Просмотр содержимого документа
«Программа внеурочной деятельности по нравственному направлению»
Министерство образования, науки и молодёжной политики
Краснодарского края
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Рабочая программа внеурочной деятельности
Направление: спортивно-оздоровительное
Кружок: «Здоровяшка»
Срок реализации: 1 год
Возраст обучающихся: 6-7 лет
Составила студентка Ш-32 группы
Журугина Карина Ивановна
Ейск, 2023 г.
Пояснительная записка
Программа «Здоровяшка» направлена на реализацию спортивно-оздоровительного направления во внеурочной деятельности. Данная программа создана на основе программы «Здоровейка» автор Цветкова О.Б.
Актуальность
Современное, быстро развивающееся образование, предъявляет высокие требования к обучающимся и их здоровью. Тем самым, обязывая образовательное учреждение создавать условия, способствующие сохранению и укреплению здоровья, формированию ценностного отношения обучающихся к собственному здоровью и здоровью окружающих. При этом здоровье рассматривается как сложный, многоуровневый феномен, включающий в себя физиологический, психологический и социальный аспекты. Программа внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровяшка» включает в себя знания, установки, личностные ориентиры и нормы поведения, обеспечивающие сохранение и укрепление физического и психического здоровья. Данная программа является комплексной программой по формированию культуры здоровья обучающихся, способствующая познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Нормативно- правовые акты организации внеурочной деятельности
1. Закон Российской Федерации "Об образовании" (в действующей редакции);
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден Приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. N 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785) с изменениями (утверждены Приказом Минобрнауки России от 26 ноября 2010 г. N 1241, зарегистрированы в Минюсте России 4 февраля 2011 г., регистрационный номер 19707);
3. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений (утверждены Приказом Минобрнауки России от 4 октября 2010 г. N 986, зарегистрированы в Минюсте России 3 февраля 2011 г., регистрационный номер 19682);
4. СанПиН 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189, зарегистрированы в Минюсте России 3 марта 2011 г., регистрационный номер 19993)
5. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы "Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования СанПиН 2.4.4.1251-03" (утверждены Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 3 апреля 2003 г. N 27, зарегистрированы в Минюсте России 27 мая 2003 г., регистрационный номер 4594);
6. Федеральные требования к образовательным учреждениям в части охраны здоровья обучающихся, воспитанников (утверждены Приказом Минобрнауки России от 28 декабря 2010 г. N 2106, зарегистрированы в Минюсте России 2 февраля 2011 г., регистрационный номер 19676).
Дополнительно можно разрабатывать и соответствующие региональные нормативные правовые акты, регламентирующие создание материально-технической базы внеурочной деятельности.
Программа «Здоровяшка» ориентирована на детей 1 класса (6-7 лет), сроки реализации –1 учебный год, 34 часа.
Цель программы – способствовать сохранению и укреплению здоровья младших школьников, формировать навыки поддержания ЗОЖ.
В соответствии с ФГОС на ступени начального общего образования решаются
следующие задачи:
становление основ гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;
формирование основ умения учиться и способности к организации своей
деятельности: принимать, сохранять цели и следовать им в учебной деятельности,
планировать свою деятельность, осуществлять ее контроль и оценку,
взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе;
духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее
принятие ими моральных норм, нравственных установок, национальных ценностей;
укрепление физического и духовного здоровья обучающихся.
Программа «Здоровяшка» придерживается следующих принципов:
Принцип гуманистической направленности - в максимальной степени учитываются интересы и потребности детей, создаются условия для формирования умений и навыков самопознания обучающихся.
Принцип системности
Принцип добровольности – включение во внеурочную деятельность учащихся по собственному желанию.
Принцип преемственности
Принцип разнообразия форм организации внеурочной деятельности
В ходе реализации программы будут использоваться такие формы работы как: беседа, спортивные мероприятия, игры, викторины, виртуальные экскурсии, просмотры тематических фильмов, проектные работы.
В ходе реализация программы внеурочной деятельности по спортивно-оздоровительному направлению «Здоровяшка» обучающиеся должны:
Знать:
основные вопросы гигиены, касающиеся профилактики вирусных заболеваний, передающихся воздушно-капельным путем;
особенности влияния вредных привычек на здоровье младшего школьника;
особенности воздействия двигательной активности на организм человека;
основы рационального питания;
способы сохранения и укрепление здоровья;
влияние здоровья на успешную учебную деятельность;
значение физических упражнений для сохранения и укрепления здоровья;
знания о “полезных” и “вредных” продуктах, значение режима питания.
Уметь:
выполнять физические упражнения для развития физических навыков;
различать “полезные” и “вредные” продукты;
заботиться о своем здоровье;
использовать навыки элементарной исследовательской деятельности в своей работе;
адекватно оценивать своё поведение в жизненных ситуациях;
Личностные результаты освоения программы:
готовность обучающихся к саморазвитию;
мотивация к обучению и познанию
соблюдение правил безопасного (для себя и других) образа жизни в окружающей среде
осознание ценности труда в жизни человека и общества
УУД:
Познавательные:
овладение базовыми логическими действиями
овладение умением устанавливать причинно-следственные связи в ситуациях, поддающихся непосредственному наблюдению или опыту
формулировать выводы и подкреплять их на основе результатов проведенного наблюдения
Регулятивные:
планировать действия по решению учебной задачи для получения результата
устанавливать причины успеха/ неудач учебной деятельности
корректировать свои учебные действия для преодоления ошибок
Коммуникативные:
готовить небольшие публичные выступления
принимать цель совместной деятельности
строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей
Итоговое занятие по окончанию программы будет проводиться в форме создания проекта «Азбука здоровья».
Учебно-тематический план
№ П\П
РАЗДЕЛ, ТЕМА
ОБЩЕЕ КОЛ-ВО ЧАСОВ
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ
ПРАКТИЧЕСКИЕ
1
РАЗДЕЛ 1 «МОЁ ЗДОРОВЬЕ»
4
3
1
2
Тема 1.1 «Здоровый образ жизни, что это?».
1
1
-
3
Тема 1.2 «Надо, надо умываться».
1
-
1
4
Тема 1.3 «Личная гигиена».
1
1
-
5
Тема 1.4 «Остров здорового образа жизни».
1
1
-
6
РАЗДЕЛ 2 «ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ»
5
2
3
7
Тема 2.1 Игра «Вредно-Полезно».
1
-
1
8
Тема 2.2 «Правильное питание –залог общего здоровья».
1
1
-
9
Тема 2.3 «Вредные микробы».
1
1
-
10
Тема 2.4 Конкурс рисунков «Здоровая и вредная пища».
1
-
1
11
Тема 2.5 «Чудесная корзинка».
1
-
1
12
РАЗДЕЛ 3 «МОЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ»
7
4
3
13
Тема 3.1 «Труд, учеба и здоровье».
1
1
-
14
Тема 3.2 «Наш мозг и его волшебные действия».
1
1
-
15
Тема 3.3 День здоровья
Тема 3. 4 «Хочу всегда быть здоровым».
1
-
1
16
Тема 3.5 «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда».
1
-
1
17
Тема 3.6 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
1
1
-
18
Тема 3.7 «Природа – источник здоровья».
1
-
1
19
Тема 3.8 «Моё здоровье в моих руках».
1
1
-
20
РАЗДЕЛ 4 «Я В ШКОЛЕ И ДОМА»
6
4
2
21
Тема 4.1 «Мой внешний вид –залог здоровья».
1
1
-
22
Тема 4.2 Тест: «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
1
1
-
23
Тема 4.3 Спектакль С. Преображенский «Капризка».
1
-
1
24
Тема 4.4 «Бесценный дар- зрение».
1
1
-
25
Тема 4.5 «Гигиена правильной осанки».
1
1
-
26
Тема 4.6 «Спасатели, вперёд!».
1
-
1
27
РАЗДЕЛ 5 «ЧТОБ ЗАБЫТЬ ПРО ДОКТОРОВ»
3
1
2
28
Тема 5.5 «Движение — это жизнь!». Создание плаката ко дню здоровья.
1
-
1
29
Тема 5.6 Игра «Добрый доктор».
1
1
-
30
Тема 5.7«Разговор о правильном питании». «Вкусные и полезные вкусности».
1
1
-
31
РАЗДЕЛ 6 «Я И МОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ»
4
3
1
32
Тема 6.1 «Мир моих увлечений».
1
-
1
33
Тема 6.2 «Вредные привычки и их профилактика.
1
1
-
34
Тема 6.3 Добро лучше, чем зло, зависть, жадность».
1
1
-
35
Тема 6.4 «В мире интересного».
1
1
-
36
РАЗДЕЛ 7«В ДРУЖБЕ СО СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ»
4
1
2
37
Тема 7.1 «Лесная аптека на службе человека».
1
1
-
38
Тема 7. 2 Игра «Не зная броду, не суйся в воду».
1
-
1
39
Тема 7.3 Создание проекта «Азбука здоровья».
1
-
1
Содержание изучаемого курса.
РАЗДЕЛ 1 «МОЁ ЗДОРОВЬЕ» - в данном разделе учащиеся познакомятся с определением ЗОЖ, правилами личной гигиены, различными способами поддержанием собственного здоровья, узнают о роли здоровья в жизни человека и почему так важно его беречь.
Тема 1.1 «Здоровый образ жизни, что это?». - Тема 1.2 «Надо, надо умываться».
Тема 1.3 «Личная гигиена».
Тема 1.4 «Остров здорового образа жизни».
РАЗДЕЛ 2 «ПИТАНИЕ И ЗДОРОВЬЕ» - знакомство с основами правильного питания, закрепление гигиенических навыков культуры поведения во время приема пищи, приобщение к кулинарным традициям современности и прошлого.
Тема 2.1 Игра «Вредно-Полезно».
Тема 2.2 «Правильное питание –залог общего здоровья».
Тема 2.3 «Вредные микробы».
Тема 2.4 Конкурс рисунков «Здоровая и вредная пища».
Тема 2.5 «Чудесная корзинка».
РАЗДЕЛ 3 «МОЕ ЗДОРОВЬЕ ЗАВИСИТ ОТ МЕНЯ» - – изучение влияния окружающей среды на здоровье человека, необходимости чередования труда и отдыха и профилактики нарушений зрения и опорно-двигательного аппарата.
Тема 3.1 «Труд, учеба и здоровье».
Тема 3.2 «Наш мозг и его волшебные действия».
Тема 3.3 День здоровья
Тема 3. 4 «Хочу всегда быть здоровым».
Тема 3.5 «Солнце, воздух и вода помогают нам всегда».
Тема 3.6 Беседа “Как сохранять и укреплять свое здоровье”.
Тема 3.7 «Природа – источник здоровья».
Тема 3.8 «Моё здоровье в моих руках».
РАЗДЕЛ 4 «Я В ШКОЛЕ И ДОМА» - закрепление социально одобряемых норм и правил поведения обучающихся в образовательном учреждении, совершенствование навыков гигиены одежды, закрепление навыков соблюдения правил хорошего тона.
Тема 4.1 «Мой внешний вид –залог здоровья».
Тема 4.2 Тест: «Умеете ли вы вести здоровый образ жизни?»
Тема 4.3 Спектакль С. Преображенский «Капризка».
Тема 4.4 «Бесценный дар- зрение».
Тема 4.5 «Гигиена правильной осанки».
Тема 4.6 «Спасатели, вперёд!».
РАЗДЕЛ 5 «ЧТОБ ЗАБЫТЬ ПРО ДОКТОРОВ» - в данном разделе дети познакомятся с различными способами подержания здоровья с помощью физических упражнений, закаливания, а так же узнают не только о вкусных, но и полезных сладостях.
Тема 5.5 «Движение — это жизнь!». Создание плаката ко дню здоровья.
Тема 5.6 Игра «Добрый доктор».
Тема 5.7«Разговор о правильном питании». «Вкусные и полезные вкусности».
РАЗДЕЛ 6 «Я И МОЕ БЛИЖАЙШЕЕ ОКРУЖЕНИЕ»-данный раздел предполагает изучение особенностей развития познавательных процессов в младшем школьном возрасте, значение влияния взрослых на формирование культуры здоровья, профилактика вредных привычек, взаимосвязь эмоционального состояния и физического самочувствия в школе и дома.
Тема 6.1 «Мир моих увлечений».
Тема 6.2 «Вредные привычки и их профилактика.
Тема 6.3 Добро лучше, чем зло, зависть, жадность».
Тема 6.4 «В мире интересного».
РАЗДЕЛ 7«В ДРУЖБЕ СО СВОИМ ЗДОРОВЬЕМ» - знакомство с первой доврачебной помощью в летний период, опасности летнего периода.
Тема 7.1 «Лесная аптека на службе человека».
Тема 7. 2 Игра «Не зная броду, не суйся в воду».
Тема 7.3 Создание проекта «Азбука здоровья».
В содержании программы перечисленные темы способствуют обобщению, расширению и систематизации знаний о здоровье, закреплению социально одобряемой модели поведения обучающихся. Подобное содержание отражает взаимосвязь всех компонентов здоровья, подчеркивания взаимное влияние интеллектуальных способностей, коммуникативных умений, потребности в соблюдении личной гигиены, необходимости закаливания и правильного питания, эмоционального отношения к деятельности, умения оказывать первую доврачебную помощь на пропедевтическом уровне на общее благополучие человека и его успешность в различного рода деятельности.
Методическое обеспечение.
Программа «Здоровяшка» осуществляет психическое и физическое развитие младших школьников через такие формы, как игра, викторина, проект, конкурс.
Техническое оснащение кабинета: интерактивная доска, проектор, интерактивный стол, эксперимент-набор, специально оборудованное помещение для практических занятий, аудиторная доска с магнитной поверхностью.
Список литературы:
Алексин Н.В.. Что такое. Кто такой.- М.: Педагогика - Пресс, 2018 г.
Антропова М.В., Кузнецова Л. Н. Режим дня школьника. М: изд. Центр «Вентана-граф» 202-205 стр., 2018 г.
Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7лет. М., «ТЦ Сфера», 2018 г.
Гаврючина Л.В. Здоровьесберегающие технологии в ДОУ. Методическое пособие, М., «ТЦ Сфера», 2020 г.
Голицына Н.С. Нетрадиционные занятия физкультурой в дошкольном образовательном учреждении. М., «Издательство Скрипторий 2003», 2016.
Орел В.И., Агаджанова С.Н. Оздоровительная работа в дошкольных образовательных учреждениях. Учебное пособие, СПб, «Детство-пресс», 2019 г.
Патрикеев. А. Ю. «Подвижные игры 1-4 класса». 2018.