Просмотр содержимого документа
«"Проблемные моменты на уроках окружающего мира"»
Окружающий мир
Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.
Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемного обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни.
Такие названия, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?» и т.п., уже содержат в себе проблемный вопрос. При ответе на поставленный вопрос дети опираются на свои знания и опыт. Задача учителя – помочь детям проанализировать все ответы и сделать вывод. Необходимо сверить свои предположения и вывод с определением учебника. При такой структуре урока этапы актуализации знаний и открытия новых знаний тесно переплетены между собой. На этапе рефлексии можно предложить детям составить текст-рассуждение с заданным началом. Например: Аист – это птица, потому что … .
Тема «Австралия»
Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт – Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите собрать вещи.
(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.)
Учитель: Посмотрим, как группы выполнили задание (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задания я вам дала одно, а выполнили вы его по – разному. (Побуждения к сознанию противоречия.)
Почему так вышло?
Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия).
Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)
Тема «Австралия»
Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?
Она располагается под нами.
Там, очевидно, ходят вверх ногами,
Там наизнанку вывернутый год.
Там расцветают в октябре сады,
Там в январе, а не в июне лето.
Там протекают реки без воды
Они в пустыне пропадают где – то…
Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?
Ученики: Здесь все, наоборот: в январе лето, реки без воды.
Учитель: Какай возникает вопрос?
Ученики: Что это за материк, где всё наоборот?
Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?
Тема урока: « Восточнославянские племена».
Учащимся предлагаются противоречивые факты:
Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы».
Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите.
Тема «Грибы»
Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения».
Миша: «грибы не зелёные, значит, они животные».
Учитель: «Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?»
Тема «Михаил Васильевич Ломоносов»
-По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. ДНСКЙ, НВСКЙ, ПТР, ЛМНСВ (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)
-Какое из этих слов лишнее? Почему?
- Какая тема урока?
- Что вы о нём знаете?
- Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы.
Тема: «План и карта».
Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.
Тема:Природные зоны России
Учитель: - Послушайте и скажите: бывает ли так?
«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались, и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).
Ученики: - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.
- Еще не бывают грибы выше берез.
- Ночью солнце не светит.
Удивление (возникновение проблемной ситуации).
Тема урока: «Природные зоны. Зона арктических пустынь».
Учитель: Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи.
Учитель: Посмотрим, как выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления).
Учитель: Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).
Учитель: Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы).
Учитель: Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос).
Тема урока: «Природные зона. Пустыня».
Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?
- Очень мало, почти нет.
Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).
Учитель: Что вы сначала сказали?
Учитель: Как мы привыкли представлять себе пустыню?
- Как на самом деле?
- Что узнали из текста?
- Какая же возникает проблема?
- В чем мы должны разобраться?
Ученики: Как растения приспосабливаются в пустыне?