При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Проектные задачи в начальной школе»
Проектные задачи в начальной школе
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом начального общего образования становится формирование универсальных учебных действий, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. А это предполагает поиск новых форм и методов обучения, обновление содержания образования.
В последние годы эту проблему в начальной школе пытаются решать, в частности, через организацию проектной деятельности. Метод проектов составляет основу проектного обучения, смысл которого заключается в создании условий для самостоятельного усвоения школьниками учебного материала в процессе выполнения проектов. Но полноценная проектная деятельность не соответствует возрастным особенностям младших школьников. Прообразом проектной деятельности для младших школьников могут стать проектные задачи. Основная идея системы проектных задач заключается в том, что, решая их, младший школьник фактически осваивает основы способа проектирования, а это поможет в дальнейшем содержательно и грамотно осваивать проектную деятельность как ведущую в основной школе. В то же время решение проектных задач не только работает на перспективу, но и способствует более высокому уровню усвоения программного содержания начальной школы.
Проектные задачи являются важным звеном при инклюзивном подходе в обучении. Использование педагогами проектных задач на уроках, где есть дети с ОВЗ, помогает активно включать таких обучающихся в учебную деятельность, дети чувствует себя полноценными участниками образовательного процесса во всех видах деятельности, существенно снижается изолированность, если она имела место при образовательном процессе. Таким образом, проектные задачи не только помогают формировать у учащихся универсальные учебные действия, основные навыки, необходимые для успешного проведения исследовательских работ, но и помогают активно включать в образовательный процесс детей с ОВЗ, что на сегодняшний день остро необходимо для обеспечения образовательных потребностей всех детей.
Итак, тема моего мастер класса «Проектные задачи в начальной школе», и начать мне его хотелось бы со слов:
То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно.
Выготский
В современном образовании, в связи с введением ФГОС начального общего образования, актуальными становятся:
общие учебные действия;
самостоятельная творческая учебная деятельность;
деятельностно ориентированное обучение;
проектные формы организации обучения;
инклюзивное образование.
Достичь новых образовательных результатов
Решить современные педагогические задачи
Получить новые качества личности школьника
Можно через использование
Проектной деятельности
(система проектных задач)
Что мы понимаем под термином «Проектная задача»?
Это система или набор заданий, направленных на поиск лучшего пути достижения результата в виде реального «продукта», в ходе решения которой, происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
( далее по слайдам)
Предметная проектная задача:
Рассмотрим тип предметной проектной задачи по русскому языку во втором классе.
Для этого нам необходимо разделиться на три группы.
В каждой группе будет по одному эксперту, которые будут наблюдать за деятельностью участников.
- Сегодня вам предстоит выполнить непростую, но очень интересную задачу. Мы будем делать подарок для учеников 1 класса. Скоро малыши узнают о слабых позициях, а мы с вами уже умеем некоторые из них проверять. Поэтому я хочу предложить вам сделать иллюстрированное наглядное пособие для обучающихся 1 классов, на тему «Способы проверки орфограмм». Для того, чтобы это получилось красиво и грамотно, предлагаю вам выполнить ряд заданий.
Задание 1:
Распределите работу в группе и подпишите около стрелок имена исполнителей, которые будут ответственны за определённый вид работы.
(Раздать листки А4, на которых написаны способы действия во время решения ПЗ)
Комментарий:
Первое задание это распределение работы внутри группы. Интересно, каким образом ребята будут распределять работу между собой: предварительно ознакомившись со всеми заданиями и оценив возможности каждого ученика или стихийно, без существенных оснований.
Задание 2:
Вы получили материалы по одному из способов проверки орфограмм. Просмотрите эти материалы и определите этот способ.
( Раздать тексты, при помощи которых необходимо будет определить тип орфограммы).
- Какой тип орфограмм вы определили, прочитав текст?
Рассказ об одной ошибке- с помощью изменения слова – безударная гласная в корне слова;
Где искать секрет- способ проверки по словарю;
Чаща и чудовище- способ проверки по правилу.
Комментарий:
В этом задании ученики знакомятся с текстами, которые подсказывают им, о каком способе идёт речь.
Задание 3:
Составьте рассказ о своём способе проверки орфограмм.
Послушаем участников, какие рассказы у них получились.
Комментарий:
Здесь ученики на доступном им языке описывают свой способ проверки и принцип его работы. Это не что иное, как рефлексия полученных знаний по теме.
Задание 4:
Проиллюстрируйте конкретными примерами описанный вами способ проверки.
В этой части задания ребята приводят примеры к способу.
Задание 5:
Придумайте задание, при выполнении которого можно проверить у других детей, как они освоили данный способ.
Комментарий:
Это задание также рефлексивное, но имеет творческий характер. Интересно, какие задания и какого уровня придумают ребята. Скорее всего, ученику, ответственному за этот вид работы понадобится помощь.
Задание 6:
Укажите критерии, по которым можно определить, что ученик овладел этим способом.
Комментарий:
Вновь глубокая рефлексия. Для выполнения этого задания необходимо доскональное понимание действия способа проверки.
Ученику, выполнявшему это задание изначально, вероятно, потребуется помощь группы.
Задание 7:
Используя полученные материалы, составьте на отдельном листе ватмана общий иллюстративный текст на тему « Способы проверки орфограмм».
Комментарий:
Все группы объединяются для создания общего продукта, в который вложен труд каждого из второклассников. Это действие является кульминацией процесса создания справочника и на наш взгляд должно приносить моральное удовлетворение всем участникам.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи с точки зрения предмета рефлексивная, в педагогическом плане обучающая.
Цели и задачи:
Обучению учащихся совместному решению задач.
Более глубокое усвоение детьми способов проверки орфограмм.
Подготовка к предъявлению результатов и оценке усвоения темы.
Формирование коммуникативных компетентностей.
Второклассники в течение учебного года осваивали способы, с помощью которых можно проверять орфограммы:
А) с помощью орфографического словаря;
Б) с помощью изменения слова;
В) по правилу.
Планируемый педагогический результат в ходе решения ПЗ:
каждый ученик сможет оценить свои знания и умения в рамках предметного материала, изученного за год;
часть учащихся смогут восстановить пробелы в знаниях;
учащиеся опробуют один из способов распределения обязанностей при выполнении общего задания.
Следующая проектная задача предметная – литературное чтение, класс 2 или 3
Тема ПЗ: «Мир глазами животных».
Задание 1:
В издательство «Горизонт» поступил заказ на выпуск нового художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных». Первый номер должен быть о собаках.
Работники издательства удивились странному названию журнала, но приступили к работе. Вот материалы, поступившие в редакционную коллегию для нового журнала.
Ознакомьтесь с материалами.
Редакционная коллегия тоже ознакомилась с материалами , но не допустила их к печати.(слайд)
Комментарий:
Данное задание позволяет поставить перед детьми авторскую задачу. Чтобы понять специфику данного журнала, необходимо прочитать его название – «Мир глазами животных», а также проанализировать тексты, которые не вошли в номер. Дети делают первый вывод: предложенные тексты не отражают мир глазами животных и выражают только точку зрения человека.
На основе сделанных замечаний дети формулируют авторскую задачу, которую им необходимо решить: создать ряд иллюстрированных текстов, объединённых общей темой, в которых рассказчик герой-собака.
Задание 2:
Дорогие ребята! Издательство «Горизонт просит вас помочь и принять участие в создании первого номера художественно- публицистического журнала «Мир глазами животных».
Объединитесь и придумайте название первому выпуску журнала, запишите его на ватмане.
Задание 3:
В журнале могут быть разные рубрики, какие рубрики будут в вашем журнале?
Названия рубрик можно придумать самим.
Задание 4:
Заполните рубрики своего журнала.
Комментарий:
Детям необходимо подобрать или придумать тексты самим, но помнить о важном – всё должно быть написано от лица рассказчика-героя – собаки.
Задание 5:
Оформите странички своего журнала фотографиями, рисунками.
Задание 6:
Наклейте листы на ватман, напишите имя главного редактора и авторский коллектив.
Итоги решения проектной задачи:
Тип задачи: предметная, рефлексивная, одновозрастная.
Цели: использование полученных знаний в квазиреальной ситуации, развитие навыков сотрудничества в малых одновозрастных группах.
Знания, умения и способы действия, на которые опирается задача:
владение понятием «точка зрения»;
умение преобразовывать тексты от лица героя;
умение удерживать и решать поставленную авторскую задачу.
Общеучебные умения:
работа в малой группе;
организация работы, распределение заданий между участниками группы в соответствии с общей структурой задачи и возможностями участников, взаимодействие и взаимопомощь в ходе решения задачи, взаимоконтроль.
работа с разными видами текстов, умение выделять существенную информацию.
Планируемый педагогический результат:
усвоение предметного материала и возможностей применять его в нестандартных условиях;
умение, работая в малых группах, создавать конечный «продукт» .
Способ и формат оценивания результата:
оценка взаимодействия учащихся проводится путём экспертного наблюдения и оформляется в виде экспертного листа.