Просмотр содержимого документа
«Проект как метод организации деятельности младших школьников в рамках изучения ОРКСЭ»
Проект как метод организации деятельности младших школьников в рамках изучения ОРКСЭ в условиях гимназии с этнокультурным компонентом.
Халикова Е.Н., учитель начальных классов, МБОУ «Гимназия № 125» Советского района г. Казани
В воспитании россиянина — гражданина и патриота — особо важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Школьный возраст наиболее восприимчив для эмоционально-ценностного, духовно-нравственного развития, гражданского воспитания, недостаток которого трудно восполнить в последующие годы.
В проекте Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения процесс образования понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, принятия духовно-нравственных, социальных и семейных и др. ценностей.
С появлением новой системы учебников для четырехлетней начальной школы (в частности такого курса, как «Основы духовно-нравственной культуры народов России» М.Т. Студеникина, который предполагает изучение духовно-нравственной культуры и призван ознакомить учащихся с основными нормами нравственности) процесс формирования личностных и социальных компетенций станет более последовательным, системным. Данный курс нацелен на формирование у младших школьников чувства Родины, гражданственности и патриотизма. Авторами привлечен обширный материал по истории и культуре народов России, учтена и такая особенность Татарстана, как наличие двуязычия, в связи с чем постоянно выстраиваются лингвистические параллели при толковании основных понятий нравственности и морали. Удобное трехчастное деление параграфа (новый материал, вопросы и задания, дополнительная информация по теме) позволяет младшим школьникам осваивать азы самостоятельной работой с учебной литературой, радует и богатый иллюстративный материал. Этот учебный курс станет прекрасной возможностью для формирования гармонично развитой личности.
Одним их ключевых методов своей работы считаю работу в творческих группах с целью создания проектов. Как создаются проекты? Требуется многоступенчатая системная работа. Примерные этапы деятельности учителя при создании проектов:
Кропотливая предварительная работа. Необходимо заинтересовать ребят, чтобы их работа строилась на любознательном отношении к поставленной задаче;
Знание индивидуальных особенностей каждого ребенка для того, чтобы создать творческие группы, в которой ученик чувствует свою нужность и принадлежность коллективу, чтобы раскрыть способности, а возможно, таланты детей.
Умелое незаметное направление деятельности групп, необходимо часто задавать им каверзные вопросы и задания, чтобы не растерять первичный интерес к данному проекту;
И наконец, воплощение проекта. Возможно, сначала показать его в своем маленьком коллективе, проанализировать, затем уже выводить детей на более высокий уровень (например, участвовать в школьной научно-практической конференции «Шаг в науку»).
Так, например, в нашей гимназии стартовал 3 года назад проект «Ручейки России», тесно связанный с предметом ОРКСЭ, который учит детей патриотизму, толерантности, доброму отношению к другим народам, их культуре и истории. В прошлом году наши дети подготовили замечательный исследовательский проект о русской национальности. Младшие дети изучали потешки и частушки, изучили блюда русской кухни, особенности русского национального костюма, подготовили богатую выставку предметов старины, русских музыкальных инструментов. Старшие контролировали весь процесс, репетировали с учащимися 4х классов, позже появился великолепный видеоролик, в котором отразился совместный труд детей.
В этом году нашему классу выпало честь представлять национальную культуру и игры ингушей. Результатом труда стало появление книги об этом бесстрашном народе, и мы завоевали высшую похвалу «Гран-при» фестиваля.
Таким образом, проектная деятельность может осуществляться не только непосредственно на уроках, но и во внеурочной деятельности.