Просмотр содержимого документа
«Презентация к уроку литературного чтения в начальной школе "Основные цели, задачи и содержание внеклассного чтения"»
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать»
Д. Дидро
Основные цели, задачи и содержание уроков внеклассного чтения
Презентацию подготовила:
Колотовкина Анастасия
Студентка 2 «А» группы
История развития внеклассного чтения
Стадия становления
До 1940г.
До 1940г.
Сегодня в методике внеклассного чтения сложилась
С первого дня учебы урок внеклассного чтения проводится систематически , включается в расписание и фиксируется в классном журнале
четная система обучения детей самостоятельному чтению
Основная форма проверки того, что дети прочитали за прошедшую неделю
50-е-60е годы
50-е-60е годы
Обучающий характер
С 1971 г.
С 1971 г.
1
Подготовительный этап 1-е полугодие 1 кл. (На уроках грамоты – 18-20 мин. 1 раз в неделю)
Подготовительный этап
1-е полугодие 1 кл. (На уроках грамоты – 18-20 мин. 1 раз в неделю)
2
Начальный этап 2-е полугодие 1 кл. (Отдельный урок. 1 раз в неделю)
Начальный этап
2-е полугодие 1 кл. (Отдельный урок. 1 раз в неделю)
3
Основной этап 2 и 3 кл. (Отдельный урок; во 2 кл. - 1 раз в неделю, а в 3 кл. – 1 раз в 2 неделю)
Основной этап
2 и 3 кл. (Отдельный урок; во 2 кл. - 1 раз в неделю, а в 3 кл. – 1 раз в 2 неделю)
Система обучения детей самостоятельному чтению
1-3 класс
1
Подготовительный этап 2-е полугодие 1 кл. (30 уроков, по 18-20 минут на урок грамоты)
Подготовительный этап
2-е полугодие 1 кл. (30 уроков, по 18-20 минут на урок грамоты)
2
Начальный этап 2 кл. (35 часов – 1 раз в неделю)
Начальный этап
2 кл. (35 часов – 1 раз в неделю)
3
Основной этап 3 и 4 кл. (3 кл. – 35 часов – 1 раз в неделю; 4 кл. – 17 часов – 1 раз в неделю)
Основной этап
3 и 4 кл. (3 кл. – 35 часов – 1 раз в неделю; 4 кл. – 17 часов – 1 раз в неделю)
Система обучения детей самостоятельному чтению
1-4 класс
Из учебника М. Р. Львова«Методика преподавания русского языка»(стр. 165)
«Раздел “Методика внеклассного чтения” – один из важнейших разделов методики родного языка и занимает особое место».
«Нельзя ждать от самой лучшей школы, что она даст ребенку все, что ему нужно. Как бы не были хороши программы, они дают только крохи. Надо, чтобы ребенок пополнил чтением те знания, которые дает ему школа»
Н. К. Крупская
Цель
внеклассного чтения
«Научить к моменту завершения начального обучения всех детей охотно и осмысленно выбирать и читать доступные им книги, чтобы успешно учиться в средней школе, чтобы становиться хорошими, полезными людьми, черпая из книг и как бы примеряя на себя накопленный человеческий опыт»
Н. Н. Светловская
Материальная базадля внеклассного чтения
Кабинет внеклассного чтения
«Уголок» внеклассного чтения
Что должно быть подготовленок урокам внеклассного чтения?
Подборки книг-«коллективок » и внекомплектные книги по всей тематике детского чтения и по сериям.
Какие книги нужно использовать на различных этапах?
Следует использовать на подготовительном и начальном этапах
Следует использовать на подготовительном и начальном этапах
Следует использовать на основном этапе
Следует использовать на основном этапе
Книги- «коллективки»
Книги вне комплектов, индивидуальные
Можно ли заменять книги?
Если учитель захочет заменять книги и произведения в связи с неимением указанных или новыми, или теми, которые ему особенно нравятся, тогда нужно строго соблюдать точность замены :
по тематике,
по типу издания,
по специфике литературного текста,
по наличию гигиенических норм.
Что такое специфика литературного текста?
Специфика литературного текста – жанр читаемого произведения, принадлежность книги (русская, советская, зарубежная), характер текста (справоч., художеств., научно-поп.)
Таблицы по внеклассному чтению
Каждая таблица рассматривается в конце соответствующего урока, а затем вывешивается в классе и висит в течении всего времени до следующего урока , напоминая школьникам, к каким книгам надо обращаться, какие виды читательской деятельности выполнять.
Пример таблицы внеклассного чтения
Пример таблицы внеклассного чтения
План отзыва о прочитанной книге:
Название книги, выходные данные.
Краткое содержание книги.
Самое интересное место в книге.
Впечатления от прочитанной книги.
Подготовительный этап обучениювнеклассномучтению
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
По жанру это сказки, стихи, загадки, рассказы по 6-7 темам.
Книги должны быть хотя бы относительно новыми, неизвестными.
Доступны по содержанию.
Невелики по объему (из книги в 14-30 страниц читается 3-7 мин. Текст в 1-2 стр).
Книги должны быть разными по структуре:
Одно произведение одного автора,
Несколько произведений одного автора,
Произведения разных авторов
Книга с красочным оформлением, большого формата, хорошая бумага, четкий крупный шрифт, небольшой объем, иллюстрированная обложка, цветные иллюстрации.
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
2) Структура занятия подготовительного этапа:
Беседа, предшествующая чтению вслух (2-3 минуты)
Выразительное чтение и прочитывание учителем избранного художественного произведения вслух (3-7 минут)
Коллективное воссоздание прочитанного, размышления о прослушанном (4-6 минут)
Рассматривание детской книги, в которой помещено произведение, с целью нахождение этого произведения в книге (3-4 минуты)
Рекомендации в возможной внеурочной деятельности учащихся с книгой
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
3) Основные методы и приемы работы:
Повторное выразительное чтение;
Словесное рисование;
Изображение ситуации с помощью мимики, жеста, движений;
Беседа-дискуссия.
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
На данной этапе учащиеся должны взаимодействовать с книгой не мысленно, а практически , одновременно с учителем. Или необходимы «коллективки».
Подготовительный этап обучения внеклассному чтению
В понятие «Знания книги» вкладываются умения:
Называть фамилию автора и заглавие книги;
Знать , о чем или о ком в ней рассказывается;
Уметь по определенным признакам отнести книгу к теме;
Ориентироваться в различии книг по оформлению;
Определять , где книга-произведение, а где книга-сборник.
Ориентировка в книге
Учащиеся отыскивают в книге прослушанное произведение, или определяют количество и тематику помещенных здесь произведений. При этом школьники учатся по внешним приметам (заглавию или иллюстрации), а также по фамилии автора, если с его творчеством они уже знакомы, определять тему, жанр, эмоциональную окраску содержания в книге произведений.
Чтобы актуализировать умственную и практическую деятельность учащихся на уроке, следует применять разнообразные виды работы:
Выразительное чтение произведения вслух учителем.
Требования к чтению :
читать текст только из книги;
интонация чтения близка к рассказыванию;
все песенки, потешки наизусть;
из книги во время чтения ничего не показывать;
при чтении не ходить.
Чтобы актуализировать умственную и практическую деятельность учащихся на уроке, следует применять разнообразные виды работы:
Чтение стихотворения учителем наизусть;
Инсценирование произведений;
«Живые картины» по прочитанному;
Беседа-дискуссия;
Словесное рисование;
Использование наглядных пособий.
Начальный этапобучениявнеклассномучтению
Начальный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
Книги из серии:
« Читаем сами»,
«Библиотека детского сада»,
«Для маленьких»,
«Мои первые книжки».
Начальный этап обучения внеклассному чтению
1) Отбор книг для внеклассного чтения:
Требования:
1) Шрифт – размером 4,5мм. и более, строгих форм, бумага белая плотная, хорошие иллюстрации .
2) Текст в книгах-«коллективных» должен занимать 50-60% площади страницы, остальное – поля.
3) Строка диной в 80-126мм.
4) Текст на каждой странице должен сопровождаться иллюстрациями .
