kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Проект "Как повысить скорость чтения?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проект "Как повысить скорость чтения?"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Проект "Как повысить скорость чтения?"»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 1»












ПРОЕКТ:

«Как повысить скорость чтения?»















Исполнитель: Хузин Никита Станиславович,

ученик 3 «В» класса.


Руководитель: Ядрышникова Марина Сергеевна

учитель начальных классов







Кировград

2020

Содержание:

Введение…………………………………………………………………….……3

Основная часть …………………………………………………………………4

Практическая часть…………………………………………………………….6

Заключение……………………………………………………………………….8

Список источники……………………………………………………………….9

Приложение……………………………………………………………….…….10

Введение

Актуальность темы заключается в том, что современная школьная программа достаточно трудна. Умение читать очень важно, ведь именно чтение - основное занятие на всех уроках, а также во время выполнения домашнего задания.

Проблема исследования: низкая техника чтения, нежелание читать больше.

Цель исследования: повысить скорость чтения за ограниченный промежуток времени на 20-30 слов;

Задачи исследования:

- изучить доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие младшего школьника;

- провести стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;

- подобрать и апробировать упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;

- сделать анализ;

- сформулировать выводы и рекомендации.

Объект исследования: чтение.

Предмет исследования: скорость чтения.

Гипотеза: если систематически выполнять комплекс специальных упражнений, то нам удастся повысить скорость чтения за 2 недели примерно на 10-20 слов.

Основная часть.

«Чтение» - один из важнейших видов речевой деятельности и тесно связанный как с произношением, так и с пониманием речи.

Навык чтения – это прежде всего умение понимать смысл текста, правильно прочитывать слова, читать выразительно, ориентируясь на знаки препинания и содержание, не забывая и о темпе чтения. В целом навык чтения складывается из двух сторон: смысловой и технической.

Под главной смысловой стороной чтения понимают, что читатель понимает слова, употреблённые в прямом и переносном смысле, понимает содержание отдельных глав и абзацев.

В техническую сторону чтения входит несколько составляющих:

- во-первых, правильность чтения, т.е. умение прочитывать правильно слова без искажений, замены или перестановки букв, слогов, слов;

- во-вторых, умение понимать содержание текста, его смысл;

- в-третьих, выразительность – умение эмоционально передать читаемое, соблюдая знаки препинания автора и понимая их смысл;

- в-четвёртых, это способ чтения.

Различают четыре способа чтения:

1) побуквенный;

2) слоговой;

3) плавный слоговой с прочтением целыми словами,

4) чтение целыми словами;

- в-пятых, это темп чтения, т.е. скорость прочитывания слов в минуту.

Навык чтения требует длительного времени для своего формирования.

Отмечают четыре стороны навыка чтения: правильность, сознательность, беглость, выразительность.

Под правильностью чтения понимается плавное чтение без искажений, влияющих на смысл читаемого.

Как показывает школьная практика, учащиеся чаще искажают те слова, смысла которых они не понимают. В целях предупреждения ошибок целесообразно:

а) выяснение перед чтением лексического значения слов, без понимания смысла которых восприятие текста затруднено,

б) предварительное послоговое прочтение слов, имеющих сложный слоговой или морфемный состав,

в) создание на уроке обстановки для внимательного чтения текста,

г) предварительное чтение текста про себя,

д) в целях осознания содержания и подготовки к чтению вслух систематический контроль со стороны учителя за чтением учащихся с учетом их индивидуальных особенностей,

е) методически верное исправление ошибки в зависимости от ее характера (например, ошибку в окончаниях слов учитель может исправить, не прерывая чтение ученика; ошибку, в результате которой исказился смысл предложения, учитель исправляет, используя прием повторного чтения).

«Скорость чтения» – это беглость чтения, обусловливающая понимание прочитанного.

Быстрота чтения вне связи с пониманием читаемого жизненно не оправдана. Проверяя беглость чтения, учитель учитывает сложность текста, а также правильность и сознательность чтения.

На развитие скорости чтения положительное влияние оказывает также характер заданий, которые необходимо выполнить, работая над текстом. Задания должны побуждать к перечитыванию текста в целях более осознанного его восприятия. Выполнение таких заданий одновременно является и упражнением в чтении.

Особого внимания заслуживает развитие у учащихся умения читать про себя.

Упражнения:

  • Чтение отрывков с разным темпом: медленно, быстро, плавно, протяжно;

  • Чтение отрывков на время;

  • Чтение отрывков на определенное время, заранее известное детям.

  • Практическая часть

Всю экспериментальную часть я разделил на три этапа: стартовая диагностика, экспериментальная и итоговая диагностика.

На этапе стартовой диагностики передо мной стояло 2 задачи:

- выяснить существует ли необходимость читать с большой скоростью;

- определить свою скорость чтения и понимание прочитанного.

Я взял количество слов в одном из параграфов учебников 3 класса и проверил, сколько времени необходимо на выполнение домашнего задания. Данные представлены в Таблицах 1.

Чтобы добиться результата, нужна система занятий. На втором этапе мы ежедневно выполняли комплекс упражнений, продолжительность каждого занятия составляла 25 минут. Данные экспериментальной диагностики отражены в Таблице 2.

Задачей этого этапа было, используя разные упражнения, понять какие из них помогают быстрее и качественнее читать.

Ежедневно, после троекратного повторного чтения того же текста мы записывали горизонт увеличения скорости чтения на ближайшие дни.

Выполняли упражнения, используя предлагаемые правила чтения, помогающие быстрее находить информацию и лучше ее запоминать.

Выполняли, чередуя упражнения:

-на развитие внимания («Найди спрятанные слова», «Зачеркни разными способами», «Найди лишнее»);

-на развитие мышления («Поиск закономерностей», «Найди пару»);

-на тренировку памяти («Запомни и покажи»);

- чтение текста с картинками. Приложение 1

- чтение верхней части букв. Приложение 2

- чтение строк на скорость. Приложение 3

- чтение текста из перемешавшихся букв. Приложение 4

- чтение перевёрнутого текста. Приложение 5


- чтение текста через «решётку». Приложение 6

Кроме всего этого, ежедневно на ночь мы читали не менее 2- 3 страниц печатного текста.

На этапе итоговой диагностики мы ставили себе задачей измерить скорость чтения текста участников после выполнения всех тренировочных упражнений.

Был предложен один и тот же текст - для чтения вслух. После прочтения мы отвечали на 4 вопроса не только по содержанию, но и на понимание. Результаты зафиксированы в Таблицах 3.

Заключение

Работа над техникой чтения - процесс достаточно длительный и требующий больших усилий, часто непривлекательный для ученика. Успешность развития скорости осознанного чтения для нас была связана с удачным подбором упражнений для её тренировки.

Проведенные диагностические и контрольные срезы чтения позволили сделать следующие выводы:

-скорость чтения нужно повышать, так как объём материала значительно увеличивается;

-на эффективность работы влияют личные психофизические, логопедические особенности;

- скорость чтения при использовании упражнений увеличилась примерно на 10 - 20 слов;

- повысилось качество понимания прочитанного и правильность чтения.

Задачи исследования достигнуты. Мы:

- изучили доступную литературу, рассказывающую о влиянии скорости чтения на развитие младшего школьника;

- провели стартовую и итоговую диагностику по выявлению первоначальной и конечной скорости чтения;

- подобрали и апробировали упражнения, способствующие эффективному развитию скорости чтения;

- сделали анализ;

- сформулировали выводы и рекомендации.

Цель исследования достигнута, гипотеза работы подтвердилась.

Список источников:

  1. Андреев О.А., Хромов Л.Н. Техника быстрого чтения.- Мн. Университетское: 2007.-224с.

  2. Зотов С. Г., Зотова М. А.. Повышение скорости чтения. Издание
    шестое. Феникс. 2013 г.

  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. 4-е издание, дополненное. Москва. 2010 г.

Интернет – ресурсы:

  1. Сообщество взаимопомощи учителей - http://www.pedsovet.su

  2. Социальная сеть работников образования «Наша сеть» - http://www.nsportal.ru

  3. Тренировка скорости чтения - http ://www. skorochtenie.info/



Количество слов в параграфе

Скорость чтения

Время, затраченное на чтение (мин)

Время, затраченное на пересказ (мин)

Время, затраченное на устные ответы на вопросы (мин)

Общее время работы с текстом (мин)

Никита Х.

344 слов

119 слов/

мин

3 мин.

5 мин.

3 мин.

11 мин.

Дарья Г.

90 слов/мин

4 мин

8 мин

5 мин

17 мин

Таблица 1.


Таблица 2.

ФИ участника

Кол-во минут в день

Продолжительность/дней

1 день/ слов в минуту

2 день / слов в минуту

3 день/ слов в минуту

4 день/ слов в минуту

5 день/ слов в минуту

6 день/ слов в минуту

7 день/ слов в минуту

8 день/ слов в минуту

9 день/ слов в минуту

10 день/ слов в минуту

Никита Х.

25

10

119

119

121

123

124

126

128

128

134

136

Дарья Г.

25

10

90

90

92

94

94

97

98

100

100

103








Количество слов в параграфе

Скорость чтения

Время, затраченное на чтение (мин)

Время, затраченное на пересказ (мин)

Время, затраченное на устные ответы на вопросы (мин)

Общее время работы с текстом (мин)

Никита Х.

344 слов

136 слов/

мин

2,5 мин.

3,5 мин.

3 мин.

9 мин.

Дарья Г.

103 слова/мин

3,5 мин

7,5 мин

4,5 мин

15,5 мин

Таблица 3.

Приложение 1


Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4

Приложение 5

Приложение 6


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Проект "Как повысить скорость чтения?"

Автор: Марина Сергеевна Ядрышникова

Дата: 04.06.2023

Номер свидетельства: 633094

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Методическая разработка на тему «Использование кейс-технологий на уроках внеклассного чтения во 2 классе» "
    ["seo_title"] => string(120) "mietodichieskaia-razrabotka-na-tiemu-ispol-zovaniie-kieis-tiekhnologhii-na-urokakh-vnieklassnogho-chtieniia-vo-2-klassie"
    ["file_id"] => string(6) "207740"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1430635201"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "отчёт по самообразованию «Использование ИКТ в начальной школе, как средство повышения познавательной активности младших школьников». "
    ["seo_title"] => string(143) "otchiot-po-samoobrazovaniiu-ispol-zovaniie-ikt-v-nachal-noi-shkolie-kak-sriedstvo-povyshieniia-poznavatiel-noi-aktivnosti-mladshikh-shkol-nikov"
    ["file_id"] => string(6) "131279"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1416133611"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(191) "Применение информационно-коммуникационных технологий для диагностики и развития одаренности учащихся"
    ["seo_title"] => string(117) "primienieniie_informatsionno_kommunikatsionnykh_tiekhnologii_dlia_diagnostiki_i_razvitiia_odariennosti_uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "343602"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1473776479"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства