Просмотр содержимого документа
«Программа индивидуальной работы со слабоуспевающими учащимися по предмету «Русский язык»»
Программа
индивидуальной работы
со слабоуспевающими учащимися
по предмету «Русский язык»
4 класс
2022 – 2023 учебный год
Всего часов на учебный год: 9 часов
Количество часов в месяц: 1 час
Составлена в соответствии с программой по математике к учебникам для 3 классов общеобразовательных школ авторов Канакина В.П., Горецкий В.Г.
Учебники: «Русский язык» 4 класс - М.: Просвещение, 2015.
Составитель:
Морозова Руслана, студентка Ш-32 группы.
2022 г.
Пояснительная записка
Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся обязательным требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, формировании опыта творческой деятельности и воспитанности познавательных отношений. Она выражается в том, что обучающиеся имеют слабые навыки чтения, счета, слабо владеют интеллектуальными умениями анализа, обобщения. На практике установлено, что неуспешным школьник становится только тогда, когда вовремя не были преодолены пробелы в знаниях. При этом у него страдают не только интеллектуальные способности, но и психические процессы.
Цель программы:
- ликвидация пробелов у учащихся в обучении по русскому языку;
- формировать у учащихся приемов общих и специфических
умственных действий в ходе кропотливой, систематической работы по предмету.
Задачи программы:
создание системы внеурочной работы, дополнительного образования
учащихся.
развитие групповых, индивидуальных и дистанционных форм внеурочной
деятельности.
повышать ответственность родителей за обучение детей;
формирование глубокого, устойчивого интереса к предмету.
формировать комплексную систему работы со слабоуспевающими учащимися.
Программа направлена на удовлетворение потребностей:
Обучающихся:
-Получение знаний за курс 3 класс
-Выбор форм получения знаний.
Родителей:
-В создании наиболее комфортных условий обучения своего ребенка;
-В стабилизации отношений в семье: в смягчении конфликтных ситуаций в школе.
Школы:
-Решение социально-педагогических и психологических проблем детей.
Педагогические технологии, используемые при работе:
индивидуализация образовательного процесса;
обучение навыкам самообразовательной и поисковой деятельности;
диалоговая форма обучения;
игровые формы;
памятки, карточки, творческие задания.
Формы контроля:
устные и письменные опросы;
самостоятельные и проверочные работы;
предметные тесты;
собеседования;
контрольные работы.
Принципы построения - приоритет индивидуальности.
Принципы реализации:
- создание условий для реализации индивидуальных особенностей и возможностей личности;
- выстраивания ребенком совместно с взрослыми индивидуального пути развития.
Планирование различных видов дифференцируемой помощи:
Указание типа задачи, правила, на которое опирается задание.
Дополнение к заданию (рисунок, схема, чертеж, инструкция и т. д.)
Запись условия в виде значков, матриц, таблиц или словесно.
Указание алгоритма решения или выполнения.
Указание аналогичной задачи, решенной раньше.
Объяснение хода выполнения подобного задания.
Предложение выполнить вспомогательное задание, наводящее на решение предложенного.
Наведение на поиск решения определенной ассоциацией.
Указание причинно-следственных связей, необходимых для решения задачи, выполнения задания.
Выдача ответа или результата выполнения задания.
Расчленение сложного задания на элементарные составные части.
Постановка наводящих вопросов.
Указание правил, на основании которых выполняется задание.
Предупреждение о наиболее типичных ошибках, неправильных подходах при выполнении задания.
Программирование дифференцирующих факторов в самих заданиях.
Краткая характеристика слабоуспевающих детей
Неуспевающий ученик – это ребенок, который не может продемонстрировать тот уровень знаний, умений, скорости мышления и выполнения операций, который показывают обучающеюся рядом с ним дети.
Список слабоуспевающих обучающихся в 2022-2023 учебный год
Ефременко Наталья.
Класс
Ф.И. учащихся
Причины слабой успеваемости
Пути решения
1
Ефременко Наталья
У ученицы проявляется частичная, но относительно стойкая неуспеваемость по русскому языку.
Слабый уровень знаний за 3 класс, рассеянное внимание.
Низкая техника чтения, слабый контроль со стороны родителей, систематическое невыполнение домашних заданий.
Контроль за выполнением домашних заданий;
Индивидуальная работа, консультации и беседы с родителями.
План работы со слабоуспевающими учащимися
по математике 4 класс
на 2022-2023 учебный год
№
п/п
Мероприятия
Срок
1.
Контрольный срез знаний учащихся класса по основным разделам учебного материала за предыдущий учебный год для определения фактического уровня знаний детей, выявления пробелов в знаниях учащихся.
Сентябрь
2.
Установление причин отставания слабоуспевающих учащихся через беседы со школьными специалистами: учителями – предметниками, врачом, логопедом, встречи с отдельными родителями и обязательно в ходе - беседы с самим ребенком.
Октябрь-ноябрь
3.
Ликвидировать пробелы в знаниях, выявленные в ходе контрольных работ, после чего провести повторный контроль знаний.
В течение учебного года.
4.
Беседы с родителями и самими учащимися для установления причин отставания слабоуспевающих учащихся.
В течение учебного года.
5.
Используя дифференцированный подход при организации самостоятельной работы на уроке, включать посильные индивидуальные задания слабоуспевающему ученику.
В течение учебного года.
6.
Использовать на уроках различные виды опроса (устный, письменный, индивидуальный и др.) для объективности результата.
В течение учебного года.
7.
Регулярно и систематически опрашивать, анализируя и фиксируя усвоение детьми материала своевременно, не допуская накопления пробелов в знаниях.
В течение учебного года.
8.
Систематическое определение уровня знаний по каждой теме (опрашивать регулярно) со своевременным выставлением оценок, не допуская скопления оценок в конце четверти, когда ученик в течение года же не имеет возможности их исправить.
В течение учебного года.
9.
Обязательный тематический учет знаний слабоуспевающих учащихся класса (по возможности вести тематический учет знаний по предмету обучающихся всего класса).
В течение учебного года.
10.
Проводить дополнительные (индивидуальные) занятия для слабоуспевающих.
В течение учебного года.
Тематическое планирование
на 1 четверть 2022 -2023 учебный год
№ п/п
Предмет
Тема занятия
Кол-во часов
Планируемые мероприятия
Сроки исполнения
1
Русский язык
Речь. Текст. Предложение
Речь. Текст. Предложение
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы
Состав слова
Состав слова
Разделительный ь и ъ знаки
1 час
Контрольный срез знаний за предыдущий год.
Выявление причин неуспеваемости.
Индивидуальные беседы.
Повторный контроль знаний после ликвидации пробелов в знаниях.
Беседы с родителями и слабоуспевающими учащимися.
Консультации.
Дифференцированные задания при организации сам.работы.
Различные виды опроса на уроках.
Систематическое определение
уровня знаний по каждой теме.
Своевременное извещение родителей учащихся о низкой успеваемости.
Дополнительные занятия со слабоуспевающими учащимися.
Апрель – май.
Работа со слабоуспевающими детьми
№
Темы работы со слабыми детьми
Русский язык
1.
Речь. Текст. Предложение
2.
Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологизмы
3.
Состав слова
4.
Разделительный ь и ъ знаки
5.
Наречие
6.
Имя существительное
7.
1-е, 2-е, 3-е склонение имён существительных
8.
Изложение по самостоятельно составленному плану
9.
Имя прилагательное
10.
Склонение имён прилагательных
11.
Местоимение
12
Изменение местоимений по падежам
13.
Сочинение по картине
14.
Глагол
15.
Начальная форма глагола
16.
1 –е спряжение глаголов
17.
1 –е спряжение глаголов
18.
2 –е спряжение глаголов
19.
2 –е спряжение глаголов
20.
Творческая работа
21.
Звуки и буквы
22.
Звуки и буквы
23.
Звуко – буквенный разбор слова
24.
Разбор слова по составу
25.
Морфологический разбор слова
26.
Синтаксический разбор предложения
27.
Изложение по самостоятельно составленному плану
28.
Викторина «Части речи»
29.
Обобщение
Прогнозируемый результат
Обучающиеся должны знать/уметь:
применять правила правописания на изученные орфограммы;
различать звуки и буквы; гласные и согласные звуки и буквы, твердые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;
различать части речи, производить разбор частей речи;
уметь склонять имена существительные, прилагательные, спрягать глаголы;
писать изложения по самостоятельно составленному плану.
Рекомендации по работе со слабоуспевающими детьми
1. При опросе слабоуспевающим школьникам дается примерный план ответа, разрешается пользоваться планом, составленным дома, больше времени готовиться к ответу у доски, делать предварительные записи, пользоваться наглядными пособиями и пр.
2. Ученикам задаются наводящие вопросы, помогающие последовательно излагать материал.
3. При опросе создаются специальные ситуации успеха.
4. Периодически проверяется усвоение материала по темам уроков, на которых ученик отсутствовал по той или иной причине.
5. В ходе опроса и при анализе его результатов обеспечивается атмосфера благожелательности.
6. В процессе изучения нового материала внимание слабоуспевающих учеников концентрируется на наиболее важных и сложных разделах изучаемой темы, учитель чаше обращается к ним с вопросами, выясняющими степень понимания учебного материала, привлекает их в качестве помощников при показе опытов, раскрывающих суть изучаемого, стимулирует вопросы учеников при затруднениях в усвоении нового материала.
7. В ходе самостоятельной работы на уроке слабоуспевающим школьникам даются упражнения, направленные на устранение ошибок, допускаемых ими при ответах или в письменных работах: отмечаются положительные моменты в их работе для стимулирования новых усилий, отмечаются типичные затруднения в работе и указываются способы их устранения, оказывается помощь с одновременным развитием самостоятельности в учении.
8. При организации домашней работы для слабоуспевающих школьников подбираются задания по осознанию и исправлению ошибок: проводится подробный инструктаж о порядке выполнения домашних заданий, о возможных затруднениях, предлагаются при необходимости карточки-консультации, даются задания по повторению материала, который потребуется для изучения новой темы. Объем домашних заданий рассчитывается так, чтобы не допустить перегрузки школьников.