kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов? Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные ее возможности. Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.                                                                                                                                                                                         

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе »

Мастер-класс «Работа с интерактивной доской»

Сегодня традиционные инструменты преподавателя и ученика (доска, мел, ручка, тетрадь) предстают в новом исполнении. Их рационально заменяют компьютерные средства обучения, например, интерактивные доски.

Все чаще мы слышим, что наш век – век информационных технологий, что

без широкого внедрения сегодня никак не обойтись, однако, часто бывает, что это не всегда так. Где-то не хватает оборудования, где-то не хватает навыков работы с ним, поэтому мне хотелось бы поделиться с вами крупицами своего опыта работы применения интерактивной доски в образовательной учебной деятельности. Возникло, конечно, первоначально много вопросов: как это чудо техники поможет обеспечить современный уровень образовательной деятельности на уроке? Чем отличается обучение с помощью ИД ? И самое главное, где найти время, чтобы ответить на эти вопросы и разобраться в этом чуде.

Любой урок имеет двух субъектов - учителя и учеников. Доска третьим субъектом стать не может. Не доска учит, а учитель. Наличие интерактивной доски в классе не делает урок развивающим, таким его может сделать учитель, ясно представляющий цель, использующий эффективные методы обучения, а доска – это полезный инструмент в руках учителя. Должен сработать, прежде всего, подбор материала к уроку, его методическая и техническая обработка.


Использование программного обеспечения интерактивной доски.


Интерактивная доска - это большая панель, на которой отображается та же информация, что и на дисплее вашего компьютера.

Интерактивная доска позволяет демонстрировать для аудитории учеников:

  • специальное обучающее программное обеспечение;

  • содержание дисков CD, DVD  и других носителей;

  • интернет-сайты;

·графические файлы (изображения, рисунки, фотографии т. д)

Назначение и возможности интерактивной доски:

  • предоставить новый учебный материал в новой интерактивной форме

  • вовлечь в объяснение и проверку знаний большинства учеников

  • вызвать интерес к изучаемому учебному материалу

  • создать и провести дидактические игры

  • разработать множество интерактивных заданий на автоматическую проверку доской

  • совмещать формы работы с интерактивной и с обычной доской и учебниками

  • развить творческий подход в подготовке к урокам, как у учителей, так и у учащихся

Каковы преимущества интерактивной доски?

В чем же основные преимущества интерактивной доски перед меловой? Почему интерактивные доски становятся все более популярными? Почему школы не жалеют денег на приобретение столь дорогостоящего оборудования для кабинетов?

* Интерактивные доски похожи на обыкновенные доски, но в то же время они помогают учителю использовать средства обучения легко и непринужденно, находясь в постоянном контакте с классом.
* Интерактивные доски помогают расширить использование электронных средств обучения, потому что они передают информацию слушателям быстрее, чем при использовании стандартных средств.
* Интерактивные доски позволяют учителю увеличить объём воспринимаемого материала за счет увеличения количества иллюстративного материала на уроке, будь то картинка из интернета или крупномасштабная таблица, текстовый файл или географическая карта. Интерактивная доска становится незаменимым спутником учителя на уроке, отличным дополнением его слов.
* Интерактивные доски позволяют учителю создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.
* Интерактивные доски позволяют ученикам воспринимать информацию быстрее.
* Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, делая обсуждения еще более интересными.
* Интерактивные доски позволяют ученикам выполнять совместную работу, решать общую задачу, поставленную учителем.
* Интерактивные доски позволяют проводить проверку знаний обучающихся сразу во всем учебном классе, позволяет организовать грамотную обратную связь “ученик-учитель”.

* Интерактивные доски в течение некоторого времени позволяют формировать положительный эмоциональный настрой на учение.



Формы использования интерактивной доски на уроке.

-работа с мультимедийными пособиями. Загружаешь, как обычный диск, устанавливаешь выбираешь тему и дети выполняют задание. Форма работы и индивидуальная и фронтальная.

-работа с ресурсами интернета (Во-первых ресурс уже можно скачать, их мало, но они есть, и это радует, хочется надеяться, что их со временем будет больше, ведь это дешевле чем покупать диск и использовать его интерактивные возможности в классе. Но при этом обязательно при скачивании надо пометить, что пособие для интерактивной доски, если этого не сделать, то ресурс не будет обладать интерактивными возможностями, а будет выполнять только иллюстративную функцию. Эти пособия могут содержать в себе, как разовое задание, так и готовый материал к целому уроку. К сожалению, мы этого делать не можем.)

-работа с материалом, созданным самим учителем

- создание простейшего дидактический материал для работы на уроке

а) набор текста с использованием экранной клавиатуры;

б) форматирование текста с использованием ресурсов интернет доски;

в) создание объекта;

г) группировка объектов;

д) перемещение объекта на задний план, целях достижения дидактической цели;

е) вставка декор. элементов в дидактический материал для создания положительного эмоционального настроя либо достижения определённой дидактической цели.

-делать пометки и записи поверх выводимых на экран изображений
(маркирование на отсканированной странице, рассматривание картин с помощью рамки)
- управление компьютером без использования самого компьютера (управление через интерактивную доску)
- использование интерактивной доски как обычной, но с возможностью сохранить результат, распечатать изображение на доске на принтере и т.д.
- изменение текста в выводимых на экране документах, используя виртуальную клавиатуру, которая настраивается в программном обеспечении доски.
- изменение любых документов или изображений на экране, использование любых пометок.
-сохранение на компьютере в специальном файле всех пометок, которые учитель делает во время урока, для дальнейшей демонстрации на других уроках.
- сохраненные во время урока записи учитель может передать любому ученику, пропустившему занятие или не успевшему сделать соответствующие записи в своей тетради
-демонстрация работы одного ученика всем остальным ученикам класса
- демонстрация учебных видеороликов
- создание рисунков на интерактивной доске без использования компьютерной мыши
-создание рисунков, схем и карт во время проведения урока, которые можно использовать на следующих занятиях, что экономит время на уроке
- при соответствующем программном обеспечении учитель может выводить на экран интерактивной доски изображение монитора любого ученика, а также проводить тестирование, результаты которого ребята видят сразу, потому что ответы обрабатывает сама умница доска

Примерные задания по математике в начальной школе с использованием интерактивной доски.

  • Сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру (фигуры выбираются из коллекции которая есть в каждой интерактивной доске).

  • Разбей фигуры на группы по признакам (абсолютно любым). Фигуры двигают дети.

  • Собери новую фигуру (Это задание очень нравится малышам. Они сами двигают фигуры и получают забавные картинки, оно развивает творческие способности и воображение.).

  • Обведи фигуру (это можно сделать двумя способами. Маркерами и линиями с панели управления доской)

  • Удалите или добавьте лишнюю фигуру

  • Докажи, что фигуры больше или меньше другой (путем наложения)

На уроках чтения и письма: «Незаконченное предложение», «Соотнесение частей пословиц», «Установление соответствий».  Полезной при создании подобных заданий является флэш-анимация, готовые схемы можно найти в Интернете и заполнить их необходимым тематическим материалом.

 

  При введении лексического материала наиболее эффективными являются такие приемы как: «Распределение на группы», «Убери лишнее», «Сопоставление», «Заполнение пробелов».

 

  При обучении письменной речи и правописанию мною используются задания «Заполнение пробелов», «Восстановление деформированного текста», «Текст с пропусками». Большим подспорьем выступают функции «Шторка», которая позволяет быстро и эффективно организовывать контроль, и «Прозрачность», благодаря которой можно высвечивать правильные варианты.

 

  При отработке грамматического материала используются приемы: «Найди ошибку», «Убери лишнее», «Заполнение пробелов», «Текст с пропусками», «Создание схем».

 Вместе с тем считаю неправильными  категорические утверждения, что результаты учеников улучшаются с использованием на уроке интерактивной доски, но отмечаю, что ученики становятся более заинтересованы и более мотивированы на уроке, быстрее запоминают материал.


Каковы основные преимущества использования интерактивной доски на уроках  и в работе за рамками урока:

1.Интерактивные доски позволяют мне  увеличить количество иллюстративного материала на уроке, используя подготовленные графические и текстовые файлы, аудио и видеоматериал.

2. Интерактивные доски позволяют учителю в полной мере реализовать использование интерактивных заданий, тестов, упражнений направленных на развитие  навыка счёта, развитие речи, выразительного чтения.

3. В работе творческих мастерских за рамками урока использование интерактивной доски позволяет развивать индивидуальные творческие, интерактивные коммуникативные и артистические способности учащихся.

4. Интерактивные доски позволяют ученикам принимать участие в групповых дискуссиях, дебатах на уроках.

5. Интерактивные доски позволяют оперативно организовать и проводить мониторинг знаний обучающихся в классе.


При работе с интерактивной доской возникают некоторые трудности:

 1.Наличие чисто технических проблем.

2.Большой проблемой считаю отсутствие или малодоступность программного обеспечения.

3.  Увеличиваются временные затраты на подготовку урока.

4. Необходимо также помнить о временном ограничении работы с интерактивной доской на уроке из-за необходимости соблюдать санитарные нормы.


 Несмотря на все сложности, которые учитель в состоянии решить, новые технологии открывают учителю более широкие возможности для творчества.


  В процессе обучения использую ИД:

 

 • как обычную доску для обычной работы в классе (только мел заменён электронным карандашом);

 • как демонстрационный экран (показ слайдов, наглядного материала, фильмов) для визуализации учебной информации изучаемого;

 • как интерактивный инструмент – работа с использованием специализированного программного обеспечения, заготовленного в цифровом виде.

 

Применяемые технологии:

  1. коммуникативно-ориентированного обучения

  2. развития познавательных интересов

  3. активизация учебной деятельности

  4. учебно-познавательная игра

  5. информационные технологии


 Не обязательно использовать доску во время всего урока, можно воспользоваться ею на конкретном этапе занятия.

 

Учащиеся моего класса не все владеют элементарными навыками работы с компьютером. И мы их этому учим.У сегодняшних учащихся потребность в визуализации информации гораздо выше. Интерактивная доска, независимо от того, для каких целей, на каком этапе урока она применяется, является инструментом визуального представления данных (нельзя забывать и о том, что в младшем школьном возрасте преобладает наглядно-действенное и наглядно-образное мышление).

Доска как раз и реализует один из важнейших принципов обучения в

начальной школе – наглядность, на ней можно размещать разное количество

разноплановой информации (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, анимации,

звуковые эффекты и т.д.)


При использовании интерактивной доски у меня не возникает

необходимости тратить время на смену наглядных материалов, разлиновку доски для показа написания букв или цифр.

Использование разлиновки экрана в клетку, в линейку, что особенно

актуально на уроках в 1 классе, позволило заложить основы ориентации на

тетрадном листе, когда начинается усвоение правил единого орфографического режима и формирование навыка письма букв и цифр. На доске, которая видна одновременно всем ученикам, обучаемый сразу видит, совпало ли его написание с правильным начертанием, изображенным на доске.

Проецируя на доску отсканированную страницу тетради по математике с печатной основой, страницу «Прописей» или «Азбуки», у меня отпадает необходимость подходить к каждому ученику и показывать место для работы в тетради, показывать строку, клетку, номер выполняемого задания, где нужно писать. Также я использую на своих уроках такую функцию интерактивной доски, как «шторка», которая позволяет закрывать часть (или полностью) экрана, как верху вниз, так и справа налево. Например, учащиеся на уроке размышляют, решают проблемный вопрос, а верный ответ на него прячется за «шторкой». Дети выполняют это упражнение за партами индивидуально в тетрадях. При всем разнообразии функций доски стоит помнить, что планировать свои уроки надо так, чтобы ребята работали с интерактивной доской в соответствии с требованиями СанПиН.

Подводя итог, хочется отметить, что все технические достижения не стоят

ровным счетом ничего, если педагоги не в состоянии их использовать. Чудеса творят не компьютеры, а учителя. Именно педагоги делают уроки интересными, детей – заинтересованными, а интерактивная доска – это только инструмент. И важно понимать, что эффективность работы с доской во многом зависит от нас самих, от того как мы используем те или иные ее возможности.






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Применение интерактивной доски на уроках в начальной школе

Автор: Куят Мария Александровна

Дата: 23.10.2015

Номер свидетельства: 243017


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства