Просмотр содержимого документа
«Проектно - исследовательская работа "Бабочки"»
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №9» городского округа город Октябрьский Республики Башкортостан
Проект
«Чудо - бабочки!»
Автор: Картазаев Владислав Василевич
МБОУ СОШ №9, 2В класс
Руководитель: Аюпова Эльмира Мунавировна
учитель начальных классов, МБОУ СОШ №9
г. Октябрьский РБ
2019г.
Содержание
Введение
3
Основная часть
4
Как появляются бабочки?
4
Строение бабочки
5
Чем питаются бабочки?
5
Какую пользу или вред приносят бабочки
6
Мои исследования
6
Анкетирование
7
Заключение
8
Литература
9
Приложения
10
Введение
Актуальность: Бабочки – одни из самых красивых живых существ на Земле! Они похожи на ожившие цветы, яркость окраски их крыльев поистине сказочная! А некоторые бабочки напоминают редкие драгоценности! Бабочки – всегда радуют наш глаз.
Летом, гуляя в парке, отдыхая с родителями на природе или на даче, я всегда наблюдаю за бабочками: как они летают, какого размера и цвета. А осенью мы всей семье сходили на выставку бабочек (Приложение1). Там мы увидели много красивых разных бабочек. Посмотрели, как их выращивают и чем они питаются. Мне захотелось побольше узнать об этих насекомых.
Цель проекта: Изучение основных особенностей строения, жизнедеятельности, развития бабочек, узнать в чем их польза и вред.
Объект исследования: бабочка.
Предмет исследования: процесс развития бабочки.
Гипотеза исследования: я предполагаю, что бабочки очень красивые и разнообразные, и в своем развитии проходят несколько стадий превращений.
Задачами являются:
Узнать о развитии бабочек и жизнедеятельности;
2. Узнать в чем их польза и вред;
3. Провести исследование и опрос моих одноклассников и сделать выводы.
Методы исследования: чтение художественной литературы, беседа, экскурсия, обобщения результатов.
Работа выполнялась: январь 2019 года.
Основная часть
Бабочки ассоциируются с весной, красотой, но при этом они хрупкие, которые могут разрушиться от одного человеческого прикосновения. Я с родителями просмотрел книги, посидел в интернете, и вот что я узнал!
Как появляются бабочки?
Жизненный цикл бабочки состоит из 4 фаз (стадий):
Яйца
Жизнь бабочки начинается с яйца. Бабочка откладывает яйца на листья или ветки растений. Это может быть до 1000 яиц круглой, цилиндрической или яйцеобразной формы. Окраска яиц может быть белой, зеленоватой, жёлтой, красной, иногда с рисунком. Данная стадия жизни бабочки длится в пределах 8-15 дней (Приложение 2).
Гусеница
Из яиц появляются гусеницы (Приложение 2). Гусеница может отличать свет от темноты, день от ночи. Сильные челюсти гусеницы всё время что-нибудь жуют. Питаются гусеницы бабочек в основном плодами, цветами и листьями растений. Однако существуют гусеницы, которые кушают шерсть, воск. Гусеницы не могут дышать через рот, они дышат через отверстие по бокам брюшки. Когда гусенице пора превращаться в бабочку, она прикрепляется к листику или веточке и висит вниз головой. Из своего рта она выпускает тоненькую ниточку, которую наматывает на себя и получается куколка.
Куколка
Куколкой называется домик, который может иметь вытянутую цилиндрическую и даже круглую форму. Однотонный кокон иногда имеет рисунок, образованный полосами, точками и пятнами. В куколке гусеница превращается в бабочку (Приложение 2).
Бабочка
Бабочка начинает вылезать из своего домика, который ей становится
уже не нужен. Потом она может летать. Живут бабочки от нескольких часов до 10 месяцев (Приложение 2).
Строение бабочки.
Тело взрослой бабочки состоит из трёх отделов: головы, груди и брюшка. На голове хорошо заметны крупные, сложные глаза и пара длинных антенн (усиков). На нижней стороне головы располагается рот. У дневных бабочек это скручивающийся в спираль хоботок. Через хоботок бабочка высасывает нектар с помощью специального насоса.
Все тело, кроме глаз, целиком покрыто волосками и щетинками. Некоторые из них очень плотные и называются чешуйками. На крыльях чешуйки уложены, как черепица на крыше, и легко отделяются Размах крыльев бабочки, может быть от 2 мм до 31 см. Внешний вид и окраска крыльев бабочки служат не только для красоты, но и как защита. Бабочки могут слиться с окружающей обстановкой. (Приложение 3).
Чем питаются бабочки?
Бабочки питаются пыльцой и нектаром цветущих растений. Многие виды бабочек питаютсясоками деревьев, перезревшими и гниющими фруктами. Вкус эти насекомые чувствуют ногами. Если бабочка встанет на нектар, то она сразу почувствует его вкус, и если он ей понравится, то она развернёт свой хоботок и начнёт пить нектар. Хоботок - это такая трубочка, через которую бабочка может пить нектар из цветов (Приложение 4). Если же бабочка проснулась ранней весной, когда цветы еще не раскрылись, она может, полакомится сладким березовым соком.
Какую пользу или вред приносят бабочки?
Бабочка украшает природу, радует нас сочетанием красок. Я узнал из книги «Насекомые», что эти насекомые не только украшают наши луга и поля, но например тутовый шелкопряд (Приложение 5) дарит людям тончайшие нити, из которых получают натуральный шелк. А еще бабочки опыляют цветковые растения. Но гусеницы бабочек уничтожают листья на плодовых деревьях, что ведет к потере урожая. Есть бабочки вредительницы. Капустница приносит вред капусте. Наблюдая за бабочкой капустницей на даче, я выявил, что капусту поедает гусеница бабочки (Приложение 5). Яблоневая моль – приносит вред яблони. Моль в доме портит одежду (Приложение 5).
Мои исследования
1 исследование: когда я рассматривал бабочек, то заметил, что у них разная форма крыльев (Приложение 6). Крылья бывают широкие или длинные, толстые или тонкие, круглые или угловатые, тупые или острые, с ровными краями или зазубренные, стебельчатые или без стебелька.
Вывод: не все бабочки имеют одинаковую форму крыльев и расцветку.
2 исследование: всех бабочек подразделяют на две группы: дневные и ночные (Приложение7). Дневные бабочки яркие: красные, жёлтые, зелёные, синие и самые необыкновенные: пёстрые со сложным рисунком, а ночные серые, темные. Дневных и ночных бабочек отличают по усам. У дневных бабочек обычно более или менее длинные тонкие антенны (усики), заканчивающиеся булавовидным утолщением; у ночных видов антенны чаще всего перистые.
Вывод: цвет зависит от условий проживания и вида групп.
Анкетирование
Мы с мамой решили узнать, что знают мои одноклассники о бабочках. Для этого мы сделали анкету (Приложение 8) и я раздал в классе.
В анкетировании принимало участие 25 человек.
Вот результаты:
1. Когда появляются бабочки?
- 8 человек ответили «летом»,
- 16 человек ответили «весной»,
- 1 человек ответил «летом» и «весной».
2. Как появляются бабочки?
- 10 человек ответили «из гусеницы»,
- 14 человек ответили «из кокона»,
- 1 человек ответил «из гусеницы» и «кокона».
3. Какие бывают бабочки?
- 22 человека ответили «разные»,
- 2 человека ответили «одинаковые»,
- 1 человек ответил «разные» и «одинаковые».
4. Чем питаются бабочки?
- 25 человек ответили «нектаром и пыльцой».
Можно сделать вывод, что мои одноклассники не плохо знают о бобочках.
Заключение
Мои гипотезы подтвердились.
Бабочка в своем развитии проходит 4 стадии превращений: яйцо - гусеница – куколка – бабочка.
Бабочка очень красивая, поэтому радует нас и приносит пользу, а ещё и вред. Надо беречь это хрупкое и прекрасное создание!
Мне было интересно проводить исследование. Я узнал о строении и жизнедеятельности бабочки. Бабочек так много, и они такие разные! Можно собрать огромную коллекцию бабочек, и я начал этим заниматься (Приложение 9).
Литература
Насекомые. Полная энциклопедия. Эксмо, Москва 2010-256с.:ил
Плешаков А.А. «От земли до неба. Атлас-определитель», М., «Просвещение», 2010