Просмотр содержимого документа
«Проектная задача в начальной школе»
Проекная задача в начальной школе
Современные требования к качеству обучения в компетентностной парадигме результата образования смещают акценты от области знаний к области умений, от «знаю, что» к «знаю, как». В связи с этим в школе появляются разного рода инновации, ориентированные на указанные требования.
Инновации могут быть успешными только при условии, если они носят системный характер, затрагивают многие стороны образовательного процесса, вызывая необходимость его модернизации в целом.
Одной из инновационных направлений развития школ – построение проектной деятельности школьников, вернее, ее первого этапа, ориентированного на начальную школу, в которой должна происходить пропедевтика проектной деятельности подростка. Прообразом проекта в начальной школе являются проектные задачи, вокруг которых и может развернуться вся работа, связанная как с новым подходом к качеству первого этапа школьного образования, так и с подготовкой к следующему шагу – к основной школе.
Под проектной задачейпонимается задача, в которой через систему или набор заданий целенаправленно стимулируется система детских действий, направленных на получение еще никогда не существовавшего в практике ребенка результата («продукта»), и в ходе решения которой происходит качественное самоизменение группы детей. Проектная задача принципиально носит групповой характер.
Другими словами, проектная задача устроена таким образом, чтобы через систему или набор заданий задать возможные «стратегии» ее решения.
Проектные задачи могут дать образовательные результаты только в деятельностной технологии, которая требует изменений и в содержании образования (переход на задачный принцип построения учебного предмета, ориентированного на освоение предметных способов действий и средств), и в способах построения обучения и учения (через формирование учебной деятельности младших школьников).Таким образом, только при системных изменениях начальной школы, в которые естественным образом вписываются проектные задачи, можно достичь необходимых результатов для реализации требований ФГОС.
Использование проектных задач помогает достичь сразу нескольких результатов
Каждый ученик может проявить себя как творческая личность.
Каждый ученик включен в деятельность, которая ему «по душе».
Добывание знаний детьми строится на принципах проблемного обучения.
У учащихся развиваются навыки самостоятельной работы в мыслительной и волевой сферах.
Работа над проектом воспитывает целеустремленность, инициативность.
Фундаментальные знания связываются с эмоциональной памятью, что исключает возможность забывания.
Проектные задачи, встраиваясь в учебную деятельность, кардинально меняют все составные части учебного процесса, систему оценивания, тип отношений школьников, отбор учебного содержания. Решение этих проблем является необходимостью, т.к. проектное обучение — полезная альтернатива классно-урочной системы.