kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Через тернии к звездам!". Программа развития детской интеллектуальной одаренности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Классный коллектив… Более двух десятков любопытных глаз, и во главе их классный руководитель! Он словно капитан на корабле. И как поплывет этот корабль – в этом заключается работа капитана. Кто они? Какие они? Ответ один: разные. И к каждому нужен свой подход. Я работаю в школе, которая является периферийной. Основной контингент учащихся – дети малообеспеченных родителей, трудные подростки из неблагополучных семей и лишь небольшая часть – это дети из семей интеллигентных. Являюсь классным руководителем 5 «В» класса. В нем большинство детей, которые не мотивированы на учебы, имеют низкий уровень обученности и обучаемости. Но есть в нем и звездочки. Их немного. И если не создать им необходимых условий для развития, родители обязательно переведут их в другие классы или школы. Следовательно, возникает распространенная проблема периферийных школ: сильный, интллектуально одаренный ребенок в «слабом» классе! Что делать? Как мне, классному руководителю, построить работу, чтобы этот ученик не стал «белой вороной», а создать все условия для самореализации и развития. Как мне, учителю, создать самые благоприятные условия, чтобы облегчить данным детям путь через тернии к звездам? В условиях современной модели образования деятельность классного руководителя предполагает поиск новых эффективных форм работы с учащимися. В общеобразовательной школе классный руководитель по сути своей деятельности - координатор воспитательных воздействий педагогического коллектива школы на ребенка.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Через тернии к звездам!". Программа развития детской интеллектуальной одаренности »

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г.АБАКАНА

МБОУ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №18»





Программа развития детской интеллектуальной одаренности



Абакан, 2014











Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук.
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.

Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полутьме,
Мирные картинки птичек и овечек,
что в уютной детской дремлют на стене.

Дети — это вечер, вечер на диване.
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках — сестрах сказочных морей.

Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Господу в кроватке трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ.

Марина Цветаева














ИНФОРМАЦИЯ О ШКОЛЕ.

Наименование ОУ

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №18»

Адрес

655009 г.Абакан, ул.Челюскинцев, 6

e-mail

[email protected]

http

School-18-Abakan.narod.ru

Телефон

35-28-03

Директор

Никитина Валентина Николаевна





ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ.



Наименование программы

«Через тернии к звездам!».

Программа развития детской интеллектуальной одаренности

Сроки и этапы реализации программы

2013-2016 годы

Основания для разработки программы

  1. Закон РФ «Об образовании».

  2. Устав МБОУ «СОШ №18».

  3. Программа «Одаренные дети» МБОУ «СОШ №18» на 2013-2017 годы.





Разработчик программы


Ткацкая Марина Михайловна, председатель научно-методического совета школы, учитель русского языка и литературы высшей категории, Почетный работник общего образования РФ.
















ВВЕДЕНИЕ.

Классный коллектив… Более двух десятков любопытных глаз, и во главе их классный руководитель! Он словно капитан на корабле. И как поплывет этот корабль – в этом заключается работа капитана. Кто они? Какие они? Ответ один: разные. И к каждому нужен свой подход.

Я работаю в школе, которая является периферийной. Основной контингент учащихся – дети малообеспеченных родителей, трудные подростки из неблагополучных семей и лишь небольшая часть – это дети из семей интеллигентных. Являюсь классным руководителем 5 «В» класса. В нем большинство детей, которые не мотивированы на учебы, имеют низкий уровень обученности и обучаемости. Но есть в нем и звездочки. Их немного. И если не создать им необходимых условий для развития, родители обязательно переведут их в другие классы или школы. Следовательно, возникает распространенная проблема периферийных школ: сильный, интллектуально одаренный ребенок в «слабом» классе! Что делать? Как мне, классному руководителю, построить работу, чтобы этот ученик не стал «белой вороной», а создать все условия для самореализации и развития. Как мне, учителю, создать самые благоприятные условия, чтобы облегчить данным детям путь через тернии к звездам? В условиях современной модели образования деятельность классного руководителя предполагает поиск новых эффективных форм работы с учащимися. В общеобразовательной школе классный руководитель по сути своей деятельности - координатор воспитательных воздействий педагогического коллектива школы на ребенка.

Термин «дети группы риска» чаще всего упоминаются в качестве синонимов терминов «запущенный ученик» или «ученик с отклонениями в обучении и поведении», «трудные дети», «трудный ученик». Обычно мы называем «трудными» тех учащихся, которые не только плохо учатся, но и при этом они также грубо нарушают требования школьной дисциплины, правила поведения на улице и в общественных местах. Чтобы вести работу с такими детьми, надо знать причины, приводящие к отклонению в обучении и поведении.

К категории детей группы риска с уверенностью можно отнести и одаренных, талантливых учеников, не умеющих реализовать свои возможности в учебной или внеурочной деятельности.

Как правило, классный руководитель в подобных ситуациях испытывает трудности в работе с такими детьми. И сразу на память приходит наполненная мудростью веков притча:



«Приходит к отцу девушка и говорит:

- Отец, я устала, у меня такая тяжелая жизнь, такие трудности и проблемы, я все время плыву против течения, у меня нет больше сил… Что мне делать?

Отец вместо ответа поставил на огонь три одинаковые кастрюли с водой, в одну бросил морковь, в другую положил яйцо, а в третью насыпал зерна кофе. Через некоторое время он вынул из воды морковь и яйцо и налил в чашку кофе.

- Что изменилось? – спросил он дочь.

- Яйцо и морковь сварились, а зерна кофе окрасили воду, - ответила дочь.

- Нет, дочь моя, это лишь поверхностный взгляд на вещи. Посмотри: твердая морковь, побывав в кипятке, стала мягкой и податливой. Хрупкое и жидкое яйцо стало твердым. Внешне они не изменились, они лишь изменили свою структуру под воздействием неблагоприятных условий – кипятка.

- А кофе? – спросила дочь.

- О! Это самое интересное! Зерна кофе не растворились в новой враждебной среде и при этом изменили ее – превратили кипяток в великолепный ароматный напиток. Есть особые люди, которые, оставаясь собой, изменяют сами обстоятельства и превращают их в нечто новое и прекрасное, извлекая пользу и знания из ситуации…»

Оптимистично смотреть на мир и быть в нем активным – это, пожалуй, основное кредо классного руководителя. Миссия такого педагога – быть теми самыми зернами кофе, изменяющими обстоятельства и превращающими их в нечто новое и прекрасное. Как же сделать так, чтобы мой неординарный сильный одаренный ребенок раскрыл себя в слабом классе? Тут нужна системная работа, которую я представила в форме Программы развития детской интеллектуальной одаренности в слабом классе.











ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.

Выявление и развитие детей, обладающих незаурядными способностями представляет собой сложную и многоаспектную задачу. В современной психолого-педагогической науке принято рассматривать одаренность как явление динамическое. Психика человека – результат взаимодействия процессов биологического созревания и научения. С момента рождения эти процессы сливаются в отдельную линию развития. Потому и детская одаренность реально всегда предстает перед нами как сплошной итог трудно прогнозируемого взаимодействия генотипических и средовых факторов.

Одаренные дети – дети, опережающие сверстников в развитии. Вне зависимости от содержания, вкладываемого в понятие «одаренность», а также методики её диагностики, существование данной группы людей определяется статистически.

Одаренными чаще всего называют:

- детей с высокими показателями по специальным тестам интеллекта (“IQ”);

- детей с высоким уровнем творческих способностей;

- детей, достигших успехов в каких-либо областях деятельности (юные

музыканты, художники, математики, шахматисты) – их чаще всего называют

талантливыми;

- детей, хорошо обучающихся в школе (академическая одаренность).

Цель программы:

    Создание благоприятных условий для развития талантливых учащихся и формирование системы социально-психологической поддержки одаренных и способных детей в слабом классе.

Задачи:

- совершенствование системы выявления и сопровождения одарённых детей, их специальной поддержки, создание психолого-консультационной службы для оказания психологической помощи одарённым детям;

- отбор среди различных систем обучения тех методов и приёмов, которые способствуют развитию самостоятельности мышления, инициативности и творчества;

- создание условий для укрепления здоровья одарённых детей;

- расширение возможностей для участия способных и одарённых школьников в олимпиадах, научных конференциях, творческих выставках, различных конкурсах;

- разработка авторской методики работы с одаренными детьми в слабом классе.



Выявление одаренных детей должно начинаться уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

С 1 сентября 2011-2012 учебного года большинство школ России начали работу по новому образовательному стандарту второго поколения, который ориентирует образование на новое качество, соответствующее современным запросам личности, общества и образования.

Целью современного российского образования стало полноценное формирование и развитие способностей ученика самостоятельно очерчивать учебную проблему, формулировать алгоритм ее решения, контролировать процесс и оценивать полученный результат.

В свете национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» одним из важнейших приоритетов обновления содержания образования является модернизация и развитие такого направления как выявление, воспитание и обучение одаренных детей.

Во втором издании «Рабочей концепции одарённости» одарённость трактуется как системное качество, характеризующее психику ребёнка в целом. Система ценностей личности и её направленность ведут за собой развитие способностей и прогнозируют реализацию творческих задатков. Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. При этом особое значение имеет собственная активность ребёнка. Различают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный.  Инструментальный аспект характеризует способы деятельности, по которым можно проследить особую, качественно своеобразную продуктивность деятельности личности. Для одарённого ребёнка – это выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации объясняющее появление новых идей и решений. Новаторство как выход за пределы требований выполняемой деятельности, что позволяет ребёнку открыть новые закономерности. Дети способны тщательно анализировать проблему до принятия своего решения, находить и формулировать общие закономерности. Инструментальный подход в данной программе предполагается реализовать проблемно-диалогическим обучением. Необходимо учитывать и мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка: повышенная любознательность, ярко выраженный интерес к определённым видам деятельности, высокая увлечённость каким-нибудь предметом, наличие интенсивной склонности к определённому виду деятельности, неприятие стандартных и готовых ответов. Такую высокую познавательную потребность предполагается поддерживать созданием проблемных ситуаций во время занятий, организацией групповых форм обучения, использованием метода проектов, а так же расширением предметного содержания деятельности.

Недостатком современной системы обучения является стандартизация временных моментов обучения в школе: единое для всех время на овладение программой, длительность урока, темп ведения урока, слабая ориентированность школы на формирование и развитие индивидуальности, слабый учёт и развитие разнообразных способностей и интересов, которые особенно проявляются в слабом классе, где больший упор делается на слабоуспевающих детей. Всё это ведёт к низкой учебной мотивации способных детей. Учение ниже своих способностей, пассивность и беспомощность учащихся и как результат всего этого – случайный выбор профессии и путей продолжения образования.

Актуальность проблемы.

В современном обществе проблема выявления одарённых детей переформулируется в проблему создания условий для интеллектуального и личностного роста детей в рамках общеобразовательной школы и обеспечения благоприятных условий для совершенствования имеющихся видов одарённости.

К школе сегодня предъявляются высокие требования, поэтому развитие способностей школьников является одной из приоритетных задач современного образования. В рамках классно – урочной системы не удаётся организовать работу с более успешными детьми. От класса к классу у них снижается мотивация к обучению и, как следствие, результативность. А требование общества к результатам образования повышаются, в связи с необходимостью повышения социально – экономического потенциала государства. Социальная значимость и актуальность проблемы привели к созданию данной программы, которая послужит методическим основанием для организации практической работы с одарёнными детьми.

Основные парадигмы развития одаренности:

  1. Все дети одарены от природы.

  2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор.

Ценностные приоритеты:

1. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества на основе:

  • доброжелательности, доверия и внимательности к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

  • формирования уважения к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

2. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию

  • развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

  • формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

3. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

  • формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РЕАЛИЗАИИ ПРОГРАММЫ

  • создание благоприятных условий для работы с одаренными детьми: внедрение передовых образовательных технологий, нормативно-правовое обеспечение деятельности, формирование банка данных по проблеме одаренности, укрепление материально-технической базы;

  • создание системы диагностики одаренности учащихся в слабом классе;

  • методическое обеспечение работы с одаренными детьми: осуществление апробации и внедрения методических разработок в педагогическую практику, поиск и внедрение наиболее эффективных технологий работы с одаренными детьми, повышение уровня профессионального мастерства педагогов;

  • организация разнообразных мероприятий по работе с одаренными детьми: конкурсов, олимпиад, интеллектуальных марафонов, конференций и т.д.;

  • осуществление поддержки одаренности через участие в работе школьного НОУ.

КРИТЕРИИ ЭФФЕКТИВНОСТИ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ

Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Успешное развитие и модернизация образования как никогда зависят от творчески работающих педагогов.

Критериями повышения профессиональной компетентности учителей является:

- понимание психолого-педагогических проблем творчества;

- овладение методами и приемами развития креативности учащихся;

- мотивационная готовность к такой работе и уровень развития собственного творческого потенциала.

Учитель должен быть:

  • увлечен своим делом;

  • способным к экспериментальной, научной и творческой деятельности;

  • профессионально грамотным;

  • интеллектуальным, нравственным и эрудированным;

  • проводником передовых педагогических технологий;

  • психологом, воспитателем и умелым организатором учебно-воспитательного процесса;

  • знатоком во всех областях человеческой жизни.



КРИТЕРИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РАБОТ Е С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СЛАБОМ КЛАССЕ.

  • принцип создания условий для самопознания и самореализации каждой одаренной личности;

  • принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

  • принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

  • принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

  • принцип вариативности реализации содержания, форм и методов учебно-воспитательного процесса;

  • принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

  • принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

ФОРМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ УЧАЩИМИСЯ В СЛАБОМ КЛАССЕ:

  • индивидуальный подход на уроках, использование в практике элементов дифференцированного обучения, проведение нестандартных форм урока творческие мастерские;

  • кружки по интересам;

  • дополнительные занятия с одаренными учащимися, подготовка к олимпиадам, интеллектуальным играм, конкурсам;

  • занятия исследовательской и проектной деятельностью;

  • школьное НОУ;

  • конкурсы;

  • интеллектуальный марафон;

  • научно-практические конференции;

  • участие в олимпиадах, конкурсах различного уровня;

  • работа по индивидуальным планам;

  • использование современных ИКТ (интернет, медиатека, компьютерные игры, электронная энциклопедия);

  • создание детских портфолио.


Основные формы внеурочной образовательной деятельности.

Форма

Задачи


Внеурочные занятия

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.


Научное общество учащихся

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований.

Кружки

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.





Организация исследовательской работы учащихся в школе.

Подготовительный этап:

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся.

Формы:

  1. Урок.

  2. Внеклассная работа.

  3. Кружки

  4. Секции.

Творческий этап:

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

  1. Урок.

  2. Внеклассная работа.

  3. Образовательные проекты

  4. Школьные олимпиады.

  5. Кружки.

  6. Секции.



Программа предусматривает работу по трем направлениям:

  • работа на уроке;

  • внеурочная деятельность;

  • работа с родителями.



ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ



Этап


Мероприятия программы

2013-2014 учебный год

  • Изучение нормативно-правовой базы.

  • Создание системы диагностики развития одаренности детей в процессе реализации проекта.

  • Участие в предметных олимпиадах.

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка Программы развития детской интеллектуальной одаренности в слабом классе.

  • Организация информационно-методического обеспечения и повышения психолого-педагогической компетентности учителей по проблемам одаренности.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

2014-2015

учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Отработка педагогических технологий для индивидуальной и групповой работы с одаренными детьми.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ по внеурочной детальности

  • Разработка методических рекомендаций по основам исследования школьников.

2015-2016

учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Разработка и утверждение программ по внеурочной деятельности

  • Разработка методических рекомендаций.

  • Мониторинг личных достижений учащихся.

  • Создание системы работы с одаренными детьми в условиях начальной школы.

  • Определение проблем, возникших в ходе реализации проекта, пути их решения и разработка перспективного плана-программы дальнейшей работы в этом направлении.



ЭТАПЫ:

2013-2014 учебный год – подготовительный.

Цель: подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

  • Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

  • Разработка программы работы с одаренными учащимися.

  • Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение обязанностей.

  • Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.



2014-2015 учебный год – экспериментальный.

Цель: апробация системы работы с одаренными учащимися.

Задачи:

  • Диагностика склонностей учащихся

  • Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам исследования, материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

  • Адаптация учебных программ, программ по внеурочной деятельности.

  • Повышение квалификации педагогов.



2013-2014 учебный год – внедренческий.

Цель: переход системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

  • Анализ итогов реализации программы.

  • Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

  • Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

  • Обобщение результатов работы школы.

Кадровое обеспечение программы.

Группа

Функции

Состав

Административно-координационная

Осуществление общего контроля и руководства. 
Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Директор школы, заместитель директора по УВР, ВР.

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации программы.
Проведение семинаров, консультаций.
Подготовка и издание методических рекомендаций.
Аналитическая деятельность.

Заместитель директора по УВР, ВР, председатель НМС.

Педагоги школы

Осуществление программы в системе внеклассной работы.
Использование новых педагогических технологий.
Организация исследовательской работы учащихся.

Классные руководители,
учителя – предметники,
педагоги дополнительного образования.












ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

  • Формирование системы работы с одаренными учащимися в слабом классе.

  • Создание базы для развития одаренности и таланта учащихся в современных условиях общеобразовательной школы.

  • Совершенствование форм работы с одаренными и способными детьми.

  • Формирование банка данных «Одаренные дети», включающего в себя сведения о детях с различными типами одаренности.

  • Использование систем диагностик для выявления и отслеживания различных типов одаренности.

  • Обеспечение преемственности в работе начальной и средней школы.

  • Повышение квалификации педагогов.

  • Обобщение и систематизация материалов, пролонгация опыта работы.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

1. Личностные.

  • Сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики.

  • Сформированность толерантности сознания.

  • Сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками.

2. Метапредметные

  • Готовность и способность к сотрудничеству в образовательной деятельности.

  • Навыки исследовательской и проектной деятельности, адекватное представление результатов исследования.

3. Предметные

  • Овладение логическими операциями;

  • Сформированность основ социально-критического мышления









Показатели эффективности реализации программы работы с одаренными детьми:

  1. Удовлетворенность детей своей деятельностью и увеличение числа таких детей.

  2. Увеличение количества детей, адекватно проявляющих свои интеллектуальные или иные способности.

  3. Повышение уровня индивидуальных достижений детей в образовательных областях, к которым у них есть способности.

  4. Адаптация детей к социуму в настоящем времени и в будущем.

  5. Повышение уровня владения детьми общепредметными и социальными компетенциями, увеличение числа таких детей.

























ПРИЛОЖЕНИЯ.

Авторская методика работы с одаренными детьми в слабом классе.

Свою авторскую методику работы с одаренными детьми в слабом классе мы представим в виде Программы пошаговых действий работы классного руководителя с подобными детьми.

ШАГ 1.

Создание Паспорта интеллектуальных возможностей класса.

Разделы Паспорта:

  1. Исследование учебных интересов класса ( какие предметы наиболее любят дети, склонности какого плана проявляют: гуманитарные, технические, физико-математические и т.п.).

  2. Отношение учащихся к процессу обучения ( положительное, отрицательное; здесь необходима помощь психолога).

  3. Степень организации класса.

  4. Развитие общеучебных умений и навыков детей.

  5. Уровень интеллектуального развития учащихся класса.

  6. Осознание учащимися необходимости интеллектуально-творческого развития.

ШАГ 2.

Инновационный подход к составлению плана воспитательной работы класса.

В плане воспитательной работы классного руководителя должно просматриваться моделирования образа класса и процесса воспитания в нем.

Разделы плана воспитательной работы:

  1. Образ учащихся класса.

  2. Образ жизнедеятельности классного сообщества, построения в нем деятельности, общения и сотрудничества

  3. Представление о внешних связях и отношениях класса.

  4. Место и роль класса в школьном сообществе.

Нужно построить такую воспитательную систему, которая способствовала бы оптимальному развитию интеллектуальных и творческих способностей каждого ребенка.

ШАГ 3.

Создание условий для творческого развития учащихся.

Классный руководитель создает условия для творчества школьников, организует творческие игры, различные ситуации. Главная цель данной работы – развитие творческого потенциала учащихся класса.

Формы работы:

  1. Творческий отчет. После экскурсии или другого мероприятия перед учащимися ставим задачу: написать очерк, стихотворение, нарисовать картину и т.п.. Жанр, который ученики выберут, будет свидетельствовать об их интересах, а содержание работ поможет раскрыть их отношение к жизни, к людям, эмоционально-оценочный мир учеников.

  2. Выставка работ одного ученика. Важное условие, чтобы за год прошли выставки учеников всего класса, даже самых слабых и непослушных. На выставку можно представить все, что смотивирует деятельность учащихся по совершенствованию общеучебных умений и навыков: творческие работы, рисунки, рефераты, тетради, грамоты и т.п.

  3. WEB – презентации своих увлечений. Каждый ученик класса готовит самопрезентацию о себе, своих увлечениях, которую представляет на каком-нибудь мероприятии: совместном родительском собрании учащихся и родителей, педагогическом совете, классном часе и т.п.

ШАГ 4.

Составление карты творческой деятельности класса.

Содержание деятельности:

  1. Предметные недели и месячники.

  2. Творческие мастерские.

  3. Творческие объединения учеников.

  4. Временные творческие коллективы.

  5. Научное общество учащихся.

  6. Конференции.

  7. Разработка средств наглядности.

  8. Олимпиады.

  9. Подготовка и защита проектов.

ШАГ 5.

Создание индивидуальной программы развития одаренного учащегося.

Подобная программа дает возможность всем, кто имеет отношение к воздействию и взаимодействию на него в плане положительного влияния распознать его индивидуальные особенности, учесть интересы, проявляющиеся способности, соотнести принимаемые педагогические меры с реальными условиями его жизни и развития.

Предполагаемые разделы программы:

  1. Краткая характеристика уровня обученности и воспитанности.

  2. Ведущие субъекты воспитания и обучения.

  3. Каналы положительного влияния.

  4. Потенциальные и реальные негативные каналы влияния, пути минимизации подобного влияния.

  5. Способности ребенка.

  6. Своеобразие и уникальность его личности.

  7. Перспективы развития.

  8. Помощь ребенку в самовоспитании и коррекции характера и общения.

  9. Помощь ребенку в его социализации.

  10. Помощь ребенку в его интеллектуальном и творческом развитии.

  11. Констатация творческих и интеллектуальных достижений.



ШАГ 6.

Формирование портфолио одаренного учащегося.

Каждому одаренному учащемуся целесообразно вести портфолио своих достижений. Какие же разделы можно предложить? Современная педагогика предлагает уже разработанные книги-портфолио, которые заполняет как ученик, так и все учителя – предметники, классный руководитель. Мы предлагаем следующие разделы данного портфолио:

  1. Диагностические исследования памяти, характера, мышления и т.п. с психолого-педагогическими памятками.

  2. Результаты обучения по всем ступеням.

  3. Лучшие творческие, проектные работы.

  4. Планы работы на год, составленные совместно с классным руководителем и учителями- предметниками.

  5. Грамоты, дипломы., Благодарственные письма.

ШАГ 7.

Планирование индивидуальной работы с социально-психологической службой школы.

Социально-психологическая служба школы должна оказать непосредственную помощь как классному руководителю в работе с одаренными детьми в слабом классе, так и одаренному ребенку. Работа должна строится на основе диагностики, бесед, анкетирования, мотивации. Результаты данной работы должны быть доведены до учащихся и классного руководителя, чтобы правильно построить учебно-воспитательную работу.











ШАГ 8.

Создание банка достижений одаренного учащегося.

После проведения правильной социально-психологической работы, выяснения того, в каких областях проявляет неординарность и повышенные результаты одаренный ребенок, необходимо создать банк его достижений по разным направлениям:

  1. Академические достижения ( результаты учебы).

  2. Творческие достижения (проектная деятельность, участие в различных конкурсах, олимпиадах, научно-практических конференциях).

  3. Другие виды достижений ( в музыке, живописи и т.п.).

ШАГ 9.

Представление общественности результатов деятельности одаренного ученика.

Одаренный ребенок должен постоянно иметь возможность к самосовершенствованию и самореализации. Результаты творческих достижений он может представлять в форме самопрезентации, брошюры, реферата, проекта. Данное представление может пройти на классном часе, любом общешкольном и классном мероприятии.

ШАГ 10.

Подведение итогов совместной деятельности классного руководителя и одаренного ученика.

Одаренный ученик в слабом классе постоянно должен быть под пристальным вниманием классного руководителя. Такие дети очень ранимы, часто обидчивы. Слабые дети в классе их не понимают. Задача классного руководителя – вести правильную работу по формированию межличностных отношений в классе. Ежедневные беседы классного руководителя с одаренным ребенком, определение круг его проблем, вовлечение в активную жизнь класса и школы помогут создать благоприятную атмосферу в классе. Такой ребенок никогда не будет «белой вороной», а будет верным помощником классного руководителя, консультантом в классе.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Итак, мы увидели, что работа с одаренными детьми в слабом классе должна быть системной. И тогда результат не заставит себя долго ждать Одаренный ребенок получит шанс к самореализации своих возможностей, будет верным помощником не только слабым учащимся класса, но и классному руководителю, учителям - предметникам.

Большое внимание должно уделяться учебному сотрудничеству – работе в команде или группе. Одаренный ребенок приобретает очень ценные человеческие качества.
Очень важным моментом является то, что при работе в сотрудничестве классный руководитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения и воспитания, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений. Свою конкурсную работу хочется закончить словами А.Бебеля: «Гении не падают с неба, они должны иметь возможность образоваться и развиться». И этот путь очень сложный. Он напоминает нам дорогу «Через тернии к звездам». Но если работу построить методически правильно, ВСЕ НЕПРЕМЕННО ПОЛУЧИТСЯ!



Нужно верить, что все непременно получится,

Что зажгутся новые звезды в тот час!

Нужно верить, и все лучшее сбудется,

Через тернии к звездам дорога у нас!











БИБЛИОГРАФИЯ:



  1. Дереклеева Н. И. Научно-исследовательская работа в школе. – М.: Веребум–М, 2001. – 48 с.

  2. Дружинин В. Н. Психология общих способностей. – М., 1995.

  3. Ивин А. А. Искусство правильно мыслить: кн. для учащихся ст. классов. – М.: Просвещение, 1990.

  4. Лейтес Н. С. Способности и одаренность в детские годы. – М., 1984.

  5. Матюшкин А. М. Концепция творческой одаренности. // Вопросы психологии.-№ 6.- 1980.

  6. Рабочая концепция одаренности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998.

  7. Савенков А. И. Одаренные дети в детском саду и школе. – М., 2000..

  8. Холер К. Диагностика и развитие одаренности детей и подростков. – М., 1998.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
"Через тернии к звездам!". Программа развития детской интеллектуальной одаренности

Автор: Ткацкая Марина Михайловна

Дата: 22.01.2015

Номер свидетельства: 159634


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства