Просмотр содержимого документа
«Программа по пдд для 1-4 классов»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 4
МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТЕМРЮКСКИЙ РАЙОН
УТВЕРЖДЕНО
решение педсовета протокол №_1_
от «_31_» августа 2015 года
Председатель педсовета
____________
Н.Н.Колесникова
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по внеурочной деятельности
Уровень образования (класс)___начальное общее образование, (1-4 класс)
Количество часов ___34______ Уровень _____базовый____________
Учитель __Фролова Любовь Анатольевна
Пояснительная записка.
При увеличении собственников транспортных средств, за последние десятилетия, возросла статистика дорожно-транспортных происшествий, а в списке причин гибели людей от несчастных случаев первым пунктом является дорожно-транспортный травматизм, который в настоящее время достигает масштабов социальной катастрофы. Цифры детского травматизма в результате дорожно-транспортных происшествий велики: ежегодно погибают и получают травмы в результате ДТП до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими правил дорожного движения Российской Федерации.
Чтобы сократить гибель и травмы у детей, необходимо воспитывать сознательное отношение к правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека.
Выполнение всех требований правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Программа «Светофорик» составлена в соответствии с ФЗ «Об образовании», Федеральным и государственными образовательными стандартами начального общего образования (ФГОС НОО).
Программа рассчитана на 4 года обучения.
Количество часов - 1 час в неделю.
Возрастной диапазон освоения программы – 7–11 лет.
Направление – социальное.
Программа разработана в соответствии с ФЗ «Об образовании», новыми федеральными стандартами.
Обязательными принципами в подготовке детей к безопасному участию в дорожном движении должны быть:
Взаимодействие учреждений образования с социальной средой;
учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.
Цели программы:
Образовательная
повысить у учащихся уровень знаний по Правилам дорожного движения Российской Федерации;
помочь учащимся усвоить требования разделов Правил дорожного движения Российской Федерации для пешеходов и велосипедистов;
оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.
Развивающая:
развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
способствовать развитию у учащихся таких качеств, как внимательность, наблюдательность, зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.
Воспитательная:
воспитать у учащихся чувство ответственности за свои действия на дороге
выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих
Программа обучения
Содержание данного курса включает теоретические и практические занятия по безопасному поведению человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы рассчитана на 4 года обучения в начальной школе и позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций. Оценить влияние полученных знаний на собственную безопасность, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Программа включает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.
Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде знаний Правил Дорожного Движения и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то используются такие формы проведения занятий, как выступление агитбригад, театрализованные представления, рейды, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурсы, викторины, игры.
Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяются знания ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по поселку.
Ценностные ориентиры учебного предмета способствуют:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеурочной деятельности
Загадки,исторический материал, презентация «Специальные автомобили», деление машин по назначению (работа в парах).
Как должны вести себя пешеходы, водители и пассажиры?
Беседа, исторический материал,дорожные ситуации, практическая работа.
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров.
Стихотворение Г.Титова «Я над шумным перекрёстком», исторический материал, беседа, стихотворение Я.Пишумова « На посту стоят два брата…», самостоятельная работа (нарисуй 2 светофора: для автомобилей и для пешеходов)
Сигналы регулировщика
Кроссворд, блиц-опрос, беседа, презентация «Сигналы регулировщика»,игра «Доскажи словечко», игра «На перекрёстке».
Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика
Разминка, викторина “Зелёный знак”, игра “Три огонька светофора”,игра “Разрешается – запрещается”, конкурс – капитанов “Эстафета водителей”,игра “Перекрёсток загадок”, игра “Собери знаки”, игра “Весёлый светофор”, игра “Велосипедист”, подведение итогов, награждение.
Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей.
Беседа, презентация, фильм «Торопыжка», ролевая игра.
Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля?
Беседа, викторина
Общественный транспорт – объект повышенной опасности!
Стихи, инсценировка, викторина, загадки, шарады.
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»
Ролевая игра, работа в группах (составь правила поведения), презентация.
Правила поведения на дороге в летний период
Тест, презентация, загадки
Календарно-тематический план программы
№№
п/п
Наименование разделов и тем
Всего
Дата
По факту
1
2
4
3
1
Введение в курс внеурочной деятельности
1
2
История появления правил дорожного движения
1
3
Дорога, ее элементы.
2
4
Кто участвует в дорожном движении?
1
5
Каким бывает транспорт?
1
6
Как должны вести себя пешеходы, водители и пассажиры?
2
7
«Светофор – наш друг». Виды и назначение светофоров.
1
8
Сигналы регулировщика
1
9
Правила перехода на сигналы светофора и регулировщика
1
10
Работа сотрудников ГИБДД.
1
11
Дорожные знаки для пешеходов
1
12
Правила перехода дороги с односторонним и двусторонним движением. Виды пешеходных переходов.
1
13
Перекрестки.
1
14
Переход дороги на регулируемом перекрестке.
1
15
Переход дороги на нерегулируемом перекрестке.
2
16
Как переходить железнодорожные пути.
1
17
Как вести себя в жилых зонах.
1
18
Опасные ситуации на дорогах, улицах, в общественном транспорте
1
19
Выбираем правильный маршрут в зависимости от целей и дорожных условий
1
20
Опасности видим издалека
2
21
Организуем правильное наблюдение за дорогой и улицей.
1
22
Как оценить тормозной и остановочный пути автомобиля?
2
23
Общественный транспорт – объект повышенной опасности!
2
24
«Велосипед – это здорово, но будь осторожен!»
2
25
Правила поведения на дороге в летний период
2
Итого
33
Формы и методы контроля:
психодиагностика;
опрос, анкетирование родителей;
праздники, конкурсы;
анализ результатов деятельности.
Ресурсное обеспечение программы:
Материалы, используемые на занятиях:
Канцелярские принадлежности.
Светофоры, фигурки людей (пешеходов, водителей).
Плакаты.
Сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации.
Атрибуты для сюжетно-ролевых, игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток, фуражка и др.).
Дорожные знаки.
Магнитно-маркерная доска «Город».
Проективная доска.
Компьютерные презентации
Автогородок
Детские машины
Самокаты
Дидактические игры:
«Наша улица»
«Поставь дорожный знак»
«Угадай, какой знак»
«Виды перекрёстков»
«Улица города»
«Запрещается - разрешается»
«Собери светофор»
«О чём говорят знаки?»
Список литературы:
Программа для системы дополнительного образования детей “Безопасность дорожного движения”, под редакцией П.В.Ижевского, авторы: В.А. Лобашкина, Д.Е. Яковлев, Б.О.Хренников, М.В.Маслов. Москва. “Просвещение”,2009 г.
Пособие для учащихся “Безопасное поведение на улицах и дорогах”, 1–4 кл., пособие для учащихся общеобразовательных учреждений под редакцией П.В.Ижевского, авторы: П.В. Ижевский, Б.О.Хренников, И.В.Александрова, М.В.Маслов.
Учебная книжка–тетрадь для 1 класса “Дорожная безопасность”, авторы: Е.А.Козловская, С.А. Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2008 г.
Учебно–методическое пособие “Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника”, авторы: Е.А.Козловская, С.А.Козловский. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
Методическое пособие “Профилактика детского дорожно–транспортного травматизма”, автор: Е.А.Козловская. Москва. Издательский дом “Третий Рим”, 2007 г.
“Игровой модульный курс по ПДД, или школьник вышел на улицу”, 1–4 класс, автор: В.И. Ковалько. Москва. “Вако”, 2008 г.
“Справочник классного руководителя: внеклассная работа в школе по изучению правил дорожного движения”, авторы: В.Е. Амелина, Москва. “Глобус”, 2008 г.
СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания Заместитель директора по УМР
методического объединения __________/С.Н.Вепренсова/