"Проектная деятельность в начальной школе, в рамках реализации ФГОС".
"Проектная деятельность в начальной школе, в рамках реализации ФГОС".
Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектной работы?
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«"Проектная деятельность в начальной школе, в рамках реализации ФГОС".»
Современная система образования должна быть интересной, устремлённой в будущее. Знания должны быть практическими, они не должны быть абстрактными». А что лучше может развить ребёнка, помочь ему приобрести опыт разнообразной деятельности, чем метод проектной работы?
Слайд3
Что такое проект? Проект – это специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий, завершающихся созданием творческого продукта.
Заниматься этим видом интеллектуального творчества младшим школьникам самое время. У них не угас ещё интерес к познанию, они увлекаются новыми идеями, отзывчивы, имеют достаточно свободного времени.
Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей их творческого мышления, исследовательских навыков.
При организации проектной деятельности в начальной школе необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности младших школьников. Темы детских проектных работ лучше выбирать из содержания учебных предметов или из близких к ним областей. Дело в том, что для проекта требуется личностно-значимая и социально-значимая проблема, знакомая младшим школьникам и значимая для них. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития. Длительность выполнения проекта целесообразно ограничить одним уроком (может быть сдвоенными уроками) или одной - двумя неделями.
Кроме того, важно ставить вместе с младшими школьниками и учебные цели по овладению приёмами проектирования как учебными умениями. Например, можно задать ученикам такие вопросы:
- Какие умения понадобятся для выполнения этого проекта?
- Владеете ли вы этими умениями в достаточной мере?
- Каким образом вы сможете приобрести нужные вам умения?
- Где ещё вы сможете впоследствии применять такие умения?
Большого внимания от учителя требует и процесс осмысления, целенаправленного приобретения и применения школьниками знаний, необходимых в том или ином проекте. От учителя при этом потребуется особый такт, деликатность, чтобы не «навязать» ученикам информацию, а направить их самостоятельный поиск, например: «Все ли вы знаете, чтобы выполнить данный проект? К каким источникам информации следует обратиться (интернет, справочники, художественная литература, учебники)?»
Презентация проекта – завершающий этап его выполнения, когда учащиеся докладывают о проделанной ими работе. Как правило, защита проектов осуществляется в форме выставки тех изделий, которые они создали. Очень важно, чтобы дети рассказали, как именно они работали над проектом. Здесь они учатся аргументировано излагать свои мысли, анализировать свою деятельность, предъявляя результаты рефлексии, анализа групповой и индивидуальной самостоятельной работы, вклада каждого участника проекта. После защиты проекта, изготовленные изделия можно подарить людям, чьи потребности изучали дети, членам семей учащихся, можно передать в школу, детский сад. Важно, чтобы дети ощутили потребность в тех изделиях, которые они изготовили, почувствовали атмосферу праздника оттого, что они доставили радость людям.
Школьников, добившихся особых результатов в выполнении проекта, можно отметить дипломами или памятными подарками, при этом в начальной школе должен быть поощрен каждый ученик, участвовавший в выполнении проектов. Не следует превращать презентацию в соревнование проектов с присуждением мест.
Целью своей работы я определила формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, обдумывать решения планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытыми для новых контактов
Проекты моих учеников по литературному чтению показались мне интересными, и я бы хотела поделиться опытом с другими учителями.
Начали работу 1 класса с небольших индивидуальных краткосрочных проектов, постепенно переходя на групповые. В этом нам помогал наш учебник литературного чтения , в нём много творческих заданий, которые могут служить темами для детских проектных работ.
В 1 кл после прочтения рассказа, о том как Петя Мамин- Папин учил азбуку, детям предлагается задание: придумай любую необычную забавную азбуку или придумай рассказ, в котором все слова начинаются на одну букву.
Слайд5
Проект «Необычная азбука»
1 Дети выбрали задание по душе.
2 Выяснили, что азбуку можно составить из названий животных, растений, героев сказок.
3 Нарисовать самим или подобрать рисунки
4 Ответили на вопрос: зачем нужна эта азбука?(подарить младшему брату, учителю)
Слайды 6-11
Вот, что у нас получилось: живая азбука, вкусная азбука, сказочная.
Следующий слайд с рассказами на одну букву.
Во 2 классе мы работали над темой «Времена года»
1 четверть Задание в учебнике: научись замечать красоту осени вокруг себя, в своём городе. Выполни проект «Красавица осень» Итогом может стать коллективный альбом картин, рисунков.
Слайд 12
Мы решили, что это будет сборник стихотворений об осени.
Наметили план:
Нaйти красивое стихотворение
Выучить и рассказать на уроке –концерте
Оформить страницу сборника
Оформляли альбом на уроках русского языка и ИЗО
Слайды 13-21 ( страницы сборника)
Слайд 22
Следующим проектом по теме «Осень» был праздник «Осенины». Цель этого праздника расширить, обобщить знания об осени, полученные на уроках чтения и окружающего мира.
Работали по плану:
Создать команды (название, эмблема)
Выучить стихи, песни, пословицы, поговорки
Приготовить задание для соперника (загадки)
. Пригласить родителей и провести праздник
Слайды 23-28 (фотографии праздника)
В гости к ребятам пришла красавица Осень со своими сыновьями месяцами. Три команды: «Грибы», «Фрукты», «Листья» отправились путешествовать по осеннему лесу. Ребята узнавали по отрывкам стихотворений их название и авторов произведений, сами декламировали стихотворения русских поэтов об осени, зачитывали пословицы и поговорки об осени, которые они приготовили дома. Здесь же вспомнили и народные осенние приметы. Отгадывая «Лесной кроссворд», ребята показали отличные знания об осенних деревья, перелётных птицах.
Потом отгадывали загадки о грибах. И мальчишки с задором исполнили «грибные» частушки. Девчонки тоже не остались в долгу. Они весело, с плясками пропели частушки об овощах.
Праздник закончился чаепитием и играми: «Листопад», «Собери шишки», «Посади и убери урожай» и др.
Слайд 29
Во 2 четверти в учебнике задание: подготовьте подборку поэтических цитат на тему «Лицо зимы» Мы решили усложнить задание. Для работы над темой «Зимушка –Зима» мы разделись на 4группы. При делении на группы я учитывала пожелания детей, но постаралась, чтобы в каждой группе были дети с разными способностями. Сильного ученика выбрали консультантом. Проектное задание для каждой группы – книга о зиме.
Цель: расширить представления детей о признаках зимы, учиться у поэтов и писателей видеть прекрасное вокруг, познакомиться с произведениями устного народного творчества, посвящённых зиме.
Определили содержание книги. В книгу должны войти рассказ о зиме, стихотворение, загадки, пословицы, поговорки и приметы зимы.
Распределили обязанности между членами группы.
Составили план:
1.Найти произведения,
2. Принести материал в класс, посоветоваться с членами группы, учителем, чтобы отобрать нужный материал,
3.Каждому члену группы оформить свою страничку книги.
В результате работы над темой «Зима» были оформлены книги:
Слайды 30-33
«Зимняя ночь» - группа «Исследователи»
«Зимушка –зима» - группа «Умники»
«Красавица зима» - группа «Сказочники»
«Зимушка – зима» - «Юные читатели»
Следующие слайды показывают некоторые страницы из этих книг.
34-41
Слайд 42( фото - защита проекта)
Следующий проект задание из раздела «Проверь себя» учебника «Литературное чтение»: выполни творческий проект. Подберите стихотворение о весне и приготовьте их выразительное чтение. Пусть ваш концерт станет подарком мамам к празднику 8 Марта.
Слайл 43-45
Поэтому следующий наш проект «Наши мамы"
Цель этого проекта: поздравить мам с праздником, рассказать о них своим друзьям и мамам своих друзей.
Выполняли проект по плану:
Выучить стихи и песни о весне, о мамах
Написать сочинение о маме
Нарисовать портрет мамы
Организовать концерт
Слайд 46
Ещё одним весенним проектом стал проект « К нам пришла весна»
Детям предлагается понаблюдать за природой, увидеть признаки весны и рассказать о наступлении весны в своём городе.
Цель: расширить знания и представления детей о признаках весны, учиться, в своих рассказах, использовать литературные приёмы, с которыми они познакомились на уроках литературного чтения.
Итогом, проекта стала выставка сочинений,
Слайд 47
Сочинения в прозе. Это полностью самостоятельные детские работы, в которых и текст, и оформление подчинены заданной теме.
Слайды 48-49
Очень обрадовали меня поэтические строки моих учеников.
Например, стихотворение «Тюльпанчик» Ерохиной Валерии:
У нас в огороде тюльпанчик расцвёл
- Откуда ты взялся?
- Я в гости пришёл.
В гостях мне уютно,
В гостях хорошо,
И лучики солнца
Дают мне тепло.
Тюльпанчик распустит
Свои лепестки,
И радовать будет
До лета почти.
Слайд 50
Следующая работа написана в другой форме
В этой работе Семён пишет о своих наблюдениях за почвой.
Анализируя свою работу с детьми, я вижу, что им нравится работать над проектами. Они видят свой вклад в общее дело. Им нравится видеть свою индивидуальную работу на выставке. У некоторых ребят появляется желание поработать самостоятельно, продолжить работу по теме, над которой уже работали.
Примером такой работы стал проект Вагиной Софьи «Путешествие по временам года», где она по своей инициативе в сотрудничестве с мамой собрала материал по всем четырём временам года. Она его сделала по примеру нашей книги о зиме, но добавила сведения по истории создания календаря, материал о праздниках разных времён года.
Сейчас мы начали работу над исследовательским проектом. Конечный продукт, которого список Золотой библиотеки нашего класса. Учащиеся опрашивают членов своей группы и своих родителей об их любимых детских произведениях. Каждая группа составит сводную таблицу прочитанных произведений своей группы, а потом общий список самых любимых произведений нашего класса. Но пока он не завершён.
Слайд51
Ещё мне хочется сказать несколько слов о проекте « Птицы лесной полосы», который делали ребята 4а класс (мой предыдущий выпуск). Изучая тему «Животный мир леса» выяснилось, что дети плохо знают птиц нашего леса. Цель проекта: расширить знания учащихся о жизни птиц, воспитывать бережное отношение к пернатым друзьям.
Разбились на группы. Первая группа должна
I. Собрать информацию о птице и написать статью по плану:
1. Внешний вид
2. Где обитает.
3. Какое гнездо.
4. Чем питается
5. Какую пользу приносят.
Эту информацию искали и писали сообщение сильные ребята.
Для тех ребят кому трудно обобщить собранный материал, консультанты групп поручили собрать загадки и стихотворения об этих птицах
Вторая группа ребят с художественными способностями должны были нарисовать рисунок птицы.
Ребята, любящие уроки технологии изготовили плакат - аппликацию «Наши птицы»
Защита проекта – урок - отчёт
Это проект практико – ориентированный, т к ребята подарили его мне и я могу этот материал использовать на уроках окружающего мира, литературного чтения и ИЗО.
Значение проектной деятельности.
Проектная деятельность младших школьников обеспечивает целостность педагогического процесса, осуществляет разностороннее развитие и воспитание учащихся; развивает творческие способности и активность учащихся; формирует познавательные мотивы учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности.
Использование технологии проектного обучения способствует развитию таких качеств личности:
самостоятельность
целеустремленность
ответственность
инициативность
настойчивость
толерантность
Группа компетенций, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние у младших школьников:
исследовательские
социального взаимодействия
оценочные
информационные
презентационные
рефлексивные
И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.
Но хочется отметить, что “проектное обучение не должно вытеснять классно-урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим “видам прямого или косвенного обучения”