Просмотр содержимого документа
«Проектная деятельность как средство развития универсальных учебных действий младших школьников в урочной и внеурочной деятельности»
ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
"Чтобы человек был сытым один день, дай ему одну рыбку,
два дня - две рыбки, всю жизнь - научи его ловить рыбу".
Японская мудрость.
Настоящее время – это время перемен, когда государству нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить.
Успех в современном мире во многом определяется способностью человека организовать свою жизнь как проект: определить дальнюю и ближайшую перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и, осуществив его, оценить, удалось ли достичь поставленных целей.
На сегодняшний день приоритетным направлением является формирование универсальных учебных действий младших школьников. Для этого большое значение имеет вовлечение учащихся в учебную работу посредством проектной деятельности, которая развивает умения применять знания на практике, расширяет кругозор, обогащает творческий и практический опыт учащихся.
Среди разнообразных направлений новых педагогических технологий ведущее место занимает метод проектов. Он способствует формированию положительной мотивации учащихся, самостоятельному овладению знаниями, развитию универсальных учебных действий.
В основе метода проектов лежит креативность (способность индивида, характеризующегося готовностью к принятию и созданию принципиально новых идей), умение ориентироваться в информационном пространстве и самостоятельно конструировать свои знания. На мой взгляд, более актуальна проблема не столько приобретения конкретного результата проекта, а проблема формирования умений самостоятельно творчески мыслить и мотивированно использовать изученные технологии на практике. Важно, чтобы система обучения начинала меняться в начальной школе, ведь именно здесь и начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться, познавать мир.
Метод проектов – это способ достижения дидактической цели средством проектной технологии. Проектная технология – это деятельность по проектированию собственного исследования, предполагающая выделение целей и задач, планирование хода действия, выбор необходимых ресурсов, определение ожидаемых результатов.
Актуальность темы заключается в значимости проектного обучения для развития универсальных учебных действий, которое обеспечивается связью индивидуального опыта учащихся с их практическим решением.
Цель работы: изучить влияние проектной деятельности на усвоение учебного материала в начальной школе обучающимися.
Задачи:
изучение педагогических, психологических, методических литературных источников по проблеме;
определение особенностей использования проектной деятельности в начальной школе;
ознакомление учащихся с проектной деятельностью, через разработку коллективных учебных проектов во внеклассной работе;
использование метода проектов в классно-урочной деятельности;
История проектной деятельности
Проектная деятельность возникла еще в начале xx века в США, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития самостоятельного мышления ребёнка, чтобы научить его не только запоминать и воспроизводить знания, которые даёт ему школа, а уметь применять их на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик и другие обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Они учли то, что с большим увлечением выполняется ребенком только та деятельность, которая свободно выбрана им самим.
Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог, также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Всё, что ребёнок познаёт теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применять свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем.
Метод проектов привлек внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектную деятельность в практике преподавания. Но массовое внедрение в отечественные школы уже при советской власти данной деятельности не оправдало себя. Несмотря на высокую мотивацию учеников при таком обучении, школа не обеспечивала учащихся необходимым объёмом систематических знаний.
Сегодня проектная технология является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников. Проектная деятельность является самостоятельным видом деятельности, овладевать которым можно не стихийно, а целенаправленно.
Суть проектной технологии остается прежней: стимулировать интерес обучающихся к определенным проблемам и развивать умение практически применять полученные знания в жизни. Проектная деятельность позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались бы при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то знакомым и понятным из реальной жизни.
Метод проектов - организация обучения, при которой учащиеся приобретают знания в процессе планирования и выполнения практических заданий-проектов. В метод проектов положена идея, направленная на результат, который можно получить выполняя проектную деятельность.
Проектная деятельность всегда ориентирована на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Проект всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает умения применять знания на практике. Результаты выполненных проектов должны быть готовы к использованию на уроке, в школе, или в реальной жизни. Если говорить о проектной деятельности то эта деятельность предполагает совокупность поисковых, проблемных, творческих методов.
В проектной технологии важна проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания. Учитель может подсказать новые источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска, стимулировать интерес детей к определенным проблемам.
Проектная деятельность– это обязательно практическая деятельность, в которой не приобретаются новые способы деятельности, а превращаются в средства решения практической задачи. Мерилом успешности проекта является его продукт.
Проектную деятельность начинаю необходимым этапом: работой над темой, в процессе которой детям предлагаю собирать самую разную информацию по данной теме. При этом дети сами выбирают, что именно они хотели бы узнать в рамках данной темы. При дальнейшей работе над проектами составленная общая энциклопедия служит одним из основных источников информации по теме. Дети знакомятся, как расположить материал и какими ссылками его дополнить, чтобы легко можно было находить ответы на возникающие вопросы.
В итоге проектная деятельность состоит из двух компонентов: работа над темой и работа над проектом.
При этом, работа над темой – это познавательная деятельность, предлагаемая детьми, управляемая учителем и реализуемая в проектах.
А работа над проектами – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый детьми комплекс действий, завершающийся созданием творческих работ (т.е. продукта).
Основные этапы проектной деятельности:
1. Выбор темы.
Работа над темой мы начинаем с её выбора. Так как тема выбирается одна на всех, то она достаточно ёмкая, а в ней выделяется много разных подтем по интересам детей. Например, в теме «Где живут белые медведи?» выделяются подтемы: «Климатические условия», «Одежда людей», «Животный мир».
Сбор сведений.
Дети, обращаясь к различным источникам информации, собирают интересующие их сведения, фиксируют их и готовят к использованию в проектах. В качестве источников информации выступают книги, фильмы, экскурсии в музей, на природу, родители.
Во время работы над темой дети учатся находить интересующую их информацию, хранить и использовать ее.
Выбор проектов.
После завершения этапа сбора информации предлагаю детям принять участие в реализации проектов. При этом знакомлю детей с множеством проектов, которые можно выполнить по изучаемой теме, предоставляя им возможность самим придумать свои проекты. В первом классе лучше не озадачивать детей придумыванием своих проектов, а предложить им на выбор доступные и реально выполнимые проекты.
Реализация проектов.
На этом этапе дети готовят выбранные ими проекты, сочетая действия в школе (на некоторых уроках и после) и вне школы. Если есть опасение, что ребёнок переоценил свои силы и может не справиться с выбранным проектом, прихожу ему на помощь или советую обратиться к родителям.
Презентации.
Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения, оставляя у ребенка ощущение гордости за полученный результат.
После завершения работы над проектом. детям предоставляется возможность рассказать о свой работе, показать то, что у них получилось, и услышать похвалу в свой адрес.
Самооценка.
Итоговым моментом в работе над любым проектом является самооценка процесса и результата собственной деятельности. Эту самооценку мы осуществляем с помощью оценочных листов. Для себя веду оценочный лист (соответствие плану, обоснованность выводов, аккуратность и дизайн оформления, содержательность, выступление на защите).
Работа над темой и проектная деятельность позволяют связывать урочную и внеурочную деятельность детей в единое целое. Для проведения работы над темой и проектной деятельности я использую:
- часть урока;
- время занятий во внеурочной деятельности;
- на классных часах.
Типология проектов
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории. Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком–то объекте, ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом (например, «Осенние фантазии», «Дорога глазами детей») Выходом таких проектов часто являются публикации в СМИ, в том числе в Интернете. Результатом таких проектов может быть и создание информационной среды класса или школы.
Исследовательские проектыпо структуре напоминают подлинно научные исследования. Они включают обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов. При этом используются методы современной науки: лабораторный эксперимент, моделирование, социологический опрос и другие. Такие проекты требуют хорошо продуманной структуры проекта, четко обозначенных целей, актуальности проекта для всех участников, социальной значимости, продуманных методов, в том числе экспериментальных и опытных работ, методов обработки результатов. В настоящее время издается достаточно много энциклопедий для детей разного возраста, что создает прекрасные условия для проведения исследовательских проектов детьми младшего школьного возраста. Ценность проектов данного типа проявляется параллельно с учебными задачами еще и в привитии интереса к книгам, что весьма актуально в нынешнее время. Например, проект урока окружающий мир «Где живут белые медведи?». Выдвигается гипотеза: «Если на Северном полюсе холодно, значит на южном полюсе жарко». В процессе выполнения этого проекта обучающиеся приходят к выводу, что Северный и Южный полюса – это самые холодные районы Земли.
Практико-ориентированные проекты. Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем, этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (газета, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, справочный материал и т.д.). Например газета «Моя семья»
Игровые проекты. В таких проектах структура также только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться на начальной стадии выполнения проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является игровая, приключенческая. Например, проект «Алфавит». Этот проект обучающиеся 1 класса начинают выполнять по окончании ознакомления с буквами русского алфавита. Каждый обучающийся ведет поисковую работу об определенной букве: стихотворение о ней, слова, которые начинаются с данной буквы, рисунки предметов данных слов и изображение самой буквы. На празднике прощания с Азбукой дети разыгрывают сценки о своей букве, демонстрируя ее.
Творческие проекты предполагают максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть театрализации, спортивные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. Выполняя такие проекты, можно договориться о желаемых, планируемых результатах - совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре. Например: презентация проекта «Дорога глазами детей»; стенгазета «Читаем вместе»; буклет «Аппликация».
Ролевые проекты. Разработка и реализация таких проектов наиболее сложна. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания. Чем завершится сказка, судебное заседание? Будет ли разрешен конфликт и заключен договор? Такими проектами могут быть в начальной школе инсценировка загадки, или отрывка сказки.
Фантастические проекты ориентированы на разработку несуществующих объектов и явлений. Например, внеклассное мероприятие «Фантастическое путешествие», в котором дети совершают путешествия по не существующим планетам и выполняют определенные задания, заканчивая путешествие презентацией своего изделия.
Роль учителя в методе проектов
Проектная деятельность является приоритетным направлением в развитии универсальных учебных действий обучающихся. С первого класса ребята учатся работать над проектами. Создание индивидуальных проектов в первом классе, невозможно без помощи родителей, поэтому не только нужно обучать первоклассников, но и давать консультации их родителям.
Знакомство учителя с ребенком начинается с семьи ребенка, поэтому началом творческой деятельности становится создание минипроектов – презентаций.
При выполнении проектов необходимо обеспечить ученику возможность реализации индивидуальности, инициативы и самостоятельности.
Реализация проекта на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников.
Как сделать так, чтобы работа учащихся действительно была проектной, чтобы она не сводилась к просто самостоятельной работе по какой-либо теме? Прежде всего, начиная работу над проектом, учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта. Тема проекта должна быть сформулирована естественным для детей языком и так, чтобы вызвать их интерес. Это может быть рассказанная сказка, притча, разыгранная инсценировка или просмотренный видеосюжет. Тема должна быть не только близка и интересна, но и доступна, т.к. это младшие школьники. Затем на этапе погружения в проект учитель очерчивает проблемное поле. Из проблемы проекта, вытекают цель и задачи.
Задачи проекта – организация и проведение определенной работы для поиска способов решения проблемы проекта (например, можно ли добиться красоты, используя различные виды аппликаций?)
На втором этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Например, урок по окружающему миру «Где живут белые медведи?». Каждая группа ведет поисковую работу о Северном Ледовитом океане и об Антарктиде, о погодных условиях и обитателях. Дети выдвигают гипотезы, собирают материал, иллюстрируют его.
После того как спланирована работа, пора действовать. И это уже третий этап. Здесь учитель вообще может «потеряться», т.е. Стать «малюсеньким наблюдателем». Ребята все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как мы их подготовили. Когда детям не хватает знаний, каких-то умений, наступает благоприятный момент для подачи нового материала. Учитель на контроле: нормально ли идет ход деятельности, каков уровень самостоятельности.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить учащихся сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.
Итак, благодаря использованию метода проектов повышается вероятность творческого развития учащихся; естественным образом происходит соединение теории и практики, что делает теорию более интересной и более реальной; развивается активность учащихся, которая приводит их к большей самостоятельности; укрепляется чувство социальной ответственности, а, кроме всего прочего, дети на занятиях испытывают истинную радость.
Роль ученика в методе проектов
Учитывая безусловные достоинства проектного метода и возрастные возможности учащихся 7-10 лет, а также беря во внимание опыт работы, реально и целесообразно его применение уже в начальном звене школьного обучения. В связи с этим необходимо рассмотреть особенности и варианты организации метода проектов с детьми младшего школьного возраста.
Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, к которым относится:
умение спрашивать (выяснять точки зрения других учеников, делать запрос учителю в ситуации “дефицита” информации или способов действий);
умение выражать свою точку зрения (понятно для всех формулировать свое мнение, аргументировано, его доказывать);
умение договариваться (выбирать в доброжелательной атмосфере самое верное, рациональное, оригинальное решение, рассуждение).
Каждый учащийся, поступая в 1 класс, имеет свой жизненный опыт. В связи с этим возникает необходимость выявить стартовые возможности школьника в определенной области учебного предмета. На данном этапе важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учеников.
Вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, гибкость, вариативность и самостоятельность, умение взаимодействовать детей со взрослыми и учеников друг с другом.
В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности является самооценочный и оценочный метод, который способствует формированию у детей следующих необходимых умений:
адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;
обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;
выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.
На данном этапе важно увидеть степень готовности учащихся к совместной работе, чтобы с первых дней создать условия для содержательного взаимодействия учеников.
Занимаясь проектной деятельностью, у обучающихся развиваются все уровни универсальных учебных действий:
ярко заметны регулятивные универсальные учебные действия, где дети вместе с учителем выбирают тему исследования, ставят цель и решают проблему выполнения проекта;
на уровне познавательных универсальных учебных действий дети выполняют поисковую работу, изучают информацию, выдвигают гипотезы, подбирают источники, фотографируются, устанавливаю причинно-следтвенные связи;
на этапах опроса и анкетирования формируются коммуникативные универсальные учебные действия (опрос, анкетирование, общение):умение слушать, вступать в диалог, задавать вопросы взрослым и сверстникам, отстаивать свою точку зрения.
в презентации проектов отслеживаются личностные универсальные учебные действия(защита презентаций):умение уверенно держать себя во время выступления, использовать различные средства наглядности при выступлении, отвечать на незапланированные вопросы.
Метод проектов я использую в своей практике второй год. Сначала эта работа носила эпизодический характер, но сразу заняла особое место в жизни класса. Попытки использовать метод проектов на уроках, во внеурочной деятельности оказались успешными. Примером этому могут служить следующие проекты: «Моя семья», «Дорога глазами детей», «Мама, лучшая на свете», «Аппликация», «Фантастическое путешествие», «Жизнь дана на добрые дела», «Где живут белые медведи?», «Помоги птицам зимой», «Профессия моих родителей».
В ходе этой работы я пришла к выводу, что проектную деятельность надо использовать при работе с младшими школьниками. Она позволяет учащимся приобретать знания, которые не достигались при традиционных методах обучения, помогает связать то новое, что узнают ребята, с чем–то для них знакомым и понятным из реальной жизни, формировать универсальные учебные действия.
В системе проектного обучения важен индивидуальный подход к учащимся, так как в каждом классе есть ученики с различными способностями. Следует учитывать индивидуальные особенности учащихся при постановке задания. Более сильные ученики могут выполнить более глубокие исследования, предложить больше различных идей и изготовить более сложное изделие. Менее способным детям требуется больше поддержки при меньшей требовательности со стороны учителя. Такие дети могут проводить меньше исследований, выбирать из меньшего количества идей и изготавливать несложные изделия. У каждого учащегося может быть свой запланированный конечный результат. Желательно, чтобы учитель обговаривал с детьми ожидаемый результат как в начале, так и в ходе выполнения проекта. Важно, чтобы каждый учащийся закончил то, что было запланировано и согласовано с учителем. Занятия по проектированию должны проходить в непринужденной обстановке на основе сотрудничества учителя и ученика. Успешность обучения методом проектов базируется на знании возможностей каждого ребенка, умении подсказать и привести ученика к принятию собственного решения.
На современном этапе образование направлено на формирование и всестороннее развитие творческой, активной личности учащегося, формирование у школьников умений самостоятельно приобретать и применять знания. Особая роль в достижении целей образования принадлежит проектной деятельности, которая может эффективно применяться в начальной школе. Выполняя проекты, школьники осваивают и выбирают деятельность по интересам, соответствующим их способностям. Учатся самостоятельно находить и анализировать информацию, получать и применять знания по различным отраслям, восполнять пробелы, приобретать опыт решения творческих задач. Проектное обучение помогает сформировать проектировочный стиль мышления, который соединяет в единую систему теоретические и практические составляющие деятельности человека, позволяет раскрыть, развить, реализовать творческий потенциал личности.
Проектная деятельность также учит детей общаться друг с другом, помогает изучать историю родной страны, язык и культуру других народов. Самое главное - метод проектов помогает ребёнку создать целостную картину мира. То есть можно сделать вывод, что проектная деятельность развивает регулятивные, познавательные, коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.
Проектная деятельность является привлекательной для учащихся, но её воспитательная и образовательная эффективность зависит от правильного понимания сущности проектного образования и грамотного использования его возможностей в педагогической практике.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Авраменко Е.А. Проектная деятельность на уроках информатики. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Агафонова М.А. Метод проектов. // Вопросы Интернет Образования, 2006, №35
Бахтиярова Е.М. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении //Школьные технологии, 2001, №2.
Белобородов Н.В. Социальные творческие проекты в школе. М.: Аркти, 2006.
Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.
Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.
Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология. М.: Народное образование, 2000. – с. 206
Загвязинский В.И. Методология и методика дидактического исследования. – М.: Педагогика, 1982
Загвязинский В.И. Методология и методика социально-педагогического исследования. – Тюмень,1995
Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. – М.; 2002
Куценко-Барскова Л.Б. Значение инновационного педагогического опыта в обновлении образовательного процесса// Вестник ЛОИРО. - №3. – с. 95 – 99
Методическое пособие «Проектная деятельность в учебном процессе» составители: Брыкова О.В., Громова Т.В., Салова И.Г., Санкт – Петербург, 2005 г
Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. / Под ред. Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. – с. 42.
Полат Е.С. Метод проектов: история и теория вопроса// Школьные технологии. – 2006. - №6 – с. 43 – 47
Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 192с.
Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.
Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.// Народное образование. – 1998.
Селевко Г.К. Технология саморазвития личности школьника. // Школьные технологии. – 1999. - №6.
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.
Сиденко А.С. Метод проектов: история и практика применения. //Завуч. – 2003. - №6.