kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Задача Гаусса"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель проекта: знакомство с жизнью и деятельностью Карла Фридриха Гаусса,  научиться  решать задачи, пользуясь способом Гаусса.

   Задачи проекта:

  • найти интересные сведения о его  жизни используя различные источники;
  • уяснить, что подсчет суммы последовательных чисел можно провести через группировку чисел в пары.мм

    Цель проекта: знакомство с жизнью и деятельностью Карла Фридриха Гаусса,  научиться  решать задачи, пользуясь способом Гаусса.

       Задачи проекта:

  • найти интересные сведения о его  жизни используя различные источники;
  • уяснить, что подсчет суммы последовательных чисел можно провести через группировку чисел в пары.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Задача Гаусса»

Республика Саха (Якутия)

Верхоянский район

МБОУ «Батагайская средняя общеобразовательная школа»













«Задача гениального Гаусса»






Авторы:

ученики 4 «а» класса

Акимова Амалия,

Стручкова Валя

Руководитель:

Ефимова Т.Е.




















2016г.


Математика - царица наук. Математика неисчерпаема и многозначна. Одних покоряет её логическая стройность, другие ценят в ней точность, a третьи восхищаются её красотой.





Цель проекта: знакомство с жизнью и деятельностью Карла Фридриха Гаусса, научиться решать задачи, пользуясь способом Гаусса.

Задачи проекта:

  • найти интересные сведения о его жизни используя различные источники;

  • уяснить, что подсчет суммы последовательных чисел можно провести через группировку чисел в пары.

Юный Карл Фридрих, по его собственным словам, «научился считать раньше, чем говорить». Рассказывают, когда отец однажды громко подсчитывал заработок своих помощников, трехлетний Карл на слух заметил ошибку в вычислениях и указал на нее отцу.

В 1784 году семилетний Карл начинает учиться в местной однокомплектной (то есть с одним учителем) школе. Первый биограф Гаусса, профессор фон Вальтерсгаузен пишет: «...Душная комната с низким потолком и неровным, потрескавшимся полом. Из одного окна открывается вид на готические башни церкви св. Катарины, из другого — на конюшни. Среди сотни учеников от семи до пятнадцатилетнего возраста взад и вперед расхаживает учитель Бюттнер с хлыстом в руках. Этим беспощадным аргументом своего метода воспитания учитель пользовался достаточно часто — по настроению и по потребности. В этой школе, как бы вырванной из далекого средневековья, юный Гаусс проучился без особых происшествий два года, а затем был переведен в «арифметический класс». Впрочем, «перевод» выразился лишь в том, что девятилетнего мальчика пересадили из одного ряда скамеек в другой. Ученикам, сидевшим в этом ряду, тот же учитель Бюттнер давал меньше заданий по правописанию и больше — по арифметике. Ученик, первым выполнивший заданное вычисление, клал обычно свою грифельную доску на большой стол; поверх нее клал доску второй, и так далее по порядку. Затем кипа досок переворачивалась. Учитель начинал проверку с доски того, кто решил первым.

Вскоре после перевода девятилетнего Гаусса в арифметический класс учитель дал задание: сложить все натуральные числа от 1 до 100. «Едва задание было сформулировано,— продолжает фон Вальтерсгаузен,— как юный Карл объявил: «Я положил свою доску». И пока остальные школьники прилежно складывали и перемножали числа, учитель Бюттнер, исполненный собственного достоинства, расхаживал по классу, бросая время от времени саркастические взгляды на младшего из учеников, который давно выполнил задание. А тот спокойно улыбался, проникнутый непоколебимой уверенностью в правильности полученного результата — эта уверенность овладевала Гауссом после окончания каждой крупной работы в течение всей его жизни... В конце урока на грифельной доске Гаусса обнаружилось единственное число, которое, к общему изумлению, представляло собой правильный ответ на поставленную задачу, тогда как многие другие ответы оказались неверными и подлежали «исправлению с помощью хлыста».

«Вместо того, чтобы складывать последовательно 1+2=3; 3+3=6; 6+4=10; 10+5=15 и т.д., что было бы естественным для любого нормального школьника такого возраста, Гауссу пришло в голову объединить попарно числа с разных концов данного ряда: 1+100=101; 2+99 = 101 и т.д. Таких пар оказалось 50. Затем оставалось лишь выполнить умножение 101х50=5050. Нечего и удивляться: Гауссу не понадобилось много времени, чтобы написать на своей доске это единственное число».

Бюттнер обратил внимание на незаурядные способности своего ученика и достал для него дополнительные пособия. Большую помощь оказал молодой помощник учителя Мартин Бартельс, который также был неравнодушен к математике. Несмотря на восьмилетнюю разницу в возрасте, Гаусс и Бартельс быстро сблизились на почве общего увлечения математикой. Бюттнер и Бартельс убедили отца Гаусса направить сына в гимназию и обещали добиться материальной поддержки: у бедного ремесленника не было возможности платить за обучение сына в гимназии.

В 1788 году Гаусс был принят — небывалый случай! — сразу во второй класс гимназии. Особенно поразил он своих педагогов блестящими способностями к греческому языку и латыни — эти древние языки наряду с историей считались важнейшими в гуманитарном гимназическом образовании. В те времена дети крестьян и ремесленников весьма редко попадали в гимназии и тем более в университеты — образование и получение «привилегированных» профессий было практически недоступно для низших классов общества. Гаусс оказался счастливым исключением.

Чтобы понять, как рассуждал Гаусс, разберем задачу – найдем сумму всех натуральных чисел от 1 до 10.

1.Найти сумму 1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10.

Объединим слагаемые в пары – первое с десятым, второе с девятым и т.д. Всего у нас 5 таких пар и каждая пара в сумме дает 11.

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 = (10 +1) = 55

Ответ: 55


2. Найти сумму 1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 +11 + 12 +13 + 14

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 +11 + 12 +13 + 14= (1 + 14) =85

Ответ: 85


3. Найти сумму чисел 1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9.

(1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8) + 9 = (1 + 8) 4 + 9 = 45

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9 = (1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9 +10) – 10 = 55 – 10 =45

Ответ: 45


А теперь перейдем к задаче маленького Гаусса.

4. Найти сумму чисел от 1 до 100.

1 + 2 + 3 + …+ 98 + 99 + 100.

1 + 2 + 3 + … + 98 + 99 + 100 = (1 + 100)  50 = 5050.

Ответ: 5050.


5. Найти сумму чисел от 1 до 1000.

1 + 2 + 3 + … + 998 + 999 + 1000 = (1 + 1000) ×500 = 500 500.

Ответ: 500 500


6. Найти сумму чисел от 1 до 220.

1 + 2 + 3 + … + 218 +219 + 220 = (1 +220) ×110 = 24 310

Ответ: 24 310


7. Найти сумму чисел от 1 до 221.

(1 + 2 + 3 + … + 218 +219 + 220) + 221 = (1 +220) ×110 + 221= 24 310 + 221 = 24 531


8. Имеется 9 гирь весом 1 г, 2 г, 3 г, 4 г, 5 г, 6 г, 7 г, 8 г, 9 г. Можно ли разложить их на три кучки с равным весом?

Решение.

Найдем сумму гирь методом Гаусса:

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9 = (1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8) + 9 = (1 + 8) 4 + 9 = 45

Сумма масс всех гирек 45 г. Значит, в одной кучке будут гири весом 15г. Попробуем это сделать: 1 г + 9 г + 5 г, 2 г + 6 г + 7 г, 3 г + 4 г + 8 г. Здесь возможны и другие результаты, например: 1 г + 8 г + 6 г, 3 г + 5 г + 7 г, 2 г + 4 г + 9 г.


9. Можете ли вы разделить циферблат часов прямой линией на 2 равные половины так, чтобы суммы чисел на каждой половине были равны?

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 + 11 + 12 = (1 + 12) × 6= 78 – сумма чисел от 1 до 12.

Нужно, чтобы в каждой части было 78 :2 = 39.

Проведем линию между 9 и 10, между 3 и 4.


Проверка: (10 + 3) ×3 = 39 и (9 + 4) × 3=39

10. Проведите на циферблате часов две прямые линии, чтобы в каждой части сумма чисел была одинакова.

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 + 11 + 12 = (1 + 12) × 6= 78 – сумма чисел от 1 до 12.

Нужно, чтобы в каждой части было 78 : 3 = 26.

Проведем линии между а) 10; 11 и 2, 3; б) 8; 9 и 4; 5.

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10



Остроумный ответ Гаусса

Из биографии Гаусса известно, что еще в народной школе он поражал учителя Бюттнера своим умом и остроумием. Однажды учитель спросил ученика: «Карл, я сейчас задам тебе два вопроса. Если на первый ты ответишь правильно, то на второй можешь не отвечать. Итак, скажи мне, сколько иголок на рождественской елке?». Карл без промедления ответил: «67 534». «Как ты так быстро сосчитал иголки?» – изумился учитель. «А это уже второй вопрос, господин учитель», – улыбнулся ученик.


11. Летит стая птиц. Впереди одна птица(вожак), за ней две, потом три, четыре и т.д. Сколько птиц в стае, если в последнем ряду их 20?


Решение: 1 + 2 +3 +4 +5 +6 + … + 18 +19 + 20 = (1 + 20) ×10 = 210

Ответ: 210.


12. Как рассадить 45 кроликов в 9 клетках так, чтобы во всех клетках было разное количество кроликов?

1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9 = (1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8) + 9 = (1 + 8) 4 + 9 = 45

Всего 9 слагаемых, значит, в первую –1, во вторую –2, …, в девятую-9.

Ответ: В первую –1, во вторую –2, …, в девятую-9.


13.Набор состоит из 12 гирек массой 1г,2г,…,12г из набора убрали 4 гирек, общая масса которых равна трети общей массы всех гирек. Можно ли оставшиеся гирьки расположить на двух чашках весов по 4 штуки на каждой чашке так, чтобы они оказались в равновесии?

Вес всех гирь равен1 + 2 +3 +4 +5 +6 +7 +8 + 9+10 + 11 + 12 = (1 + 12) × 6= 78

Ее третья часть 78 : 3 = 26

Разобьем все гири на пары 1-12, 2-11, 3-10, 4-9, 5-8, 6-7.

4 9

211

1 12

6 7



5 8

3 10







Если мы уберем 4 гири весом 26 грамм, то при этом мы «разобьем» самое большее четыре пары, а две пары останутся точно нетронутыми, которые составляют тоже треть общей массы.

Таким образом. Мы получили первую четверку убранную, вторую четверку гарантированно оставшуюся (две пары) и третью четверку нетронутую, которая тоже будет весом 26 грамм.

Ответ: Можно.


Вывод:

Работая над этой темой, мы узнали, то в конце 18 века родился великий математик Карл Фридрих Гаусс. Благодаря его трудам, у нас появилась возможность без труда найти ответ в тех задачах, которые на первый взгляд трудно решить или можно потратить очень много времени. Благодаря изучения его жизни и наследия его трудов, мы лишний раз убеждаемся в величие и возможностях человеческого ума.


Литература:

1. Депман И.Я., Виленкин Н.Я. За страницами учебника математики. – М.: Просвещение, 1989.

2. Интернет – ресурсы.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Проект "Задача Гаусса"

Автор: Ефимова Татьяна Егоровна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450731

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "внеклассное мероприятие "Встреча с великими математиками" "
    ["seo_title"] => string(64) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-vstriecha-s-vielikimi-matiematikami"
    ["file_id"] => string(6) "226947"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1440527374"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(107) "Конспект урока по математике по теме: "Подобные слагаемые" "
    ["seo_title"] => string(64) "konspiekt-uroka-po-matiematikie-po-tiemie-podobnyie-slaghaiemyie"
    ["file_id"] => string(6) "124974"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1414859442"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(73) "Внеклассное мероприятие "Большие гонки""
    ["seo_title"] => string(45) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-bol-shiie-ghonki"
    ["file_id"] => string(6) "250275"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1447066044"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(76) "Интеллектуальная игра "Конкурс Знатоков" "
    ["seo_title"] => string(42) "intielliektual-naia-ighra-konkurs-znatokov"
    ["file_id"] => string(6) "108094"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403547719"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства