Просмотр содержимого документа
«Программа литературного кружка, направ-ленная на развитие навыков смыслового чтения учащихся 2-х классов»
Министерство образования и молодежной политики Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Программа литературного кружка, направленного на развитие навыков смыслового чтения, учащихся вторых классов
Камышлов, 2020
Программа литературного кружка, направленная на развитие навыков смыслового чтения у учащихся второго класса / сост. Студентка 4 А группы Фомичева Д.С. – Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2019.
Программа литературного кружка содержит тематическое планирование, конспекты занятий, наглядный и раздаточный материал по общеинтеллектуальному направлению «Волшебный мир книги», которые направлены на развитие навыков смыслового чтения, учащихся вторых классов.
Предназначена для учителей начальных классов и педагогов дополнительного образования.
Рабочая программа литературного кружка «Волшебный мир книги» разработана на основе Примерной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС начального образования в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом метапредметных связей, построения учебного процесса и возрастных особенностей младших школьников.
Современная школа переживает новый этап своего развития. Перед учителем начальных классов стоит задача построить учебно-воспитательный процесс таким образом, чтобы общество получало высококультурных, глубоко нравственных и социально активных граждан, для которых умение и стремление учиться должны стать устойчивыми качествами личности. Это не может быть достигнуто без серьёзной работы учащихся с первых дней обучения не только с учебником, но и с детскими книгами из доступного круга чтения. Еще совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. Но сегодня ситуация выглядит иначе. Картина массового чтения, его престиж, читательские пристрастия и привычки существенно изменились.
Дети потеряли интерес к чтению, возросло число учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по школьной программе, изменился характера чтения: «деловое» чтение преобладает над «свободным».
Для решения данной проблемы была создана программа литературного кружка для учащихся 2 класса «Волшебный мир книги» в рамках внеурочной деятельности по ФГОС.
Цель программы литературного кружка: развитие навыков смыслового чтения посредством изучения различных литературных произведений.
Отбор литературного содержания ориентируется на ценность произведений, учитывает возрастные возможности и социальный опыт младших школьников. Именно поэтому наряду с классической русской литературой отводится место произведениям устного народного творчества и современной детской книге.
Представленная в программе система работы позволяет осуществить внедрение новых технологий, нестандартных форм работы во внеурочной деятельности, способствующих развитию речи учащихся, повышению учебной мотивации детей и, главное, развитию навыков смыслового чтения. Использование компьютерных и мультимедийных технологий значительно повысят эффективность работы по формированию интереса к книге, к чтению.
Сроки и этапы реализации программы, ориентация на конечный результат.
Данная программа реализуется в течение 1 года в рамках внеурочной деятельности. Занятия проводятся раз в неделю по полчаса. Общее количество часов – 15ч.
Для формирования интереса к чтению, развития навыков смыслового чтения могут использоваться разные формы организации занятий.
В конце учебного года проводится диагностирование в виде тестов, анкетирования, бесед.
В содержании программы выделяются два раздела.
1. Кругозор чтения.
2. Работа с детской книгой.
Круг чтения занятия к занятию постепенно расширяет читательские возможности детей и их знания об окружающем мире, о своих сверстниках, об их жизни, приключениях, о природе, об истории нашей Родины, помогающие накоплению социально-нравственного опыта ребенка, обретению качеств «читательской самостоятельности».
При работе с текстами знания детей пополняются элементарными понятиями литературоведческого характера: простейшими сведениями об авторе – писателе, о теме читаемого произведения, его жанре.
Занятия кружка нацелены на развитие коммуникабельности ребенка, умение регулировать свое поведение в коллективе, умение вести диалог, участвовать в беседе, слушать и дополнять товарищей, высказывать суждения и доказывать их правоту, развитие навыков смыслового чтения. При этом необходимо сохранять доброжелательный тон, эмоциональный характер речи, интонацию, упражняясь во владении литературными нормами родного языка.
Круг чтения: художественная литература, произведения для самостоятельного чтения учащихся про себя и выборочного прочитывания вслух, с рассказы о Родине, о детях, о подвигах, о животных и растениях, о приключениях и волшебстве, книги современных писателей.
Работа с детской книгой: ориентировка в книге, умение различать основные элементы книги, определение содержания по названию (автор, заглавие), умение дать правильный ответ, о ком или, о чем прочитанная книга. Ориентировка в группе книг, определение темы чтения, выбор книг по заданным признакам. Закрепление навыка коллективного воспроизведения прочитанного по вопросам учителя. Нравственная оценка ситуаций, поведения и поступков героев. Умение соотносить фамилии авторов с их книгами. Закрепление положительного отношения к самостоятельному чтению детских книг на уроке и во внеурочное время, участие в подготовке выступления на читательской конференции.
Ведущие принципы программы литературного кружка «Волшебный мир книги».
Программа предполагает такое содержание книг, их структуру и методику обучения, которые строятся на основе ведущих принципов:
художественно-эстетического;
литературоведческого;
коммуникативно-речевого.
Художественно-эстетический принципопределяет стратегию отбора произведений для чтения, и поэтому в круг чтения школьников вошли преимущественно художественные тексты. Внимание детей привлекается к тому, что перед ними не просто познавательные интересные тексты, а именно произведения словесного искусства, которые раскрывают перед читателем богатство окружающего мира и человеческих отношений, рождают чувство гармонии, красоты, учат понимать прекрасное в жизни, формируют в ребенке собственное отношение к действительности. Этот принцип предполагает активное установление связей между всеми другими видами искусства.
Литературоведческий принципс учетом особенностей начального этапа обучения реализуется при анализе литературного произведения, выдвигает на первый план художественный образ. Слово становится объектом внимания читателя и осмысливается им как средство создания словесно-художественного образа, через который автор выражает свои мысли, чувства, идеи.
В начальной школе анализ художественного произведения должен помочь детям почувствовать целостность художественного образа и адекватно сопереживать герою.
Литературоведческий принцип находит свое выражение и в том, что программа охватывает разные литературные жанры: сказки, рассказы, юмористические произведения и произведения о Великой отечественной войне. При анализе произведения этот принцип нацеливает на обогащение учеников первыми представлениями о проблематике.
Коммуникативно-речевой принципнацелен на развитие речевой культуры учащихся, на формирование и развитие у младших школьников речевых навыков, главным из которых является навык чтения. Задача занятий по литературному чтению заключается в интенсивном развитии навыка чтения как вида речевой деятельности: от громко речевой формы чтения до чтения про себя.
Условия реализации программы
Реализация целей невозможна без использования ресурсов: наличия художественной литературы в школьной и поселковой библиотеках, учебно-методических материалов, наглядных демонстрационных пособий и таблиц, Интернета, электронных презентаций.
Учет возрастных и психологических особенностей детей.
Отбор и расположение учебного материала, применение различных методов и педагогических технологий в данной программе соответствуют возрастным и психологическим особенностям детей младшего школьного возраста, для которого ведущей деятельностью является общение в процессе обучения.
Программа ориентирована на чувства, образы и мысли детей, возникающие у них на занятии. Процесс работы с произведением – это обобщение, поиски и открытия истин, сотрудничество по схеме ученики – учитель – автор. Неиссякаемым источником для речевого, интеллектуального и нравственного развития детей должен стать язык произведений нашей классики.
Работа на занятиях чтения направлены на достижение образовательных результатов. Большое внимание уделяется наглядно-образному мышлению, т.к. абстрактное мышление развито еще плохо, поэтому ребенок с трудом понимает переносное значение слов, смысл пословиц и фразеологизмов. Учитывая данную возрастную особенность, были разработаны наглядные материалы (электронные презентации, задания для интерактивной доски и другие демонстрационные материалы), которые способствуют осуществлению мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода.
Занятия литературного кружка являются благоприятной средой для развития предметных и метапредметных результатов.
Предметные результаты - проверяют знания, понимание, воспроизведение. По новому стандарту проверяют не только систему знаний, но и опыт использования знаний по решению практических задач по предмету.
Метапредметные результаты – это регулятивные, коммуникативные, познавательные универсальные учебные действия.
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся будут совершенствовать свои умения:
свободно ориентироваться в книге: сможет читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»;
быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
работать с текстом: выделять в нем тему и основную мысль (идею, переживание), разные жизненные позиции (точки зрения, установки, умонастроения); выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект.
В области коммуникативных учебных действийобучающиеся научатся:
работать с соседом по парте, в малой группе, в большой группе;
распределять между собой работу и роли, выполнять свою часть работы и встраивать ее в общее рабочее поле;
понимать основание разницы между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них или пробовать высказывать собственную точку зрения;
находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
В области регулятивных учебных действийобучающиеся научатся:
осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.
Мониторинговая карта результатов освоения программы внеурочной деятельности «Волшебный мир книги» для учащихся 2-х классов.
В процессе развития навыка смыслового чтения у обучающихся формируются метапредметные умения.
№ п\п
Планируемый результат
Показатели оценки результата
1
- находить информацию в тексте и понимать прочитанное;
- находят информацию в тексте и понимают прочитанное;
2.
- определять тему и главную мысль текста;
- определяют тему и главную мысль текста;
3.
- озаглавливать текст;
- озаглавливают текст и фрагменты текста;
4.
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде;
- отвечают на вопросы по содержанию текста при представленной в явном виде информации;
5.
- определять основную и второстепенную информацию;
- определяют основную и второстепенную информацию в тексте;
6.
- ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
свободно ориентируются и воспринимают тексты художественного стиля;
7.
- объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст;
- объясняют новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст;
8.
размышлять над содержанием;
размышляют над содержанием прочитанного текста;
9.
- оценивать смысл и значение прочитанного
- оценивают смысл и значение прочитанного текста;
11.
- интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте
- интерпретируют информацию, содержащуюся в тексте;
12.
- восстанавливать последовательность событий;
- восстанавливают последовательность событий;
13.
- выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- высказывают свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
14.
- определять тип, стиль текста;
- определяют стиль и тип текста;
15.
отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в не явном виде;
- отвечают на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в не явном виде;
16.
- выделять ключевые понятия в прочитанном, главные идеи, синтезировать полученные знания;
- выделяют ключевые понятия, главные идеи, синтезируют полученные знания;
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
3№ п\п
Раздел
Тема занятия
Форма
проведения
Развитие навыков смыслового чтения
Количество часов
Время
проведения
1
11
«Добро пожаловать»
Добро пожаловать в мир книги.
Сказка «Два Мороза»
Беседа
- поиск информации и понимание прочитанного текста;
- определять тему и главную мысль текста;
- озаглавливать текст;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде.
1
Вторая
неделя сентября
Что мы знаем о книгах и как мы к ним относимся.
Венгерская сказка «Два жадных медвежонка»
Литературная игра
- определять основную и второстепенную информацию;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст.
1
Четвертая неделя сентября
Книга – наш друг и товарищ.
Японская сказка
«Журавлиные перья»
Беседа
- способность размышлять над содержанием;
- оценивать смысл и знание прочитанного;
- иметь представление о литературоведческих понятиях, их использование и понимание;
- работать с книгой, знать элементы книги;
1
Вторая
неделя октября
2
Писатели о детях для детей
Книги-сборники писателей-классиков о детях. «Сборник сказок Л. Толстого»
Мозговой штурм
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде;
- интерпретировать информацию, содержащуюся в тексте;
- определять тему и главную мысль текста;
1
Четвертая неделя октября
Книги современных писателей о детях.
