Просмотр содержимого документа
«Применение игровых технологий в учебном процессе.»
Применение игровых технологий в учебном процессе
«Игра-это искра,зажигающая огонёк пытливости и любознательности»
(В.А.Сухомлинский)
Формирование национального самосознания детей стало одной из самых главных задач современной школы. Восполнить дефицит эмоциональности разных форм работы с младшими школьниками способна игра. Лишь учитель, хорошо владеющий игровой методикой, может извлечь из игры её огромный воспитательный потенциал. Необходимо отметить следующие моменты:
-сочетание педагогически обоснованного подбора игр учителем с самостоятельным выбором учащихся окончательным вариантом понравившихся игр;
-освоение выбранных игр;
-овладение опытом их проведения.
Каждый опытный учитель хорошо знает, какое большое значение имеет использование элементов занимательности, игры для пробуждения и поддержания у детей интереса к проводимым на уроках упражнениях.При этом важно только, чтобы используемые учителем приёмы создания игровой ситуации вокруг выполнения обычных учебных заданий были разнообразными. Творческая выдумка учителей в этом отношении неистощима. Дети часто встречаются на уроках не только с Лунтиком, но и с другими любимыми героями(Мальвиной, Буратино и др.).Они дружат с ними, помогают им в работе, выполняют задания и отвечают на вопросы, которые те им задают.
Довольно часто в практике использую и очень полезный приём драматизации.Так, составляются задачи по небольшим драматизированным рассказам, которые можно рассматривать как элементы сюжетно-ролевой игры. В такой игре, дети, исполняя, например, роли продавца, покупателя, кассира, знакомятся с монетами различного достоинства, учатся выполнчть простейшие подсчёты.
Обыгрывание обычных учебных заданий часто способствует значительному повышению эффективности упражнений, усилению их обучающего, развивающего и воспитательного значения. Покажу это на примере игры «Математическая эстафета», когда в классе от каждого ряда выделяется по одной команде и участники каждой из них по очереди ,передавая друг другу кусочек мела, решают примеры, записанные в столбики. Такая игра позволяет обеспечивать не только решение классом относительно большего количества примеров, но и производить вычисления в быстром темпе, так как выигрывает та команда, которая первой решит все примеры, что очень важно для формирования вычислительных навыков. В работу активно включаются все ученики класса, поскольку одни из них решают примеры у доски, а другие внимательно следят за выполняемыми вычислениями, контролируют их (допущенная ошибка может быть замечена и исправлена как можно быстрее, так как это учитывается при подведении итогов сореанования).Это приучает детей контролировать правильность решения, готовит их к осуществлению самоконтроля в процессе вычислений. Наконец, игра способствует воспитанию чувства ответственности, коллективизма, стремления к взаимопомощи.
Задача разработки системы дидактических игр по всем учебным предметам, внедрения её в практику становится актуальной в связи с обучением детей с 6 лет .Несколько лет я работаю в объединении «Дошкольник»,где подготавливаю детей к обучению в школе по следующим курсам: «Математика», «Синтез искусств», «Окружающий мир», «Развитие речи и подготовка к обучению».При работе с детьми этого возраста игра становится просто необходимой. Она помогает осуществить постепенный переход от привычной для дошкольника игровой деятельности к учебной, помогает сделать этот переход более незаметным и безболезненным.
Надо, чтобы учитель хорошо понимал назначение каждой игры, её содержание, продумывал методику и организацию игры на уроке с учётом конкретных задач изучения темы и каждого урока. Дидактические игры могут неоднократно использоваться при изучении разных тем .При этом ,естественно ,должен меняться только тот материал, на котором они строятся.
Это относится к играм: «Счёт цепочкой», «Угадай число», «Назови соседей» и др.В таких играх, как «Найди пару», «Нанизывай бусы», «Ищи вопросы» важно не только обеспечит разнообразие счётного материала, но и его подбор.От того ,как будет отобран этот материал ,часто зависит само содержание игры.Интересен такой вариант игры: учитель в присутствии детей разрезает на две равные части несколько квадратов различных размеров.Играющий, получиа такой квадрат, должен как можно скорее составить из полученных половинок все квадраты.Игра может быть проведена у доски.Выигрывает тот, кто быстрее и правильнее выполнил задание.Различные варианты игры могут использоваться в любое время учебного года.Особенно интересна в этом отношении игра «Что изменилось?», способствующая обучению детей умению наблюдать, сравнивать, воспитывающая внимание и зрительную память.Она может использоваться в самых разных целях.
На этапе подготовки к изучению чисел игра может быть проведена с целью включения в активный словарь ученика слов, обозначающих различные признаки наблюдаемых предметов. Например, учитель расставляет на полочке игрушки: матрёшку, машинку, куклу, мишку. Он предлагает детям закрыть глаза, а сам быстро заменяет ,например, машинку на другого цвета машинку. Дети должны угадать и ответить , что изменилось. Ещё один вариант: не заменяя ни одной игрушки, учитель добавляет к ним одну новую или снимает одну из игрушек. Отвечая на вопрос, дети будут каждый раз тренироваться в употреблении слов, обозначающих цвет, размер наблюдаемых предметов, подмечать и описывать происшедшие количественные изменения. В дальнейшем для игры можно использовать карточки с цифрами, а затем и примерами. Так, игра постепенно подведёт детей к сравнению предметов, примеров, их результатов и др.Чтобы интерес к игре не пропал, важно использовать каждый раз разные наглядные пособия.
Интересна и полезна для развития наблюдательности и мышления детей игра «Нанизывай бусы». Суть игры состоит в том, чтобы ученик сам подметил закономерность в чередовании фигур разного цвета и воспроизвёл эту закономерность, продолжая рисунок. Нанизывание бус через одну- полезная подготовка к рассмотрению приёмов прибавления и вычитания по 2. Соответствующие рисунки помогут детям подметить закономерность получения результата и при присчитывании и отсчитывании по3.Игра на уроке должна быть подчинена целям каждого конкретного урока и помогать достижению этих целей, а не отвлекать детей от основного содержания урока.
Включение игры в процесс обучения изобразительному искусству относится к наглядно-действенным приёмам обучения. Она представляет собой сочетание слова учителя, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием. Научно обоснованная игра используется для формирования и развития чувства понимания прекрасного, изобразительных навыков и умений. Соединение игры с художественным творчеством создаёт у детей определённую установку на более яркое восприятие и передачу окружающей действительности. В процессе игры вводятся элементы соревнования, организуются встречи с любимыми персонажами детской литературы, появляются фантастические ситуации.
Рисуя и играя, школьники выручают своих любимых героев из сложных ситуаций, помогают им в работе, выполняют их задания, наказывают и стараются перевоспитать отрицательных персонажей.
Важнейшим условием игры, снимающим принудительный характер обучения ,является активное действие детей. Без этого решающего условия не реализуются учебные и игровые задачи.