Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать, что они прочитали». Д. Карлин
Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. В связи с этим, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования
Одним из компонентов универсальных учебных действий начального общего образования является метапредметный результат: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».
Проанализировав результаты мониторинга по определению развития навыков смыслового чтения среди учащихся начальных классов, проведенный педагогами - практиками, обозначился ряд проблем в данном направлении развития учащихся. По результатам данного мониторинга больше 45% обучающихся ко второму классу не владеют навыками смыслового чтения и работы с информацией. Что подтверждает актуальность проблемы развития навыков смыслового чтения.
Что же такое смысловое чтение? Каковы его задачи?
Смысловое (продуктивное) чтение — это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. (В концепции универсальных учебных действий) [2. Стр. 342].
Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.
Результатом смыслового чтения является овладения навыками смыслового чтения, развитие устной и письменной речи в соответствии с ФГОС НОО.
Внеурочная деятельность является одним из главных факторов развития навыков смыслового чтения, т.к. в урочное время больше всего отдается внимание изучению произведения, а не его осмыслению.
Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [56. Стр. 75].
В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.
Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций [3. Стр. 45].
Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач, таких как: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности. Одним из таких видов деятельности является смысловое чтение.
Доктор педагогических наук Н. Е. Щуркова говорит, что нельзя забывать о том, что "организация внеклассной (внеурочной) деятельности - это не продолжение и не добавка к уроку - а специфичная и очень тонкая профессиональная работа. Если на уроке основным объектом осмысления выступает истина, то основным объектом во время внеурочной работы выступает идея, которая содержит в себе ценностные отношения к каким-то объектам мира и жизни, она складывается и формируется в практическом опыте жизни каждого"; носит добровольный характер: «если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной (внеурочной) работе другая задача - углублять уже возникший интерес», расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений
Большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение имеет внеурочная деятельность по литературному чтению. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений.
Наиболее интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности учащихся, способствующей развитию метапредметных результатов обучения, с нашей точки зрения, является литературный кружок.
Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для развития читательской компетенции обучающихся в условиях деятельности.
Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.
При организации работы литературного кружка необходимо обращать внимание и на образовательную задачу: каждый обучающийся младших классов имеет возможность удовлетворить (или развить) свои потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности.
В зависимости от поставленных задач при организации деятельности, учащихся целесообразно использовать не только разнообразные средства и формы работы (путешествие по страницам книг, литературная игра, читательская конференция, интегрированное занятие, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, литературная гостиная) для развития навыков смыслового чтения, обучающихся на занятиях кружка, но и различные методы.
Проанализировав вопросы и задания из учебников УМК «Школы России» можно сделать вывод, что в процессе чтения произведений учащимся предлагается выполнить задания обычно в форме ответов на вопросы. Чаще всего вопросы направлены на проверку знаний, учащихся о сюжете произведения, о характерных особенностях героев произведения, описание образов героев, на выявление умений анализировать взаимоотношения героев и умения находить на основе анализа прочитанного, причины их поступков. Реже используются приемы стратегии смыслового чтения. Ответы на вопросы можно найти поисковым путём по ключевым словам или при наличии минимума знаний о сюжете произведения. Задания направлены на выявление уровня осведомлённости учащихся с точки зрения прочтения, а не осмысления прочитанного. В учебниках преобладают произведения русской классической литературы. Количество произведений современных русских писателей, как и иностранных авторов, незначительно (УМК «Школа России» на конец 20 века 9 произведений и 5 произведений зарубежных писателей).
Именно поэтому при разработке содержания занятий литературного кружка целесообразно обращаться к творчеству авторов, не вошедших в круг обязательного чтения, что будет способствовать не только развитию навыков смыслового чтения, но и расширению читательского кругозора учащихся.
Таким образом,анализ программ по литературному чтению и внеурочной деятельности подтвердил значимость и необходимость разработки программы литературного кружка, направленного на развитие навыков смыслового чтения. Анализ учебников позволил сделать вывод о недостаточном количестве вопросов и заданий, использующих стратегии смыслового чтения, о возможности использовать для разработки занятий тексты произведений современных писателей, не вошедших в круг обязательного чтения учащихся 2-х классов.
Психологические и педагогические исследования, а также практика организации внеурочной деятельности в школе доказывают, что навыки смыслового чтения рекомендуется развивать в младшем школьном возрасте не только на уроках чтения, но и через организацию действенного механизма – кружковых занятий, которые будут носить интегративный характер, объединяя все виды и предполагающие интересные формы и методы организации.
Выводы, сделанные по итогам анализа, позволят определить практическую значимость и возможности проведения занятий литературного кружка, направленных на развитие смыслового чтения.
Список литературы
Абакумов С.И. Творческое чтение // Студент. Ру. : научный интернет - журн. 29.08.16. URL: http://skachate.ru/literatura/4440/index.html (Дата обращения 17. 11.19).
Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. – 2016. № 25-1.
Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М. : Просвещение, 2016.
Афоненкова Н.Н. Использование технологии продуктивного чтения// Вестник просвещения: педагогический журнал 31. 02. 16. URL: https://vestnikprosveshheniya.ru/?km=p_001&yclid=2052056738722249042 (Дата обращения 12.12. 19).
Бачкова Е.А. Внеклассное мероприятие в соответствии с ФГОС //Педагог. 2019. №2.
Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / / Начальная школа плюс: до и после 2016. №12
Вальдорфская педагогика URL: https://zenon74.ru/school/valdorfskaya-pedagogika (Дата обращения 15.02.2020).
Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2015.