А. Барто «По дороге в класс»
Литературная гостиная
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- объяснять новые (незнакомые) слова (сочетания слов), опираясь на контекст;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
1
Вторая неделя декабря
4
Волшебный мир сказок
Писатели – сказочники.
А.С. Пушкин отрывок из произведения «Сказка о царе Салтане»
Занятие-интервью
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в не явном виде;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- восстанавливать последовательность событий;
- определять главную и второстепенную информацию;
1
Четвертая неделя
января
«Добрая сказка»
Э. Успенский «Дядя Федр Пес и кот»
Беседа с элементами инсценировки
- определять тему и главную мысль текста;
- восстанавливать последовательность событий;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
1
Вторая неделя
февраля
Волшебство на дому
А. Волков «Волшебник изумрудного года»
Литературная гостиная
- извлекать необходимую информацию из текстов;
- определять основную и второстепенную информацию;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- преобразовывать и интерпретировать информацию;
1
Четвертая неделя февраля
Чудеса Т. Крюкова «Алле-оп»
Литературная игра
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- определять тему и главную мысль текста;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
- объяснять новые (незнакомые) слова;
1
Вторая
неделя
марта
5
По страницам книг В. Сутеева
Лесные сказки В. Сутеев
«Под грибом»
Путешествие по страницам сказок
- извлекать необходимую информацию из текста;
- свободно ориентироваться и воспринимать текст художественного стиля;
устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- преобразовывать и интерпретировать информацию;
1
Четвертая неделя
марта
6
Моя любимая книга
«Моя любимая книга»
Читательская конференция
- определять тему и главную мысль произведения;
- восстанавливать последовательность событий;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний.
- преобразовывать и интерпретировать информацию:
1
Вторая
неделя
апреля
7
Детям о природе
Природа вокруг нас
И. Соколов – Микитов «Весна Красна»
Литературная игра
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- преобразовывать и интерпретировать информацию;
- определять тему и главную мысль текста;
- извлекать необходимую информацию из текста;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
1
Четвертая неделя
апреля
1
2
3
4
5
6
7
8
Герои большой войны
Тяжелые 1941-1945годы
Алексеев С. Рассказы о ВОВ. (Тульский пряник) Голявкин В. Рисунок на асфальте.
Читательская конференция
- извлекать необходимую информацию из текстов различных жанров;
- определять основную и второстепенную информацию;
- свободно ориентироваться и воспринимать тексты художественного стиля;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
1
Вторая
неделя мая
«Помните! Через века, через года, помните!» Драгунский В. Арбузный переулок
Путешествие по страницам книги
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в не явном виде;
- отвечать на вопросы по содержанию текста, когда информация представлена в явном виде;
- устно выказывать свое отношение к тексту или описываемым событиям на основе собственных знаний;
- определять тему и главную мысль произведения;
- восстанавливать последовательность событий;
1
Четвертая неделя мая
ИТОГО
15ч
Содержание программы.
Раздел первый. «Добро пожаловать».
Тема 1. «Добро пожаловать в мир книги».
Вводная беседа о литературном кружке, цели его деятельности, расписании занятий.
Беседа по сказке «Два Мороза». Работа с текстом: озаглавить текст по иллюстрации; определить главную мысль и тему текста; составлять вопросы к тексту; поиск ответов в тексте произведена.
Просмотр видеофрагмента сказки, сравнение содержания сказки и видеофрагмента.
Тема 2. «Что мы знаем о книгах и как мы к ним относимся».
Беседа о книгах, и их содержании. Работа с текстом венгерской сказкой «Два жадных медвежонка»: поиск и определение в тексте основной и второстепенной информации; работа с иллюстрацией к тексту произведения. Составление диафильма.
Тема 3. «Книга наш друг и товарищ».
Работа с текстом народной японской сказки «Журавлиные перья». Формирование представления о понятиях «литола», «образ», «сюжет». Работа с книгой, ее содержанием. Работа по иллюстрациям. Краткий пересказ сказки.
Раздел второй. «Писатели о детях для детей».
Тема 4. «Книги сборники писателей классиков – о детях».
Подготовительная работа: подборка книг по теме, создание выставки книг по произведениям Л.Н. Толстого для детей. Работа со сборником произведений Л.Н. Толстого «Сборник сказок Л.Н. Толстого». Создание портрета главного героя сказки «Как мужик гусей делил».
Тема 5. «Книги современных писателей о детях».
Подготовительная работа: подбор книг по теме, создание выставки книг и произведений А.Л. Барто. Работа со стихотворением А.Л. Барто «По дороге в класс». Виртуальная экскурсия по биографии автора. Игра «Литературные фанты» (вспомни название стихотворения), создание диафильма по стихотворению.
Раздел третий. «Новогоднее чудо».
Тема 6. «Новогоднее чудо».
Работа с текстами новогодних произведений У. Свяцова «Почти колыбельная», Дриз Овесей «Новогодняя сказка». Беседа по прочитанному. Формулировка детьми вопросов к текстам.
Раздел четвертый. «Волшебный мир сказок»
Тема 7. «Писатели сказочники».
Подготовительная работа: подбор и создание костюмов героев. Чтение и анализ содержания отрывка произведения А.С. Пушкина «Сказка о Царе Салтане.». Восстановление последовательности событий в произведении.
Подготовка с детьми вопросов и ответов для интервью. Инсценировка.
Тема 8. «Добрая сказка».
Беседа с элементами инсценировки. Подготовительная работа: подбор и создание костюмов героев и декораций. Чтение и подбор фрагмента для инсценировки произведения Э. Успенского «Дядя Федр пес и кот». Инсценировка фрагмента произведения.
Тема 9. «Волшебство на дому».
Подготовительная работа: определение цели и задач мероприятия, подборка материалов для литературной гостиной, создание выставки книг по творчеству А. Волкова. Составление сценария, оформление аудитории.
Работа с произведением «Волшебник изумрудного города». Создание диафильма по произведению.
Тема 10. «Чудеса».
Подготовительная работа: прочитать отрывок из произведения Т. Крюковой «Алее-оп или тайна Черного ящика». Работа с тестом: поиск в текстенужной информации для ответов на вопросы, характеристики героев. Виртуальная экскурсия по биографии автора произведения, игра «Кто быстрее» (поиск в тексте нужной информации), составление синквейна.
Раздел пятый. «По страницам книг В. Сутеева».
Тема 11. «Под грибом».
Путешествие по страницам книги. Работа с произведением В. Сутеева «Под грибом». Отгадывание ребуса, игра «Кто быстрее» (поиск текста в произведении по иллюстрации), составление плана произведения, инсценировка произведения.
Раздел шестой. «Моя любимая книга»
Тема 12. «Моя любимая книга».
Читательская конференция. Подготовительная работа: организация выставки любимых книг учащихся. Организация работы жюри. Разработка критериев оценки выступлении, сценария конференции. Составление краткого рассказа о своей любимой книге, представление данного рассказа.
Раздел седьмой. «Детям о природе»
Тема 13 «Природа вокруг нас»
Работа с текстом произведения И. Соколов-Митков «Весна – Красна». Виртуальная экскурсия по биографии автора произведения, игра «Кто быстрее» (поиск в тексте нужной информации), прием «Вопрос – ответ».
Раздел восьмой «Герои большой войны»
Тема 14 «Тяжелые 1941-1945 годы»
Читательская конференция. Подготовительная работа: учащиеся делятся на группы, читают предложенные произведения. Работа текстами произведений Алексеева С., Голявкина В. Составление диафильма по одному из рассказов.
Тема 15 «Помните! Через века, через года»
Путешествие по страницам книги Драгунского В. «Арбузный переулок». Работа с цитатами о ВОВ, иллюстрациями (определение названия и темы произведения), работа с толковым словарем, чтение текста произведения про себя с вопросами, озаглавливание текста, подбор иллюстраций к фрагментам произведения.