kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

"Проблемные моменты на уроках окружающего мира"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предлагаю использовать данные проблемные ситуации на уроках в начальной школе, они помогут ребятам сразу окунуться в тему урока.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«"Проблемные моменты на уроках окружающего мира"»

Окружающий мир

Поиск решения на уроках окружающего мира более материалоемкий, чем на уроках русского языка или математики. В этом случае на этапе совместного «открытия» знаний уместно организовать групповую работу учащихся. Работа по микрогруппам в коллективе – одна из лучших и эффективных форм организации деятельности. Очень важна на этом этапе роль учителя. Необходимо обеспечить учащихся групп всем необходимым для поисковой деятельности, дать четкий инструктаж по порядку работы, все заметить и своевременно оценить. Итак, каждая группа получает свое задание, изучает и предъявляет на всеобщее обсуждение. Очень важно, что в группе дети сидят в кругу «глаза в глаза», а не «глаза в спины». Работа в группах позволяет вовлечь в учебную деятельность одновременно всех учеников, что достаточно сложно сделать во время фронтальной работы.

Основная задача на уроках окружающего мира заключается не в сообщении ученикам более или менее значительной информации, а в обучении их свободно оперировать приобретенными знаниями. Такой подход развивает способность детей самостоятельно ориентироваться в разнообразных явлениях окружающей природы, в их связях с жизнью человека, воспитывает любознательность и наблюдательность. Используемая в преподавании курса окружающего мира технология проблемного обучения помогает вовлечь в беседу всех детей в классе, научить их делиться своим опытом, впечатлениями, наблюдениями из жизни.

Такие названия, как «Что такое окружающий мир?», «Кто такие звери?» и т.п., уже содержат в себе проблемный вопрос. При ответе на поставленный вопрос дети опираются на свои знания и опыт. Задача учителя – помочь детям проанализировать все ответы и сделать вывод. Необходимо сверить свои предположения и вывод с определением учебника. При такой структуре урока этапы актуализации знаний и открытия новых знаний тесно переплетены между собой. На этапе рефлексии можно предложить детям составить текст-рассуждение с заданным началом. Например: Аист – это птица, потому что … .


Тема «Австралия»

Учитель: Лена и мама на зимние каникулы поедут в Санкт – Петербург, а Миша и папа в Австралию. Помогите собрать вещи.

(Класс разбивается на группы. Завершив работу, каждая группа знакомит со списком собранных вещей.)

Учитель: Посмотрим, как группы выполнили задание (Разные мнения вызывают реакцию удивления.) Задания я вам дала одно, а выполнили вы его по – разному. (Побуждения к сознанию противоречия.)

Почему так вышло?

Чего мы не знаем? (Побуждение к осознанию противоречия).

Какая сейчас погода в Австралии? (Проблема как вопрос)


Тема «Австралия»

Мы путешествуем по материкам. Догадайтесь, о каком материке пойдёт речь?

Она располагается под нами.

Там, очевидно, ходят вверх ногами,

Там наизнанку вывернутый год.

Там расцветают в октябре сады,

Там в январе, а не в июне лето.

Там протекают реки без воды

Они в пустыне пропадают где – то…

Что вас удивило в стихотворении? Что интересного заметили?

Ученики: Здесь все, наоборот: в январе лето, реки без воды.


Учитель: Какай возникает вопрос?

Ученики: Что это за материк, где всё наоборот?

Учитель: Это Австралия. Так какой материк (и страну) будем изучать?



Тема урока: « Восточнославянские племена».

Учащимся предлагаются противоречивые факты:

Многие считают, что название «Русь» связано с внешним видом славян – большинство из них были светловолосые и светлоглазые. Их называли «русы».

Есть и другое мнение учёных: название «Русь» произошло от названия реки Рось, притока Днепра, где жили древние славяне – земледельцы. Какое мнение вам ближе? Докажите.


Тема «Грибы»

Лена: «Грибы не могут передвигаться, значит, это растения».

Миша: «грибы не зелёные, значит, они животные».

Учитель: «Что вас удивляет в диалоге наших героев? (Побуждение к осознанию противоречия). Какой возникает вопрос? (Побуждение к формированию проблемы). Что такое грибы: растения или животные? И так тема урока…?»


Тема «Михаил Васильевич Ломоносов»

-По какому принципу зашифрованы слова? Назовите эти слова полностью. ДНСКЙ, НВСКЙ, ПТР, ЛМНСВ (Донской, Невский, Пётр, Ломоносов)

-Какое из этих слов лишнее? Почему?

- Какая тема урока?

- Что вы о нём знаете?

- Что хотите узнать? Сформулируйте свои вопросы.


Тема: «План и карта».

Обучающимся предлагается изобразить в тетради ластик, ручку в натуральную величину. Затем учитель дает задание изобразить машину в натуральную величину. Так как это невозможно, обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу, что необходимо использовать масштаб.

Тема: Природные зоны России

Учитель: - Послушайте и скажите: бывает ли так?

«Ехали мы ночью на санях по густому березовому лесу. Иногда березы заступались,  и тогда под полозьями саней мелькали разноцветные мхи и кочки, поросшие цветами и спелыми ягодами. И вдруг видим: над березами торчат шляпки грибов. Остановились мы, сорвали грибы и принялись искать еще. Раздвинешь 2-3 березки и найдешь хороший грибок. Набрали мы грибов целую корзинку. Смотрим на часы – время за полночь зашло, пора спать ложиться. А солнце вовсю светит и не думает заходить. Положили мы свои спальные мешки на березы, забрались в них с головой, чтобы солнце не светило и комары не кусали, и крепко заснули». (Учитель предъявляет факты: фотографии, сообщения о тундре, видеоматериал).

Ученики: - Нет, не может быть, что на санях едешь, а на земле вместо снега – мох, цветы, ягоды.

- Еще не бывают грибы выше берез.

- Ночью солнце не светит.

Удивление (возникновение проблемной ситуации).



Тема урока: «Природные зоны. Зона арктических пустынь».

Учитель: Одни ребята на зимние каникулы поедут в Арктику, а другие останутся дома. Помогите им собрать вещи.

Учитель: Посмотрим, как выполнили задание. (Разные мнения вызывают реакцию удивления).

Учитель: Задание я вам дала одно. А как вы его выполнили? (Побуждение к осознанию противоречия).

Учитель: Почему так вышло? Чего мы не знаем? (Побуждение к формулированию проблемы).

Учитель: Какая сейчас погода в Арктике? (Проблема как вопрос).


Тема урока: «Природные зона. Пустыня».

Учитель: Как вы думаете, много ли растений в пустыне?

- Очень мало, почти нет.

Учитель: Послушайте, я прочитаю вам отрывок из научно-популярной статьи (зачитывается фрагмент текста о цветении растений пустыни в апреле. Обучающиеся испытывают удивление).

Учитель: Что вы сначала сказали?

Учитель: Как мы привыкли представлять себе пустыню?

- Как на самом деле?

- Что узнали из текста?

- Какая же возникает проблема?

- В чем мы должны разобраться?

Ученики: Как растения приспосабливаются в пустыне?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
"Проблемные моменты на уроках окружающего мира"

Автор: Пипко Ирина Николаевна

Дата: 11.12.2016

Номер свидетельства: 368179

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(100) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass"
    ["file_id"] => string(6) "267464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374660"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(159) "Урок окружающего мира по теме: "Природные зоны. Черноморское побережье Кавказа", 4 класс"
    ["seo_title"] => string(102) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-prirodnyie-zony-chiernomorskoie-pobieriezh-ie-kavkaza-4-klass-1"
    ["file_id"] => string(6) "267465"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1450374669"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Современные методы и приёмы на  уроке  окружающего мира "
    ["seo_title"] => string(66) "sovriemiennyie-mietody-i-priiomy-na-urokie-okruzhaiushchiegho-mira"
    ["file_id"] => string(6) "119337"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1413388012"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Урок окружающего мира "Жизнь пресного водоёма". "
    ["seo_title"] => string(54) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-zhizn-priesnogho-vodoioma"
    ["file_id"] => string(6) "221398"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435248182"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "открытый урок окружающего мира по теме "Где обитают живые организмы" "
    ["seo_title"] => string(80) "otkrytyi-urok-okruzhaiushchiegho-mira-po-tiemie-gdie-obitaiut-zhivyie-orghanizmy"
    ["file_id"] => string(6) "222742"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1436772192"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства