kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Мой край - чудесный край "

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка посвящена преподаванию краеведения в школе.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Мой край - чудесный край "»


МБОУ «ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ШКОЛА CЕЛА СТАРАЯ ТОПОВКА» КРАСНОАРМЕЙСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ



«Летопись родного

края: село Старая

Топовка»



исследовательская работа




ученик 3 класса

Чиботарь Артём

Руководитель:

Иванова Елена Николаевна







село Старая Топовка


Титульный лист


XXI областной заочный конкурс исследовательских краеведческих работ обучающихся «ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России»



Номинация «Летопись родного края»___



Красноармейский

________________________________________

наименование муниципального района


МБОУ «ООШ села Старая Топовка»

______________________________________________________________

наименование муниципальной образовательной организации


"Летопись родного края : село Старая Топовка»


(наименование работы)





Автор:

Чиботарь Артём

__________________________ ,

обучающийся

3- го класса

_____________________

Научный

руководитель:

Иванова Елена Николаевна ,

учитель

начальных классов

__________________________


Саратов – 2019


СОДЕРЖАНИЕ


  1. Пояснительная записка

2. Летопись в названиях села

3. История жизни села в его названиях

4. Заключение

5. Приложения

6. Список использованной литературы























  1. Пояснительная записка


Родина… Для каждого из нас это слово священно. Произнося его, мы, прежде всего, представляем не огромные просторы России, а то место, где родился и вырос, где находится отчий дом.

В истории любого города, поселка, деревни немало славных страниц, написанных вместе с историей страны, которую мы узнаем из летописей.

Летопись – погодная запись исторических событий, производимая современником. Каждая из них начинается словами: «в лето» - отсюда название – летопись.

Слова «летопись» и «летописец» были синонимами, но летописцем мог называться также и сам составитель произведения (например, летописец Нестор). Как настоящие историки, летописцы стремились как можно точнее рассказать обо всем, что происходило в стране. Чтобы составить краткий и точный рассказ, летописцам приходилось быть в самой гуще событий. Они сражались «подле стремени» своего князя, участвовали в походах и осадах городов, принимали участие в мирских делах.

Но летописец должен был рассказать и о тех событиях, свидетелем которых он не был, поэтому в летописи включались и рассказы других лиц, и даже легенды и предания.

Начиная новую летопись, летописец очень бережно относился к тому, что было сделано его предшественниками. Когда удавалось дополнить и уточнить описания событий прошлых лет, они добавлялись к уже имевшимся под соответствующим годом записям. Чтобы подтвердить верность написанного, в текст летописи включались различные документы: договоры, завещания, письма. При этом он не боялся выразить и свое отношение к включаемым материалам. Составляли летописи, как правило, ученые монахи.

Каждый век, каждое поколение людей что-то открывает и познает на Земле, что-то создает на ней. Понятно, что всё открытое и созданное человеком получает от него и своё имя-название. В результате от каждой прошедшей эпохи в наследство последующим поколениям остаются не только открытые в эту эпоху земли, построенные её людьми города и села, но и их имена. Поэтому географические названия, существующие сейчас, оказываются очень разными по времени своего возникновения. Среди них есть древнейшие, появившиеся в далёкие, дописьменные времена. Очень много и таких, которые возникают и утверждаются буквально на наших глазах.

Как же жизнь народа отражается в его языке? В разных языках это происходит по-разному. А как в русском? Какие слова язык «отбирает» для названий, из каких сфер жизни человека? Какие названия улиц и подворий донесли до нас истории родной земли? Эти вопросы мы поставили перед собой, но больше всего нас заинтересовали названия объектов села, вошедшие в летопись родного края. Мы поняли, что первый этап в изучении летописи родного края – это запись названий объектов. Её можно проводить по определенным вопросникам. Был, составил вопросник:

  1. Что известно о происхождении нашего села и его названии (по документам, рассказам)?

  2. Как называются близлежащие поля, леса, луга? Почему они так названы?

  3. Какие названия носят местные речки, озера, болота?

  4. Какие названия отражают события гражданской войны? Великой Отечественной войны? Что вы знаете об этих событиях и людях, участвовавших в них?


  1. Летопись в названиях села

1.Принципы называния

Есть несколько принципов называния. Одни из них являются более, другие – менее распространенными. Города и населенные пункты (села, деревни), например, чаще всего назывались и называются по фамилиям или именам людей. В древности это были владельцы сел, деревень, основатели городов, как правило, князья. В наше время города и населенные пункты получают названия по фамилиям выдающихся людей, ставших славой науки, искусства. Второй, довольно активный принцип номинации – по физико – географическим особенностям той местности, где находится население. До Октябрьской революции населенный пункт получал название по церкви, которая была воздвигнута в нем. Часто города и села получают имена рек, на которых они основаны.

Если провести анализ, как и почему было названо данное место, можно очень много узнать из истории родного края

В русской топонимике есть несколько принципов номинации, т. е. называния. Одни из них являются более, другие — менее распространенными. Города и населенные пункты (села, деревни), например, чаще всего назывались и называются по фамилиям или именам людей. В древности это были владельцы сел, деревень, основатели городов, как правило, князья. В наше время города и населенные пункты получают названия по фамилиям выдающихся людей, ставших славой науки, искусства. Второй, довольно активный принцип номинации — по физико-географическим особенностям той местности, где находится селение. До Октябрьской революции населенный пункт получал название по церкви, которая была воздвигнута в нем. Часто города и села получают имена рек, на которых они основаны.

Называние возникает по-разному, в зависимости от времени, места и условий, где находится объект, которому надо дать имя.

2. Страницы летописи

Полистаем страницы летописи родного края. Интересная история возникновения есть и у нашего села Старая Топовка. Первое поселение возникло более 300 лет назад из крепостных крестьян, бежавших от населения помещиков из центральных губерний России. Скрываясь от преследования, они выбрали для своего поселения глухой овраг, заросший лесом. В низине была речушка, питавшаяся многочисленными родниками , что создавало в низких местах топи, зыбкость, заболоченность. Здесь, на границе водораздела Саратовской и Волгоградской областей , заканчивается Приволжская возвышенность, покрытая дубовым лесом и переходит увалы, с которых сбегают многочисленные ручейки, образующие реки Голый Карамыш, которая впадает в Медведицу, а та , в свою очередь, несёт свои чистые воды в Дон .Вблизи речушек , которые образуются от обилия родниковой воды, и поселились будущие жители и наши предки села Старая Топовка! Так и появилось название села Топовка.

3. События гражданской и ВОВ войны. Почему же сейчас наше село имеет название Старая Топовка. Оказывается , что в 1843 году, когда часть крестьян из села Старая Топовка переселилась на новое место жительство - на северную опушку леса оно протянулось на 5 км. И крестьяне назвали его Новая Топовка. Это живописное место облюбовал барин из Саратовской губернии. И так Новая Топовка стала красивейшей барской Усадьбой состоящей из двух садов и чистейшего пруда. Так же там проживали, крестьяне возделывали земли. Но после ВОВ село распалось люди, перебрались в ближайшие сёла- колхозы.

Наше же село получило название Старая т.к дало жизнь Новой Топовке ! Это название осталось до наших дней !!!

Очень живописная местность в нашем селе таит много интересного. Например: овраги носили имена тех, кто близко к ним жил: Яшкин, Цыганов, Шилов и т.д.

Леса сохранились виде островков , каждый из них имеет своё название . Лесок имеющий круглую форму в народе называется « Круглый». Местный кузнец когда-то жёг, уголь для горна теперь этот лес называют «Кузничий». А также островки лесов получали название по виду деревьев, которые там растут. Липовый лес, Дубровочка (растут дубки),Ёлочки обычно там собирают грибы…Банновский порубь , говорят ,что там когда-то рубили лес крестьяне из села Банновка . В небольшом лесочке , что стоит с восточной стороны села, когда-то побывали художники « богомазы» . С тех пор лесок и речку, которая протекает рядышком называют Богомазихой. Лизякин лес по преданию, назван в честь жены барина. Больничный лес там в советские времена находилась больница , а рядом детский дом.

А ещё наше село в дни революции поделилось как бы на три части: «Хуторская», «Ворошиловоская» , «Партизанская» и с тех про жителе друг друга называют по месту нахождения дома: Хуторяне, Ворошиловцы и Партизаны! И по воспоминаниям наших родителей было два больших пруда, куда жители ходили купаться «Ворошиловский» и «Партизанский» пруды.

4. Основная часть земли принадлежала одному помещику Борелю и ближние леса тоже были его и также мельницы. В 1900 году Старая Топовка имела около 600 дворов и 1800 жителей. Жизнь была, тяжёлой много было бедных крестьян, которые за корку хлеба работали на помещика.

После революции 1917 года по воспоминаниям сторожил села солдаты, создали в селе комитет бедноты, женсовет, отстранили староста – богача и взяли правление в свои руки.

Но, несмотря на то, что теперь малые земли давали всем крестьянам, обрабатывать их им было нечем. И крестьяне сдавали сои земли в аренду кулакам и нанимались к ним на свои же земли батраками!

1918- 1919 годы гражданская война захватила и Старую Топовку. В селе подняли головы кулаки. Была устроена настоящая расправа над коммунистами. Расстрелявших коммунистов строивших новую жизнь похоронили в братской могиле.

В последствии на этом месте воздвигли памятник « За власть советов» он был сначала из деревянный , а затем выложен из камня и кирпича пионеры посадили там цветы и несли почётные караулы. В наше время памятник не забыт там добавили надгробье с фамилиями и именами, погибшими в дни революции и в ВОВ. Все жители села с теплотой души оберегают это священное место. Школьники устраивают регулярные субботники. А также в памятные дни несут почетный караул !

Постепенно мирная жизнь в Старой Топовке стала налаживаться. В 1953 году произошло новое объединение колхозов в один имени Г. М. Маленкова. Хозяйства колхоза увеличивалось: строились фермы . В 1956 году приступили к осуществлению проекта злектрофикация села Старая Топовка по воспоминания сторожил перед октябрьскими праздниками в домах появилось электричество

Сейчас в нашем селе в здании школы есть «Комната боевой славы», куда охотно приходят жители, и гости нашего села. Чтобы вспомнить былое время и узнать для себя, что новое!


3.Заключение


Любое географическое название исторично и является памятников культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и в названиях — названиях городов, сел, улиц и площадей, рек, морей и гор. Даже самое современное название со временем приобретает исторический характер.

Таким образом, мы поняли, что, знакомясь с летописью родного края, можно узнать историю того места, где родился, название села, улицы, на которой живёшь.

Ведь нет ничего интереснее, чем история наших предков. Ещё А.С.Пушкин сказал: «Клянусь честью, ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков».















Приложение


РОДНОЕ СЕЛО


Средь холмов, средь оврагов и логов

Затерялось родное село.

В стороне центральной дороги

Старой Топовкой клича его.


Живописнее нет местечка:

Здесь и лес и поляны цветут.

Затрепещет в волненье сердечко,

Коль увидишь сию красоту.


И нигде нет Топовки краше

Для людей кое здесь родились.

Хоть и малое это селенье,

Только здесь продолжается жизнь!!!





Автор: Екатерина Николаевна Апельганс, жительница села Старая Топовка











Список использованной литературы

1. Шах­ма­тов А. А. Ра­зы­ска­ния о древ­ней­ших рус­ских ле­то­пис­ных сво­дах. СПб., 1908;

2. Саратов 2013 г. Информационно – издательский дом ВИКО ИП Кошкина В.А. «Красноармейск – судьба моя»

3. Саратов ООО « Приволжское издательство» 2006 г. Василий Васильевич Подставин « Село, которого нет на карте»

4. Топовская сельская библиотека Красноармейского МУК «МЦБ» Саратовской области 2010 год. Апельганс Е.Н.«Добрые стихи»










































































Заявка на участие

в XXI областном заочном конкурсе

исследовательских краеведческих работ обучающихся

«ОТЕЧЕСТВО. Саратовский край в истории России»


Номинация

«Летопись родного края»

______________________________________________________


1.Муниципальное образование


Красноармейское

____________________________________


2. Фамилия, имя, отчество участника:

Чиботарь Артём Георгиевич

______________________________________

3. Возраст (число, месяц, год рождения), количество полных

лет) 16.05.2011 года__8 лет_

4.Название работы

«Летопись родного края: село Старая Топовка»

__________________________________________

5.Образовательная организация (полное наименование) Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

« Основная общеобразовательная школа села Старая Топовка»

6. Почтовый и электронный адрес учреждения (обязательно)

412835, село Старая Топовка ул.Школьная,9, Красноармейский район Саратовская область. k[email protected]

7. Фамилия, имя, отчество педагога:

Иванова Елена Николаевна

_______________________________

8. Контактная информация педагога (телефон, электронный адрес) 89173080460 vorotnikova-04@ mail.ru


Подпись руководителя организации, печать

В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 152-ФЗ «О персональных данных» оформление заявки для участия в конкурсе является согласием на обработку ваших персональных данных. Сбор информации производится в целях организации, проведения, подведения итогов конкурса, а также размещения их на сайте ГБУ СОДО «ОЦЭКИТ».

Подпись участника (законного представителя)

Подпись руководителя организации, печать


Дата «_05___» 11.2019 г.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Мой край - чудесный край "

Автор: Иванова Елена Николаевна

Дата: 20.11.2020

Номер свидетельства: 563921

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(78) "Творческий проект «Пословицы и поговорки»"
    ["seo_title"] => string(44) "tvorchieskii-proiekt-poslovitsy-i-poghovorki"
    ["file_id"] => string(6) "273730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1452263433"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Разработка классного часа по теме "Край мой - гордость моя""
    ["seo_title"] => string(60) "razrabotka_klassnogho_chasa_po_tiemie_krai_moi_ghordost_moia"
    ["file_id"] => string(6) "402158"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1490113384"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Социально- краеведческий проект "Знатоки улиц родного города""
    ["seo_title"] => string(60) "sotsialnokraieviedchieskiiproiektznatokiulitsrodnoghoghoroda"
    ["file_id"] => string(6) "313027"
    ["category_seo"] => string(21) "doshkolnoeObrazovanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1459426636"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(25) "Мой Президент"
    ["seo_title"] => string(15) "moi_priezidient"
    ["file_id"] => string(6) "428185"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1505401387"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) ""Нам в конфликтах жить нельзя-возьмёмся за руки, друзья!" "
    ["seo_title"] => string(59) "nam-v-konfliktakh-zhit-niel-zia-voz-miomsia-za-ruki-druz-ia"
    ["file_id"] => string(6) "118492"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1413146213"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства