Просмотр содержимого документа
«Проект "Ёлочка живи"»
Отдел образования
Клинцовской городской администрации
Муниципальный конкурс
исследовательских и проектных работ
обучающихся начальных классов
«ЮНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬ»
Направление «Человек и природа»
Экологический проект - акция
«Ёлочка, живи!»
Исполнители:
Веремеенко Захар,
Чигиринов Матвей,
Шеин Иван,
Лукашов Николай,
Арсентьева Диана
ученики 3 класса
МБОУ – Ардонская СОШ
Руководитель:
Лукашева Наталья Петровна,
учитель начальных классов
МБОУ - Ардонская СОШ
Клинцы 2017 г.
АННОТАЦИЯ
Проект о том, как привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сохранения елей в период новогодних праздников.
Современные проблемы взаимоотношений человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения у людей, начиная с детского возраста, повышения их экологической грамотности и приобщение к экологической культуре. В этот период закладываются основы личностной культуры. Проект ориентирован на детей школьного возраста.
Оглавление
Введение………………………………………………… 3
Основная часть…………………………………………. 4 - 5
Заключение……………………………………………… 6
Библиографический список…………………………….7
Приложения……………………………………………… 8 -11
Введение
Актуальность
От предновогодней вырубки ежегодно страдают миллионы ёлочек. Рубят деревья браконьеры, выбирая самые лучшие - пушистые и раскидистые, не думая, что не только дерево лишается жизни, но и многочисленные обитатели теряют свой зимний приют и пищу. Каждый год после новогодних праздников мы наблюдаем картину, как около мусорных баков валяются ёлочки, которые только недавно украшали наши дома и радовали детей. Мы задумались: а могут ли дети помочь лесным красавицам изменить ситуацию? Поэтому мы решили до наступления новогодних праздников привлечь внимание детей, родителей, жителей нашего села к этой проблеме – сохранения лесных красавиц. Так возникла идея разработки и реализации проекта «Ёлочка, живи!»
Тип проекта: экологический проект - акция
Предмет исследования: человек и природа
Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чтение, технология, изобразительное искусство
Проблема: как сохранить лесную красавицу и дать ей « вторую жизнь»
Цель проекта: привлечь внимание учащихся и их родителей к проблеме сохранения елей в период новогодних праздников.
Задачи:
- изучить имеющуюся литературу о хвойных деревьях с целью сбора информации о ели;
- провести анкетирование, с целью узнать, какую ель ставят родители учащихся начальной школы у себя в домах на новогодние праздники;
- подготовить информационные листовки и распространить их среди учащихся школы и других жителей села;
- смастерить ёлочки своими руками;
- смастерить книжки-малышки;
Методы и приёмы: 1. Сбор информации. 2. Работа с литературой.
3. Обработка собранной информации.
4.Практическая работа
5.Творческая работа
Продолжительность: с 1 декабря 2016 г. по 12 января 2017 г.
Продукт проекта: плакаты и листовки в защиту ёлочки, книжки - малышки, творческие поделки «Ёлочка своими руками», макет«В лесу», буклет, классный час «Сбережём лесную красавицу!», презентация проекта «Ёлочка, живи!».
Основная часть
Реализация проекта.
1.Подготовительный этап.
В первый организационный день мы предложили тему проекта: «Ёлочка, живи!», сформировали проблему: как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь». Поставили перед собой задачи:
- изучить имеющуюся литературу о хвойных деревьях с целью сбора информации о ели;
- провести анкетирование, с целью узнать, какую ель ставят родители учащихся начальной школы у себя в домах на новогодние праздники;
- подготовить информационные листовки и распространить их среди учащихся школы и других жителей села;
-смастерить ёлочки своими руками
- смастерить книжки-малышки;
На этом этапе, по желанию, скомплектовали группы. Каждый ученик выбрал определенную сферу деятельности.
2 этап. Основной этап. Практический
В ходе реализации проекта нами был проведен социологический опрос среди родителей начальной школы. Цель: выяснить, как люди относятся к рубке ёлочек в предновогодний период, какую ель они собираются ставить дома: искусственную или настоящую. Было опрошено 45 человек. Результаты опроса (приложение № 1).
Вывод: люди в основном выбрали натуральную елку. Но многие из опрошенных считают, что необходимо отказаться от вырубки ёлочек перед Новым годом, так как это наносит вред природе. Нами была собрана информация о ели обыкновенной из различных источников.
1.1.Этапы роста ели.
Для того, чтобы вырастить новогоднюю ель высотой в полтора метра, необходимо не менее 10 лет. Так, за первый год после посадки ель вырастает всего на 3-4 см, в течение следующих 15 лет – на 10-20 см в год, потом скорость роста увеличивается. Продолжительность жизни европейской ели – 250 - 300 лет, за это время дерево может вырасти до 50 м.
1.2.Роль хвойных лесов.
Белка питается семенами еловых шишек. Дятлы, клесты и многие птицы зимой питаются семенами еловых шишек. Заяц спит, прячется под густыми ветвями елей. Медведь выстилает свою берлогу еловыми ветвями, чтобы в шкуре за зиму не завелись блохи. Ель даёт человеку лес, музыкальные инструменты, стройматериалы, лечебный воздух, бумагу, искусственный шёлк, целлофан, искусственную кожу, глицерин и многое другое. Еловые леса – приятный отдых, лекарства, легкие нашей планеты; они задерживают осадки, укрепляют почву, обеспечивают защиту от эрозии, участвуют в круговороте воды.
1.3. Хвойные ванны – источник здоровья.
Для ванн используют эфирные масла хвои. Хвойная ванна положительно влияет на сердечную деятельность. По хвойному лесу рекомендуется пройтись людям с бронхитами, бронхиальной астмой, лёгочными заболеваниями, чтобы в органы дыхания проникал воздух, напоенный сосновыми фитонцидами. Хвойные ванны полезны и при бессоннице, воспалениях суставов, ревматизме, а также при ожирении, они успокаивают, укрепляют нервную систему.
1.4. Ветки – на корм животным.
Хвоя является очень хорошей подкормкой для домашних животных.
Летом можно давать кроликам веточки хвои. Зверькам необходимы они с сентября по июнь, когда витаминов в кормах с каждым днём становится всё меньше. Ветки – это ещё один дополнительный источник витаминов. Из зелёной хвои готовят витаминную муку.
На внеклассном чтении мы прочитали сказки о ёлочках, посмотрели мультфильм «Новогодняя ёлка» (Г.Х.Андерсен), занимались поиском пословиц, поговорок, загадок, стихов о ели (приложение № 2 - 3) , находили информацию о том, как можно сделать ёлочку своими руками. По собранным материалам были выполнены поделки – различные ёлочки, организована была выставка творческих поделок «Ёлочка своими руками» (приложение № 4). У себя в классе организовали выставку, посмотрели нашу выставку ребята из других классов. Многим ребятам понравилась идея замены живой ёлочки на ёлочку, изготовленную своими руками.
Нами были выпущены плакаты и листовки в защиту ёлочки. Большие листовки мы расклеили по селу, а маленькие раздали жителям села. Мы старались убедить детей и взрослых, что, срубая ель, человек наносит вред природе.
Мы на уроках труда смастерили книжки-малышки с интересным материалом о ели (приложение № 5), выпустили буклет в защиту ёлок, подготовили и провели классный час «Сбережём лесную красавицу!». После праздничных дней были сделаны фотографии выброшенных елок. После каникул мы провели снова анкетирование. Мы узнали, что наши труды дали свой результат, и многие из опрошенных родителей выбрали искусственную ель. А те, кто отдал предпочтение «живой» ёлочке, применили её с пользой для здоровья – настой из хвои использовали для принятия ванн, для ингаляций. По материалам проекта оформили презентацию «Ёлочка, живи!». Все материалы собраны в папку.
3.Заключительный этап. Итоговый. Задачи: подвести итоги нашей работы. Мы обсудили итоги работы со всеми участниками, оценили участие каждого при работе над проектом, провели награждение всех участников, провели классный час «Сохраним лесную красавицу!», прошла защита нашего проекта на конференции «Я – исследователь».
Заключение
Мы подвели итоги своей работы, можем сделать вывод: мы добились поставленной цели, узнали много нового и интересного о ели, о её значении в природе и жизни человека. Считаем, что и ребята, и взрослые не остались равнодушными к проблеме сохранения хвойных деревьев, активно шло обсуждение предложенных нами рекомендаций, смогли убедить своих товарищей и многих родителей в том, что не стоит рубить ели ради нескольких праздничных дней. Через год повторится праздник, многие из вас будут решать – украсить свой дом ёлкой натуральной или искусственной. И мы просим вас – подумайте не только о себе, подумайте о ёлочках: они живые и красивые. Они хотят жить своей жизнью.
Возвращаясь к проблеме нашего проекта: как сохранить лесную красавицу и дать ей «вторую жизнь», в заключении, проделав большую работу, мы рекомендуем:
- рубить ёлочку только с разрешения лесника;
-нельзя просто так сломать макушку молодого дерева;
-не обязательно украшать дом на Новый год целым деревом, его может заменить композиция из хвойных веточек, игрушек, гирлянд, или украсить искусственную ель. А ещё лучше сделать ёлочку своими руками, и если вы поставили натуральную ёлку, то стоит подумать, как ещё можно использовать эту ёлочку с пользой после праздника.
Наша планета Земля очень большая. Она будет благодарна нам за то, что хотя бы на маленьком участке земли, мы станем добрым хозяином. Нам нужно всем вместе научиться беречь нашу Землю, жить в мире, не засорять её, бережно использовать природные богатства, помогать восстанавливать леса. Мы имеем право уже сегодня сказать своим родителям, взрослым: «Я хочу жить и расти на чистой, красивой, зелёной планете! Пусть в наших домах на праздник будут ёлочки, но искусственные, сделанные своими руками, а в парке, в лесу мы будем наслаждаться ароматом «живых» елей. Ведь, если мы вырубим все ёлки, их не будет. А я хочу, чтобы наша лесная красавица - ёлочка жила!»
Дерево, трава, цветы и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
(В. Берестов)
Не будем мы красавицу
Под корешок рубить.
Пускай она останется
И долго будет жить!
Библиографический список
1.А.А.Плешаков Зеленые страницы М.: Просвещение, 1994
2.Андерсен Г.Х. Ель
3.Багрова А.И. «Я познаю мир: растения». М., 2002
4.Бобылёва Л.Д., Бобылёва О.В., Экологическое воспитание младших школьников/ Начальная школа. – 2003. – № 5. – С. 64./
5. И.Г.Белавина, Н.Г. Найденская «Планета – наш дом». Учебник – хрестоматия по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «Лайда», Москва, 1995г., с. 229.
6.Ю.ДмитриевБольшая книга леса. М.: «Детская литература» 1994
7.Я познаю мир. Энциклопедия для детей. Под ред. Бартенова О. С. – М.: ООО «Издательство Астрель», 2001
С кем дружит ель. Экологическая сказка. http://www.maaam.ru/detskijsad/s-kem- druzhit-el-yekologicheskaja-skazka.html
Приложения
№ 1 Анкета
1.Какую ёлку вы предпочитаете на Новый год:
А) натуральную – 64% Б) искусственную – 34%
2.Какая ёлка у вас была в прошлом году?
А) натуральная – 69% Б) искусственная - 31%
3. Какая ёлка будет у вас на этот Новый год?
А) натуральная - 55% Б) искусственная - 45%
Как вы считаете, нужно ли отказаться от натуральной елки на Новый год?
А) да - 45% б) нет - 55%
5. Как вы считаете, наносит ли природе существенный вред рубка елей предновогодние дни?
А) да -76% б) нет - 24%
№ 2. Стихи
Ёлочка, живи!
Новый год каждый ждёт с нетерпеньем.
Это сказочный праздник людей.
Дед Мороз к вам придёт несомненно
И, конечно же, много друзей.
Дети, взрослые – все верят в чудо,
Ждут подарки, и шутки, и смех.
Приготовим мы вкусные блюда,
Приглашаем: их хватит на всех.
Ну а что же за праздник без ёлки?
Ты природу губить не спеши.
Много их пропадает без толку,
Губит их человек без души.
Ты сходи в магазин вместе с мамой,
Где искусственных ёлок привоз,
Также будешь счастливым ты самым,
Что домой эту ёлку принёс.
Наряди эту зимнюю гостью,
Засвети ты гирлянды на ней,
Чтоб звучали красивые тосты,
Чтобы счастье пришло к нам скорей.
Может быть, под твоим же окошком
Ёлка-девица гордо стоит.
Снег её припорошит немножко,
И на солнце она заблестит.
Человеку что надо для счастья?
Мира, солнца, здоровья, любви.
Пусть подальше уходят ненастья,
А природу, мой друг, береги!
Новый год. Украшенная ёлка.
Все смеются, кружатся вокруг.
А бедняжка плачет втихомолку –
Лишь вчера была среди подруг.
Не руби ж красавицу лесную,
Если ты природе верный друг!
Не губите, люди, ёлочку в лесу,
Не губите ёлочку – русскую красу.
Не рубите вы её ради двух-трёх дней,
Вам с ёлочкой искусственной будет веселей.
№ 3 Пословицы, загадки
Есть хлеба край, так и под елью рай.
Найдешь келью и под елью.
Ель, сосна – те же дрова; оладьи, блины – та же еда.
За море — по еловые шишки.
Хоть изба еловая, да сердце здорово.
Шуба еловая, да к сердцу здоровая.
Еловым веником парить.
Зимой и летом одним цветом.
Весной цвету, Летом плод приношу, Осенью не увядаю, Зимой не умираю.
Что за дерево: И зиму, и лето зелено?
Я прихожу с подарками, Блещу огнями яркими, Нарядная, забавная, На Новый год я главная!
№4. Экологическая сказка «С кем дружит ель»
Однажды Незнайка поехал кататься в лес на лыжах. Катался он плохо, поэтому, скатываясь с первой же горки, врезался в дерево и набил большую шишку.
- Ух! И зачем столько деревьев в лесу? Проворчал он, потирая лоб.
- Как это зачем? - услышал он голос. – В лесу должно быть много деревьев, а то, как же я буду прятаться. (Огляделся Незнайка и не увидел никого.)
- Видишь, как я ловко спрятался. Посмотри под ветку ели. (Незнайка еще раз осмотрелся и увидел зайца.) Когда в лесу деревьев много, а на ветках лежат шапки снега, я могу найти хорошее укрытие от хищников и ветра. Здесь теплее, чем в открытом поле. Елочка мой друг. Кроме меня с елочкой дружат многие животные.
- Кто еще? – спросил Незнайка
- Посмотри вон на то дерево. Видишь, как ловко бегает белка по стволу. На елке она строит свое гнездо, хотя может жить в дупле. А в лапках она держит шишку ели. Как ты думаешь, зачем?
- Она, наверное, очень любит семена из шишек, - догадался Незнайка.
-Правильно, - ответил заяц. Хотя она и делает осенние запасы, но с удовольствием лакомится зимой семенами ели.
Тут Незнайка увидел, что недалеко на сухое сломанное дерево сел дятел с шишкой ели в клюве.
- Он что тоже дружит с елью? – удивился Незнайка.
- Конечно, - ответил длинноухий зверек. Он кроме личинок и жуков поедает и семена. Здесь у него кузница.
- А что это такое? – спросил Незнайка.
- Ты слышал что-нибудь про кузницу у людей, где кузнецы ковали из железа щиты, мечи и другие, нужные в давние времена предметы. Целый день оттуда раздавался стук. В лесу также. У дятла нет рук, чтобы шишку держать. Вот он и приспособился: вставит шишку в расщелину и достает оттуда семена. А внизу мышка уже ждет, кричит дятлу: «Эй, дятел, сбрось мне шишку, я тоже хочу семена поесть. Я же не могу на дерево высоко залезть шишку достать». А дятел ей и отвечает: «Сейчас немного поем и тебе сброшу». Видишь, шишка вниз полетела к радостной мышке. Мышка в лесу живет, в норке, под корнями ели.
- А что это за птица? – удивился Незнайка. Да у них и гнездо на ели! Они разве не понимают, что зимой яйца у них застынут, а птенчики замерзнут. Все нормальные птицы гнезда вьют и птенцов выкармливают весной и в начале лета, когда тепло и еды много.
- Не торопись. Послушай меня, Незнайка, - заговорил снова заяц.
- Это клест. Видишь, у них клюв крестиком. Это для того, чтобы удобно было семена из шишек доставать. А зимой клесты строят гнёзда, потому что много еды для птенцов. Только зимой созревают семена у ели, а весной они не выпадают из шишек на землю, и тогда птицам им не найти. А морозы клесты не боятся. Они строят теплое гнездышко. Выстилают его мхом и пухом. Самка почти не слетает с гнезда, обогревая яйца и птенцов. Её кормит в это время самец. Вот такие чудеса у нас в лесу.