Программа воспитательной работы "Через тернии к звездам"
Программа воспитательной работы "Через тернии к звездам"
Кто из нас не хотел бы стать лидером? Многие люди мечтают об этом: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них обращали внимание сверстники, взрослые стремятся достичь успеха и признания в работе. Каждый день с экранов телевизоров людей призывают быть социально активными, приобретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но добиться авторитета окружающих не так уж просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера. В XXI веке воспитание лидерских качеств у детей играет очень важную роль: в современном обществе каждому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо научиться принимать важные решения самостоятельно, брать ответственность за их исполнение на себя, уметь работать в команде и грамотно выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми. Эти навыки и умения необходимо приобретать еще в детстве, как можно раньше, когда личность ребенка еще формируется.
Для того, чтобы дети в будущем смогли эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь уровня социальной значимости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию.
Мой жизненный опыт показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявлять и растить с младшего школьного возраста. Процесс воспитания, направленный на развитие у ученика лидерских качеств, должен быть построен, исходя из его индивидуальности. Критерием такого воспитания являются требования современного мира.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.
7
Рабочая гипотеза программы
Воспитание лидерских качеств у младших школьников в условиях современной школы идет успешнее, если осуществляется педагогическая поддержка лидерских качеств детей, используется разнообразные формы работы по воспитанию лидерских качеств и весь процесс воспитания ориентирован на развитие лидерских качеств.
9
Ожидаемые результаты
Выявить лидеров среди учащихся 3а класса;
Развить организаторские способности учащихся в процессе реализации программных мероприятий;
Способствовать формированию у учеников умения жить и работать в коллективе.
10
Ресурсное обеспечение
Законодательная база и нормативные документы школы и классного руководителя.
Материально-техническая и ресурсная база школы.
Научно-методическая база школы.
Потенциал родительского коллектива.
Владение и использование информационными коммуникативными технологиями.
11
Сроки реализации программы
Сентябрь 2014 года - май 2015 года.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Лидерство - это способность поднять человеческое видение на уровень более широкого кругозора, вывести эффективность деятельности человека на уровень более высоких стандартов, а также способность формировать личность, выходя за обычные, ограничивающие её рамки.
Л. Друкер
Кто из нас не хотел бы стать лидером? Многие люди мечтают об этом: дети хотят стать лидерами в школе, чтобы на них обращали внимание сверстники, взрослые стремятся достичь успеха и признания в работе. Каждый день с экранов телевизоров людей призывают быть социально активными, приобретать черты лидера, развивать организаторские способности. Но добиться авторитета окружающих не так уж просто, а еще сложнее поддерживать имидж и статус лидера.В XXI веке воспитание лидерских качеств у детей играет очень важную роль: в современном обществе каждому человеку, чтобы чувствовать себя комфортно, необходимо научиться принимать важные решения самостоятельно, брать ответственность за их исполнение на себя, уметь работать в команде и грамотно выстраивать взаимоотношения с окружающими людьми. Эти навыки и умения необходимо приобретать еще в детстве, как можно раньше, когда личность ребенка еще формируется.
Для того, чтобы дети в будущем смогли эффективно использовать свои возможности, необходимо помочь им сегодня достичь уровня социальной значимости, который определит их потребность развить в себе лидерские качества, занять активную жизненную позицию.
Мой жизненный опыт показывает, что ЛИДЕРА необходимо выявлять и растить с младшего школьного возраста.Процесс воспитания, направленный на развитие у ученика лидерских качеств, должен быть построен, исходя из его индивидуальности. Критерием такого воспитания являются требования современного мира.
Данная программа «Через тернии к звездам» - программа развития и воспитания лидерских качеств учащихся. Инструментом воздействия на воспитание личности ребенка по программе «Черезтернии к звездам», являются внеклассные мероприятия, которые учат жить среди людей, жить в коллективе, общаться в нем.
В программе представлены материалы, ориентированные на практическую деятельность. Теоретические материалы представлены на доступном учителю уровне и адаптированы для ежедневной учебно-воспитательной деятельности. Все представленные материалы — и практические, и теоретические - соответствуюттребованиям ФГОС.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
Я являюсь классным руководителем 3а класса, работаю с этим коллективом с первого дня. Придя в школу, в 2012 году мои ученики не ощущали себя членами коллектива, им хотелось общаться только со своими знакомыми ребятами. Чуть позже они начали рассматривать свое поведение не только с точки зрения своих успехов и достижений, но и с позиции членов коллектива. Постепенно коллектив начал занимать определенное место в жизни моих учеников, многие начали подражать отдельным одноклассникам – лидерам. От того, кто из ребят взял на себя роль лидера своего класса, зависит очень многое. Я стала замечать, что если ребенок-лидер хорошо учится, активно участвует в делах класса, то и для остальных детей это становится престижным. Если же лидер класса, как Шапокляк, считает, что «хорошими делами прославиться нельзя», то многие ребята либо идут вслед за ним, либо стараются промолчать – может быть потому, что боятся. Поэтому очень важно правильно сориентировать возможных лидеров на позитивные ценности.
С первых дней пребывания в коллективе класса свои лидерские качества проявилидва ученика: Диана и Никита. Ребята прислушиваются к их мнению, стремятся всегда быть рядом с ними. Но, со временем, один из лидеров отошел на вторые роли (Никита). Его родители посчитали внеклассные мероприятия не столь существенными и часто стали отпрашивать сына с мероприятий. Дефицит общения с коллективом отдалил его от учеников, и он потерял свой авторитет среди ребят. «Лидерство начинается тогда, когда начинаемся мы». Эта цитата Ф. Кардэлла, известного американского психолога, подтверждает положение о том, что понятия «лидерство» и «коллектив» тесно взаимосвязаны друг с другом. В классе остался один лидер – Диана.
Так, наблюдая за детьми в коллективе, проводя отдельные игры из тренингов по сплочению коллектива, на развитие речи, внимания, памяти - передо мной встал вопрос о необходимости создания программы, воспитывающей у ребенка лидерские качества, так необходимые в современной жизни. Научно доказано, что дети младшего школьного возраста располагают значительными резервами развития, поэтому выявление и использование этих резервов – одна из тех задач, которые я поставила перед собой.
Прежде чем создать программу воспитания лидерских качеств младших школьников «Черезтернии к звездам», я изучила теоретическую основу вопроса. Ее составляют психологические положения о сущности и закономерности развития личности (Д. Б. Эльконин, Г. С. Костюк), о психологическом содержании и закономерностях воспитания (В . Сухомлинский), принципы системного подхода к изучению психических явлений и педагогических процессов (Б. Ф. Ломов, Б. М. Теплов), научные психологические представление о сущности и закономерностях развития детей младшего школьного возраста (Л. И. Божович, Д. Б. Эльконин), психолого-педагогические принципы внедрения в школьную практику личностно ориентированных педагогических технологий (Ш. А. Амонашвили, В. А. Сухомлинский), теория лидерства как средства групповой дифференциации, теория лидерских ролей, теория ценностного обмена как механизма выдвижения личности на лидерскую позицию в группе (Р. Л. Кричевский).
Навеянная таким образом необходимостью современности, и возникла программа «Через тернии к звездам». Я считаю, что реализация этой программы поможет мне выявить лидеров среди учащихся моего класса уже на начальном этапе, развить организаторские способности учащихся и сформировать у учеников умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать коллективе, принимать активное участие в КТД.
ХАРАКТЕРИСТИКА КЛАССА НА ПЕРИОД СОСТАВЛЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Класс был сформирован в 2012 году и изначально представлял собой группы ребят, знакомых между собой по детскому саду или проживающие в одном дворе. Я поняла, что мне предстоит нелёгкая и кропотливая работа, чтобы из этой неопределенной и не- понятной толпы сформировать коллектив.
На сегодняшний момент в классе 26 человек. Из них 14 мальчиков и 12 девочек.
17 детей проживают в полной семье, 9 – в неполной, из них 8 проживают только с мамой, 18 семей проживают в благоустроенных собственных квартирах, 4 семьи проживают в благоустроенных съемных квартирах, 1 семья в общежитии, 3 семьи проживают в частных домах в черте города. В классе две неблагополучные семьи. Почти все ребята класса проживают в Восточном микрорайоне и на улице Репина, поэтому все они общаются и играют вместе.
Уровень учебных возможностей и интеллектуального развития учащихся класса за 2013-2014 учебный год средний: закончили на «5» - 4 человека;закончили на «4» - 18 человек;неуспевающих – нет.Дисциплина на уроках в классе хорошая, дети работоспособные. У многих детей есть мотивация к учению. Атмосфера на уроках благоприятная. С учителями-предметниками нахожусь в постоянном взаимодействии.Часть ребят во внеурочное время посещает кружки, секции и музыкальную и художественную школы, дом детского творчества.
В целом класс работоспособный. Ребята в классе любознательные, активные, подвижные. Это помогает им участвовать в различных соревнованиях, мероприятиях и олимпиадах. Так, в прошедшем учебном году учащиеся класса участвовали в олимпиадах школьного, Республиканского, Всероссийского и Международного уровня, где стали победителями и призерами. Принимали участие в соревнованиях по вольной борьбе на Республиканском, Всероссийском уровнях, где становились призерами.
Отношения между учащимися к третьему классу стали строится на принципах уважения, взаимной помощи и доверия. Они проявляют внимание друг к другу, радуются личностным достижениям товарищей. Класс стал дружным, сплочённым, любознательным, обладающим активностью при подготовке и проведении классных и общешкольных мероприятий. Ребята не хотят остаться в стороне от проводимых мероприятий.
Многие ребята стараются выполнять Правила для учащихся, хотя ещё не всегда у всех это получается. Учимся правильно реагировать на происходящее, видеть красоту и осуждать плохое.
Ребята и родители в основном ответственно относятся к учёбе, добросовестно выполняют домашние задания, не пропускают уроки без уважительной причины, но только к третьему классу большинство родителей поняли, что внеклассные мероприятия играют важную роль в становлении личности ребенка и что в крепком коллективе учеба становится гораздо эффективней.
Большая часть родителей и учащихся жизнью в классе довольна, что показывает правильность выбранных ориентиров воспитательной работы. Но в будущем следует внести коррективы с целью устранения недостатков, поскольку не все учащиеся нашли свою нишу в пространстве классного коллектива и переключить возможного антилидера на позитивные ценности.
Все перечисленное характеризует класс как динамично, развивающийся, современный сплоченный коллектив, который может выполнить учебные и творческие задачи, но для этого ему требуется помощь.
ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ
Цель:
Создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.
Для эффективного достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
Сформировать умения самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения с людьми.
Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.
Для решения поставленных задач были применены следующие принципы:
Принцип гуманизма: признание ребенка субъектом воспитания; опора на позитивное в ребенке; понимание, сострадание и помощь ребенку; ребенок живет, а не готовится к жизни (ребёнок – личность).
Принцип природосообразности: психофизиологические и возрастные особенности
Принцип равенства и сотрудничества: все члены коллектива занимают равные положения;
Принцип культуросообразности: основан на общечеловеческих ценностях, на нормах национальной культуры и региональных традициях;
Принцип открытости и доступности: все учащиеся могут принимать участие в самоуправлении;
Принцип добровольности: добровольное и самостоятельное решение ребенка в выборе видов деятельности;
Принцип создания ситуации успеха для каждого ребенка.
СРОКИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Даная программа осуществляется с сентября 2014 года по май 2015 года
ФОРМЫ, МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ
диалоги (мотивационные, рефлексивные);
элементы дискуссий;
практикумы;(тренинги);
проблемные ситуации;
деловые, ролевые, творческие игры;
конкурсы, викторины, тесты,
беседы;
коллективно- творческие дела;
диагностика.
ПРАКТИЧЕСКАЯ РЕАЛИЗАЦИЯ
ПРОГРАММЫ «ЧЕРЕЗ ТЕРНИИ К ЗВЕЗДАМ»
ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ
Программа «Через тернии к звездам»- практическая реализация изложенных выше теоретических позиций, в которой соблюдается ряд принципов.
- возможность ребенка свободно выбирать способы и средства достижения цели;
- оптимистическая стратегия при определении задач воспитания;
- учет интересов, потребностей и способностей ребёнка;
- включение детей в решение проблем в реальных или моделируемых ситуациях выбора;
- стимулирование научного и морального познания и самопознания детей;
- оказание помощи детям в формировании и реализации лидерских способностей, в проектировании своей деятельности и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.
Особенностью данной программы является то, что она строится на принципах организации процесса и создание условий для развития лидерских качеств учащихся: ценностных ориентаций, совершенствование творческих и коммуникативных умений и навыков, которая предполагает выделение следующих этапов реализации программы, отображенные в таблице:
№
Этап
Содержание этапа
Практическая реализация
Примерная дата
1
Этап диагностики
Опытно- экспериментальная работа по выявлению лидерских качеств у младших школьников.
Проведение тренингов, анкетирования, ролевых игр, диагностик с целью актуализация личностных ресурсов учащихся.
август – сентябрь
2014года
2
Этап организационно-деятельностный
Разработка программы
«Через тернии к звездам», определение ее цели и задач, а также методов, приемов средств реализации данной программы.
Определение цели, задач, содержания программы, индивидуальных особенностей, подбор методик, приемов и средств для эффективной реализации программы.
сентябрь
2014года
3
Этап реализации
Включение учащихся в коллективно – творческие дела класса, включение в систему дополнительного образования, занятия с психологом, занятия в творческой лаборатории «Лидер».
Внедрение выявленного комплекса педагогических условий определенными формами и методами.
октябрь 2014 г-апрель 2015 г.
4
Контрольно-коррекционный этап
Углубленное психолого-педагогическое изучение классного коллектива;
Составление карты успешности развития класса;
Выявление уровня развития лидерских качеств.
Оценка проделанной работы, внесены определенные коррективы и намечены пути дальнейшей работы
апрель – май 2015 года
Все методики для реализации данной программы были подобраны с помощью специалистов Службы педагогического сопровождения и реализованы при деятельной поддержке школьного психолога и социального педагога в соответствии с календарно- тематическим планом программы.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
В результате реализации программы развития и воспитания лидерских качеств обучающихся на ступени начального общего образования должно обеспечиваться достижение обучающимися следующих результатов:
воспитательных результатов — тех личностных приобретений, которые получил обучающийся вследствие участия в той или иной деятельности (например, приобрел, участвуя в каком-либо мероприятии, некое знание о себе и окружающих, опыт самостоятельного действия, пережил и прочувствовал нечто как ценность);
эффекта — последствия результата, то, к чему привело достижение результата (развитие обучающегося как личности, формирование его компетентности, идентичности и т.д.).
При этом учитывается, что достижение эффекта — развитие личности обучающегося, формирование его социальной компетентности и т. д. становится возможным благодаря воспитательной деятельности педагога, других субъектов лидерского развития и воспитания (семьи, друзей, ближайшего окружения, общественности, СМИ и т. п.), а также собственным усилиям обучающегося.
Как классного руководителя меня интересует достижение следующих результатов:
Выявлять лидеров среди учащихся начальных классов;
Установить преемственность между начальным и средним звеном;
Развить организаторские способности учащихся начальных классов;
Развить у ребят умение самостоятельно принимать решение, отстаивать свою жизненную позицию, жить и работать в коллективе, принимать активное участие в КТД.
Формировать умение управлять собой, самоанализировать, убеждать и влиять на других людей, самостоятельно принимать решения.
Наличие у выпускников начального общего образования лидерских качеств, умения общаться как со сверстниками так и со взрослыми, способностей к саморазвитию и самовоспитанию, сформированных в системе воспитательной работы, позволит им успешно адаптироваться к постоянно изменяющимся внешним условиям и обеспечит самореализацию, не вступая при этом в конфликт с обществом и государством.
ОСНОВНЫЕ ПРОГРАММНЫЕ МЕРОПРИЯТИЯ
А.С. .Макаренко писал: « Каков ребёнок в игре, таким он во многом будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит, прежде всего, в игре…».Основное назначение игры— это формирование таких действий и поступков, которыепозволяют проявить такие качества характера как находчивость, смелость, мужество, терпимость, дружелюбие, любознательность и т. д., которые необходимы ученику - лидеру.
С целью формирования таких качеств у ребёнка – лидера, выбрала следующие направления и формы работы.
Направ-
ления
Цели
Формы работы
Мероприятия
Звезда по имени Солнце.
(Я и моя индивидуальность.)
Раскрытие своих сильных сторон.
Актуализация личностных ресурсов.
Познание себя при помощи группы, получение позитивной обратной связи для укрепления самооценки.
1. Игровые тренингипо развитию внимания, памяти, мышления.
2.Интеллектуальные марафоны, ролевые игры.
3.Научно – исследовательские конференции.
4. Поисковая работа.
5. Шефская работа.
6. Беседы.
7.Диагностические исследования (начального, текущего, обобщающего этапов)
Учимся думать и действовать.
Умей выбирать.
Что зависит от моего решения.
Принимаю решение.
Как нужно одеваться.
Таких берут в космонавты.
(Я и моё здоровье.)
Дать понятие о значимости физического и психического здоровья для будущего самоутверждения.
1. Сотрудничество с медицинским персоналом сельского поселения с целью изучения состояния физического здоровья ученика.
2. Спортивные конкурсы, игры, соревнования внутри класса и между классами.
3. Интерактивные игры.
4. Чествования ребят -спортсменов класса и школы.
5. Беседы, дискуссии.
Что такое здоровье.
Спорт в нашем доме.
Спортивный характер. Какой он?
Спортсмен – мой кумир.
Честность и спорт.
О моих достижениях в спорте.
Моя планета.
(Я и моё поведение).
Обучение приемам уверенного поведения.
Развитие умения определять психологические характеристики свои и окружающих.
Осознание своих ограничений: положительных и отрицательных качеств и своей непохожести на других.
Учимся доверять.
Границы своего личного пространства.
1.Викторины и конкурсы.
2. Интерактивные игры.
3. Ролевые игры.
4. Беседы и дебаты.
Школьник и закон.
Если рядом с тобой обижают человека.
О поведении в транспорте, в театре, в музее, в метро.
Жизнь дана на добрыедела.
Правда и ложь.
Солнечная система
(Я и общение.)
Эффективные приемы общения.
Вербальные и невербальные способы.
Раскрытие своих важных качеств для эффективного межличностного общения.
1. Классные собрания.
2. Интерактивные игры по проблеме «Общение»
3. Самопрезентации.
4. Беседы и дебаты.
Что такое общение?
Если со мной не хотят общаться.
О наказаниях и поощрениях.
Как заслужить уважение окружающих людей, учителя?
Какого человека называют интересным?
Как заслужить доверие?
Я и мой класс.
Дружба.
Умеем ли мы вежливо общаться.
Поговорим по душам.
Тайна старого леса.
Я - Луна
(Я – мои эмоции и чувства.)
Умение выражать свое эмоциональное состояние.
Умение договариваться, конструктивно решать возникающие проблемы в общении.
Обучение тому, как правильно высказывать просьбу и реагировать на нее.
Развитие эстетических чувств, умения видеть прекрасное и безобразное, умения следить за своим внешним видом.
Тренинг
В течение года
«Мои обязанности»
Воспитание культуры поведения в семье и в классе, ответственности;
Создать условия для формирования необходимости выполнять свои обязанности
Беседа
Ролевые игры
В течение года
«Особенности поведения мальчиков и девочек»
Формировать культуру отношений между мальчиками и девочками.
Беседа
Дискуссия
В течение года
ПЛАН РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Процесс становления личности - процесс сложный. Без союза с родителями не обойтись самому опытному педагогу. Задача совместной деятельности учителя и родителей – создание воспитывающей среды, обеспечение единства требований школы и семьи.
Семья – это основанная на браке малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью и обязанностями по отношению друг к другу. По существующему законодательству родители несут ответственность за воспитание детей.
Под семейным воспитанием понимается вся совокупность целенаправленных воспитательных и неуправляемых социализирующих воздействий на ребенка, которая осуществляется в условиях семьи.
Цель работы с родителями: обеспечение активного участия родителей в воспитательном процессе, содействие возрождению лучших отечественных традиций семейного воспитания.
Задачи:
Достигнуть единства в требованиях школы и семьи к детям.
Стремиться к максимальному развитию воспитательной активности родителей в семье и школе.
Содействовать созданию в каждой семье условий, способствующих успешному воспитанию и обучению детей.
Формы работы:
Организация и проведение родительских собраний, заседаний родительского комитета.
Вовлечение родителей к организации и проведению воспитательных мероприятий через родительский комитет.
Проведение в родительский день открытых уроков.
Посещение неблагополучных семей.
Организация всеобуча для родителей на родительских собраниях и индивидуально (по желанию родителей).
ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ
1. Главное направление – педагогический всеобуч.
2. Формирование у родителей понимания принадлежности к школьному образовательно – воспитательному пространству.
СПИСОК РОДИТЕЛЬСКОГО КОМИТЕТА
Сорокина ДиляраТагирзяновна
Михайлова Наталья Васильевна
Ялманова Ольга Юрьевна
РАБОТА С «ТРУДНЫМИ» СЕМЬЯМИ
Индивидуальные беседы с учениками.
Посещение на дому и контроль посещения занятий.
Привлечение родителей к посещению уроков.
Проведение совместных тренингов.
ПЛАН РАБОТЫ РОДИТЕЛЬСКОГО АКТИВА И КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ 3А КЛАССА
НА 2014-2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№
Планируемые мероприятия
Сроки
Ответственные
Примечания
1. Организационные мероприятия
1.1
Родительское собрание параллели 3 классов «Адаптация третьеклассника в школе»
Сентябрь
создание памяток к родительскому собранию
1.2.
Организационное заседание родительского комитета
Сентябрь
Классный руководитель
1.3.
Обновление социально - педагогических паспортов.
Сентябрь
Классный руководитель
С посещением на дому
Проведение заседаний родительского комитета
Весь период
Председатель родительского комитета
По особому плану
2. Заседания родительского комитета
2.1
1. подготовка класса к 1 сентября
2.выбор новых членов родительского комитета
3.подготовка к совместному походу на природу
4. Посещение на дому и контроль посещения занятий
5. выбор социально - педагогической комиссии класса
30.08.
Председатель родительского комитета
2.2
1.подготовка к Новогоднему празднику
2.подготовка к совместному походу на природу
3. Посещение на дому и контроль посещения занятий
4. Заседания социально - педагогической комиссии класса
07.12.
Председатель родительского комитета
2.3
1.подготовка к праздникам 23 февраля и 8 марта
2. подготовка к совместному походу на природу
3. Посещение на дому и контроль посещения занятий
4. Заседания социально - педагогической комиссии класса
04.02.
Председатель родительского комитета
2.4
1.подготовка к походу к вечному огню для возложения цветов
2. Посещение на дому и контроль посещения занятий
3. Подготовка к совместному походу на природу
4. Заседания социально - педагогической комиссии класса
30.04.
Председатель родительского комитета
3. Классные часы
3.1
Клуб вопросов и ответов «Профессии наших родителей».
28.10
класс.рук.
с участием родителей
3.2
Музыкально –литературная композиция «При солнышке тепло, при матери добро».
19.11
класс.рук.
с участием родителей
3.3
Беседа о вреде курения.
10.03
класс.рук.
с приглашением фельдшира Ильиной Л.А.
3.4
Конкурс стихов и пословиц о маме.
5.03
Класс.рук
с участием родителей
3.5
Беседа о летнем закаливании организма.
5.05
Класс.рук
с приглашением фельдшира Ильиной Л.А.
4. Консультирование учащихся
4.1
Консультация школьного психолога
Один раз в месяц
4.2
Консультация врача – педиатра
Один раз в четверть
4.3
Консультация специалиста- юриста
1 раз в полугодие
4.4
Консультация детского врача- нарколога
Один раз в четверть
4.5
Консультация специалистов службы педагогического сопровождения
Весь период
4.6
Консультация специалистов Центра занятости
Один раз в четверть
4.7
Консультация врача- гинеколога
Один раз в полугодие
4.8
Консультация инспектора по делам несовершеннолетних
Один раз в четверть
5. Диагностические и мониторинговые мероприятия
1
Проведение анкетирования: «Какие школьные предметы нравятся Вашему ребенку»
сентябрь
2
Опрос «Как вы общаетесь со своим ребенком»
октябрь
3
Анкета «Чем вам помогла школа в воспитании ребенка»
декабрь
4
Интервьюирование родителей «Чем запомнился вам этот учебный год»
май
5
Тренинг для родителей «я -мы»
на каждом род.собр.
6. Мероприятия по социальной профилактике
6.1
Заседания социально - педагогической комиссии класса
Весь период
Классный рук.
По особому плану
6.2
Рейды родительского- патруля
Весь период
Классный рук.
По особому плану
6.3
Участие в работе общественного совета профилактики
Весь период
Классный рук.
По особому плану
7. Досуговые, спортивные и прочие массовые мероприятия
7.1
«Мама, папа, я – спортивная семья» с выходом на природу
09.11.
Классный рук.
7.2
«Сердце матери» - КТД
22.11.
Классный рук.
7.3
Экскурсия в Шоршелы
30.11.
Классный рук., род.ком
7.4
«Скоро, скоро Новый год!» совместная работа в мастерской деда Мороза КТД
20.12.
Классный рук.
7.5
«Скоро, скоро Новый год!» - тренинг на объединение классного кол -ва
27.12.
Классный рук., род. Ком
ОРГАНИЗАЦИОННО – КООРДИНИРУЮЩАЯ РАБОТА С УЧИТЕЛЯМИ ПРЕДМЕТНИКАМИ, АДМИНИСТРАЦИЕЙ, ПСИХОЛОГОМ, СОЦИАЛЬНЫМ ПЕДАГОГОМ И ДРУГИМИ СПЕЦИАЛИСТАМИ
Сотрудничество
Задачи
Форма проведения
Дата
Библиотекарь
Выяснить наличие учебников;
Получить учебники для малообеспеченных учащихся.
Беседа
Работа с документами
03.09
Школьный врач
Выяснить наличие медицинских полисов, справок ослабленных детей;
Составить список учащихся.
Беседа
Работа с документами
04.09
Администрация
Составить список учащихся.
Письменный отчет
02.09
Классный руководитель
Обследование жилищно-бытовых условий малообеспеченных семей;
Составление актов.
Посещение на дому,
Работа с документами
весь год
Воспитатель группы продленного дня
Составить список учащихсякласса, посещающих группу продленного дня.
Беседа
Работа с документами
03.09
Работник столовой
Выяснить меню, сумму питания учащихся.
Беседа
02.09
Руководители кружковой работы
Познакомить с видами деятельностями в школе во внеурочное время, заинтересовать ребят творческими занятиями.
Экскурсии
Беседа
Сент.
Библиотекарь
Воспитание культуры чтения, пользование литературой;
Развитие читательских умений, интереса к чтению;
Наметить план общих мероприятий на год.
Библиотечный урок
Сент.
Психолог
Обсудить проблемы адаптации учащихся.
Беседа
В течение года
ПОКАЗАТЕЛИ ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В КЛАССЕ
В конце этого года обучения данная программа позволит проследить динамику формирования лидерских качеств у детей, знаний, умений, навыков, степень развития отношений к предметам.
Исследования становления школьника лидера Тихомировой Е.И. показывают, что существуют разные пути реализации этого процесса.Один из них условно назван просветительским. Это путь, когда происходит целенаправленное информационное обучение школьников способам освоения роли лидера, раскрывается сущность понятия «лидер». В этом случае ребенок получает информацию, приобретая знания о способах выполнения роли лидера. Для этого рекомендовано использовать тренинги, часы интересного общения на темы «Лидеры. Кто они?», «Знакомьтесь – это Я», «Взглянем на себя со стороны», «Я – лидер» и т.д., практикумы по изучению детской индивидуальности, способности ребенка самореализоваться в роли лидера. Ведь успешно вести за собой можно, если знаешь содержание работы, правила её организации и способы оценки, свои индивидуальные особенности.
Второй путь становления ребенка лидера назван деятельностно–практическим. В этом случае школьник непосредственно сам включается в выполнение роли лидера, приобретая практический опыт освоения этой роли. Иногда такой путь называют путем проб и ошибок. Третий путь условно назван интегрированным. Он сочетает в себе специальную теоретическую подготовку и практическую деятельность. Существует еще один путь, который можно определить как путь копирования образца, когда на основе подражания образцу происходит становление ребенка лидера.
Становление ребенка лидера включает в себя:
– выработку установки ребенка на лидирующую позицию;
– обучение моделированию деятельности;
– реализацию актуальных и потенциальных способностей и потребностей.
3. Воспитание духовной личности (потребность в познании и самопознании в красоте общения).
4. Воспитание творческой личности (развитие способностей, знаний, умений, навыков, интеллекта).
5. Воспитание практичной личности (знание основ экономики, трудолюбия, хозяйственность, владение языками, физическая закалка, хорошие манеры).
Процесс воспитания активности и подготовки лидеров должен строиться на основе сотрудничества, взаимного уважения, доверия взрослых и детей. Только тогда закладывается фундамент социальной инициативы и потребность работы с человеком и для человека. Существует определенный набор принципов, которым должен следовать педагог-организатор, вожатый с позиции гуманистического подхода (В.П. Бедерханова):
1. С самого начала и на всем протяжении педагог демонстрирует детям свое полное к ним доверие.
2. Он помогает детям в формировании и уточнении целей и задач, стоящих перед группами и перед каждым ребенком в отдельности.
3. Он исходит из того, что у детей есть внутренняя мотивация.
4. Он выступает для детей как источник разнообразного опыта, к которому всегда можно обратиться за помощью, столкнувшись с трудностями в решении той или иной задачи.
5. Важно, чтобы в такой роли он выступал для каждого ребенка.
6. Он развивает в себе способность чувствовать эмоциональный настрой группы и принимать его.
7. Он старается быть активным участником группового взаимодействия.
8. Он открыто выражает в группе свои чувства.
9. Он стремится к достижению эмпатии, позволяющей понимать чувства и переживания каждого.
10. Для содействия формирования лидерской позиции он сам демонстрирует лидерское поведение: разнообразные стили лидерства, качества личности лидера, уважение прав и свобод других, делегирование полномочий, и др.
ОПЫТНО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
Я провела исследования, направленные на выявление лидеров в 3а классе. Классным руководителем, которого я являюсь. В классе 26 человек.
Приступая к работе с детьми, даже на поведенческом уровне замечаются отличия между учащимися класса. Учащиеся 3а класса были уверенны, организованны, коммуникабельны, активно высказывали собственное мнение. Я провожу тест на выявление лидерских качеств среди учащихся «Я – лидер», в ходе которого ребята сами попробуют оценить свои способности повести группу за собой, стать организатором и вдохновителем жизни в коллективе.
Инструкция к тесту: «Если ты полностью согласен с приведённым утверждением, то в клеточку с соответствующим номером поставь цифру «4»; если скорее согласен, чем не согласен – цифру «3»; если трудно сказать – «2»; скорее не согласен, чем согласен – «1»; полностью не согласен – «0».
Если сумма в столбце меньше 10, то качество развито слабо, и надо работать над его совершенствованием, если больше 10, то это качество развито средне или сильно (но прежде, чем сделать заключение о том, лидер ли ребенок, нужно обратить внимание на баллы, выставленные при ответах на вопросы 8, 15, 22, 27, 29, 34, 36, 41.Если на каждый из них поставлено более 1 балла, ребенок был неискренним в самооценке). Обработав результаты теста, я выявляю, что в 3а классе 2 лидера, имеющих результаты почти по всем показателям выше среднего уровня.
Диана
А
Умение определять свои лидерские качества
Развито сильно
Б
Коммуникативные качества
Развито сильно
В
Умение решать проблемы
Развито сильно
Г
Влияние на окружающих
Развито средне
Д
Наличие творческого подхода
Развито средне
Е
Знание правил организаторской работы
Наиболее развито
Ж
Организаторские способности
Развито сильно
З
Умение работать с группой
Развито сильно
Никита
А
Умение определять свои лидерские качества
Развито средне
Б
Коммуникативные качества
Наиболее развито
В
Умение решать проблемы
Развито средне
Г
Влияние на окружающих
Развито сильно
Д
Наличие творческого подхода
Развито средне
Е
Знание правил организаторской работы
Развито сильно
Ж
Организаторские способности
Развито средне
З
Умение работать с группой
Развито сильно
Для подтверждения полученных данных о выявленных лидерах провожу психологическую игру «Начали!» на выявление лидерских позиций в классе. Данная игра дает четкое представление о наличии и системе микрогрупп в коллективе, подтвердила выявленную в ходе тестирования систему лидерства. Общий сравнительный анализ развитости и сформированности лидерских качеств у детей 3а класса представлен нами в виде следующей диаграммы:
Показатель 10 – средний уровень развитости качества
Показатель меньше 10 – слабый уровень развитости качества
Показатель больше 10 – высокий уровень развитости качества.
По итогам исследования можно сделать вывод, что лидерские качества учащихся 3а класса сформированы лучше по всем показателям.
Говоря о воспитательной работе в классе, можно отметить развитое детское самоуправление: в коллективе имеются выборные должности (президент, министр образования, министр культуры и др.). К выполняемым обязанностям в данных должностях дети относятся ответственно, проявляют инициативу. Тематика внеклассных мероприятий предусматривает воспитание лидерских качеств – коммуникабельности, активности и др.
Гипотеза выдвинутая мной в этой программе полностью подтверждается результатами исследования уровня развитости у детей лидерских качеств: коммуникативности, наличие творческого подхода, умение определять свои лидерские качества, умение решать проблемы и пр. Учащиеся 3а класса имею высокий и средний уровень сформированности лидерских качеств. В классе выявлено 2 активных положительных лидера.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
школьник лидерский воспитание младший
В детском сообществе лидерство, сохраняя свою сущность, обладает рядом особенностей, связанных с:
1. своеобразием развития ребенка на той или иной возрастной ступени;
2. учением как преобладающим видом деятельности школьника;
Перенесение фактора социализации из семьи в начальную школу приводит к тому, что с определенного возраста сверстники начинают играть решающую роль в жизни школьников. Ребята, обладающие высоким статусом в коллективах, оказывают особое влияние на одноклассников (товарищей по команде и т.д.). Поэтому при формировании лидерских позиций у детей очень важно определять и отслеживать их систему неформальных ценностей и норм.
Важным условием реализации любой лидерской программы является педагогическое стимулирование лидерства, создание педагогических условий для его формирования:
1. Обеспечение многообразия деятельности, в которую включается ребенок: в любой деятельности выдвигается свой лидер, и такая организация жизнедеятельности временного детского коллектива позволяет практически каждому ребенку реализовать свой лидерский потенциал.
2. Создание самоуправления, которое может служить источником различных видов деятельности, фактором, помогающим развитию коллектива и отдельной личности в коллективе.
3. Создание условия для обучения в различных формах, как основного вида деятельности (может являться источником для появления лидеров); поэтому для этого необходимо формирование познавательного интереса.
4. Формирование коллектива, так как развитый коллектив обладает огромной воспитательной силой, обладает способностью видеть в каждом ребенке личность, позволяет ей раскрыться.
5. Личность педагога-организатора. Он своим поведением может влиять на динамику лидерства в коллективе.
Все взлеты и падения случаются благодаря лидерству. Чем больше мы будем пытаться сделать в жизни, тем чаще и увереннее станем приходить к выводу, что все зависит от лидерства. Любые предпринимаемые нами усилия, которые требуют привлечения других людей, будут благополучно жить или, напротив, умрут в зависимости от нашего лидерства. И, продвигаясь к достижению высочайших уровней, не забывайте брать с собой других людей, чтобы те смогли стать лидерами завтрашнего дня.
Окончательный результат работы будет подведен в мае 2015 года и тогда же будет составлен полный и развернутый отчет о его итогах.
ЛИТЕРАТУРА
Аверин В.А. Психология детей и подростков: Учеб.пособие. – СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. -127 с.
Кузякин, А.П. Что такое лидер и лидерство? // Образование. 2000. – №4. с.с. 89–99.
Курочкина, М.И. Деловая игра в воспитании качеств лидера. //Almamater. – 2001. – №8. с.с. 18–11.
Лубовский, Д. Развитие мотивов межличностных отношений у подростков. // Воспитание школьников. – 1997. – №2. – с.с. 43–46.
Маврина, И.В. Развитие взаимодействия подростков со сверстниками в условиях образовательного процесса. // Психологическая наука и образование. – 2005. – №2. с.с. 94–100.
Макова, Л.П. Воспитание толерантности в учебно-воспитательном процессе школы как путь к преодолению межличностных конфликтов подростков. // Вопросы гуманистических наук. – 2008. – №1. – с.с. 209–212.
Немов, Р.С. Психология. – М.: Просвещение, 1998. – с.с. 83–113.
Общая психология: Курс лекций для первой ступени педагогического образования / Сост. Рогов, Е.И. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 1998. – с. 129–160.
Петровский, А.В. Личность. Деятельность. Коллектив. – М.: Академия, 2002. – 225 с.
Тихомирова Е.И. Самореализация школьников в коллективе: Учеб. пособие для студ. высших учеб. заведений/Е.И. Тихомирова.-М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 144 с.
Фадеева Е.И. Как стать лидером? // Управление дошкольным образовательным учреждением, 2012, №7, с. 19.
Юдина, Н. Программа «Навстречу»: воспитание коммуникативной культуры у учащихся. // Школьный психолог. Приложение к пер. сент. – 2007. – №12. с.с. 18–32.
Якобсон П.М. Эмоциональная жизнь школьника // Якобсон П.М. Психология мотивации. – М. – Воронеж, 2007.-130 с.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение