Можно смело утверждать, что "человек существует благодаря наполняющей его воде". Почти 89% воды содержит человеческий мозг, до 80% воды входит в состав человеческой крови, более чем на 70% мышцы человека содержат все ту же воду, и даже в костях скелета около 20% влаги. Без пищи человек может прожить несколько недель, но без воды погибает через несколько суток. Даже небольшой дефицит влаги в организме приводит к тяжелым расстройствам. Организм строго регулирует количество воды в каждой системе, органе, клетке. Из всего этого не трудно предположить, какое значение для здоровья и жизни любого живого существа на планете имеет качество получаемой им воды. И вполне естественно, что у древних римлян под словом "врач" подразумевалось понятие "специалист по водолечению".
Следует заметить, что при подготовке к проекту мы опирались на следующие тезисы:
научно-исследовательская работа должна быть:
актуальной
иметь практическую направленность.
На уроках окружающего мира мы знакомимся с различными веществами, горными породами, с разными природными явлениями, но наиболее нас заинтересовали уроки по теме «Вода», поэтому для проектной работы мы решили в начале учебного года выбрать тему о самом распространенном веществе на Земле, и в то же время и о самом загадочном веществе – о воде. И нашу работу мы начали с посещения Музея Воды.
В течении всего учебного года учащиеся 4 класса вели научно-исследовательскую работу, сделали много интересных для себя открытий .
Мы поставили перед собой следующую проблему - формирование естественно – научных представлений о воде.
Цели:
Сформировать первоначальные знания о свойствах воды, о способах её очистки, значении воды в природе и жизни человека;
Сформировать навыки экспериментальной работы для пробуждения интереса к исследовательской работе и проявлению творческого потенциала.
Задачи:
Посетить Музей воды;
Выяснить, как очищается вода;
Провести лабораторную работу по теме «Фильтрация воды»;
Общественный опрос «Какую воду пьем» построить диаграммы по результатам опроса;
5. Исследовательская работа «Сколько в нас воды»
Объект:
Первичные естественно-научные знания о появлении воды в природе, почему вода не исчезает и откуда она берется.
Предмет:
Первоначальные знания о свойствах воды, о способах ее очистки и значение воды в природе и для человека.
Для решения проектной задачи №1 мы посетили Санкт-Петербургский Музей Воды при Водоканале. На экскурсии нас было 25 человек. В музее показано гармоничное сочетание истории и современности, идея традиционного и интерактивного музея. Он начинен интересными вещами: от действующей модели китайских часов незапамятных времен, приводимых в движение падающей водой, до современных систем мониторинга водопровода.
Вывод: музей покорил нас своей необычностью и доступностью выставленных экспонатов, возможность побывать участниками многих процессов происходящих в системе канализации и водопровода.
Для решения проектной задачи №2 мы познакомились с различными способами очистки воды на промышленных предприятиях и в быту. Населенные пункты, промышленные предприятия и объекты сельского хозяйства потребляют огромное количество пресной воды. На многих из них функционируют очистные сооружения, препятствующие сбросу сточных вод в открытые водоемы. Многие жители городов используют в своем хозяйстве бытовые фильтры для очистки питьевой воды, но многие покупают питьевую воду в магазинах.
Вывод: не все очистные сооружения тщательно фильтруют отработанную воду – это приводит к достаточно большому уровню экологических проблем в различных регионах нашей страны. Для того чтобы предотвратить болезни и разные неприятности со здоровьем мы предлагаем пить только фильтрованную воду или воду купленную в магазине.
Для решения проектной задачи №3 мы провели лабораторную работу по теме «Фильтрация воды». Для этого мы собрали фильтрационную установку. Используя различные вещества (верхний слой почвы, гравий, глину, речной песок) и воду наблюдали , как проходит очистка воды, скорость реакции для каждого отдельного вещества.
Вывод: Каждый наглядно увидел, что речной песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.
Для решения проектной задачи №4 мы провели общественный опрос на тему «Какую воду мы пьем». Участникам опроса были заданы следующие вопросы:
-какую воду вы пьете? (сырую, кипяченную, отфильтрованную);
-вы пьете сырую воду? (да, нет, редко);
-ваш прогноз на ближайшие 20 лет;
-ваши предложения по улучшению качества воды.
Вывод: мы опросили 100 человек и оказалось, что люди чаще всего пьют кипяченную воду, что скорее всего в ближайшем будущем произойдет мутация человека, но самое неприятное оказалось в том, что есть люди, которых не волнуют экологические проблемы.
Для решения проектной задачи №5 мы провели исследовательскую работу на тему «Сколько в нас воды». Каждый из учащихся узнал свой вес. Потом мы нашли общий вес всего класса и нашли среднее арифметическое данных показателей. Известно, что в человеке ¾ его общей массы составляет вода. Мы разделили свой средний показатель и получили количество вода, которое присутствует во всех учениках нашего класса. Полученный показатель разделили на количество учеников , участвующих в исследовании, и получили среднюю массу воды в каждом ученике.
Вывод: этот эксперимент дал наглядное представление о тех теоретических знаниях, которые мы получили из учебной литературы.
С чего мы начали изучение материала по проекту, на какие вопросы находили ответы и какие сделали выводы?
Нам было интересно узнать, откуда на Земле вода.
Много ли воды на Земле.
А где вода на Земле? (Только ли на поверхности?)
Каковы запасы пресной воды.
Почему вода не исчезает.
Итак, найдя ответы на интересующие нас вопросы, мы сделали первый вывод, что вода – действительно чудо природы. Вода – это жизнь и заменить её ничем нельзя. Она волшебница: она и туча, и туман, и ручей, и океан, и летает, и бежит, и стеклянной может быть. Об этом учащимися были сделаны красочные рисунки.
Источники загрязнения
Существует очень много источников загрязнения воды, вот некоторые из них:
Населенные пункты
Наиболее известным источником загрязнения воды, являются бытовые сточные воды. Водопотребление обычно оценивают на основе среднего суточного расхода воды на одного человека, равного примерно 750 л и включающего воду питьевую, для приготовления пищи и личной гигиены, для работы бытовых сантехнических устройств, а также для полива, тушения пожаров и других городских нужд. 1
Промышленность
Промышленные стоки в реки по объему в 3 раза превышают коммунально-бытовые. Из-за растущего объема промышленных отходов нарушается экологическое равновесие многих озер и рек. Наиболее масштабное употребление воды – производство электроэнергии, где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем на 7градусов С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником, дополнительного тепла, который называется «тепловым загрязнением»
Сельское хозяйство
В сельском хозяйстве, используется вода для орошения полей. Стекающая с них вода насыщена растворами солей, а также остатками химических веществ, способствующих повышению урожайности. Кроме химических соединений, в реки попадает большой объем фекалий и других органических остатков с ферм, где выращиваются мясо - молочный крупный рогатый скот, свиньи или домашняя птица. 2
Как вода попадает в кран
Ведь если проложить от реки к дому трубы, то вода сама не побежит. Так мы узнали, что нужен насос, станция очистки воды, водонапорная башня. Для того, чтобы нагляднее увидеть это мы посетили Музей воды при Санкт-Петербургском Водоканала.
Работая над проектом, мы ещё узнали и о том, что фабрики и заводы люди тоже строили около реки, т.к. для работы предприятий нужна вода.
Итак, мы столкнулись с самой, как мы решили главной проблемой, в нашей научно-исследовательской деятельности – проблемой загрязнения природной воды и способами её очистки.
Опять же ответы на поставленные вопросы нам позволила найти переносная лаборатория «Фильтрация воды». Опыты, проводимые с её помощью, помогли наглядно убедиться в пагубном влиянии неразумной деятельности человека.
Практическая часть
Лабораторная работа « Фильтрация воды»
Общественный опрос «Какую воду мы пьём»
Исследование «Сколько в нас воды»
Лабораторная работа
«Фильтрация воды»
Оборудование:
наглядный комплекс по естествознанию «Spektra» - переносная лаборатория
1. Собрали 4 полных фильтровальных установок, что достаточно для организации работы в группах.
Каждый учащийся собрал образцы различных типов почвы: речной песок, гравий, глину, верхний слой почвы.
В лабораторный сосуд поместили один из видов исследуемого вещества и добавили воды.
Наблюдения:
Исследуемое вещество
Реактив
Время фильтрации
Верхний слой почвы
150 мл Вода
15 сек
Речной песок
150 мл Вода
10 сек
Гравий
150 мл Вода
12сек
Глина
150 мл Вода
120 сек
Засекаем время реакции
Идёт реакц
Вывод:
Каждый наглядно увидел, что песок – лучший тип почвы для фильтрации, поэтому, грунтовая вода является одним из наиболее важных природных ресурсов.
Переносная лаборатория «Фильтрация воды» позволила нам ответить на следующие вопросы:
Через какой тип почвы вода просачивается быстрее?
На чем основана очистка воды?
2. Общественный опрос « Какую воду мы пьём»
Мы опросили 100 человек ( учащихся, наших родственников и наших друзей), чтобы узнать, что «Современный горожанин» думает о качестве питьевой воды.
Мы задали ряд вопросов:
Какую воду вы пьете чаще?
- сырую
- кипяченую
- профильтрованную
Вы пьете сырую воду?
- да
- нет
- редко
Ваш прогноз на ближайшие 20 лет.
Ваши предложения по улучшению качества воды.
Результаты опроса
сырую
кипяченную
профильтрованную
ВЫВОД:
Чаще всего люди пьют кипяченую воду- 67%, сырую воду пьют 35%,
60% населения считают, что в ближайшие 20 лет начнется мутация организма, для улучшения качества воды 60% населения видят в улучшении системы ее очистки.
Исследование «Сколько в нас воды»
Заключение
В процессе своего исследования мы пришли к выводу, что где-то 60% населения не снимает «розовых очков», и не собирается этого делать в ближайшие 10 лет.
А нам обидно! Обидно, что, страдаем МЫ – их «надежда» на лучшие времена! А с таким настроем, разве могут наступить лучшие времена?..
Итак, найдя ответы на интересующие нас вопросы, мы сделали первый вывод, что вода – действительно чудо природы. Вода – это жизнь и заменить её ничем нельзя. Она волшебница: она и туча, и туман, и ручей, и океан, и летает, и бежит, и стеклянной может быть. Об этом учащимися были сделаны красочные рисунки.
Дальше нам захотелось узнать, а как вода поступает в наш дом? Вода — одно из наиболее распространенных и важных веществ. Поверхность Земли, занятая водой, в 2,5 раза больше поверхности суши. Чистой воды в природе нет, — она всегда содержит примеси. Получают чистую воду методом перегонки. Перегнанная вода называется дистиллированной.
где она используется для охлаждения пара. При этом вода нагревается в среднем Наиболее масштабное употребление воды - производство электроэнергии, на 7° С, после чего сбрасывается непосредственно в реки и озера, являясь основным источником
Чистая вода прозрачна, бесцветна, не имеет запаха и вкуса, населена множеством рыб, растений и животных. Загрязненные воды мутные, с неприятным запахом, не пригодны для питья, часто содержат огромное количество бактерий и водорослей.
Нам было очень интересно работать по изучению свойств воды, мы узнали много нового о самом обычном , как нам казалось, веществе. Эту работу продолжим в дальнейшем курсе изучения предметов естественно – научного цикла
Литература
1.Ю.Смирнов «Популярная энциклопедия рек и озер», СПб, 1998.