает 1 место в мире по запасам древесины 81,9 млрд.м3. и по площади лесов – 1180 млн.кв. га.
5 ученик.
Площадь лесов России составляет 45,3% от территории страны, т.е. лесные территории, которые включают болота, пески, дороги, сенокосы и другие не покрытые лесом угодья, к ним относится и того больше – свыше 10 млн.кв. км.
6 ученик.
Площадь лесов в мире ежегодно уменьшается, как минимум, на 25 млн.кв.га.
МОЖНО ЛИ РОССИЮ НАЗВАТЬ СТРАНОЙ ЛЕСОВ? (ответы детей)
Вступительное слово учителя о типах лесов в России, о растительном и животном мире в этих лесах, о климате, о значении лесов.
КАКОЕ ЗНАЧЕНИЕ ИМЕЮТ ЛЕСА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА? (ответы детей)
Вместе с детьми подводим итог:
- источник кислорода на Земле;
- защита почвы от эрозии;
- улучшает климат;
- защита от суховеев;
- водоохранная роль;
- место отдыха;
- аптека;
- источник древесины;
- источник топлива;
- источник физического и психического здоровья людей;
ПРОСМОТР ВИДЕОРОЛИКА «Значение леса в жизни человека».
Проблема леса и его красота всегда волновали и волнуют представителей искусства: поэтов, художников, писателей и музыкантов. Лес воспроизведён на бессмертных полотнах И. И. Шишкина, И. И. Левитана, В. Д. Поленова, В. Г. Перова и многих других выдающихся художников. Любовь к лесу и природе можно услышать в произведениях знаменитых композиторов: П. И. Чайковского, Н. А. Римского – Корсакова, К. Сен – Санса и других .
Послушайте отрывок С. Аксакова «Лес».
Полная красота всякой местности состоит в соединении воды с лесом. Природа так и поступает: реки, ручьи и озёра почти всегда обрастают лесом или кустарником. И этот лес, эту красу земли, прохладу в зной, жилище зверей и птиц, лес, из которого мы строим дома и которым греемся в долгие жестокие зимы, - не бережём мы в высочайшей степени. Мы богаты лесами, но богатство вводит нас в мотовство, а с ним не далеко и до бедности: срубить дерево без всякой причины у нас ничего не значит. Из всего растительного царства дерево более других возбуждает участие. Его огромный объём, его медленное возрастание, его долголетие, крепость и прочность древесного ствола, питательная сила корней, всегда готовых к возрождению погибающих сучьев и к молодым побегам от погибшего уже пня, и, наконец, многосторонняя польза и красота его должны бы, кажется, внушать уважение и пощаду, … но топор и пила промышленника не знают их. Я никогда не мог равнодушно видеть не только вырубленной рощи, но даже падения одного большого подрубленного дерева, в этом падении есть что – то невыразимо грустное: сначала звонкие удары топора производят только лёгкое сотрясение в древесном стволе; оно становится сильнее с каждым ударом и переходит в общее содрогание каждой ветки и каждого листа; по мере того, как топор прохватывает до сердцевины, звуки становятся глуше, больнее… ещё удар, последний: дерево осядет, надломится, затрещит, зашумит вершиною, на несколько мгновений как будто задумается, куда упасть, и, наконец, начнёт склоняться на одну сторону, сначала медленно, тихо, и потом, с возрастающей быстротою и шумом, подобно шуму сильного ветра, рухнет на землю. Многие десятки лет достигало оно полной силы и красоты и в несколько минут гибнет нередко от пустой прихоти человека.
О КАКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ ИДЁТ РЕЧЬ? (вырубка лесов)
Вступительное слово учителя.
Для славян многие деревья были непросто строительным материалом. Из деревьев, по некоторым легендам, были сотворены первые люди. Как же срубить такое дерево, если оно древнее человека ,да ещё и дало ему жизнь? Долгое время во многих местах России держался строгий запрет на рубку старых деревьев. Особо старые деревья почитались и считались священными. Да и до сих пор с такими деревьями связаны местные легенды.
Проблемы лесов.
К сожалению, у лесов нашей страны много проблем, которые возникают по вине человека: вырубка, загрязнение, истребление растений и животных, пожары. Лесные ресурсы в России пока используются очень нерационально. Половина срубленного леса идёт в отходы, теряется при заготовке и переработке. За счёт же более полного использования древесины можно почти вдвое уменьшить площади вырубаемого леса. К полному уничтожению леса приводят лесные пожары, которые в России достигают огромных размеров.
На едином уроке дети постоянно пытались поговорить о правилах поведения в лесу и о пожарной безопасности леса. Я поняла, что есть необходимость в проведении очередного занятия на тему: «Лесные пожары и правила поведения в лесу».
3. ОСНОВНОЙ ЭТАП.
Начался исследовательский этап.
Для проведения занятия ученикам были предложены различные виды исследовательской работы. А именно: нарисовать рисунки, сочинить стихи, найти информацию, связанную с темой занятия. Работа закипела. Помощниками стали родители. И вот какое занятие у нас получилось!
Занятие на тему: «Бережное отношение к лесу».
"Лесные пожары"
Цели занятия:
Дать детям представление о роли леса в жизни человека.
Объяснить причины и последствия лесных пожаров.
Сформировать модель поведения с соблюдением правил пожарной безопасности и умением вести себя при обнаружении очага лесного пожара, научить учащихся правильным действиям при возникновении лесного пожара.
Ребята, отгадав загадки, вы узнаете тему нашего занятия.
Весной веселит, Летом холодит, Осенью питает, Зимой согревает. (Лес)
- Кто из вас бывал в лесу?- Чем вам нравится лес?- Что дает лес человеку? (ответы детей)
- Почему начали разговор с этого стихотворения? (Лес дарит чудеса, надо беречь лес...и т.д.) Но не всегда люди бережно относятся к лесу. У леса есть страшный враг. Разгадав загадку, вы узнаете о нём:
Много красных языков Лижут крыши у домов. Надо их остановить И водицею полить А иначе быть беде – Языки будут везде. По деревьям, по кустам. Всё съедят и тут и там. (Пожар) О. В. Юдина
Ученик читает стихотворение В. Шефнера «Лесной пожар».
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра…
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры, посреди поляны
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил, в зелёный лес вошёл.
Как вспугнутая стая белок рыжих.
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели.
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки. Искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
О КАКОЙ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЕ ИДЁТ РЕЧЬ? (пожары)
Вступительное слово учителя. Весна, много сухой травы и листвы. И как часто то тут, то там виден дымок, огонь - это взрослые и дети жгут прошлогоднюю траву, листву. А это очень опасно.
- К чему могут привести такие действия людей?
- Тема нашего занятия: «Лесные пожары».
По известной легенде, огонь людям подарил Прометей, похитив его с Олимпа. В наказание Зевс велел приковать его к горам Кавказа. Каждый день прилетал к Прометею большой орёл и клевал ему печень. Так продолжалось тысячелетия. Столь дорогая плата требует внимательного и бережного отношения к огню. В древние времена зажечь огонь было тяжело, и люди постоянно поддерживали его в костре или очаге. В наши дни, чтобы зажечь огонь, достаточно чиркнуть спичкой, а вот чтобы потушить полыхающие от пожара лесные массивы требуются нечеловеческие усилия, огромные силы и средства. Ежегодно лесные пожары на территории России наносят колоссальный ущерб экономике государства и окружающей нас природной среде. Лесные пожары уничтожают лесной фонд России, а в засушливые годы они представляют чрезвычайную опасность и для населения, поскольку к моменту начала борьбы, как правило, уже успевают развиться на большой площади. При этом возникает непосредственная угроза уничтожения огнём населённых пунктов и объектов народного хозяйства, расположенных вблизи лесных массивов, а также сильное задымление и загазованность территорий, даже удалённых от кромки леса.
"Все пожары в лесу начинаются из-за какой-то внешней причины: источника огня среди деревьев нет. Иногда пожары возникают от ударов молнии, но чаще пожары возникают от неосторожного обращения человека с огнём"
- Причины лесного пожара (запись на доске).
зажигание травы под деревьями, на лесных полянах, лугах, на дачных участках;
брошенная горящая спичка;
непогашенный окурок;
брошенный в лесу пропитанный бензином или керосином обтирочный материал;
заправка топливом баков машин при работающем двигателе;
использование машин с неисправной системой питания двигателя горючим;
курение или пользование открытым огнём вблизи машин, заправляемых горючим;
непотушенный костёр;
разведение костров без соблюдения строгих мер безопасности;
оставленные в лесу бутылки и осколки стекла и т.д
Далее последовали выступления, которые приготовили дети.
Несколько человек нарисовали рисунки на тему: «Правила поведения в лесу». Это были рисунки под названием «Не шуметь в лесу», «Мусор не бросать», «Не рвать зря цветы», «Не разорять гнёзда птиц», «Не разводить костёр в лесу». Все рисунки были размещены на доске. Каждый ребёнок защищал свой рисунок.
Другие ученики с помощью родителей сочинили стихи.
1 ученик.
Друг, в лесу не шали,
Спичками ты не сори,
Огонёк, дымок – беда:
Лес исчезнет навсегда.
2 ученик.
Спички в руки не бери,
В лес с собою не носи.
Искра, пламя, огонёк
За собой беду повлёк.
3 ученик.
У брата спички забери.
С собою в лес их не бери.
Костёр нам может быть как брат.
Одно движенье – станет враг.
Следующий ученик рассказал о том, что он узнал из новостей.
Летом очень часто горят леса. Чтобы узнать об очаге возгорания и предотвратить пожар, служба МЧС использует для разведки беспилотники.
Один из учеников рассказал о роли авиации в тушении лесных пожаров.
Есть такая профессия лес от пожаров защищать. Это лесные пожарные, пилоты – наблюдатели.
Ил-76П Пожарный самолет.
Разработчик: ОКБ Ильюшина. Страна: СССР. Первый полёт: 1988г.
Тип: пожарный самолёт.
Авиационный комплекс им. С. В. Ильюшина - пожарный вариант известного транспортного самолета Ил-76.
Он участвовал в патрулировании лесов, контролировал пожарную ситуацию и совершал высадку пожарных для борьбы с огнем. С целью более легкого опознавания самолет окрашивается в красно-белый цвет.
В 1967 году совершил свой первый полет самолет-амфибия.
Амфибия разработан специально для тушения лесных пожаров с воздуха. Вода сливается в самолёте через створки в днище, открываемые по команде пилота.
Амфибия по сравнению с другими самолётами быстрее осуществляет доставку и сброс воды. Поставив 3-4 самолета "в круг" над пожаром, можно добиться практически непрерывного "полива". Эта профессия людей трудна и опасна. Она требует внимания, смекалки и прочных знаний.
А один из учеников нашёл информацию о ельнике и поделился ею с одноклассниками.
Ель и сосна являются основными древесными породами в России. Именно они образуют бескрайние таёжные леса. Оба этих дерева высоки и могучи, долговечны и красивы.
Ель прихотлива к почвам, любит плодородные, влажные земли. Ёлочки в детстве плохо переносят холодный ветер, прямые солнечные лучи, хорошо растут там, где сверху кудрявые берёзки. Ель не переносит одиночества. Цветущая ель всегда очаровательна. В начале мая, когда шишечки пока не раскрылись, на ветках дерева среди тёмной хвои выделяются светло – зелёные молодые побеги. Мягкие и нежные, их можно погладить, можно и разжевать (по словам моей бабушки, они лечебны). Шишки распустятся в конце мая. Еловые семена сидят в шишке. Выросшая к осени увесистая шишка не раскрывается, крепко держится высоко на ветке. Так и висит всю осень и зиму, до самой весны.
Эту красоту можно увидеть в нашем парке им. Л. К. Захарьяна в селе Завет – Ленинский.
Я очень люблю ель. Она является моим символом, она вечнозелёная. Когда я гуляю по аллеям парка и дышу свежим воздухом, люблю прижаться к стволу ели постоять и загадать желание. Мне всегда жалко, когда ели продают для новогодних праздников . Я считаю, что ели вырубать не надо. Можно выполнить новогоднюю композицию или сделать новогодний сувенир из шишек или купить искусственную ель, которая будет служить долго. Предлагаю выполнить новогодний сувенир для родителей из шишки. Шишку можно найти на аллеях нашего парка. Этот сувенир украсит ваш дом.
Просмотр мультипликационного видеоролика «Маленькой ёлочке не холодно зимой».
ВЫВОД : необычайно велика и многогранна роль леса в географической оболочке земли. Лес – один из источников кислорода и гигантский фактор очищения воздуха планеты. Лес предохраняет почвы от эрозии и защищает поля от губительных суховеев и пыльных бурь. Но лес – ещё и древесина, и пастбищные угодья, бесчисленная кладовая разнообразных богатств и эликсир от душевных недугов. Каждый из нас должен задуматься, какими увидят леса наши потомки через век, через тысячелетие, и сможет ли лес дать им то, что даёт нам сейчас. Лес – это исчерпаемый природный ресурс, и наша задача сделать его неисчерпаемым, а для этого необходимо разумно использовать данные нам природой богатства и беречь от пожаров.
“В случае обнаружения пожара надо позвонить в пожарную охрану по телефону 01, сообщить точный адрес пожара .
С наступлением в лесу пожароопасного сезона население предупреждается об этом с помощью газет, радио, телевидения, а также плакатов, вывешенных в людных местах .
Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Рассказ пня», в котором пень рассказывает о том, каким был лес до пожара и, что с ним случилось после пожара.
Итог. Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Чтобы ухаживать за лесом и обеспечивать его охрану, требуется прикладывать большие усилия. Нужна помощь всего населения. И наше занятие хочется, закончит словами: Берегите лес! Это наше с вами богатство!
4. Заключительный этап.
Творческая практическая работа.
Дети показывают процесс выполнения новогоднего сувенира для родителей, используя сосновую шишку.
Результат.
5. Вывод:Считаю, что проектная деятельность развивает творческие способности учащихся младшего школьного возраста, сближает детей и родителей, а данный проект даёт возможность учиться соблюдать правила безопасности в лесу, прививать любовь и бережное отношение к природе.
В процессе работы расширились знания детей и родителей о лесе: животных, растениях, насекомых, об их взаимосвязи, его значении в жизни человека через совместный поиск информации, тем самым, делая познавательный процесс интересным и мотивационным.