Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Проблемные ситуации на уроке как средство активизации познавательной деятельности младших школьников
Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.
Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Одной из проблем, волнующей учителей, является вопрос, как развить у ребенка устойчивый интерес к учебе, к знаниям и потребность в их самостоятельном поиске. Решение этих задач опирается на мотивационно - потребностную сферу ребенка. Ученики начальной школы не могут учиться «для самих себя». Иногда они учатся за оценку, иногда за похвалу, иногда за подарки. Но любому из этих мотивов приходит конец. Поэтому учителю необходимо формировать учебную мотивацию на основе познавательного интереса. Ребенку должна нравиться его деятельность, и она должна быть ему доступна.
Делать из урока в урок одно и то же неинтересно. Но если ученики на каждом уроке имеют возможность решать посильные для себя задачи самостоятельно, это привлечет в их деятельность интерес.
Эти задачи должны носить проблемный характер. Решение той или иной проблемной ситуации на уроке повышает мотивацию учащихся, активизации их познавательной деятельности. Чтобы достичь этого, необходимо научить детей понимать, с какой целью они выполняют то или иное задание и каких результатов сумели добиться. Принципы значимости учебной деятельности для ребенка имеют важное значение. Именно проблемная ситуация на уроке позволяет ученику почувствовать эту значимость. Учителю необходимо научить детей наблюдать, сравнивать, делать выводы, и это в свою очередь способствует подведению учащихся к умению самостоятельно добывать знания, а не получать их в готовом виде. Ребенку трудно объяснить, для чего необходима самостоятельная деятельность на уроке, ведь не всегда результат этой деятельности положительный. И опять на помощь приходит проблемная ситуация, которая внесет интерес в самостоятельную деятельность учащихся, и будет постоянным активизирующим фактором.
Но, занимаясь самостоятельной деятельностью на уроке, ученики не отправляются в «самостоятельное плавание». Учитель ненавязчиво корректирует их деятельность, чтобы не нарушался принцип научности при получении знаний.
Очень часто при постановке задачи перед учениками учитель спрашивает, знают ли они что-нибудь в этой области и смогут ли решить поставленную задачу самостоятельно. Даже если ученики однозначно отказываются от принятия самостоятельных решений, учитель должен постараться путем логических вопросов подвести учащихся к выводу, не давая готовых знаний сразу.
Проблемная учебная ситуация позволяет решить задачи учебной деятельности, в которой органично включен ученик как субъект деятельности. Активность работы обусловлена противоречием между настоятельной необходимостью введения продуктивных творческих приёмов обучения и недостаточной разработанностью методики их использования в начальной школе.
Все сказанное обусловило выбор моей темы «Проблемные ситуации на уроках как средства активизации познавательной деятельности младших школьников».
Современная технология проблемного обучения
Проблемное обучение понимается как дидактический подход, учитывающий психологические закономерности самостоятельной и мыслительной деятельности человека.
Психологами доказано, что мышление возникает в проблемной ситуации и направлено на её разрешение. Проблемная ситуация означает, что в процессе деятельности человек натолкнулся на что – то непонятное, неизвестное. В процессе анализа проблемной ситуации определяется тот элемент, который вызвал затруднение. Этим элементом считается проблема.
В учебном процессе проблема может быть выражена в форме проблемного вопроса или задания в виде ситуации или задачи.
Очень важно создать на уроке условия, которые позволили бы обучающимся справиться с решением предложенной проблемы.
Проблемное обучение можно использовать на различных этапах всех типов уроков, при этом необходимо с осторожностью подходить к возможности применять форму выражения проблемы, так как проблемная ситуация, создаваемая учителем, должна быть четкой, понятной для учителя и для ученика и иметь выход на конечный результат.
В педагогической литературе существует несколько определений этого явления:
- И.Я. Лернер же сущность проблемного обучения видит в том, что «учащиеся под руководством учителя принимают участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям современной школы»;
- Т.В. Кудрявцев суть процесса проблемного обучения видит в выдвижении перед учащимися дидактических проблем, в их решении и в овладении учащимися обобщенных знаний и принципов решения проблемных задач;
- М.И. Махмутов дает следующее определение понятия «проблемное обучение»: «Проблемное обучение – это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная, поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построены с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование мировоззрения учащихся, их познавательной самостоятельности, устойчивых мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения или научных понятий и способов деятельности детерминированного системой проблемных ситуаций».
Проблемная ситуация и учебная проблема являются основными понятиями проблемного обучения. Остановлюсь на проблемной ситуации.
Проблемная ситуация – средство организации проблемного обучения, это начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Проблемная ситуация может быть различной:
По содержаниюнеизвестного проблемные ситуации делятся: неизвестная цель; неизвестен объект деятельности; неизвестен способ деятельности; неизвестны условия выполнения деятельности.
По уровню проблемности:
возникающие независимо от приемов;
вызываемая и разрешаемая учителем;
вызываемая учителем, разрешаемая учеником;
самостоятельное формирование проблемы и ее решение.
По виду рассогласования информации: неожиданности, конфликта, предположения, опровержения, несоответствия, неопределенности.
Особенность проблемных методов состоит в том, что методы основаны на создании проблемных ситуаций, активной познавательной деятельности учащихся, состоящих в поиске и решении сложных вопросов, требующих актуализации знаний, анализа, умений видеть за отдельными фактами явления, закон.
В современной теории проблемного обучения различают два вида проблемных ситуаций: психологические и педагогические. Первая касается деятельности учеников, вторая представляет организацию учебного процесса.
Использование проблемных ситуаций на уроках
Педагогическая проблемная ситуация создаётся с помощью активизирующих действий, вопросов учителя, подчёркивающих новизну, важность, красоту и другие отличительные качества объекта познания. Проблемные ситуации создаю на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:
Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.
Этот путь наиболее сложен, так как он в точности повторяет звено постановки проблемы в настоящем научном творчестве. Однако именно таким образом формируется творческая способность учащихся к самостоятельному осознанию противоречия и формулированию проблемы.
Русский язык. Тема: «Неопределённая форма глагола»
На доске запись:
красил читали
бежит летят
напишет пробегут
читать вынести
рассказать
Задание: Выберите основание для классификации глаголов и проведите её.
-Что интересного заметили?
-Что вас удивило? (у глаголов читать, рассказать, вынестине можем определить грамматические значения числа и времени)
-Какой возникает вопрос?
Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.
Предлагаю детям выполнить практическое задание, для выполнения которого у детей недостаточно знаний и нужно ещё что-то новое узнать, изучить. Такие задания стимулируют познавательную деятельность, дети понимают, что выполнить его можно только после определённой теоретической подготовки.
При изучении новой единицы измерения площади фигур – квадратным дециметром, даю задание: узнать площадь крышки стола, если длина её – 90см, а ширина – 50см.
(Зная формулу нахождения площади, дети пытались умножить длину на ширину. Возникло затруднение, так как дети ещё не изучали умножение двузначных чисел. Предлагается изучить умножение двузначного числа на двузначное, но тогда мы должны отступить от темы урока. Тогда приходим к выводу, что необходима другая единица измерения площади)
Предлагаю детям заведомо невыполнимое задание. Применив теоретические знания, дети понимают, что задание выполнить нельзя в том виде, в котором оно предложено и нужно либо изменить его, либо дополнить новыми данными.
Например: сложить прямоугольник из полосок длиной 4 см, 6 см, 6см, 3 см.
(Учащиеся делают вывод на основании знаний о свойствах прямоугольника, что задание невыполнимо. Необходимо изменить одну из сторон на выбор).
Русский язык, 3 класс.
Учитель:Продолжаем работать с существительными, образованными суффиксальным способом. Прочитайте слова и образуйте от них существительные с помощью суффикса -ник-. (Выполнимое задание. Обучающиеся образуют существительные: пожар - пожарник, сапог - сапожник, чай -чайник, соус - соусник, ель - ельник.)
Проделайте то же самое с другим столбиком слов. (Слова: шкаф, пол, портрет. Невыполнимое задание. Обучающие испытывают затруднение.) В чем затруднение?
Ученики:От этих слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-
Учитель:Какой возникает вопрос?
Ученики: Почему от некоторых слов нельзя образовать существительные с помощью суффикса -ник-? (В результате выявленных закономерностей после выполнения заданий обучающиеся формулируют тему урока "Существительные с суффиксом -ник-".)
Противоречие между теоретическими знаниями и практической деятельностью приводит к проблемной ситуации, а в конечном итоге, к активизации познавательной деятельности.
Проблемные вопросы являются толчком к продуктивному мышлению, направленному на осмысление изучаемого материала, преодоление механического усвоения знаний, применение знаний в практической деятельности.
Проблемные вопросы по окружающему миру:
На какой планете Солнечной системы Новый год встречают в 4 раза чаще, чем на Земле и почему?
Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет Солнце?
Почему в природе больше всего страдают красивоцветущие и полезные растения?
Что случится, если растения исчезнут?
Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий девясил травой?
Если у кустарника срезать все стебельки, кроме одного, станет ли он деревом?
Можно ли задержать перелётных птиц, если развесить везде утеплённые птичьи домики?
Люди нередко меняются своими квартирами, переезжают из дома в дом, с этажа на этаж. А могут ли поменяться квартирами лесные животные? и т. д.
Страна, странник, странный, странствие, сторона, пространство, просторный. Земля, земной, земляной, землица, землистый, земляк, земляника, землекоп. Праздник, праздничный, праздный, праздность, упразднить, праздновать, празднество и др.
При работе с такими словами возникает большое количество вопросов. Дети не могут сразу ответить на поставленный вопрос, приходится обращаться к словарям и справочной литературе, что развивает самостоятельность и учебную активность.
Что объединяет записанные слова? Какое из них “лишнее”?
Очки, каникулы, ножницы, санки. (Лишнее слово очки, оно может употребляться и в единственном числе: очко)
Стульчик, диванчик, огурчик. (Лишнее слово огурчик по количеству слогов и по морфемному составу)
Мозоль, тюль, шампунь. (Мозоль – имя сущ. женского рода, остальные – мужского)
Постановка проблемных задач.
а). По математике это могут быть задачи с недостаточными или избыточными исходными данными. Такие задачи полезны для формирования умения внимательно изучать текст задачи и анализировать его на предмет необходимости и достаточности данных. В учебнике Демидовой, Козловой «Математика» (Школа 2100) очень много встречается задач такого вида.
В вазе лежит 10 апельсинов. Незнайка съел 3 апельсина, Гунька съел 4 апельсина. Сколько апельсинов съели они вместе?
Какое число в задаче не понадобилось для решения? Почему?
Задайте вопрос так, чтобы это число потребовалось.
Велосипедист ехал со скоростью 12 км/ч. Сколько километров он проехал? (Данных недостаточно, не указан отрезок времени, который велосипедист был в пути).
Предлагаю задачи, в которых нет вопроса:
Решите задачу: Мартышка сорвала 9 бананов. 3 банана она съела.
(Дети замечают, что решать нечего, так как нет вопроса в задании. Предлагаю самим поставить вопрос и решить. В более сложных задачах дети предлагают различные вопросы, на одном условии получается несколько задач).
б). Задачи с заведомо допущенными ошибками.
Широко используется такой приём: помоги какому-либо сказочному герою или персонажу найти и исправить ошибки в решении или проверь, как выполнил он задание. Дети очень любят выступать в роли учителя, проверяющего работу. Данный приём развивает внимание, активизирует мыслительную деятельность учащихся.
Иногда предлагаю “найти ошибки” в заданиях, которые выполнены верно. Чтобы проанализировать готовое решение, детям необходимо сначала самим правильно решить задачу. Проанализировав, сравнив, приходят к выводу, что решение верное. Но бывает, что ребёнок сам допускает ошибку. Возникает проблемная ситуация. Тогда на помощь приходит класс или учитель.
Другой приём: даю правильное решение одной и той же задачи несколькими разными способами и предлагаю найти “верное” решение. Детям приходится проанализировать различные способы решения задачи, доказать, что все варианты верны, выбрать самый доступный или рациональный.
в). Задачи с противоречивыми данными.
На столе лежит 10 яблок и 6 груш. Сколько апельсинов лежит на столе?
В автобусе ехало 32 человека. На остановке вышли 9 человек, а 14 вошли в автобус. Сколько километров проехал автобус за 2 часа?
(Дети отмечают, что вопрос не соответствует условию, формулируют свой и решают полученную задачу)
г). Нестандартные тексты задач.
Нестандартные тексты задач активизируют внимание, позволяют процесс решения задач сделать интересным и увлекательным, что тоже способствует активизации познавательной деятельности.
Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.
Одним из средств создания проблемной ситуации в учебном процессе является выполнение проблемных теоретических и практических учебных заданий. Широко использую данный приём на уроках природоведения.
Задания, которые начинаются словами: докажи, определи, пронаблюдай, рассмотри, сравни, подумай, исследуй, прокомментируй, предложи и т. д.
Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
Определи, что общего у бабочки с камнем и чем они отличаются? и т. д.
Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.
Данный приём можно использовать на уроках чтения и развития речи. Предлагаю детям оценить поступки героев литературного произведения с позиции автора, читателя, литературного критика, оптимиста, пессимиста, героя или персонажа произведения (даже неодушевлённого). Этот приём позволяет осмыслить произведение, задуматься над его идеей, авторским замыслом, высказать и защитить свою точку зрения. Мнения могут быть самыми противоречивыми, но необходимым условием является защита и аргументирование своей точки зрения. Признаю, что каждый ученик обладает определёнными правами и личным мнением, которое уважаю и принимаю, даже если оно не совпадает с моим собственным. Моё мнение в дискуссиях не является главенствующим, а просто одним из многих. Разделяю идею П.П. Блонского “Не давать ребёнку нашей истины, но развивать его собственную истину до нашей”.
Подводящий или побуждающий диалог.
Пребывание в проблемном диалоге позволяет выработать у его участников способность слушать и слышать собеседника, высказывать определённую нравственную позицию. Положительным результатом считаю то, что на уроках дети не являются пассивными слушателями, а проявляют активность в учебном процессе.
Заключение
Технологию проблемного обучения считаю результативной и здоровьесберегающей, применение которой способствует формированию прочных знаний, умений и навыков, повышению интереса к знаниям, создаёт положительную мотивацию учения, улучшает морально-психологические условия обучения младших школьников. Дети активно включаются в самостоятельную деятельность по осознанию проблемы и поиску её решения. Решив проблемную задачу, ответив на проблемный вопрос, найдя выход из проблемной ситуации, ребёнок совершает открытие, которое даёт ему возможность почувствовать себя учёным, интеллектуалом, добившегося действительного понимания изучаемого материала, ибо нельзя не понимать того, что открыл сам. У детей формируются такие качества знаний, как глубина, прочность, осознанность.
Приложение № 1
КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ
( А.М.Матюшкин)
По интересности (мотивации) содержания:
новое содержание;
необычность взгляда на старое;
связь с жизнью;
связь с практической деятельностью учащихся;
связь с современностью;
связь с историей;
связь с будущим.
По характеру неизвестного X:
X — цель;
X — объект деятельности;
X — способ деятельности;
X — условие выполнение деятельности.
По уровню проблемности:
возникающие независимо от приемов;
вызываемые и разрешаемые учителем;
вызываемые учителем, разрешаемые учеником;
самостоятельное формирование проблемы и решения.
По виду рассогласования информации:
неожиданность;
конфликт;
предложение;
опровержение;
несоответствие;
неопределенность.
По методическим особенностям:
непреднамеренные;
эвристическая беседа;
проблемное изложение;
проблемная демонстрация;
проблемный фронтальный эксперимент;
мысленный проблемный эксперимент;
проблемное решение задач;
проблемные задания;
игровые проблемные ситуации;
исследовательские лабораторные работы.
По типу действий, требующихся для решения:
выбор;
принятие решения;
сравнение;
сопоставление;
установление связи;
устранение рассогласованности;
изменение взгляда на вещи;
экспериментальная проба;
поиск;
исследование;
творческий подход.
Приложение № 2
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА
«Постановка и разрешение проблемной ситуации»
( М.Н. Скаткин )
Постановка педагогической проблемной ситуации, направление учащихся на восприятие её проявления, организация появления у ребенка вопроса, необходимости реакции на внешние раздражители.
Перевод педагогически организованной проблемной ситуации в психологическую: состояние вопроса — начало активного поиска ответа на него, осознание сущности противоречия, формулировка неизвестного (на этом этапе учитель оказывает дозированную помощь, задает наводящие вопросы).
3. Поиск решения проблемы, выхода из тупика противоречия. Совместно с учителем или самостоятельно учащиеся выдвигают и проверяют различные гипотезы, привлекают дополнительную информацию
(учитель оказывает необходимую помощь в зоне ближайшего развития).
Появление идеи решения, переход к решению, разработка его, образование нового знания в сознании учащихся.
Реализация найденного решения в форме материального или духовного продукта.
Отслеживание (контроль) отдельных результатов обучения.
Приложение 3
Организация проблемных ситуаций на уроках математики
1 «Десяток»
Проведи прямую линию так, чтобы она пересекала кривую линию:
в двух точках; в трех точках; в пяти точках; в шести точках.
Прочитай “лишнее” число: 7, 6, 8, 10, 5, 2.
Пронумеруй деревья по высоте начиная с самого высокого дерева.
Сколько на рисунке треугольников? Сколько на рисунке четырехугольников? Сколько всего фигур?
Какое число нужно написать в столбике?
1 2 3 4
2 3 4 1
3 4 1 2
* 1 2 3
2 Место каждого числа в натуральном ряду.
Посчитай грибы. Запиши цифрами числа, которые ты называешь. Проверь, получился ли у тебя такой ряд чисел: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Подумай, как ты получил каждое следующее число.
Какие числа пропущены?
*, 2,3, *, 4,5,6,*, *,9
Выбери ряд чисел, которым можно пользоваться при счете предметов:
а) 1, 2, 4, 3, 5, 6, 7, 9, 8;
б) 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3, 2, 1;
в) 1, 2, 3, 4, 5, 6. 7. 8, 9;
г) 1, 3, 2, 5, 4, 7, 6, 9, 8.
Запиши числа в порядке возрастания:
9, 3, 7, 5, 1, 2, 4, 6, 8.
Какой ряд чисел у тебя получился?
По какому правилу он записан?
Сколько листов между пятым и девятым листами альбома?
3. Принцип образования натурального ряда чисел:
Назови соседей чисел: 8, 5, 1.
Увеличь на 1 число: 6, 9, 3.
Запиши число на 1 меньше, чем: 5, 1,9.
Скажи, какое число равно сумме всех предшествующих ему в ряду?
Какие числа должны стоять в следующем ряду?
5
4 4
3 3 3
2 2 2 2
… … …
Каких чисел не хватает в ряду? 4 4 4 4 3 3 3 _ _ 1.
Напиши числа: 5, 6, 7, 8, 9. На сколько каждое следующее число больше предыдущего? Можно ли назвать этот ряд чисел натуральным? Напиши еще один отрезок натурального ряда
Лестница состоит из 7 ступенек.
Какая ступенька находится на середине лестницы?
На поляне растут цветы. Девять бабочек выбрали по цветку и сели на них. К свободному цветку подлетает пчела. Каким по счету будет цветок на который садится пчела?
4. Сравнение чисел.
Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные неравенства? 6 9 4
Какие из чисел, записанных в строке, меньше 6? 1,9,7.5,4,2,8,6,3. Назови их по порядку.
Найди ошибки:
8=8 64 4
На велосипедах катались 9 мальчиков и 7 девочек. Кого было меньше? Как записать? Кого было больше? Как записать?
Какие числа надо зачеркнуть, чтобы среди оставшихся чисел каждое следующее было на 2 больше предыдущего? 0 1 2 3 4 5 6 7 8 9 .
5.“Сотня”.
Запись чисел и их названия.
Запиши цифрами числа, которые соответствуют каждому рисунку:
Чем похожи рисунки? Чем рисунки отличаются?
Чем похожи числа? Чем числа отличаются?
* * *
* * * *
*
Напиши и назови различные двузначные числа, используя цифры: 2 и 4.
Прочитай "лишнее" число: 92, 33, 42, 70, 15.
Место каждого числа в натуральном ряду.
Перепиши числа в порядке убывания
а) 98, 89, 78, 87, 64, 46, 52, 25.
б) 23,32,48,84, 19, 11, 91.
Назови в порядке возрастания числа от 78 до 87.
В поезде 14 вагонов. Мальчик сел в седьмой вагон. Сколько вагонов впереди этого вагона и сколько вагонов сзади?
В поезде 16 вагонов. Какие вагоны находятся в середине поезда?
Найди закономерность и продолжи ряд чисел:
- 90, 70, 80, 60, 70, 50, 60, 40, 50...
- 20, 50, 30, 60, 40, 70, 50,80, 60...
Сколько находится домов между домами № 26 и № 55?
Начало рассказа помещено на 16 странице, а конец на 31. Сколько страниц занимает этот рассказ?
Принцип образования натурального ряда чисел:
Назови соседей числа 80.
Увеличь на 1 число 60.
Запиши число на 1 меньше, чем 50.
Какие цифры нужно вставить в “окошке”, чтобы равенства были верными?
- 1 = + 1 =
Запиши, между какими числами называют при счете число 99.
Сравнение чисел.
Какие числа можно вставить в “окошки”, чтобы получились верные
неравенства? 99
Найди ошибки
8898 65=56 39 99
Какие числа, из записанных в строке, больше 43?
34, 94, 52, 44, 21.
Десятичный состав числа.
Какие числа нужно вставить в “окошки”, чтобы получились верные равенства:
30+=36 +7+17 +=52
Подчеркни “лишнюю” пару слов:
- семьдесят один;
- пятьдесят два;
- тридцать девять;
- десять десятков;
- шестьдесят шесть.
Объясни, почему она лишняя.
Сколько единиц в числах: 53, 10, 17, 23, 99.
Что больше 5 десятков или 5 единиц?
Заполните пропуски:
1 дес. = | ед. 20 ед. = дес.
Способы записи чисел в десятичной системе счисления.
Что обозначает цифра 4 в записи числа 44?
Сравни числа 54 и 45. В чем их сходство и различие?
Продолжи ряд чисел: 12, 22, 32, ....
По какому признаку можно разбить числа на две группы? 7, 38, 50, 6, 4, 78, 87, 92, 3, 0.
Какое число лишнее? 34, 64, 84, 73,94.
В чем сходство и в чем отличие чисел 81 и 18?
Запишите все числа, в которых 1 десяток. Сколько чисел ты записал?
6. «Многозначные числа».
Запись чисел и их название
Запиши цифрами 4 и 7 разные трехзначные числа. Сколько таких чисел можно записать?
а) пятьдесят четыре тысячи восемьсот семьдесят два;
б) триста семьдесят восемь тысяч шестьдесят пять.
Сравнение чисел.
Какие числа надо вставить в “окошки”, чтобы получались верные равенства, неравенства:
*35335, 871=*71, *****
Найди ошибки:
1889 1888 44444 10000
Какие числа меньше 444?
449, 443, 445,498.
Разрядный состав числа.
Запиши все трехзначные числа, у которых в разряде сотен стоит цифра 8, а в разряде единиц цифра 1. Назови эти числа.
На сколько можно увеличить число 1231, чтобы изменилась цифра, стоящая в разряде:
- единиц;
- десятков;
- сотен;
- тысяч.
Запиши каждое число в виде суммы разрядных слагаемых. 7085,8075, 7508.
Чем отличаются друг от друга числа в каждой паре:
507 и 8507 2378 и 3378.
По какому признаку можно разбить числа на две группы? 208,780,3750,408,2970,604,2901,8570.
Разгадай правило, по которому записаны числа в каждом столбике:
4821 6007 5021
4182 6700 5210
4128 6070 5120
В какой столбик ты можешь дописать числа по тому же правилу?
Организация проблемных ситуаций на уроках окружающего мира.
1 «Живая и неживая природа».
Проблемные вопросы:
-Можно ли сказать, что живая и неживая природа и окружающий нас мир одно и тоже?
-Горшок с цветком – это объекты природы или предметы окружающего нас мира.
-Смогут ли существовать на Земле водоросли и кроты, если исчезнет солнце?
Проблемные задания:
-Докажи, что кактус, за которым не ухаживали 5 месяцев – живой организм.
-Перед тобой 2 пластмассовых стакана: с водой и землей; блюдце и вата, семена пшеницы, репчатый лук, морковь. Какие объекты живой природы можно соединить с объектами неживой природы, чтобы через 5-7 дней убедиться в том, что растение – живой организм? (После проверки заложить опыт).
Проблемные задачи:
-Когда старое дерево сгинет, образуется удобрение, а когда камень разрушится, образуется песок. Какой вывод можно сделать об объектах живой и неживой природы?
Известно: почва, солнце, осадки – объекты неживой природы. Цветок, пчела, человек – объекты живой природы. Какие из указанных объектов зависят друг от друга?
2. «Части растений».
Проблемные вопросы:
-Почему низкорослую чернику называют кустарником, а высокий василек (цикорий) травой?
-Если у кустарника ежегодно срезать все стволики, кроме одного, станет ли оно деревом?
-Зачем нужно знать, из чего состоят растения?
-Может ли быть на одной веточке цветок и плод?
-Почему на лугу, где паслись козы, никогда не цвели цветы?
-Можно ли сказать, что люди, часами сидящие перед цветущими растениями, работают?
Проблемные задания:
-Сравни стебель и корень. Что общего и в чем различие?
-Рассмотри клубень картофеля. Найди части растений. Чем клубень отличается от свеклы?
Проблемные задачи:
-В корзине лежат редис, лук, яблоки и персик, смородина и малина. Верно ли, что это растения, а не овощи? Кто кроме биологов мог вырастить эти растения?
-Плод и цветок хвастались друг перед другом своими особенностями. Угадай какими? -Чем не может похвастаться цветок перед плодом, а плод перед цветком? (Красотой, привлечением насекомых, пользой людям, птицам, зверям, запахом, нектаром, соком и т.д.).