Применение информационных технологий на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы
Применение информационных технологий на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы
Из опыта работы по применению информационных технологий на уроках математики в начальных классах как средства повышения эффективности уроков и условия формирования познавательной самостоятельности учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Применение информационных технологий на уроках математики в начальной школе. Из опыта работы»
Применение информационных технологий на уроках математики
в начальной школе
С первых дней работы с детьми я понимала, что именно в начальной школе закладывается основа образования, от качества которой во многом зависит дальнейшая успешность моего ученика. Я должна помочь ему не только получить определённое количество знаний и умений, но и способствовать тому, чтобы он научился действовать активно, принимать самостоятельные решения. Учитывая, что современный ребёнок живёт в мире высоких компьютерных технологий и электронной культуры, несколько лет назад я пересмотрела своё отношение к роли учителя в образовательном процессе. Я поняла, что смогу общаться на одном языке с детьми, только если овладею новыми образовательными технологиями. Как оказалось, некоторые знания быстро устаревают и требуют постоянного обновления. Современный учитель должен постоянно не только заниматься самообразованием, но и умело координировать информационный поток, ежедневно обрушивающийся на учащихся. Очевидно, что неотъемлемой частью современного образования является использование информационных компьютерных технологий. Я уверена, что, начиная с первого класса, необходимо развивать информационную культуру и компьютерную грамотность, так как наряду с другими знаниями информационная компетентность определяет уровень образованности человека.
Возрастные особенности младших школьников, в частности, преобладание наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, делают не только целесообразным, но и необходимым применение компьютерных технологий в обучении. Учебник, бумажная наглядность, плакаты, доска, мел, карточки с заданиями – это составляющие части педагогических технологий, которые я продолжаю использовать в своей работе. Но у нового поколения школьников гораздо выше потребность в визуальной информации и зрительной стимуляции, психологи даже ввели новый термин для объяснения психических процессов у современных детей – «клиповое мышление». Это требует от меня, как и от каждого современного учителя, другого подхода к проведению уроков. С одной стороны, информационные технологии я применяю как инструмент визуального преподнесения материала, как объяснительно-иллюстративный метод обучения, с помощью которого учебный материал легко воспринимается и успешно усваивается учащимися. С другой стороны, информационные технологии помогают разнообразить личностно-деятельностный метод обучения, при котором ученик становится активным субъектом учебно-познавательного процесса, а также позволяют совместить игровую и учебную деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.
В последнее время многие учащиеся отдают предпочтение изучению гуманитарных наук, они не видят в содержании математического образования связи с жизнью. Уроки математики мало воздействуют на чувства и эмоции учащихся, требуют постоянных умственных усилий. Знаменитый немецкий математик Карл Фридрих Гаусс говорил: «Математика – наука для глаз, а не для ушей». Я считаю, что это именно тот урок, на котором использование информационно-коммуникативных технологий может активизировать все виды учебной деятельности: подготовку и проверку домашнего задания, изучение и закрепление нового материала, самостоятельную работу, проверочные и контрольные работы, внеклассную работу, творческие задания. На основе использования мультимедиа многие методические цели могут быть реализованы более эффективно. Кроме того, применение информационных технологий осовременивает урок и активизирует познавательную деятельность всех учащихся, независимо от их отношения к предмету, а в итоге, может и изменить отношение к нему в положительную сторону.
Урок – это зеркало общей педагогической культуры учителя, мерило его интеллектуального богатства, показатель его кругозора и эрудиции. В. Сухомлинский
Если бы компьютер не был изобретён как универсальное техническое устройство, его следовало бы изобрести специально для целей образования.
Энтони Маллан
Эти высказывания великих педагогов стали определяющими в моей педагогической деятельности. Наблюдая, как с каждым годом возрастает роль аудиовизуальных и интерактивных технологий в образовании, я стараюсь сделать их неотъемлемой частью учебного процесса. Древняя китайская мудрость гласит: "Не бойся, что не знаешь, бойся, что не научишься". Человеку никогда не поздно учиться, постигать новое. Считаю, что новых знаний не надо бояться, наоборот, необходимо к ним стремиться.
Информационно-коммуникативные технологии – это обобщающее понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы и алгоритмы обработки информации. Поэтому, осознав необходимость их применения в своей педагогической деятельности, необходимо обеспечить наличие устройств и оборудования, а также научиться владеть современными операционными системами, текстовым и графическим редакторами, базами данных, учиться использовать учебные компьютерные программы. А затем уже пытаться создавать собственный программный продукт.
Мой опыт работы с компьютерными технологиями начался с тестов по математике. Подготовка к этим урокам, особенно в первое время, требовала от меня больших усилий. Урок проходил в присутствии оператора, так как я не владела навыками работы с компьютером и училась вместе с учениками. Некоторые из тестов я использую до сих пор, так как они интересны тем, что имеют различные уровни сложности и предусматривают работу в различных режимах. От режима «Изучение», где учащиеся могут пользоваться справочной информацией и подсказками, до режима «Контроль», при работе в котором компьютер непредвзято и объективно выдаст результат.
Затем я начала использовать экран и проектор для демонстрации презентаций и видео. Непосредственно в кабинете демонстрации стали чаще с приобретением телевизора и DVD-проигрывателя. Физкультминутки стали сопровождаться не только музыкой, но и видео. При знакомстве с новым материалом и для создания игровой ситуации на уроках математики в первом классе я начала использовать короткие видео. Очень активно я использую тренажёры для отработки вычислительных навыков и различные математические игры. Их легко найти и скачать в интернете по любой изучаемой теме. Уровень усвоения материала затем проверяется с помощью тестов или проверочных и самостоятельных работ. Итог работы стараюсь оформить в печатном варианте для портфолио учащихся. Во внеклассной работе – это викторины, математические конкурсы, олимпиады.
В последнее время меня заинтересовали сайты, где можно для уроков не только использовать готовый материал, но и создавать его самостоятельно. Например, ребусы и логические задания, прописи букв и цифр, составление примеров и уравнений в онлайн-генераторах.
Хочу отметить, что для учащихся компьютер выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта изучения, средства обучения, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет собой источник учебной информации, он может частично или полностью заменить учителя или книгу. Как учителю, так и учащимся необходимо уметь работать с источниками информации. Опыт этой работы помогают получить различные вебинары, онлайн-семинары, дистанционное обучение по интересующим темам.