kopilkaurokov.ru - сайт для учителей
Файл удален или неудачно загружен. Попробуйте загрузить файл повторно

Создайте Ваш сайт учителя Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Программа литературного кружка, направленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Статья на тему "Программа литературного кружка, направленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Программа литературного кружка, направленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов»

Программа литературного кружка, направленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов

Д.С. Фомичева

п. Алтынай, улица Ленина 96, МБОУ «СОШ № 3»,

[email protected]


Не так важно научить детей читать, намного важнее научить детей обдумывать, что они прочитали». Д. Карлин


Чтение в истории развития человечества всегда играло важную роль. Это один из главных способов социализации человека, его развития, воспитания и образования. В связи с этим, установленные Федеральным государственным образовательным стандартом требования к результатам обучения, вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования

Одним из компонентов универсальных учебных действий начального общего образования является метапредметный результат: «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; умение осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах».

Проанализировав результаты мониторинга по определению развития навыков смыслового чтения среди учащихся начальных классов, проведенный педагогами - практиками, обозначился ряд проблем в данном направлении развития учащихся. По результатам данного мониторинга больше 45% обучающихся ко второму классу не владеют навыками смыслового чтения и работы с информацией. Что подтверждает актуальность проблемы развития навыков смыслового чтения.

Что же такое смысловое чтение? Каковы его задачи?

Смысловое (продуктивное) чтение — это вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. (В концепции уни­версальных учебных действий) [2. Стр. 342].

Цель смыслового чтения - максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с помощью анализа текста.

Результатом смыслового чтения является овладения навыками смыслового чтения, развитие устной и письменной речи в соответствии с ФГОС НОО.

Внеурочная деятельность является одним из главных факторов развития навыков смыслового чтения, т.к. в урочное время больше всего отдается внимание изучению произведения, а не его осмыслению.

Под внеурочной деятельностью понимается образовательная деятельность, осуществляемая в формах отличных от урочной и направленная на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [56. Стр. 75].

В силу того, что каждый ребенок является неповторимой индивидуальностью со своими психофизиологическими особенностями и эмоциональными предпочтениями, необходимо предоставить ему как можно более полный арсенал средств самореализации.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для проявления и развития ребенком своих интересов на основе свободного выбора, постижения духовно - нравственных ценностей и культурных традиций [3. Стр. 45].

Внеурочная деятельность позволяет решить целый ряд очень важных задач, таких как: выявление интересов, склонностей, способностей, возможностей, учащихся к различным видам деятельности. Одним из таких видов деятельности является смысловое чтение.

Доктор педагогических наук Н. Е. Щуркова говорит, что нельзя забывать о том, что "организация внеклассной (внеурочной) деятельности - это не продолжение и не добавка к уроку - а специфичная и очень тонкая профессиональная работа. Если на уроке основным объектом осмысления выступает истина, то основным объектом во время внеурочной работы выступает идея, которая содержит в себе ценностные отношения к каким-то объектам мира и жизни, она складывается и формируется в практическом опыте жизни каждого"; носит добровольный характер: «если на уроке учитель стремится вызвать у школьников интерес к предмету, то на внеклассной (внеурочной) работе другая задача - углублять уже возникший интерес», расширять кругозор; на внеклассных занятиях учитель имеет возможность предложить учащимся сложные проблемы и вопросы, в процессе решения которых больше проявляется их активность, личностные особенности; для внеурочной деятельности характерны большая степень детализации, широкий диапазон сопоставлений, знакомство школьников с разнообразным кругом новых для них произведений

Большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение имеет внеурочная деятельность по литературному чтению. Эта работа не только углубляет и расширяет знание по детской литературе, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, духовно-нравственной сферы, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к чтению произведений.

Наиболее интересной и эффективной формой организации внеурочной деятельности учащихся, способствующей развитию метапредметных результатов обучения, с нашей точки зрения, является литературный кружок.

Кружок как форма проведения внеклассного занятия дает учителю возможность применять самые разнообразные средства и формы работы для развития читательской компетенции обучающихся в условиях деятельности.

Во время групповой работы учитель выполняет разнообразные функции: контролирует ход работы в группах, отвечает на вопросы, регулирует порядок работы и в случае крайней необходимости оказывает помощь отдельным обучающимся или группе в целом.

При организации работы литературного кружка необходимо обращать внимание и на образовательную задачу: каждый обучающийся младших классов имеет возможность удовлетворить (или развить) свои потребности, получить дополнительное развитие умений, навыков в интересующем его виде деятельности.

В зависимости от поставленных задач при организации деятельности, учащихся целесообразно использовать не только разнообразные средства и формы работы (путешествие по страницам книг, литературная игра, читательская конференция, интегрированное занятие, беседа-дискуссия с элементами инсценировки, занятие-интервью, литературная гостиная) для развития навыков смыслового чтения, обучающихся на занятиях кружка, но и различные методы.

Проанализировав вопросы и задания из учебников УМК «Школы России» можно сделать вывод, что в процессе чтения произведений учащимся предлагается выполнить задания обычно в форме ответов на вопросы. Чаще всего вопросы направлены на проверку знаний, учащихся о сюжете произведения, о характерных особенностях героев произведения, описание образов героев, на выявление умений анализировать взаимоотношения героев и умения находить на основе анализа прочитанного, причины их поступков. Реже используются приемы стратегии смыслового чтения. Ответы на вопросы можно найти поисковым путём по ключевым словам или при наличии минимума знаний о сюжете произведения. Задания направлены на выявление уровня осведомлённости учащихся с точки зрения прочтения, а не осмысления прочитанного. В учебниках преобладают произведения русской классической литературы. Количество произведений современных русских писателей, как и иностранных авторов, незначительно (УМК «Школа России» на конец 20 века 9 произведений и 5 произведений зарубежных писателей).

Именно поэтому при разработке содержания занятий литературного кружка целесообразно обращаться к творчеству авторов, не вошедших в круг обязательного чтения, что будет способствовать не только развитию навыков смыслового чтения, но и расширению читательского кругозора учащихся.

Таким образом, анализ программ по литературному чтению и внеурочной деятельности подтвердил значимость и необходимость разработки программы литературного кружка, направленного на развитие навыков смыслового чтения. Анализ учебников позволил сделать вывод о недостаточном количестве вопросов и заданий, использующих стратегии смыслового чтения, о возможности использовать для разработки занятий тексты произведений современных писателей, не вошедших в круг обязательного чтения учащихся 2-х классов.

Психологические и педагогические исследования, а также практика организации внеурочной деятельности в школе доказывают, что навыки смыслового чтения рекомендуется развивать в младшем школьном возрасте не только на уроках чтения, но и через организацию действенного механизма – кружковых занятий, которые будут носить интегративный характер, объединяя все виды и предполагающие интересные формы и методы организации.

Выводы, сделанные по итогам анализа, позволят определить практическую значимость и возможности проведения занятий литературного кружка, направленных на развитие смыслового чтения.

Список литературы
    1. Абакумов С.И. Творческое чтение // Студент. Ру. : научный интернет - журн. 29.08.16. URL: http://skachate.ru/literatura/4440/index.html (Дата обращения 17. 11.19).

    2. Абдулова, Ж.Н. Внеурочная деятельность как вектор индивидуального развития личности младшего школьника // Наука и современность. – 2016. № 25-1.

    3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий. М. : Просвещение, 2016.

    4. Афоненкова Н.Н. Использование технологии продуктивного чтения// Вестник просвещения: педагогический журнал 31. 02. 16. URL: https://vestnikprosveshheniya.ru/?km=p_001&yclid=2052056738722249042 (Дата обращения 12.12. 19).

    5. Бачкова Е.А. Внеклассное мероприятие в соответствии с ФГОС //Педагог. 2019. №2.

    6. Бондаренко Г. И. Развитие умений смыслового чтения в начальной школе / / Начальная школа плюс: до и после 2016. №12

    7. Вальдорфская педагогика URL: https://zenon74.ru/school/valdorfskaya-pedagogika (Дата обращения 15.02.2020).

    8. Галактионова Т.Г., Казакова Е.И., Гринева М.И. и др. Учим успешному чтению. – М.: Просвещение, 2015.








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Фомичева Дарья Сергеевна

Дата: 02.06.2020

Номер свидетельства: 552367

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(208) "Реферат Программа литературного кружка, направ-ленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "referat_programma_literaturnogo_kruzhka_naprav_lennaia_na_razvitie_navykov_smysl"
    ["file_id"] => string(6) "552369"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1591119189"
  }
}
object(ArrayObject)#876 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Программа литературного кружка, направ-ленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов"
    ["seo_title"] => string(80) "programma_literaturnogo_kruzhka_naprav_lennaia_na_razvitie_navykov_smyslovogo_ch"
    ["file_id"] => string(6) "552371"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1591119619"
  }
}
object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(162) "Программа по внеурочной деятельности. Театральный кружок «Там где живут куклы» 1-4 класс "
    ["seo_title"] => string(96) "proghramma-po-vnieurochnoi-dieiatiel-nosti-tieatral-nyi-kruzhok-tam-ghdie-zhivut-kukly-1-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "112285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1408473384"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства