Часто мы слышим: "Ребенок познает мир". Познавая окружающий мир, ребенок активно изучает его. Что значит активно? Трогает, пробует на вкус, вдыхает запах, ломает, строит, задает вопросы, то есть совершает какие –то действия с предметами или явлениями в окружающей среде. Совершает их, потому что ему это интересно, а если интересно, то он хочет узнать, как это устроено, из чего состоит. Для этого ребенок будет находить способ, который поможет ему что-то узнать. При этом ребенок испытывает много трудностей, препятствий в своих действиях. От активного процесса познания у ребенка быстро формируются новообразования. Формирование ключевых компетенций составляет важную задачу образовательного процесса и составляет неотъемлемую часть фундаментального ядра общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уметь представить себя устно и письменно, написать анкету, заявление, резюме, письмо, поздравление;
уметь представлять свой класс, школу, страну в ситуациях межкультурного общения, в режиме диалога культур, использовать для этого знание иностранного языка;
владеть способами взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог;
владеть разными видами речевой деятельности (монолог, диалог, чтение, письмо), лингвистической и языковой компетенциями;
владеть способами совместной деятельности в группе, умениями искать и находить компромиссы;
иметь позитивные навыки общения в поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе
- Использование работы в группах, например: рассказать соседу по парте правило, определение, выслушать ответ, правильное определение обсудить в группе;
- Сдача различных устных зачетов.
- Совместное приготовление сообщений на предложенную тему.
- Проведение полемики, решение проблемных ситуаций.
Формирование ценностно-смысловой компетенции
Учащиеся формулируют по предложенной теме вопросы, которые начинаются со слов: «зачем», «почему», «как», «чем», «о чем».
Самостоятельно изучают параграф учебника и составляют краткий конспект этого параграфа в качестве домашнего задания (определить главное в пункте, выписать новые свойства, установить на какие из ранее изученных свойств они опираются).
Использование тестовых конструкций, содержащих задачи с пропущенными данными, содержащие задания с лишними данными (теория предмета).
Задания на практическую смекалку, умение ориентироваться в конкретной обстановке
Формирование общекультурной компетенции
Специальная работа, в которой учитель помогает ребенку определить задачу, выделить предметную составляющую (главное), показать применение известных способов в новой ситуации, новых обозначениях (умение пользоваться полученными знаниями в жизни, на практике):
- для формирования грамотной, логически верной речи используются устные комментарии;
- использовать задачи со скрытой информативной частью;
- использовать задания с информационно – познавательной направленностью;
- использовать исторический материал при подготовке к урокам.
Формирование информационной компетентности
- При изучении новых терминов учащиеся, пользуясь толковым словарем, дают различные определения (многозначность слова).
- Подготовка собственных презентаций с использованием материала из разных источников, включая Интернет.
-При подготовке к уроку учитель использует задания из других источников, в которых данные представлены в виде таблиц, диаграмм, графиков, звуков, видеоисточников и т.д.
-Работа учащихся на уроках с документами, различными источниками информации.
Обращение к словарям и справочникам формирует у учащихся информационные познавательные компетенции.
Найти то или иное слово позволяют, например, размещённые в конце учебника по русскому языку словари (орфоэпический, орфографический, толковый). Систематическое применение на любом этапе урока заданий, требующих обращения к словарю, выработает у детей привычку постоянно обращаться к ним и вне урока.
Формирование социально-трудовой компетенции
- Проведение различных исследований;
- С целью развития данного вида компетенций учителем используются задания на развитие навыков самоконтроля (алгоритмы, образцы ответов).
- С целью формирования данной компетенции учитель предлагает ученикам самим составить тест, подобрать варианты ошибочных и правильных ответов.
-Действовать в сфере трудовых отношений в соответствии с личной и общественной пользой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений.
-Владеть элементами художественно-творческих компетенций читателя, слушателя, исполнителя, зрителя, юного художника, писателя, ремесленника и др.
Основные функции компетенций
Быть условием реализации личностных смыслов ученика в обучении, средством преодоления его отчуждения от образования.
Задавать реальные объекты окружающей действительности для целевого комплексного приложения знаний, умений и способов деятельности.
Задавать опыт деятельности ученика, необходимый для формирования у него способности и практической подготовленности к жизни.
Задания по русскому языку по формированию компетенций обучающихся
1. Проба на выявление количества слов в предложении.
Цель: выявление умения ребёнка различать предметную и речевую деятельность.
Оцениваемые универсальные учебные действия:
- знаково-символические познавательные действия, умение дифференцировать план знаков и символов и предметный план.
Учитель зачитывает предложение и просит назвать, сколько слов в предложении, и назвать их.
1. Скажи, сколько слов в предложении.
2. Назови первое слово, второе и т.д.
Предлагаемые предложения:
Маша и Петя пошли в школу. Таня и Коля играют в мяч.
2. Расшифруйте схемы предложений письменно.
3. Звуковые модели слов.
Назови звуковые схемы словом .
Сравни.
Из стихотворения подбери 1-2 примера к каждой схеме.
И у Нади И у Кати Одинаковые платья,Одинаковые шапочки,Одинаковые волосы,Два совсем похожих голоса. Как две капельки, похожи:И глазёнки, и носы:Ведь сестрёнки –близнецы.
Запиши слова, которые соответствуют звуковым моделям. Подарок, привет, спасибо, ключик.
4. Звуковые графические диктанты. Тема: Состав слова.