5) Книги с отступлениями от типового оформления:
- отсутствие на обложке фамилии автора, заглавия или того и другого,
- графически осложненное написание названия книги или необычное расположение названия,
- большое количество дополнительных надписей на обложке.
Начальный этап обучения внеклассному чтению
2) Структура занятия внеклассного чтения на начальном этапе:
Решениезадач по ориентировке в книгах (до 5 минут).
Чтение учителем художественного произведения вслух (до 7 минут).
Беседа-рассуждение о прочитанном (до 5 минут).
Самостоятельное знакомство учащихся с новой книгой, которую предстоит прочитать (до 5 минут).
Чтение учащимися названного учителем произведения про себя (до 10-12 минут).
Выявление и оценка качества самостоятельного чтения-рассматривания (7-10 минут).
Рекомендации для работы с книгой на неделю (1-2 мин).
Начальный этап обучения внеклассному чтению
3) Особенности ведения урока внеклассного чтения:
Книги, отобранные к уроку, следует выставить у доски до урока и приучать первоклассников рассматривать их в перемену.
Для индивидуального самостоятельного чтения желательно предлагать детям одну и ту же книгу и одно и то же произведение .
Дети учатся записывать данные о книге , сначала рассматривая запись учителя, а затем действуют и сами (с середины 3 четверти).
Работать с книгой, которая оказалась перед ребенком, он начинает сразу, не дожидаясь никакой команды . Читают, проговаривая вполголоса .
Никогда нельзя чтение-рассматривание новой книги начинать с коллективной работы . Перечитывание проводится как итог самостоятельного чтения и разборе.
Во время самостоятельной работы детей с книгой учитель не вмешивается в действия детей.
Начальный этап обучения внеклассному чтению
Этот этап начинается тогда, когда будет обеспечен элементарный уровень , обеспечивающий готовность ребенка к самостоятельному чтению. Этот уровень характеризуется такими показателями :
Сформированность интереса к книге.
Овладение грамотой и темпом чтения не ниже 32-45 слов в минуту (вслух), и 45-60 слов в минуту (про себя).
Широта читательского кругозора в объеме 96-98 книг по всей тематике; воспроизведение по памяти 2-3 книги по 1 теме.
Особенности и упражнения по ориентировке в книге
Эта работа проводится не после чтения, а перед чтением книги, преимущественно самостоятельно.
Книги подбирает учитель .
Книги берутся как в типовом оформлении, так и с усложнениями в оформлении .
Упражнения по ориентировке в книге
Определение темы и (или) жанра группы книг.
Это значит что учащиеся должны определить , о ком (о чем) или (и) что – сказки, рассказы, стихи – будет прочитано на уроке. Затем последовательно называют каждую книгу и обосновывают свое мнение .
Упражнения по ориентировке в книге
Выбор книги из ряда предложенных
Для упражнений выбираются книги по 2-3 признакам: тема, жанр, фамилия автора, наполняемость книги. По указанным ориентирам учащиеся выбирают книгу.
Упражнения по ориентировке в книге
Дополнение книжной выставки одной или несколькими книгами
Выставка книг озаглавливается после чего учитель показывает одну или несколько книг и предлагает детям ответит на вопрос , можно ли их поставить на выставку .
Домашние задания на данном этапе:
Домашнее задание нацелено на освоение каждым учеником умения самостоятельно выбирать книгу в соответствии с темой предстоящего урока и личными читательскими возможностями .
Групповые домашние задания учащиеся выполняют 1-2 р. В четверть к урокам-отчетам.
Следует помнить что:
Во внеурочное время учитель дает учащимся необходимые консультации .
Домашнее задание выполняется устно и проверяется тоже устно .
Оценка за выполнение ставится за то, на каком уровне трудности работы с книгой действовал ребенок.
Урок внеклассного чтения переходного типа
Эти уроки предусмотрены между подготовительным и начальным этапами. На таких уроках учащиеся впервые под наблюдением учителя попробуют читать разные произведения и даже разные книги, участвовать в коллективной беседе о прочитанном.
Особенности уроков внеклассного чтения
1) Упражнения по ориентировке в детских книгах.
В переходный период учащиеся тренируются в выборе книги из ряда предложенных учителем или в сопоставлении конкретной книги с заданной учителем группой книг (чем похожи, чем отличаются)
2) Есть своя специфика и в отборе книг для самостоятельного чтения учащихся.
Особенности уроковвнеклассного чтения
3) Беседа, выявляющая качество самостоятельного чтения-рассматривания учащимися.Существуют варианты такой беседы:
А) Если все прочитанные произведения рассказывают о разном, не имеют общего в структуре, учитель может задавать классу общие вопросы.
Б) Более сложной является построение беседы по произведениям, посвященным одному герою. В такой беседе следует идти от называния учителем качества, эмоционального состояния, черты характера персонажа, а дети подтверждают их текстом.
В) Еще более сложна беседа по произведениям, которые объединены общей темой, но освещают ее с разных сторон. В этом случае необходимо вести разговор сначала об одном произведении, затем о другом.
Г) Усложненный вариант беседы заключается в постановке учителем вопросов общего, проблемного характера
Активизировать деятельность учащихся во время беседы можно разными приемами
Выборочное чтение
Частичный пересказ
Чтение по ролям
Драматизация
Основной этап обучения внеклассному чтению
Особенности занятий внеклассного чтения в 3-4 классе
Ясная формулировкацели предстоящего урока.
Четкое определениецели отбора книг ( какие книги надо прочитать и почему).
Постоянная ориентировка на рекомендательный список.
Особенности работы с книгой (3 класс)
Необходимо научить детей готовится к рассказу о прочитанном на уроке в течение 2-5 минут.
На уроке учитель не только выслушивает ответы детей, но и демонстрирует образец рассказов о книге.
Специфической задачей урока в 3 классе является организация общей беседы по теме уроков с опорой на разные прочитанные детьми источники. Задавая детям вопросы, следует помнить, что в беседе не должно быть ни одного вопроса, на который можно бы было ответить, не прочитав внимательно произведение.
Особенности работы с книгой(4 класс)
Организуя работу учащихся, учитель должен заботиться не только о том, чтобы дать детям определенные знания, развить в них ум и чувства, но и зажечь в них жажду серьезного труда , формулировка темы предстоящего урока постепенно перестает имитироваться учителем. Чтобы закрепить читательскую зоркость и расширить читательский кругозор, в течение 3-5 минут на уроке перед постановкой домашний заданий (или в другое время) учитель проводит устные читательские диктанты.
Урок внеклассного чтения должен научить детей давать на книгу письменный отзыв
Читательский дневник
2-3 предложения о книге, о чем эта книга.
Чем запомнилась книга.
Оценка книги.
В конце года учащиеся знакомятся с «Заповедями читателя»
1. Прежде чем читать, определи , о каком времени рассказывает книга. А закончив чтение, установи , долго ли длилось событие.
2. Обрати внимание , где и с кем происходит все, о чем читаешь.
3. Используй книги-справочники и иллюстрации, постарайся представить героев и обстановку как более конкретно.
4 Если книга «толстая», читай ее по частям.
5. Закрывая книгу, даже прочитав лишь часть ее, обдумай, что запомнилось, взволновало, испугало, обрадовало, поразило, удивило.
5. Закрывая книгу, даже прочитав лишь часть ее, обдумай , что запомнилось, взволновало, испугало, обрадовало, поразило, удивило.
В конце года учащиеся знакомятся с «Заповедями читателя»
6.Сравни свои впечатления от чтения сегодня с тем, что испытал вчера.
7.Сразу выдели и объясни все тебе непонятное.
8.Возвращайся к прочитанному, перечитывай, отмечай, выписывай .
9.Дочитав книгу, представь ее содержание в целом, вспомни героев, реши для себя, хороша ли книга и чем именно хороша.
10.Сопоставь прочитанное с тем, что тебе было неизвестно ранее или с тем, что ты узнал об этом сейчас, но из других источников.
Структура урока внеклассного чтения
1) Рассматривание выставки книг, самостоятельно прочтенных дома. Выделение наиболее интересных во всех отношениях (3-5 минут).
2) Всесторонний анализ выделенных книг с участием всех детей (20-25 минут).
3) Знакомство с новыми произведениями, жанрами, темами и писателями (15-20 минут).