Просмотр содержимого документа
«Проект урока Тема: Отношения «столько же», «больше», «меньше»»
Фокина Лидия Петровна Отношения «столько же», «больше», «меньше» Математика, 1 класс
Проект урока
Тема: Отношения «столько же», «больше», «меньше»
Проблема: как сравнивать группы предметов?
Цель: раскрытие смысла отношений «столько же», «больше», «меньше»
Задачи:
научить учащихся выявлять, не пользуясь счётом, в каких из двух групп предметов их больше (меньше) или поровну;
вовлечь всех учащихся в активную учебную деятельность;
развивать внимание, наблюдательность, зоркость.
Тип, вид урока: комбинированный
Планируемые результаты:
Личностные:
будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности; интерес к учебному труду; основные моральные нормы поведения;
получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; оценки жизненных ситуаций и поступков художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.
Метапредметные
Регулятивные:
научатся: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий;
получит возможность научиться: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
использовать в своей деятельности простейшие приборы.
Познавательные:
научится: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять поиск необходимой информации в разных источниках; понимать знаки, символы;
получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи: подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения; проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом; группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.
Коммуникативные:
научится: использовать в общении правила вежливости;
получит возможность научиться: строить понятные для партнёра высказывания; работать в паре
Формы обучения: фронтальная, парная, индивидуальная
Методы обучения: словесный, наглядный, практический
Основное содержание темы, понятия и термины: отношения «столько же», «больше», «меньше», «больше (меньше) на …»
Ресурсы: flash-игра «Игры с бегемотиками»; учебник: Математика, часть 1, 1 класс, авторы: Моро М. И., Волкова С. И., Степанова С. В.; рабочая тетрадь № 1: Математика, 1 класс, авторы: Моро М. И., Волкова С. И.; счётные палочки; лист с нарисованными кругами; демонстрационный материал «Солнышки»
Этап урока
Деятельность учителя
Деятельность учащихся
Методический приём
Текущий контроль
осуществляемые действия
формируемые умения
I этап.Организационный момент. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне
Проверка готовности класса к уроку. Эмоционально настраивает на урок.
- Ребята, вам тепло? В классе светло? Прозвенел для вас звонок? Уже закончился урок? Только начался урок? Хотите учиться? Значит можно садиться?
- Проверим готовность к уроку.
Приветствуют учителя.
Отвечают на вопросы учителя.
Организуют своё рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе.
Проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам, пробуждающим любознательность
Фронтальная беседа
Наблюдение учителя
II этап. Актуализация знаний. Цель: актуализация знаний учащихся
Учитель задаёт вопросы по слайдам, если дети не умеют читать
Учащиеся выполняют задания
Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи
Фронтальная и индивидуальная работа
Работа с flash-игрой «Игры с бегемотиками».
III этап. Постановка учебной задачи. Цель: предъявление проблемной ситуации
- Можно ли сразу сказать – не считая – кого больше?
IV этап. «Открытие нового знания» Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения
- Покажите как?
- Какую задачу поставим на сегодняшний урок?
Проводит физкультминутку.
Раз – подняться, потянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать.
Шесть – за парту тихо сесть.
- У каждого из вас есть счётные палочки. Предлагаю каждой паре, взять какое-то количество палочек (дети их не считают, берут пучком, у каждой пары счётные палочки разных цветов) и положить в одну кучку.
- Можно ли сейчас сразу ответить на вопрос, кто из вас положил счётных палочек больше, а кто меньше?
- В каких случаях мы не сможем ответить на вопрос сразу?
- Вам хочется узнать, кто из вас положил счётных палочек больше, а кто меньше?
- А как это сделать?
- Выполните это задание.
- Ребята, а как сделать так, чтобы у каждого из вас было одинаковое количество счётных палочек?
- Можно животных поставить парами.
Учащиеся ставят животных парами.
-Мы будем сравнивать предметы – не считая их.
Декламируют стихотворение, выполняя движения
- Нет нельзя
- В случаях, когда предметов много
- Да.
- Положить парами.
Дети выполняют задание и говорят, кто из них положил счётных палочек больше, а кто меньше.
- Я предлагаю Диме положить ещё три счётных палочки, чтобы было столько же, сколько и у меня.
- А я предлагаю Лене убрать две счётных палочки, чтобы у неё стало столько же, сколько и у меня.
Осуществляют анализ объектов. Используют наглядный материал для решения учебной задачи.
Выполняют упражнения для профилактики утомления.
Используют наглядный материал для решения учебной задачи. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте
Фронтальная, парная и индивидуальная работа
Работа с
flash-игрой «Игры с бегемотиками»
Наблюдения учителя
V этап. Первичное закрепление. Цель: проговаривание нового знания
с. 10
- Рассмотрите в учебнике рисунок 1.
Герои, какой сказки здесь нарисованы?
- Сравните количество домиков и количество поросят на рисунке.
- Рассмотрите рисунок 2.
- Какие геометрические фигуры изображены на нём?
- Что можно сказать о количестве красных треугольников и синих квадратов?
- Рассмотрите рисунок 3.
- Какие геометрические фигуры изображены на нём?
- Что можно сказать о количестве розовых и зелёных кругов?
- Докажите, что зелёных кругов больше.
- Как сделать количество кругов одинаковым?
с. 11
- Рассмотрите рисунок 1.
- О чём можно сказать: столько же? Больше? Меньше?
Проводит физкультминутку.
Поднимаем руки класс – это раз.
Повернулась голова – это два.
Руки вниз, вперёд смотри – это три.
Руки в стороны пошире развернули на четыре.
Самого себя обнять – это пять.
Всем ребятам дружно сесть – это шесть.
Громко крикнуть надо всем – это семь.
А когда мы скажем восемь –
Значит, тишины попросим.
Рассматривают сюжетные картинки в учебнике и отвечают на вопросы учителя.
- Добавить один розовый круг или убрать один зелёный.
Декламируют стихотворение, выполняя движения
Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых суждений об объекте.
Выполняют упражнения для профилактики утомления
Фронтальная беседа по учебнику (с. 10-11)
Работа по иллюстрациям учебника
Наблюдения учителя
VI этап. Самостоятельная работа. Самоанализ и самоконтроль. Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет
- Рассмотрите рисунок 1
- Какие листья изображены?
- Каких листьев меньше?
- На сколько меньше?
- Дорисуйте берёзовые листья так, чтобы их стало столько же, сколько дубовых.
- Как можно – не считая - проверить правильно ли вы выполнили задание?
- Проверьте себя.
- Рассмотрите рисунок 2
- Проследите, что изменяется?
- Можно ли сказать, что больших грибов столько же, сколько маленьких?
- Как можно показать, что маленьких грибов столько же, сколько и маленьких?
- Выполните это задание
- Раскрасьте шляпки грибов так, чтобы менялся ещё и их цвет
- Рассматривают иллюстрации в тетради и отвечают на вопросы учителя.
- Дубовые и берёзовые
- Берёзовых
- На три
Ребята выполняют задание.
- Соединить листья парами.
Самоконтроль
- Сначала идёт большой грибок, потом маленький
- Да
- Нет
- Соединить стрелками
Самостоятельная работа в рабочих тетрадях.
Взаимопроверка
Осуществляют анализ объектов. Строят рассуждения в форме связи простых рассуждений об объекте. Оценивают правильность выполнения действий на уровне адекватной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи
Практическая работа, самостоятельная работа. Используют наглядный материал для выполнения учебной задачи
Работа в печатной тетради.
Самостоятельная работа
VII этап. Рефлексия. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса
- Какую задачу мы перед собой ставили?
- Удалось ли нам решить поставленную задачу?
- Каким способом?
- Где можно применить новые знания?
- Возьмите листочки, на которых нарисованы круги. Представьте, во что они могли бы превратиться. Нарисуйте, превратив каждый круг в какой-нибудь предмет.
- Что у вас получилось?
- Почему вы нарисовали солнышко?
- Я тоже нарисовала солнышко. Кто считает, что он хорошо поработал на уроке? У кого радостное, солнечное настроение – прикрепите свои солнышки рядом с моим.
Формулируют полные ответы на вопросы.
Высказывают предположения
Дети рисуют.
Часы, цветок, солнышко …
- Потому что у меня весь урок было хорошее настроение.
Учащиеся выходят к доске, берут из коробки «солнышки» и прикрепляют их к доске.
Формулируют собственное мнение. Адекватно воспринимают качественную оценку своей работы
Обобщающая беседа
Развёрнутые ответы на вопросы
Используемые источники:
Гин С. И., Прокопенко И. Е. Первые дни в школе: Пособие для учителей первых классов. М.: Вита-Пресс, 2004, 80 с.
Моро М. И. Математика. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011, 127 с. (Школа России)
Моро М. И., Волкова С. И. Математика. Рабочая тетрадь. 1 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений в двух частях. Часть 1. М.: Просвещение, 2011 (Школа России)
Интернет источники для создания flash-игры «Игры с бегемотиками»