Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Известно, что нет в нашей великой и могущественной стране семьи, в которой не было бы жертв самой страшной из войн и где не чтили бы память героев Великой Отечественной войны. Из поколения в поколение передаются воспоминания участников войны, а фронтовые письма и боевые награды хранятся в семьях как самые дорогие реликвии.
Тема Великой Отечественной войны никогда не потеряет своей значимости. А героическая оборона Ленинграда составляет одну из самых славных и ярких страниц в истории нашей Родины. Почти 900 дней защиты осажденного Ленинграда навсегда останется в памяти нашего народа как пример мужества его жителей. За беспримерный подвиг во время Великой Отечественной войны ему присвоено почетное звание «Город – герой» и вручена медаль «Золотая Звезда». События того времени уже стали историей.
Особенно актуальна тема героической обороны Ленинграда в наши дни. Мир, на сегодняшний день, находится в нестабильном положении – на пороге развития новой войны. Против нашей страны ведется негласная холодная война. Европа и Америка пытаются навязать нам свое мнение и стереть с нашей памяти героизм наших прадедов. Недавний случай с нашей землячкой Камилей Валиевой в Олимпийских играх в Пекине – явный пример того, как пытаются сломать наш дух. Стремительный XXI век диктует свои законы, и люди порой забывают о тех нравственных ценностях, которые на протяжении истории России помогали нашему народу в трудные времена выстоять и победить. Нельзя не признать и тот факт, что патриотизм как таковой угасает с каждым новым поколением. А ведь он так необходим возрождающейся России.
27 января 2022, исполняется 77 лет со дня снятия Блокады Ленинграда - одного из самых страшных событий, которое длилось почти три с половиной года, а точнее, 872 дня! В честь этого дня в нашей школе была организована выставка. Я был впечатлен тем, что даже фотографии с тех дней наводят ужас. Моя классная руководительница Лидия Фаритовна провела классный час , посвященный блокаде Ленинграда. Но эту историю героизма невозможно разузнать за 45 минут, поэтому я решил глубже изучить историю блокады Ленинграда в годы Великой Отечественной войны. Я уверен, что ценность моей работы будет заключаться не только в пополнении собственного багажа знаний, но и в использовании материалов исследования на уроках истории, классных часах, беседах с учащимися.
Цели проекта:
Изучив материалы о блокадном Ленинграде, создать композицию на тему « Дорога жизни».
Задачи проекта:
1. Изучить из разных источников материалы на тему блокады Ленинграда во время ВОВ.
2. Создать композицию «Дорога жизни»
3. Содействовать воспитанию у молодого поколения чувства большего патриотизма к своей Родине, а также развитие интереса к истории страны.
Методы исследования:
- сбор информации;
- выполнение композиции;
- подготовка презентации;
- анализ и обобщение результатов.
Ленинградская блокада
Начало военных действий
22 июня 1941 года фашистская Германия, нарушив пакт о ненападении, вероломно напала на советскую землю. Целью нападения было уничтожение национальной государственности на востоке Европы и превращение народов, ее населявших, в рабов Гитлеровской Империи. Как только ступил сапог немецкого солдата на советскую землю, весь народ, от мала до велика, поднялся на борьбу с немецкими захватчиками. На всей территории, захваченной врагом, развернулась массовая борьба с оккупантами.
Войска Германской Империи шли по трем направлениям: группа армии «Юг» - наступала на Севастополь; группа армии «Центр» - на Москву; группа армии «Север» - на Ленинград.
В соответствии с планом «Барбаросса» группа армии «Север» должна была захватить Ленинград и перерезать пути сообщения с внешним миром. В этой директиве и в последующих приказах германского верховного главнокомандования особо подчеркивалось, что сначала должно произойти падение Ленинграда, а затем – нанесен удар на Москву. Позже был разработан оккупационный план по захвату города, который получил название «Ольденбург». Этот план включал в себя: полное истребление населения, сокращение численности людей путем голода, уменьшение количества людей в ходе ликвидации медицинского оборудования и обслуживания, уничтожение образованного населения, переселение людей в места, непригодные для жизни.
Наступление на Ленинград
Оборонные силы Ленинградского фронта, противостоявшие усиленной немецкой группировке войск, подвергались разгрому (Приложение 1). 8-я армия защищала западные подходы к Ленинграду, а ЛОГ попыталась заполнить войсками Красногвардейский район, хотя большая часть его 41-го стрелкового корпуса была наполовину окружена немцами на территории между Лугой и районом к югу от Красногвардейска.
В Прибалтике и на ленинградском направлении к середине июля 1941 г. продвижение германских войск фактически приостановилось. С одной стороны, это обусловливалось тем, что был создан заблаговременно оборонительный рубеж, и постепенно увеличивалось сопротивление советских войск, а с другой — фронт наступления группы армий «Север» все время возрастал. Однако 4 июля немцами был захвачен город Остров, а 9 июля был взят Псков. 19 июля наступление группы армий «Север» на рубеже реки Луга было остановлено. Тем самым советское командование выиграло время для создания более прочной обороны на подступах к Ленинграду и сосредоточения дополнительных сил на северо-западном направлении.
Овладение Таллинном позволило фон Леебу вновь активизировать наступление на Ленинград. В конце августа 1941 года немецкие войска подошли к пригородам северной столицы России, и даже руководство страны склонялось к мнению, что город будет оставлен Красной армией. 30 августа немцами была захвачена Мга и установлен контроль над последней магистралью, снабжающей город. Посёлок Мга — важнейший узел дорог, находящийся в 50 км к юго-востоку от Ленинграда и являющийся оперативным центром всей позиции к югу от Ладожского озера.
После этого 20-я моторизированная дивизия захватила Синявино, а на следующий день – Шлиссельбург. Стрелковая дивизия НКВД отошла к реке Нева, а 1-я отдельная горнострелковая бригада – на оборонительную линию восточнее Синявино. В коммюнике ОКВ было с радостью объявлено, что «железное кольцо вокруг Ленинграда сомкнулось», а это значило, что Ленинград оказался в блокаде.
Начало блокады Ленинграда
На начало блокады в Ленинграде находилось 2 млн 544 тыс. горожан, в том числе около 400 тысяч детей. В пригородных районах, попавших в блокадное кольцо, проживало еще около 343 тысяч человек. Общая численность гражданского населения на момент установления блокады достигала, таким образом, 3 млн человек.
Проведённый 11 сентября 1941 года переучёт продовольствия показал, что Ленинград обладает запасами зерна и муки на 35 дней, крупы и макарон – на 30, мяса – 33, жиров – на 45, сахара и кондитерских изделий – на 60 дней. Овощи и картофель практически отсутствовали. Перспективы подвоза продовольствия по Ладоге были неоднозначными.
С целью экономии существующих продовольственных запасов с первых дней сентября в Ленинграде вводятся карточки, нормы выдачи. С 1 октября рабочие и инженерно-технические работники ленинградских предприятий стали получать по 400 граммов, а все остальные – по 200 граммов хлеба в сутки. В целях сохранения норм выдачи хлеба населению при его выпечке стали добавлять всевозможные примеси, такие как солод, овес, жмых, целлюлоза. Резко сократились выдачи и других продуктов.
20 ноября 1941 года нормы выдачи были снижены, достигнув своего минимума: рабочие получали 250 граммов хлеба в день, все остальные – 125 граммов. В Ленинграде начался голод. Блокадная норма хлеба продолжала действовать до 25 декабря 1941 года.
В поисках продовольствия тысячи изможденных людей потянулись в окрестные пригороды, на поля. На территории сгоревших Бадаевских складов ленинградцы собирали пропитанную сахаром мерзлую землю и вываривая её, получали напиток, предназначенный в первую очередь детям. Чтобы заглушить невыносимое чувство голода, ленинградцы использовали в пищу столярный клей, глицерин. Наряду с резким увеличением случаев людоедства возросло также число фактов использования в пищу незахороненных человеческих трупов.
Хронология Ленинградской эвакуации
27.06.1941 г. – создание Ленинградской городской эвакуационной комиссии в составе 9 человек под руководством Б. М. Мотылева.
В тот же день была создана комиссия по размещению и эвакуации граждан, прибывающих в Ленинград из районов, оказавшихся под угрозой оккупации (Карелии, Прибалтики, позднее Ленинградской области). Председателем назначена Е. Т. Федорова.
28.06.1941 г. – Военный совет Северного фронта назначил своим уполномоченным по эвакуации председателя Ленгорисполкого П. С. Попкова.
29.06.1941 г. – решение Ленгорисполкома «О вывозе детей из Ленинграда в Ленинградскую и Ярославскую области». До 5 июля из города уходили эшелоны с детьми, многие из которых попали под обстрелы немецкой авиации. Около 170 тыс. детей были привезены обратно в город.
«Я не знаю, кому из руководителей пришла в голову такая дикая мысль – эвакуировать детей без родителей. Боже, я до сих под слышу крики на перроне вокзала, когда детей сажали в вагоны, а их матери оставались»
Э. Елина(Из своих воспоминаний)
27.08.1941 г. – Железнодорожное сообщение Ленинграда со страной прервано. Окончание первого этапа эвакуации.
По данным городской эвакокомиссии, в первый период из города вывезено около 488,7 тыс. ленинградцев и 147,5 тыс. жителей Прибалтики и Ленинградской области.
8.09.1941 г. – захват немцами Шлиссельбурга, начало блокады Ленинграда.
С середины сентября темпы эвакуации резко снизились – водным и воздушным транспортом на Большую землю было перевезено 104,7 тыс. человек, в том числе 36,7 тыс. ленинградцев.
22.11.1941 г. – начало функционирования ледовой трассы ВАД-101 (Дорога жизни)
3-8.12.1941 г. – короткая зимняя эвакуация, эшелонами до ст. Борисова Грива.
22.01.1942 г. – началась массовая эвакуация по льду Ладожского озера. Январь – вывезено 11 тыс. человек, февраль – около 117,5 тыс., март – около 222 тыс. Этот период эвакуации продолжался до 15 апреля, когда лед на Ладоге стал таять.
25.05.1942 г. – возобновление эвакуации, теперь водным путем через Кобоно-Кареджский порт. До августа 1942 г. Было вывезено около 432 тыс. ленинградцев. На этом этапе эвакуация была принудительной. Ее основной задачей было превращение Ленинграда в военный город с необходимым минимумом несамодеятельного населения.
1.11.1942 г. – массовая эвакуация из Ленинграда прекращена. В дальнейшем выезд разрешался лишь в исключительных случаях по особому указанию городской эвакуационной комиссии.
18.01.1943 г. – прорыв блокады Ленинграда. После этого в феврале было восстановлено железнодорожное сообщение с Большой землей, и поезда стали основным транспортом для эвакуируемых.
4.12.1943 г. – решением Ленгорисполкома Ленинградская городская эвакуационная комиссия была ликвидирована.
В апреле 1943 г. Комиссия подвела итоги своей деятельности: с 29 июня 1941 г. По 1 апреля 1943 г. Из Ленинграда было эвакуировано 1 743 129 человек, в том числе 1 448 338 ленинградцев, 147 291 жителей области, 147 500 жителей прибалтийских республик. С 1 апреля по 17 декабря 1943 г. Из города выехало около 20 тыс. человек
Суровая зима 1941/1942 годов
Жестокий голод усугублялся наступившими с конца ноября сильными морозами и почти полным отсутствием топлива и электроэнергии. Чтобы хоть как-то согреться, люди разбирали деревянные дома, жгли мебель, книги. К середине декабря 1941 года прекратилось транспортное движение, а в январе 1942 замерзли водопроводные и канализационные трубы и жители остались без воды. Подача электроэнергии прекратилась.
Начиная с декабря 1941 г. Ленинградским УНКВД стали фиксироваться случаи людоедства. За первую декаду месяца было зафиксировано 9 случаев, за две последующие недели – еще 13 случаев, в январе 1942 г. В целом по городу было отмечено в общей сложности 77 случаев каннибализма, а за первую декаду февраля уже 311.
По занесенному снегом городу потянулись многочисленные процессии: закутанные во все тёплое и потому бесформенные человеческие фигуры брели по улицам по направлению к кладбищам, волоча за собой детские саночки, фанерные листы с уложенными на них в самодельных гробах или зашитыми в простыни и одеяла покойниками.
По подсчётам только за первую блокадную зиму от голода погибли более 600 тыс. человек, а за январь и февраль 1942 г. – более 200 тысяч.
Дорога жизни
Единственной артерией, связывающей осаждённый Ленинград с большой землёй, стала начавшая действовать с сентября 1941 г. – водная летом и ледовая зимой – коммуникация по Ладожскому озеру. По ней, в осаждённый город из глубины страны направлялисьпополнения, продовольствие, боеприпасы, топливо и другие, необходимые материалы. (Приложение 2)
Пропускная способность этого пути осенью 1941 г. Была невелика. Сильные штормы на Ладоге и непрерывные вражеские бомбардировки срывали планы перевозок. Всего за два месяца осенней навигации в осаждённый город поступило 60 тыс. т различных грузов, в том числе 45 тыс. т продовольствия. Суда, добравшиеся до Ленинграда, выходили в обратный рейс с эвакуируемыми из города людьми, заводским оборудованием, произведения культуры и искусства.
В начале ноября 1941 г. Ударили морозы, и Ладожское озеро начало замерзать. Ледоколов на Ладоге не было, и на борьбу со льдом вышли вооруженные пилами пешнями и взрывчаткой моряки, пехотинцы и жители Новой Ладоги.
По распоряжению ГКО с октября 1941 г. Начинается подготовка к строительству на Ладоге ледовой дороги. На основании проведённых изысканий 19 ноября 1941 г. Военный Совет Ленинградского фронта подписывает приказ об организации зимней фронтовой автомобильной дороги по льду Ладожского озера, с общим грузооборотом в оба конца 2000 т в сутки.
Несмотря на тонкий лёд на Ладоге (к 20 ноября его толщина составляла всего 180 мм), продовольственная обстановка в Ленинграде не позволяла ждать. 21 ноября в осаждённый город были доставлены первые 63 т муки. Автомобильные перевозки в этот период осложняла хрупкость льда на Ладоге: двухтонные грузовики вынуждены были ехать с половинным грузом, и даже при такой осторожности несколько машин затонуло. Позже к грузовикам стали приклеплять сани – такой способ позволял уменьшить давление на лёд и увеличить количество груза, доставляемого за один рейс.
Кроме ледовой обстановки, положение с перевозками по Ладоге осложнялось еще и тем, что в этот период, в связи с потерей Тихвина, пришлось перенести базы снабжения Ленинграда на станции Заборье и Подборье, находившиеся на расстоянии свыше 300 км от восточного берега Ладожского озера.
С начала активного таяния льда в апреле 1942 г. фронтовая автомобильная дорога на Ладоге местами покрылась водой глубиной 30-40 см. Однако движение по Дороге жизни не прекращалось. Машины шли словно катера, поднимая вокруг себя волны. Лишь 24 апреля, когда ледовый покров претерпел серьёзные разрушения, Ладожскую ледовую трассу закрыли.
Попытки прорыва блокады
17 января 1942 года 2-я ударная армия генерала Клыкова пошла в наступление. (Приложение 3). Поддержанная авиацией, совершившей более 1500 вылетов, она наконец-то прорвала первую линию немецкой обороны на левом берегу реки Волхов, продвинулась на 5-10 км и создала условия, которые были благоприятны для развития успеха. Однако атакующие войска снова не сумели взять ключевые опорные пункты немецкой обороны, погода сильно ухудшилась, и наступление провалилось, понеся большие потери. 21 января, после короткой остановки, во время которой шла перегруппировка войск и пополнение свежими силами, 2-я УА возобновила свои атаки.
Наступление 2-й ударной армии на Любань создало серьёзную опасность для немецкой обороны, угрожая отрезать 1-й армейский корпус от остальных войск 18-й армии, уничтожить его и открыть советским войскам дорогу на Ленинград.
Согласно плану Ворошилова 2-я УА должна была нанести удар на северо-запад на Любань силами ударной группы, состоявшей из пяти стрелковых дивизий, одной кавалерийской и двух стрелковых бригад, усиленных танками и артиллерией. Ударная группа должна была перерезать линию железной дороги Ленинград – Любань, соединиться с 54-й армией И.И. Федюнинского и окружить и уничтожить немцев в районе Любани и Чудова.
В условиях весенней распутицы все операции были парализованы, и Ленинградскому и Волховскому фронтам ничего не оставалось, как в конце апреля прекратить свое наступление, зарыться в землю и ждать наступления более благоприятных погодных условий для возобновления наступления и спасения 2-й УА.
Прорыв блокады Ленинграда
План наступательной операции советских войск по прорыву блокады Ленинграда (кодовое название – операция «Искра») был утвержден Ставкой ВГК 28 декабря 1942 г. (Приложение 4). Он предполагал согласованными ударами Ленинградского и Волховского фронтов навстречу друг другу разгромить шлиссельбургско-синявинскую группировку 18-й полевой армии из состава немецкой группы армий «Север» и восстановить сухопутную связь Ленинграда с Большой землёй.
Наступление советских войск началось 12 января 1943 г. в 9 ч 30 мин.
После мощной артиллерийской и авиационной подготовки стрелковые дивизии первого эшелона 67-й армии Ленинградского фронта форсировали Неву и нанесли удар на восточном направлении. По приказу командующего 67-й армией второй эшелон 86-й стрелковой дивизии был перегруппирован в полосу 136-й стрелковой дивизии, где он переправился через Неву и развернулся для наступления на Шлиссельбург. На встречу Ленинградскому фронту с востока пробивалась 2-я ударная армия Волховского фронта, дивизии которой в первый день операции продвинулись на 3 км.
В ночь на 14 января по четырём переправам, наведенным сапёрами, на захваченный плацдарм переправились войско второго эшелона, введённые в бой с утра этого дня. К ночи 15 января ударные группировки советских фронтов отделяли друг от друга 4 км. Продолжавшиеся ещё два дня ожесточённые бои по прорыву блокады завершились 18 января 1943 г., когда войска двух советских фронтов соединились в районах рабочих посёлков №1 и №5. Блокада Ленинграда была прорвана.
Прорвав блокаду, войска 67-й и 2-й УА развернули фронт в сторону Синявинских высот и попытались продолжить наступление в южном направлении. Однако попытки расширить полосу прорыва до планируемых 18 км оказались безуспешными. Поэтому 30 января 1943 г. операция «Искра» была прекращена. Советские потери в ходе прорыва блокады Ленинграда составили 115 тыс. солдат и офицеров, в том числе 34 тыс. человек безвозвратно.
И только 27 января 1944 года была снята блокада.
Практическая часть
Для того, чтобы создать композицию, мне потребовались картонная коробка, монтажная пена, зубочистки и китайские палочки, клей, игрушечные наборы, ткань для одежды и мешков, искуственный снег.
1. Я нарисовал эскизы будущей композиций. По этим эскизам и приступил к работе.
2 . Подготовил основание, обшил его. С помощью родителей залил монтажной пеной.
3. Подготовил игрушки и отдельные детали, склеил их.
4 . В конце собрал элементы воедино и задекорировал искуственным снегом.
Заключение
В ходе проектной работы я узнал очень многое из истории нашей Родины, о героической блокаде города Ленинграда; почему дали название «Дорога жизни» основной транспортной магистрали, соединяющей Ленинград с другими территориями СССР. Создав сюжетную композицию, проникся тяжестью жизни в блокаде.Научился добывать и перерабатывать информацию из разных источников.
Но в будущем я хочу продолжить работу над этой темой, расширить полученные знания и добавить в композицию новые эпизоды.
Прошло 75 лет с момента окончания Великой Отечественной войны, но это ее до сих пор не затихает в людских душах. Мы не имеем права забыть ужасы этой войны, чтобы они не повторялись вновь. Мы не имеем права забыть тех, кто погиб ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны все помнить. Мы обязаны помнить советских воинов и знаменательные события военной истории Отечества.
Список литературы
Блокадная книга А.Адамович, Д.Гранин. ”Советский Писатель”.,1982 г.,стр.,166