kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности обучающихся»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности обучающихся. Доклад.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности обучающихся»»

«Проектная деятельность на уроках и во внеурочное время как средство развития познавательной активности обучающихся»

План


I. Введение.

1. Актуальность выбранной темы.

2. Формулировка поставленной цели.

3.Задачи деятельности


II. Основная часть.

1. Характеристика метода проектов.

2.Виды проектов.

3.Принципы организации проектной деятельности.

4.Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся.

5.Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.

6.Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

7.Плюсы и минусы метода проектов.

8.Практическое применение метода проектных задач на опыте учителя.


III.Заключение.


IV.Список использованной литературы.

V.Приложения.

1.Проекты.

2.Таблицы и диаграммы.

3.Презентации.




В настоящее время начальное и среднее образование претерпевает большие изменения. С чем это связано легко понять, ведь меняется время, меняется мир, меняются и наши дети. Они становятся более раскрепощёнными, свободно мыслящими, не подверженными шаблонам, с возможностями получать и использовать информацию из самых разнообразных источников. А чем занимаемся мы? Мы пытаемся до сих пор учить, руководствуясь девизом: «Делай как я!». И в результате на выходе из начального звена мы получаем то, что ученик не умеет пользоваться арсеналом разных учебных средств в новой, незнакомой, нестандартной учебной и жизненной ситуации. Ученик как бы усваивает знания, заучивает основные правила, законы, формулы, может даже проиллюстрировать их применение на каких-то простых однотипных примерах. Но, сталкиваясь с реальными жизненными ситуациями, он не может применить их, так как в школе он не участвует в деятельности, которая показывала бы применение полученных в ходе обучения знаний на практике. Самым слабым местом оказалось умение интегрировать знания, а также применять их для получения новых знаний, объясняющих явления окружающего мира. Кроме того, система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация станет и уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях. Новое время ставит перед нами новые задачи, неизбежно требующие поиска новых решений. Для меня на протяжении многих лет привлекательны были нетрадиционные формы обучения и воспитания учащихся, позволяющие наиболее полно проявить себя как учителю, так и учащимся. Пересмотрев огромное количество разнообразных направлений в образовании, методов и приёмов, я остановилась на так называемом методе проектов или проектной деятельности. Почему? Попытаюсь объяснить.

Проектная деятельность не является новшеством (она связана с именами американского психолога, педагога и философа Джона Дьюи и его ученика Уильяма Килпатрика), но в нашей стране долгое время этот метод не использовался.

Эта педагогическая технология может быть эффективно использована, начиная с начальной школы, при этом, не заменяя традиционную систему, а органично дополняя, расширяя ее. Учебная программа, которая последовательно применяет этот метод, строится как серия взаимосвязанных проектов, вытекающих из тех или иных жизненных задач. Для выполнения каждого нового проекта (задуманного самим ребенком, группой, классом, самостоятельно или при участии учителя) необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. От ребенка требуется умение координировать свои усилия с усилиями других. Чтобы добиться успеха, ему приходится добывать необходимые знания и с их помощью проделывать конкретную работу. Идеальным считается тот проект, для исполнения которого необходимы различные знания, позволяющие разрешить целый комплекс проблем. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует:

- обеспечению целостности педагогического процесса, осуществлению в единстве разностороннего развития, обучения и воспитания учащихся;

- развитию творческих способностей и активности учащихся;

- адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни;

- формированию познавательных мотивов учения, так как учащиеся видят конечный результат своей деятельности, который возвеличивает их в собственных глазах и вызывает желание учиться и совершенствовать свои знания, умения и личностные качества.

Учащиеся видят реальное применение своих знаний, понимают, как много, оказывается, они еще не знают и им предстоит узнать, у них появляется чувство ответственности перед товарищами, так как, если кто-то из них не выполнит часть своей работы, то пострадают все, и необходимый результат не будет достигнут. Кроме того, они видят, что жизненные проблемы не имеют только однозначного решения, вариантов может быть несколько, и в этом случае проявляются творческие способности ребят. Готовясь к защите своего проекта, ребята должны выстроить свое выступление так, чтобы оно было максимально аргументированным, четким и логичным, что развивает, помимо логики и мышления, культуру речи. Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже немаловажно.

Конечно, сразу создать систему проектов и начать использовать её в начальной школе невозможно, да я и не ставила перед собой такой задачи. Более тщательный анализ того, что обычно называют проектной деятельностью в начальной школе, выявил две крайности. Либо это механический перенос метода проектов из основной школы, либо это присвоение названия «проект» всему, что ни делается: самостоятельно сделали поделку на уроке технологии – «проект» и т. п. Мне кажется, что на начальном освоении этого рода деятельности следует говорить о применении системы проектных задач, которые подготовят ученика начальной школы к полноценной проектной деятельности в среднем и старшем звене.

Отсюда возникает цель моей педагогической концепции:

  • Создать такую систему проектных задач, которая предполагала бы успешное развитие социальной самостоятельности, творческой активности и познавательных способностей младших школьников; формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, умения переносить полученные знания на нестандартные жизненные ситуации и решать их.

В связи с поставленной целью возникают следующие задачи или, по-другому говоря, шаги к цели:

  1. Изучить всю доступную информацию по проектной деятельности учащихся.

  2. Мотивировать учащихся на работу над проектом, объяснить преимущество этого рода деятельности.

  3. Внедрить проектную деятельность в классно-урочную и внеурочную деятельность без ущерба для освоения программы.

  4. Все имеющиеся проектные задачи привести к единой системе.

  5. Формировать у детей умения сотрудничать друг с другом, вырабатывать общую стратегию решения задач, распределять обязанности, осуществлять взаимопомощь.

  6. Отслеживать результаты влияния проектной деятельности учащихся на усвоение ими содержания образования путём диагностического мониторинга.

  7. Таким образом использовать проектные задачи, чтобы подготовить младших школьников к полноценной проектной деятельности в подростковой школе.

Характеристика методов проекта

Что мы понимаем под методом проектов?

Проект есть слияние теории и практики, он заключает в себе не только постановку определённой умственной задачи, но и практическое её выполнение. Чтобы понять сущность данного метода, полезно обратиться к понятиям «проект» и «метод».

 Проект (от лат. «projectus», буквально-брошенный вперёд) замысел, план.

 Метод - (от греч. «мethodos» – путь исследования, теория, учение) понимают способ достижения какой-либо цели, решения конкретной задачи; совокупность приёмов или операций практического или теоретического освоения (познания) действительности.        

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

В настоящее время проекты могут классифицироваться

  1. по составу участников;

  2. по целевой установке;

  3. по тематике;

  4. по срокам реализации.

По количеству участников проектно-исследовательская деятельность может быть организована по-разному:

  • индивидуальное или микрогрупповое (2-5 участников)

  • коллективная исследовательская эвристическая деятельность всех учащихся.

В практике используются следующие виды проектов:

- исследовательско-творческие: дети экспериментируют, а затем результаты оформляют в виде газет, драматизации, детского дизайна;

- ролево-игровые (с элементами творческих игр, когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы);

- информационно-практико-ориентированные: дети собирают информацию и реализуют её, ориентируясь на социальные интересы (оформление и дизайн группы, витражи и др.);

- творческие (оформление результата в виде детского праздника, детского дизайна, например «Театральная неделя»).

По срокам реализации работа может выполняться от одного урока до одного года.

Принципы организации проектной деятельности

Выдвигаются следующие основные принципы проектной деятельности:

- проект должен быть посильным для выполнения;

- создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов (формировать соответствующую библиотеку, медиатеку)

- вести подготовку учащихся к выполнению проектов;

    • обеспечить руководство проектом со стороны педагогов - обсуждение выбранной темы, плана работы (включая время исполнения) и ведение дневника, в котором учащийся делает соответствующие записи своих мыслей, идей, ощущений - рефлексия. Дневник должен помочь учащемуся при составлении отчета в том случае, если проект не представляет собой письменную работу. Учащийся прибегает к помощи дневника во время собеседований с руководителем проекта (если проект групповой, каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта);


    • обязательная презентация результатов работы по проекту в той или иной форме.


Необходимые условия для эффективной проектной деятельности учащихся.

  1. Провести подготовительную работу:

  1. Приступая к работе, ученик должен владеть необходимыми знаниями, умениями и навыками в содержательной области проекта. Новое знание для детей в ходе проекта учитель может дать, но в очень незначительном объеме и только в момент его востребованности обучающимися. Учащемуся понадобятся до определённой степени сформированные специфические умения и навыки проектирования для самостоятельной работы.

  2. Формирование специфических умений и навыков самостоятельной проектной деятельности целесообразно проводить не только в процессе работы над проектом, но и в рамках традиционных занятий, когда они осваиваются поэтапно как общешкольные.

3) В рамках традиционных занятий используются специальные организационные формы и методы, уделяется отдельное внимание в канве урока. Например, проблемное введение в тему урока, постановка цели урока совместно с учащимися, совместное или самостоятельное планирование выполнения практического задания, групповые работы на уроке, в том числе и с ролевым распределением работы в группе, самоанализ и самооценка, рефлексия

  1. Следующие умения и навыки проектной деятельности нужно формировать в процессе работы над проектом или вне его:


 1.Рефлексивные умения:

- умение осмыслить задачу, для решения которой недостаточно знаний;

- умение отвечать на вопрос: чему нужно научиться для решения поставленной задачи?

 2.Поисковые (исследовательские) умения:

- умение самостоятельно генерировать идеи, т.е. изобретать способ действия, привлекая знания из различных областей;

- умение самостоятельно найти недостающую информацию в информационном поле;

- умение запросить недостающую информацию у эксперта (учителя, консультанта, специалиста);

- умение находить несколько вариантов решения проблемы;

- умение выдвигать гипотезы;

- умение устанавливать причинно-следственные связи.

 3.Навыки оценочной самостоятельности.

 4.Умения и навыки работы в сотрудничестве:

- умение коллективного планирования;

- умение взаимодействовать с любым партнером;

- умения взаимопомощи в группе в решении общих задач;

- навыки делового партнерского общения;

- умение находить и исправлять ошибки в работе других участников группы.

 5.Коммуникативные умения:

- умение инициировать учебное взаимодействие со взрослыми – вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

- умение вести дискуссию;

- умение отстаивать свою точку зрения;

- умение находить компромисс;

- навыки интервьюирования, устного опроса и т.п.

 6.Презентационные умения и навыки:

- навыки монологической речи;

- умение уверенно держать себя во время выступления;

- артистические умения;

- умение использовать различные средства наглядности при выступлении;

- умение отвечать на незапланированные вопросы.

3. Каждый проект должен быть обеспечен всем необходимым:

- материально-техническое и учебно-методическое оснащение,

- кадровое обеспечение (дополнительно привлекаемые участники, специалисты),

- информационные ресурсы (фонд и каталоги библиотеки, Интернет, аудио и видео материалы и т.д.).

- информационно-технологические ресурсы (компьютеры и др. техника с программным обеспечением),

- организационное обеспечение (специальное расписание занятий, аудиторий, работы библиотеки, выхода в Интернет),

- отдельное от урочных занятий место (не ограничивающее свободную деятельность помещение с необходимыми ресурсами и оборудованием).

При этом разные проекты потребуют разное обеспечение. Все виды требуемого обеспечения должны быть в наличии до начала работы над проектом. В противном случае за проект не надо браться, либо его необходимо переделывать, адаптировать под имеющиеся ресурсы. Недостаточное обеспечение проектной деятельности может свести на нет все ожидаемые положительные результаты.


4.Учитывать возрастные и индивидуальные особенности учащихся.

Важно помнить, интерес к работе и посильность во многом определяют успех. В рамках проектной деятельности предполагается, что проблемный вопрос предлагают учащиеся. Но в условиях начальной школы допустимо представление вопроса учителем или помощь ученикам во время его формулирования.

5.Обеспечить заинтересованность детей в работе над проектной задачей — мотивацию.

Мотивация является незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности. Для этого нужно еще на старте педагогически грамотно сделать погружение в проектную задачу, заинтересовать проблемой, перспективой практической и социальной пользы.


6. Внимательно относиться к выбору основополагающего вопроса проекта.

Весь проект имеет какой-либо основополагающий вопрос. Если этот вопрос интересен учащимся, то и проект будет успешен. При необходимости его нужно корректировать.


7. Создавать группу не более 5 человек.

Для работы над проектом класс разбивается на группы. Оптимально создавать группу не более 5 человек. Каждая из этих групп будет работать над одним из «проблемных вопросов». Этот вопрос словно гипотеза, только в отличие от гипотезы он имеет другую структуру. Гипотеза имеет вид «если… то», а проблемный вопрос не может содержать в себе предполагаемого ответа или новых терминов. Но он сужает рамки проектной задачи для данной группы до размеров их части работы


8.Учесть и избежать «подводных камней».

Первая опасность – подменить деятельность выполнением задания, сделать многое за детей, перепоручить родителям. Чтобы этого не случилось, учителю необходимо работать в стиле педагогической поддержки.

Например, во время работы над ошибками учитель предлагает детям подумать, каковы причины ошибок в написании безударных гласных, проверяемых ударением. Выписав типичные ошибки на доску, учитель помогает детям увидеть их проблемы: кто-то не всегда верно подбирает родственные слова, кто-то затрудняется в выделении корня, кто-то, подбирая однокоренные слова, не замечает, что гласный в проверочном слове не в сильной позиции.

Далее учитель предлагает детям найти пути решения этих проблем. Что можно придумать, предложить, сделать? «Если мы найдем выход, идею, придумаем то, что поможет нам решить проблему, и сделать то, что придумали – это будет наш проект. (Далее рассказывает о сущности понятию «проект»). Учитель предлагает «мозговой штурм»: разделившись на группы, всерьез подумать, что можно сделать, при этом обязательно выслушать всех, обсудить все предложения. Можно выделить группу экспертов – они выберут из предложенных проектов один для реализации.

Найти идею – самое главное и самое трудное. Если дети затрудняются, учитель сам предлагает 1-2 предложения в группах (например, составить словарик родственных слов, создать наглядное пособие с передвижными частями слов, сочинить стихи рифмовки на поверочные слова, сделать бланк карточек, настольную игру и др.).

Дети, оттолкнувшись от идеи учителя, предлагают свое или обсуждают предложенное, разворачивая замысел, часто меняя его. Учитель поддерживает инициативу детей, привлекает к обсуждению, к совместной работе.

После того, как эксперты выбрали конкретный проект, дети придумывают ему «рекламное» название, например, «Банк моих проверочных слов» или «Банк МПС», «Игра «Домино корней» и т.д.

Затем учащиеся составляют «звездочку обдумывания», т.е. графическое изображение проекта, в центре которого в прямоугольнике – название проекта. В прямоугольниках вокруг центрального прямоугольника - ответы на вопросы: для кого будем делать проект, кто будет делать, с кем, когда, из чего и т.д. Таким образом, в «звездочке» фиксируются цели, этапы проекта, распределение работы и др.

Далее учитель организует реализацию замысла, поддерживает самостоятельность ребят, их сотрудничество, помогает подготовить защиту проекта. На заключительном этапе необходимо оценить на только продукт проекта, но и саму деятельность: что помогало, что в работе понравилось, что надо было изменить в совместной работе.

Вторая опасность – при выполнении исследовательского проекта не превратить проект в реферат.

Конечно, исследовательский проект предполагает изучение каких-либо научных работ, грамотное изложение их содержания. Но ученик должен иметь собственную точку зрения на рассматриваемое явление, собственный угол зрения, под которым он будет рассматривать реферируемые источники.

Третья опасность – переоценка результатов проектной задачи и недооценка её процесса.

Это связано с тем, что оценка дается по результатам презентации, а презентуется именно результат проектной задачи. Чтобы оценка была максимально объективной и разносторонней, необходимо внимательно отнестись к составлению и последующему анализу отчета учащегося.


Деятельность учителя и учеников на разных этапах работы над проектом.


Для организации наиболее эффективной работы над проектной задачей возможно использование следующей таблицы.

Название этапа

Сроки

Ученик

Педагог

1. Подготовительный


Формулирование основополагающего и проблемного вопросов.

Создание проблемной ситуации.

2. Проектировочный


Определение тем исследования. Формулирование частных вопросов. Формирование групп. Разработка критериев оценки.

Координация работы.

3. Практический


Сбор материала. Создание презентаций и публикаций.

Координация работы.

4. Контрольно-коррекционный


Самооценка.

Координация работы.

5. Заключительный


Представление (презентация) проекта.

Координация работы. Создание портфолио проекта.


Методические рекомендации по использованию метода проектов в образовательном процессе начальной школы.

Опыт работы по организации проектной деятельности позволил мне составить ряд памяток, рекомендаций.

Для того чтобы работа была эффективной, необходимо соблюдать следующие условия, которые сформулированы в памятке для учителя.


Памятка для учителя.

1.Работа по исследованию метода проектов должна быть целенаправленной и систематической.

2.Работа должна быть личностно значимой, важной для школьника. Необходимо помогать учащемуся, видеть смысл их проектной деятельности, видеть возможность реализации своих возможностей, способ саморазвития и самосовершенствования.

3.Учитель должен создать среду, атмосферу для проектной деятельности, поддерживать интерес к этой деятельности, ситуацию успеха.

4.Создать психологический комфорт:

- дети не должны бояться совершить ошибку;

- не подавлять желание, а поддерживать и направлять;

- дать возможность раскрыться, поверить в себя каждому ученику.

5.Учитель должен быть примером для детей. Он должен показывать свое стремление ко всему новому, желание познавать мир.

6. Необходим учет возрастных и педагогических условий при проектной деятельности.

Памятка для родителей.

1.Покажите пример детям в стремлении к новому, неизвестному, к стремлению решать различные проблемы, задачи с удовольствием.

2. Привлекайте детей к совместному решению информационных проблем взрослых, а затем и проблем детей.

3. Присматривайтесь, прислушивайтесь к детям. Не оставляйте их вопросы без внимания.

4. Помогайте детям осваивать новые знания, но не старайтесь все сделать за них.

5. Меньше наставлений, прямых инструкций.

6. Не сдерживайте инициативу.

7. Не ленитесь и не бойтесь потратить время на работу с ребенком в библиотеке, дома с книгой.

8. Не раздражайтесь.

9. Никаких отрицательных суждений, если что-то не получается.

10. Учите доводить дело до конца.

Особое внимание в начальной школе требует завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Правила презентации для ученика.

1.Установи спокойное, размеренное дыхание – это успокаивает.

2.Найди удобное положение тела и место для рук.

3.Спокойно смотри на слушателей.

4.Назови тему.

5.Заинтересуй слушателей выступлением.

6.Говори свободно. Следи за жестами.

7.Подчеркивай самые важные мысли в своей работе, меняя тон голоса. Тон делает музыку выступления.

8.Делай паузы, чтобы слушатели смогли осмыслить то, что услышали.

9.Логично закончи свое выступление.

Плюсы и минусы метода проектов в начальной школе

Плюсы проектной деятельности:

- навыки самообразования и контроля;

- моделируется реальная технологическая цепочка: задача – результат;

- навыки групповой деятельности;

- индивидуальный подход;

- интерес к познавательной деятельности.

Минусы проектной деятельности:

- возрастает нагрузка на учителя;

- ученик часто попадает в стрессовую ситуацию (переоценка возможностей, технические неполадки);

- психологические коммуникативные проблемы;

- проблема субъективной оценки.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки – проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников.


Практическое применение метода проектных задач на опыте учителя.

Сразу хочу оговориться, что нахожусь в самом начале пути реализации метода проектных задач в своей педагогической деятельности. Тем не менее, накоплен определённый опыт работы в этом направлении, которым я хочу поделиться.

С чего начать работу по организации проектно-исследовательской деятельности младших школьников?

Свою работу по организации в классе проектно-исследовательской деятельности я начала с проведения диагностики по изучению интересов и склонностей обучающихся. На основе полученных данных создался образ класса и была спланирована дальнейшая работа. Хотелось бы отметить, что дальнейшую деятельность нужно строить в сотрудничестве с родителями. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются творческие и исследовательские работы, отражены результаты деятельности.

В первом классе на уроках обучения грамоте, окружающего мира, технологии, математики включала задания, направленные на обще-логические умения (анализ, синтез, классификация, сравнение и обобщение). Например, задания, направленные на формирование мыслительных умений: чтение и анализ текста и его оценка.

Уделяю внимание умению учащихся самостоятельно работать на уроке, школьники учатся понимать и извлекать из текста и словаря нужную информацию, осознавать и точно выполнять задания к упражнению и другим видам учебных работ. Даю своим ученикам задания, которые нужно выполнить совместно с родителями.


Мои ученики работали над творческими проектами и исследованиями из различных областей знаний. В течение работы над проектами мы вместе с ребятами и родителями делали открытия, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Мы учились и учили друг друга. Одной из первых проектных работ моих детей, было создание собственной «Азбуки». В результате выполнения этого проекта у первоклассников расширился тематический словарный запас, кругозор; развивались творческие, литературные способности; активизировалась внутренняя и внешняя речь; шло развитие в интеллектуально-нравственном плане; совершенствовалась техника чтения.

Наиболее активно использую метод проектов в образовательной области «Окружающий мир»

Работая над проектом «Покормите птиц зимой», ребята с большим интересом делали кормушки для пернатых друзей, наблюдали за ними, кормили их. Исследовали, какие птицы живут в окрестностях нашего поселка. Нашли много интересного материала об этих птицах. Результатом проектов «Подвижные игры» и «Курение-это вред, каждый знает с детских лет» стали беседы с медработниками, выставки рисунков, исследования факторов влияющих на здоровье детей, опросы учеников и родителей.

Проект «Волшебная капелька» помог не только узнать о воде, свойствах и превращениях воды, но и научил бережному отношению к воде.

Очень нравится ребятам проводить различные опыты и эксперименты. На уроках окружающего мира исследовали свойства воздуха, соли. Начиная работать над проектом, стараюсь не навязывать тему. Даю учащимся возможность самим определиться с выбором. Ввожу в проблемную ситуацию, доступную для их понимания. Так на осенней экскурсии обратила внимание на красоту разноцветных кленов, желтеющих ив, краснеющих рябин и возникли вопросы: почему желтеют листья? Почему деревья сбрасывают листья? Почему улетают птицы в дальние края?... Эти и другие вопросы и легли в основу поисково - творческого проекта «Золотая волшебница – осень». Как участник проекта и как учитель, я старалась все делать так, чтобы учащиеся думали, что делают, придумывают все сами. По сути, я незаметно сопровождала их в деятельности по освоению окружающего мира, обучая взаимодействию с окружающей средой, позволяя им идти впереди меня, помогая им, если они просят об этом.

Чтобы ничего не забыть, записывать мысли, находки, задания, учащиеся завели индивидуальные папки с файлами, куда собирался весь материал.

Стало понятно, что проект будет долгосрочным, по характеру деятельности его участников проект определился как практико – ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.

В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. На уроках изобразительного искусства дети учились способам конструктивного рисования для изображения цветов, листьев.

На уроке технологии, для выполнения работы «Дары осени», изучили технику «картонное кружево». На уроке ознакомления с окружающим миром знакомились с явлениями, происходящими в живой и неживой природе. На уроках русского языка писали сочинение «Золотая осень». Дети читали произведения об осени, учили стихи об осенней природе.

Были подготовлены презентации «…Унылая пора! очей очарованье», «Животные осенью». Завершением работы стал праздник – презентация «Золотая Волшебница – Осень», где каждая группа представила свой мини – проект по определенным темам.

В целом, проект обеспечил целостное восприятие обучающимися окружающего мира, дал толчок к самостоятельному добыванию знаний и наглядно утвердил мгновенный рост каждого ученика, т.к. смена «ролей» от проекта к проекту позволит им пробовать в разных социальных ролях, проявлять инициативу, и самостоятельность.

Изучая лекарственные растения, решили подробнее познакомиться с лекарственными растениями нашего края. Проект «Лекарственные растения нашего края» был направлен на формирование знаний детей о многообразии растительного мира, на познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях; о правилах сбора, хранения и применения. В итоге проекта были сделаны альбом: «Народные рецепты от природы», «Лекарственные травы». После проекта дети самостоятельно рассказывали о лекарственных растениях. Узнавали их по описанию, знают не сложные рецепты их применения, могут правильно изображать лекарственные растения нашего края.

Следующим своеобразным моно – проектом по окружающему миру стал альбом «Красная книга глазами детей». На одном из уроков была представлена презентация «Как прекрасен этот мир». Учащиеся восхищались творениями природы, поражались, сколь щедра на выдумки природа, если бы не одно тягостное обстоятельство: все они занесены в Красную книгу и всем им угрожает опасность исчезновения с лица Земли. Группе детей захотелось узнать, что такое Красная книга, какие растения и животные в нее вписаны, почему страницы Красной книги разноцветные. Они поставили перед собой цели: научиться и научить других важным правилам поведения в природе. Дополнить Правила друзей природы. Разработать и зарисовать экологические знаки, подобрать занимательный и игровой материал для уроков и внеклассных занятий. Использовать накопленный материал для создания Красной Книги нашего класса ручной работы.

Ребята искали информацию в справочниках, энциклопедиях, Интернете.

Итогом работы стал проведенный классный час среди третьих классов, на котором поделились собранной информацией, организовывали и активно участвовали в конкретных делах: изготавливали кормушки, подкормку птиц зимой, участвовали в уборке территории.

Во 2 классе на уроке мы читали описание «Почему снег хрустит?». Необходимостью было и то: выяснить, как образуются снежинки. Вот и получили дети задание: найти всевозможную информацию о снежинках. Мы разбились на микрогруппы. Каждая получила задание: одна группа искала информацию в словарях и энциклопедиях – что такое снежинки, как они образуются, почему они все разные. Другая группа находила стихи о снежинках, третья – рассказы и сказки, четвертая – песни о снежинках, третья – разновидности снежинок – картинки с изображением снежинок, четвертая – загадки, пятая – подобрать образцы для урока технологии и способы вырезания снежинок из бумаги. И шестая группа - «эксперты», которые отбирали материал, систематизировали, т.е. разложили все по порядку и мне представили на проверку. Работа заняла неделю. На уроке внеклассного чтения мы читали стихи, загадки, сказки о снежинках, на уроке окружающего мира вели разговор – как образуется снег, и какие бывают снежинки. На уроке труда мы вырезали снежинки. Когда вся информация была собрана и обработана, я готовый материал отдала обратно детям и они уже сами раскладывали в папку. Вот так и получился альбом.

Большое значение в деле воспитания и формирования личности, воспитания гражданина и патриота имел проект «Моя малая родина». Проект долгосрочный, состоящий из нескольких блоков.

Для реализации проекта учащиеся разделились на творческие группы по интересам. Далее были выделены основные направления поиска информации в учебной и научно – популярной литературе. Каждая группа выполняла задания, которые были определены путем совместного обсуждения. Итог проекта – литературно музыкальная композиция «Край родной – как ты чудесен»Ребята совершили увлекательное путешествие по родному краю.

Юные летописцы поведали, как выглядел наш посёлок в прошлом, и пригласили гостей на Колпнянскую ярмарку.

Юные краеведы рассказали о людях, прославивших родной край. Присутствующие почтили память бойцов, погибших при освобождении района от фашистских захватчиков.

Юные натуралисты ознакомили всех с полезными свойствами растений, произрастающими в наших местах. Экологи поделились опытом природоохранной работы.

И в заключении дети открыли вернисаж, где изобразили себя и свой посёлок в будущем.

В работе над проектом «Тайна моей фамилии» я начала с себя. Подробно рассказала о том, что означает моя фамилия, откуда она произошла, показала оформление и дала домашнее задание: узнать и рассказать о своей фамилии. Для начала мы определили: откуда можно взять нужную информацию: библиотека, интернет, беседа с родителями. На следующий урок все свои оформленные работы дети поместили на доску, где каждый ребенок рассказал о происхождении фамилии.

По литературному чтению метод проекта тоже используется. Особенно при выполнении домашних заданий: придумать концовку рассказа, нарисовать иллюстрацию к произведению, придумать свою сказку на новый лад. Очень нравится детям самим придумывать. Так родился сборник книжек – малышек, который называется «Сказка на новый лад». Необходимым первым условием было: сохранение всех правил оформления книг: титульный лист, оглавление, нумерация страниц, иллюстрации. За проделанную работу ребенок получил две отметки: одну за оформление и содержание, а вторая – за умение рассказать.

Некоторых детей уже увлекает и более глубокое изучение творчества писателей. Так одна из учениц изъявила желание поработать над темой «Мои друзья – книги Чарушина».

Приведу пример работы над проектом-исследованием по теме: «Какая она, русская зима?»

Подготовка к проекту

Для самостоятельных исследований и разработки проекта ученикам понадобились карточки-этапы работы, которые использовались на тренировочных занятиях. Из новых средств - «папка учёного». В эту папку каждый ребёнок собирал весь накопленный материал по выбранной теме.

Работа над проектом.

Начали мы как обычно – с выбора темы.

По характеру деятельности его участников проект определился как практико-ориентировочный, с элементами творческого, ролевого, исследовательского и информационного.

На уроках литературного чтения при знакомстве со стихотворениями русских поэтов о зиме была создана ситуация, во время которой возник спор о том, какая она, русская зима – радостное и чудесное время года или суровое и тяжёлое испытание для всего живого. Было предложено обсудить этот вопрос не только во время беседы в классе, но и путём поиска ответа на этот вопрос. После бесед со сверстниками и взрослыми, не придя к единому мнению, было решено провести исследование по предложенным темам: «Волшебница-зима», «Какая она, русская зима?», «Образ русской зимы». Дети определили тему исследования - «Какая она, русская зима?» Было предложено разделиться на 3 группы, определить название групп, исходя из интересов учащихся: «Литературоведы», «Искусствоведы» и «Хранители традиций». Каждая группа должна была определить цель своего научного исследования.

Ответ на вопрос «Какая она, русская зима?» – цель этого проекта. Детям предстояло и провести наблюдения, и расспросить взрослых, и провести анализ произведений поэтов и художников, и обобщить полученные материалы, и подготовиться к защите проекта.

Всю найденную информацию юные исследователи фиксировали и складывали в свои папки. На каждом листке указывали источник, откуда взята информация. Впоследствии всю собранную информацию дети структурировали и определяли главное и второстепенное, отбирали наиболее интересные и неожиданные факты и данные, сопоставляли и делали выводы. Кроме того, каждая группа готовилась к защите проекта (самостоятельно, в группах, с помощью учителя, родителей): изготовили открытки и поделки, буклеты со стихотворениями собственного сочинения, организовали выставку рисунков по теме, с помощью учителя подготовили презентацию по теме проекта.

Сообщение результатов (презентация работ).

Через три недели состоялась защита проекта, где участники каждой группы представили свои работы, подвели итоги исследования, сопоставив гипотезу и выводы, представили результаты работы над проектом.

Материал, над которым работали дети, может показаться простым, с точки зрения взрослого, но в данном случае, важнее то, что за внешне простым делом формируется качество творческой личности.

Рефлексия результатов проекта – важный заключительный этап, способствующий осмыслению учеником собственных действий. Учащийся осознает сделанное, примененные им способы деятельности, еще раз обдумывает, как было проведено исследование. Итоговая рефлексия отличается от текущей объемом рефлексируемого периода и степенью заданности и определенности со стороны учителя. По окончании проекта прошло занятие, на котором ученики осуществили рефлексию своей работы, отвечая на вопросы: "Чему я научился?", "Чего я достиг?", "Что сделал?", "Что у меня раньше не получалось, а теперь получается?", "

«Пословица – всем делам помощница» приобщил детей к русскому фольклору. Ребята узнали много пословиц от пожилых жителей нашего поселка. И бабушки, и дети были рады общению.

Интересный краткосрочный проект (1урок) мною был проведен на уроке математики.

Цель урока: Научить решать нестандартные задачи на нахождение площади с опорой на знание формул площадей прямоугольник и квадрата.

Задачи:

Развивать геометрические и пространственные представления учащихся, математическую смекалку.

Совершенствовать коммуникативные компетенции детей посредством презентации проекта.

Расширить кругозор учеников через знакомство с творческими и изобретательскими профессиями.

Конспект урока.

Организационный момент. Положительный настрой учеников на работу.

Введение в тему:

Сегодняшний урок мы посвятим решению геометрических задач.

Актуализация знаний.

Математическая зарядка.

а) Рассмотрите записи на доске. Что о них можно сказать?

См2, мм, дм, мм2, кг, дм2, м.

Это единицы измерения длины и площади.

Здесь указаны линейные и квадратные единицы.

Есть лишний элемент – кг.

Выпишите в тетрадь: девочки – линейные единицы, мальчики – квадратные единицы.

К каким единицам вы выписали кг?

б) Прочитайте записи в столбиках и соотнесите их между собой.

4. Практический этап урока

1) Постановка проблемы проекта.

Посмотрите на чертеж. Школьный холл, который находится у нашего кабинета, имеет вот такую форму. Давайте договоримся, что длина одной клетки на чертеже равна 1м. В нашем холле нужно поменять напольное покрытие. Нам с вами, ребята, поручено определить площадь холла, чтобы можно было покрытие купить. Это не так легко сделать. Мы пока умеем находить площадь только у прямоугольников и квадратов. Эта фигура нестандартная для нас. Необходимо найти пути решения этой задачи. Для этого предлагаю каждому из вас создать свой проект решения.

Вспомните, людям какой профессии приходится проектировать различные предметы?

Дизайнер, архитектор, изобретатель…

Давайте повторим этапы выполнения проекта:

Постановка цели. Какая цель стоит перед вами? Определить площадь покрытия.

Самостоятельное обдумывание. Поиск решения.

Какими способами предлагаете это сделать?

– Разбиение фигуры на квадратные метры и их пересчитывание.

– Достраивание фигуры до прямоугольника и удаление площади лишней части.

– Разбиение данной фигуры на более мелкие части (квадраты прямоугольники)

Составление плана решения.

Самостоятельное решение в тетрадях.

Учитель предлагает выбрать способ решения по желанию учащихся, учитывая, что самый простой – разбиение на квадратные метры.

5. Защита проекта.

Учитель, просматривая тетради. выбирает 3 учеников, так, чтобы на доске были представлены все 3 способа решения задачи. Ученики представляют свои решения классу.

6. Анализ экспертов.

До этого момента учитель выбирает группу учеников – экспертов. Они определяют, на сколько каждый ученик смог защитить свой проект. Ученики получают отметки за работу.

7. Домашнее задание.

Нарисуйте свою нестандартную фигуру и найдите ее площадь. Постарайтесь это сделать не тем способом, который использовали на уроке.

8. Итог урока. Чему учились на уроке?


Активно использую метод проектов и во внеурочной деятельности.

Ко Дню Матери во 2 классе дети работали над индивидуальными проектами «Моя бабуля», в 3классе – «Всех дороже мне она! Это мамочка моя».

В День толерантности состоялась презентация проекта «Дружба – великое слово». В ходе подготовки к классному часу учащиеся объединились в микрогруппы, чтобы выполнить полученные задания. «Хранители мудрости» подбирали различные пословицы и поговорки о дружбе и друзьях». «Художники – иллюстраторы» нарисовали эмблемы дружбы. Ребята из «Литературной гостиной» читали стихи, в том числе и собственного сочинения. В результате проекта учащиеся лучше узнали друг друга, кто- то открыл новые черты характера в одноклассниках, другой оказал помощь советом или делом. А в целом это стало очередным этапом развития коллектива.

С интересом дети работали над проектом «Чай – наш любимый напиток». Проект проводился во внеурочное время, на одном из уроков окружающего мира были представлены результаты исследования. Завершающим этапом стал праздник «Мы за чаем не скучаем».

Накануне Нового года состоялась презентация проектов «Новый год стучится в двери к нам». В течение 4 недель дети работали над проектом: собирали информацию об истории празднования Нового года; рисовали рисунки; изготовляли елочные игрушки; разучивали новогодние песни и стихи; оформляли книжку – самоделку.

Бланк опроса для ведения мониторинга

рефлексии учащихся

(можно трансформировать в различные игровые формы)



Палитра

Закрасьте каждое поле цветом палитры,

соответствующим значению ответа

Уровень

достижения

результата

Умение

планировать работу

Умение принимать решения

Умение работать в группе,

готовность к

сотруднтичесту

Умение применять полученные знания, ответсвенность за конечный результат

я могу






я с трудом могу






я не умею, но хотел бы научиться







По окончанию работы над проектом обязательно провожу рефлексию. Предлагаю следующие вопросы для обсуждения: появились ли у вас новые знания, умения в процессе работы над проектом? Что в работе над проектом было наиболее интересным? Каковы были основные трудности и как вы их преодолевали? Какие можете сделать себе замечания и предложения на будущее? Благодарю учеников и обязательно их награждаю, вручая диплом разработчика проекта, научного исследователя, лучшего дизайнера и т.д. Каждому из участников проекта ставлю отметку по предмету за данную тему. Естественно, что этой отметкой является "пять". Положительные эмоции и успех учеников рождают желание работать дальше.

Таким образом, метод проектов разрушает школьную рутину.

В процессе реализации проекта у учащихся совершенствуется и повышается сам уровень готовности к проектной деятельности.

Проектная деятельность ставит каждого ученика в позицию активного участника, дает возможность реализовывать индивидуальные творческие замыслы, формирует информационный инструментарий, учит работать в команде, выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир. Это ведет к сплочению класса, развитию коммуникативных навыков. Создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, а значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Я полностью согласна с мнением отечественных и зарубежных педагогов и психологов, согласно которому «проектное обучение не должно вытеснять классно – урочную систему и становиться некоторой панацеей, его следует использовать как дополнение к другим «видам прямого и косвенного обучения»(11. 263). И, как показывает опыт работы, метод творческих проектов наряду с другими активными методами обучения может эффективно применяться уже в начальных классах.


Отчет о выполнении проекта


1.Фамилия, имя____________________________________________________


2.Название проекта_________________________________________________

__________________________________________________________________

3.Почему я начал работу над проектом?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Для чего я работал над проектом?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.Какой продукт я хочу получить?

__________________________________________________________________

1.Как я работал над проектом:


Дата

Что делал

Затрачено

времени

Вопрос \ затруднение

Консультант

Помощь
































2.Какой продукт я получил в результате работы над проектом?

_________________________________________________________________

3.Что нового я узнал, чему научился?

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.Мои впечатления от работы над проектом




Список литературы:

  1. Громыко Ю. В. Понятие и проект в теории развивающего образования В. В. Давыдова // Изв. Рос. акад. образования.- N 2.- C. 36-43.- (Филос.-психол. основы теории В. В. Давыдова).

  2. Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. //Народное образование, 2019,

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Учеб. пособие для студ. пед. вузов и системы повыш. квалиф. пед. кадров/ Полат Е. С. и др.Подред Е. С. Полат. — М.,: Издательский центр «Академия»,  — 224 с.

  4. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: его возможности. // Учитель, № 4,  — с. 52-55

  5. Пахомова Н. Ю. Учебные проекты: методология поиска. // Учитель, № 1, , — с. 41-45

  6. «Исследовательская работа школьников». Научно-методический и информационно-публицистический журнал. Редакция «Народное образование». Изд. 4 раза в год. Подписной индекс — 81415.

  7. Гурвич Е. М. Исследовательская деятельность детей как механизм формирования представлений о поливерсионности мира создания навыков поливерсионного исследования ситуаций // Развитие исследовательской деятельности учащихся: Методический сборник. М.: Народное образование, С. 68-80.

  8. Журнал «Начальная школа». «Участие младших школьников в проектно – исследовательской работе»

  9. Журнал «Начальная школа». «Реализация творческих проектов при изучении природоведения»









Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс

Автор: Антонова Татьяна Алексеевна

Дата: 24.01.2023

Номер свидетельства: 624014

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(200) "Метод проектов, как средство развития творческих способностей обучающихся, воспитанников начальных классов"
    ["seo_title"] => string(80) "mietod_proiektov_kak_sriedstvo_razvitiia_tvorchieskikh_sposobnostiei_obuchaiushc"
    ["file_id"] => string(6) "368510"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1481482313"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) ""Проектно-исследовательская деятельность на уроках языка и литературы как средство развития познавательной активности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(143) "proiektno-issliedovatiel-skaia-dieiatiel-nost-na-urokakh-iazyka-i-litieratury-kak-sriedstvo-razvitiia-poznavatiel-noi-aktivnosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "229223"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1441645890"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(269) "Изучение и освоение современных педагогических технологий в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативных навыков учащихся"
    ["seo_title"] => string(156) "izuchieniieiosvoieniiesovriemiennykhpiedaghoghichieskikhtiekhnologhiivobuchieniiinostrannomuiazykukaksriedstvorazvitiiakommunikativnykhnavykovuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "267748"
    ["category_seo"] => string(15) "angliiskiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1450452394"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(301) "Проектная деятельность на уроках языка и литературы, внеурочной деятельности как средство развития творческих способностей и познавательной активности учащихся."
    ["seo_title"] => string(80) "proiektnaia_dieiatiel_nost_na_urokakh_iazyka_i_litieratury_vnieurochnoi_dieiatie"
    ["file_id"] => string(6) "460851"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1520283781"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства