Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность младших школьников»
Кассихина Галина Петровна,
учитель начальных классов МБОУ СОШ с УИОП № 48, г.Киров
Проектная деятельность младших школьников как фактор личностно-ориентированного подхода
Перед современной школой стоят новые цели: развитие творческих способностей, самостоятельности, инициативы, стремление ребенка к самореализации. Один из путей достижения этой цели – организация личностно-ориентированного образования. Существенную роль в этом может сыграть проектная деятельность.
Метод проектов является педагогической технологией, актуализирующей субъектную позицию ребенка в педагогическом процессе, является методом, идущим от детских потребностей и интересов, возрастных и индивидуальных особенностей детей, стимулирующих детскую самостоятельность.
Данная технология реализуется в УМК «Начальная школа 21 века», в рамках которого я работаю. Основная особенность этого комплекта заключается в его целостности – в единстве структуры учебников, подходов к организации учебной и внеучебной деятельности. Проекты представлены на специальных разворотах, которые есть в каждом учебнике.
Основные требования к проекту:
Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
Выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы.
Каждый проект обязательно требует исследовательской работы.
Результатом работы над проектом является продукт.
Типология проектов:
По характеру доминирующей в проекте деятельности:
исследовательский,
практико-ориентированный,
ролево - игровой,
информационный,
творческий.
По профилю знаний:
монопроекты (по одному предмету. При этом выбираются наиболее сложные разделы или темы программы. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в одной предметной области.)
межпредметные проекты (как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, общешкольные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта.)
По характеру координации:
с открытой (явной) координацией (в таких проектах координатор проекта направляет работу его участников, организуя, в случае необходимости отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников)
со скрытой координацией (в таких проектах координатор выступает как полноправный, но как один из многих участников проекта)
По количеству участников
личностные,
парные,
групповые.
По продолжительности:
краткосрочными,
средней продолжительности,
долгосрочные.
Паспорт проектной работы:
Название проекта.
Руководитель проекта.
Консультант(ы) проекта (если есть).
Учебный предмет, в рамках которого проводится работа по проекту.
Возраст учащихся, на который рассчитан проект.
Состав проектной группы (Ф.И. учащихся, класс).
Тип проекта (по всем классификациям).
Заказчик проекта (если есть).
Цель проекта
Задачи проекта
Необходимое оборудование.
Предполагаемый продукт(ы) проекта.
Этапы работы над проектом (для каждого этапа указать форму, продолжительность и место работы учащихся, содержание работы, выход этапа).
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Формы продуктов проектной деятельности:
Web-сайт; выставка; газета; журнал; игра; коллекция; костюм; макет; модель; оформление кабинета; пакет рекомендаций; письмо в ... ; праздник; прогноз; публикация; серия иллюстраций; сказка; справочник; статья; сценарий; учебное пособие; чертеж; экскурсия.
Творческий проект: «Роспись шарфа в технике холодный батик»
Учебный предмет: изобразительное искусство.
Участники: учащиеся 4 класса.
Цель проекта: изготовить шарф в технике холодный батик.
Задачи:
Собрать и изучить информацию по теме проекта.
Подготовить материалы и инструменты для изготовления шарфа.
Изготовить шарф.
Планируемый продукт: шарф из шифона размером 1,40х50см, расписанный акриловыми красками.
Новизна проекта в том, что на шарфе мы изобразили известные архитектурные сооружения нашего города, такие как Успенский собор и ротонда Александровского сада.
Использование продукта проекта: шарф можно использовать самим. Шелковый шарф в технике холодный батик может стать прекрасным подарком тем, кто дорог: ведь это не просто серийный предмет одежды, это произведение искусства, созданное руками в единственном экземпляре и способный создавать настроение и дарить вдохновение.
Характеристики планируемого продукта:
Ткань – шифон
Используемые краски: водостойкие акриловые
Шарф можно стирать и гладить
Основными источниками информации стали учителя, литература, Интернет.
Планирование работы:
Чтобы решить задачу № 1понадобится:
Найти книги по теме.
Выписать нужную информацию.
Ресурсы:
Информационные:
1) С. К. Кожохина «Батик»
И. А. Дерелешина «Батик»
А. Эм «Батик»
Интернет
Трудовые: консультация учителя, библиотекаря
Материальные: 0 руб.
Чтобы решить задачу № 2 нужно:
Провести расчет необходимых материалов.
Купить их в магазине.
Ресурсы:
Информационные: записи из источников информации.
Трудовые: консультация учителя, продавца.
Материальные
1) Шифон 1,40 Х50см по цене 90 руб. за 1 метр.
Итого: 45 руб.
2) Набор акриловых красок – 225 руб.
Всего: 225+45=270 руб.
Чтобы решить задачу № 3 нужно:
Выполнить эскиз на бумаге в цвете.
Натянуть ткань на рамку.
Изготовить шаблон рисунка шарфа.
Перевести рисунок с шаблона на ткань с помощью контура.
Расписать шарф согласно эскизу.
Ресурсы:
Информационные: записи.
Трудовые: консультация учителя.
Материальные: 0 руб.
Используемые материалы и инструменты: бумага для рисования, краски акварельные (для эскиза)и акриловые ДЕКОЛА Батик ( для ткани), кисточки беличьи №3, №10 (круглые), шифон, рамка: деревянная размером 1,5 м. на 0,5 м, кнопки канцелярские, ножницы, утюг.
Экономическое обоснование проекта: расчет стоимости нашего проекта показал, что требуются затраты в сумме 270 рублей. Стоимость аналогичного изделия в нашем городе гораздо дороже. Созданный нами проект дешевле. Можно сделать вывод о целесообразности изготовления шарфа своими руками.
Экологическая оценка изделия: охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов – это актуальные задачи современности. Любое, изготовленное человеком изделие, оказывает определенное влияние на окружающую среду.
Чтобы дать экологическую оценку изделия, необходимо проанализировать этапы жизни изделия: производство изделия, его использование, утилизация.
Технология изготовления изделия не оказывает вредного влияния на окружающую среду, так как в процессе работы были использованы экологически безопасные акриловые краски. Они не токсичны, разбавляются водой, но при этом яркие и водостойкие. После полного высыхания переходят в необратимое состояние на ткани через 48 часов.
При бережном использовании изделия срок службы неограничен. В дальнейшем, при необходимости, шарф можно оформить в рамку и использовать в качестве настенного панно для украшения интерьера. Также устаревший шарф можно пустить на лоскутное шитьё для изготовления различных поделок.
На здоровье человека изделие не оказывает вредного воздействия, т. к. ткань лёгкая, пропускает воздух, не вызывает аллергию.
Заключение. Работая над проектом, нам удалось создать уникальное изделие. В процессе работы мы более подробно познакомились с техникой батик.
Главным итогом нашей работы над проектом является то, что мы смогли проявить себя в совместной деятельности. Наше творчество и выдумка воплотились в выполнении шарфа в технике батик. Наша самостоятельность проявилась, когда мы работали с литературой по теме. Самое главное мы смогли достичь то, что запланировали. Благодарим тех, кто помогал, консультировал, советовал, объяснял и направлял нас.
Ссылки на источники:
Организация проектной деятельности в школе / авт.-сост. С.Г.Щербакова и др.- Волгоград: Учитель, 2009- 189с.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников образовательных учреждений. - 7-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ,2009 - 80с.