«Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира»
«Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира»
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
«Приемы активизации познавательной деятельности обучающихся на уроках окружающего мира»
Выполнила
Учитель начальных классов
Дзюбан Т.В.
2019 г.
В федеральном компоненте государственного стандарта начального общего образования определены основные цели, одна из которых ориентирована на развитие личности школьника, его творческих способностей, интереса к учению, формированию желания и умения учиться.
Проблема интереса в обучении не нова. В самых разнообразных трактовках проблемы его функцию все видели в том, чтобы приблизить ученика к учению, приохотить, «зацепить» так, чтобы учение для ученика стало желанным, потребностью, без удовлетворения которой немыслимо эффективное обучение.
Задача учителя состоит в том, чтобы обеспечить не общую активность в познавательной деятельности, а активность, направленную на овладение ведущими знаниями и способами деятельности. Активизация учения есть, прежде всего, организация действий учащихся, направленных на осознание и разрешение конкретных учебных проблем. Проблема – это всегда знание о незнании, т.е. осознание недостаточности знаний для удовлетворения возникшей познавательной потребности. А это значит, что учитель должен не только сообщать знания (преподавание), но и управлять процессом их усвоения, воспитывать и способствовать развитию ученика, формировать у него необходимые личностные качества. Задача ученика в данном аспекте - приобретать знания и, путем самовоспитания, совершенствоваться, развивая у себя ценные черты характера и личности
1. Понятие познавательного интереса и его характеристика
Познавательный интерес - важнейшее образование личности, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования и никоим образом не является присущим человеку от рождения. (слайд 2)
Младший школьный возраст является периодом впитывания, накопления знаний об окружающем мире и отношении к нему человека. Особенность здоровой психики ребенка - познавательная активность. Любознательность ребенка постоянно направлена на познание окружающего мира и построение своей картины мира. Именно в младшем школьном возрасте происходит становление познавательных интересов. Важно не упустить возможность развить познавательный интерес.
Анализ психолого- педагогической литературы и практической деятельности позволяет выявить основные показатели сформированности у детей познавательного интереса:
определенный фонд ЗУНов, их качество и степень их обобщенности;
уровень развития психических механизмов, лежащих в основе развития познавательного интереса: внимания, памяти, воображения;
уровень развития мышления ученика, который определяется степенью сложности умственных действий и операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, классификация, конкретизация…) (слайд 3)
Среди важнейших требований к организации познавательного процесса детей начальных классов в условиях развивающего обучения можно выделить:
Гуманистическое отношение к детям, максимальный учет их индивидуальных особенностей, создание атмосферы, благоприятствующей их всестороннему развитию.
Целенаправленность построения обучения с учетом его эффективности для общего развития детей.
Стремление к обеспечению полного осознания детьми приемов учебной работы.
Использование разнообразных видов деятельности на уроке с целью переключения внимания учащихся в связи с его неустойчивостью.
Включение новых знаний в практическую деятельность учащихся как необходимое условие их успешного усвоения.
Сочетание игровой формы с учебным содержанием заданий, применяемых в обучении.
В формировании творческих интересов младших школьников на уроках окружающего мира не малую роль играют развивающие игры и творческие задания.
2. Развивающие игры и творческие задания на уроках окружающего мира.
Предмет « Окружающий мир» в начальной школе – сложный, так как дети должны приобрести большой объём знаний, умений и навыков на каждом возрастном этапе, но очень интересный и познавательный. И для того, чтобы интерес к предмету не угас , необходимо его сделать уроком занимательным, творческим.
В основе методики преподавания курса « Окружающий мир» лежит проблемно - поисковый подход. При этом используются разнообразные методы и формы обучения.
Учащиеся ведут наблюдения явлений природы и общественной жизни. Выполняют практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания, проводятся дидактические и ролевые игры, учебные диалоги, моделирование объектов и явлений окружающего мира. Для успешного решения задач курса важны экскурсии и учебные прогулки, встречи с людьми различных профессий, организация посильной практической деятельности по охране среды и другие формы работы, обеспечивающие непосредственное взаимодействие ребёнка с окружающим миром. Занятия могут проводиться не только в классе, но и на улице, в лесу, парке и т.д.
Развивающие игры и творческие задания проводятся на разных этапах урока:(слайд 4)
-Организационный момент. Определение темы и целей урока( кроссворды, загадки, ребусы, игры и т.д.)
-Проверка домашнего задания ( игра, графический диктант или тестовые задания, сообщения детей по выбранным темам и т.д.)
-Работа над новой темой (проект, просмотр слайдов или фильма с обсуждением, практические задания, опыты и т.д.)
-Физкультминутка ( имитация движения того или иного животного и т.д.)
-Продолжение работы над темой (работа с учебником, рабочими тетрадями, тестовыми заданиями, использование компьютера и мультимедийной техники, развивающие и интерактивные игры и т.д.)
-Закрепление изученного( проблемные вопросы ,игры, тестовые задания).
Проводятся нестандартные уроки. Например: урок- путешествие « В царстве грибов», « В пустыне», уроки- экскурсии « Московский Кремль», уроки-игры « Город и село», урок- сказка « Осенние изменения в природе». и т.д.
Красочные иллюстрации, интересные и забавные задания, загадки и кроссворды , доступное изложение материала , тесно связано с повседневной жизнью- всё это не даст заскучать на уроке.
Развивающие игры и творческие задания учат детей размышлять, самостоятельно находить верные ответы. Пользуясь дополнительной информацией в виде кратких текстов, схем и таблиц, дети могут проверить, закрепить и дополнить знания по основным темам школьного курса, узнать много нового и интересного.
Я в своей работе использую такой занимательный материал, как загадки, игры, экологические сказки, информацию из Книги рекордов Гинесса или из рубрики «Знаете ли вы?».
Например, по теме «Вода в природе» можно предложить следующую любопытную информацию:
Самая крупная дождевая капля составила 9.4 мм в диаметре. Такой крупный дождь наблюдали в США 17 августа 1953 г.
Самый продолжительный дождь шёл в Индии 12 месяцев – с 1 августа 1860 г. по 31 июля 1861 г.
Самая крупная градина весом в 1 кг была отмечена в Бангладеш 14 апреля 1986 г. тогда от града погибло 92 человека.
Большой интерес на уроках окружающего мира вызывает прослушивание или разбор «подслушанных» в природе разговоров между растениями, птицами и зверями. Например, на уроке по теме «Зима в природе» (слайд 5)
- Как вы думаете, изменилась ли жизнь животных с приходом зимы?
Вот какой разговор удалось подслушать между синицей и белочкой.
Синица и белка.
- Ты почему, белка, из гнезда не выходишь?
- Я, птица синица, тепло берегу. На воле-то нынче студено. Я вход в гнездо мохом заткнула, все щелочки законопатила. Боюсь нос высунуть.
- А чем же ты кормишься?
- А у меня с лета сухие грибки припасены, да орешки, да желуди. Вот в морозы и отсижусь!
- Как зимует белочка? Почему она не впадает в спячку?
- Какие еще звери впадают в спячку?
Эти «разговоры» помогут детям узнать и запомнить, какие звери зимой спят, какие – запасают корм, какие – ведут активный образ жизни.
Есть хорошее слово «почему». С него начинается всякое открытие. Люди знают уже очень много, но все новые «почему» встают перед ними, никогда не настанет время, когда человек скажет: «Хватит, я больше ничего не хочу знать». Ученик пока ничего не открывает. Ему надо узнать, что открыто до него. И тут на его пути появляются многочисленные «почему?». Важно чтобы не только любознательный, размышляющий ученик, но и тот, который ничему не удивляется, ни о чем не спрашивает, могли задуматься. Многие из явлений, с которыми детям приходится сталкиваться повседневно, они способны понять и осмыслить, если объяснение последует в доступной для них форме. Не страшно, если на некоторые вопросы дает ответ учитель, поясняет, что непонятно. Любознательность будет удовлетворена, ответы запомнятся надолго и послужат стимулом для приобретения более глубоких знаний. Поэтому, в формировании учебно-познавательного интереса велика роль познавательных заданий и вопросов. Основное методическое требование к ним состоит в том, что ответ на вопрос и выполнение задания должны показать, в какой мере школьник может творчески использовать имеющийся у него запас знаний, насколько свободно он владеет природоведческими факторами, умеет ли он думать. Например по теме : «Что такое хвоинки?», можно предложить детям такие вопросы:
Почему в еловом лесу приход весны всегда запаздывает?
Ель, как известно, считают вечнозеленым деревом. Почему с этим утверждением нельзя полностью согласиться? Справедлива ли загадка: зимой и летом одним цветом?
Есть дерево, у которого не листья, а хвоинки, однако называется оно лиственницей. Почему?
Почему лиственницу называют «добрым деревом»?
Почему в народе клен называют «поющим деревом»? Какими особенностями отличается его древесина?
Тысячу раз сказано: «ученье – труд, и его нельзя превращать в игру». Но нельзя поставить стену между трудом и игрой. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности. Она в равной степени способствует как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Творческая атмосфера, свобода от шаблонов, возникающие в игре, способствуют высвобождению творческих резервов человеческой психики, нейтрализуют чувство тревоги, создает ощущение спокойствия, облегчают межличностное общение. Огромное положительное влияние оказывает игра на учебную деятельность интеллектуально пассивных детей. В процессе игры такой ребенок способен выполнить объем учебной работы, который ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации. В процессе игры мир детства соединяется с миром науки .
Мир детства полон сказок и чудес, солнечных лучей и радостного смеха. Для учителя начальных классов важно сохранить положительный эмоциональный настрой детей на обучение в школе, способствовать дальнейшему формированию познавательного интереса к окружающему миру, развитию творческих способностей, фантазии и воображения. Одной из эффективных методик работы учителя с учащимися в данном аспекте является сочинение сказок. Сочинять сказки можно на уроках по любой дисциплине, в том числе и по окружающему миру. (слайд 6,7,8)
Методика сочинения сказок включает несколько этапов:
обсуждение с младшими школьниками сказок экологического характера, созданных детскими писателями, например В.Бианки «Чей нос лучше» (о приспособительных особенностях клюва птиц) и др.;
придание известным народным и авторским сказкам экологического сюжета;
сочинение сказки на заданный сюжет в микрогруппах или по цепочке;
сочинение детьми собственных сказок;
красочное оформление своих произведений;
организация выставки лучших работ.
В своей работе я часто использую этот метод. У меня 1 класс, и ученики моего класса любят сочинять экологические сказки. Сказки мы сочиняем устно, а потом рисуем один из фрагментов этой сказки. Например при изучении тем про солнце и про луну, я разделила детей на группы и они составляли сказки. А потом они рисовали.
Существуют и другие развивающие задания на уроках окружающего мира. Перечислю некоторые из них, которые особенно нравятся детям, которые я использую на уроках.
«Головоломки». ( слайд 9)Тема урока записывается среди разных знаков. Детям предлагается прочитать эту тему правильно и рассказать, как они это сделали. Так же можно предлагать определения понятий, небольшой текст задания. Можно дать задания на дом – изложить в таком виде основные тезисы темы, чтобы на следующем уроке дети могли обменяться своими «шифровками». Этот прием хорош для повторения материала и развития зрительной перцепции.
«Лови ошибку». Ученики получают текст со специально допущенными ошибками. Нужно их отыскать и объяснить, как должно быть правильно. Обучив учеников данному приему, можно предлагать в качестве домашнего задания составление подобного текста для взаимопроверки на следующем уроке.
«Осколки». Учащиеся получают текст, составленный из обрывков фраз. Нужно составить из них связные предложения. Такой текст может быть представлен в виде двух столбиков: первый – начало фразы, второй – ее конец. Этот прием подходит для любого этапа урока и для домашнего задания – составить по теме «осколки» для взаимопроверки.
«Реставрация».( слайд10)Учащиеся получают разрезанный рисунок Необходимо правильно собрать рисунок. Прием можно использовать на любом этапе урока и для домашнего задания.
«Отгадай, кто я. »Работая в микрогруппах, учащиеся составляют «портрет–загадку» какого-либо растения или животного от его имени, указывая частично на особенности внешнего вида, места обитания, друзей, врагов.
Наблюдения – этот термин встречается довольно часто: «наблюдать объекты и явления природы, наблюдать погоду самостоятельно и в группах…» Наблюдениям при изучении окружающего мира по-прежнему уделяется большое внимание. Сейчас, основная идея заключается в том, чтобы формальные наблюдения превратить в учебно-исследовательскую деятельность( слайд 11) -постановка цели -выдвижение гипотез -умение составить программу наблюдения -умение пользоваться измерительными инструментами -умение фиксировать результаты -анализ результатов наблюдений.
Моделирование включено в требования к метапредметным результатам: использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и познавательных задач – и, следовательно, должно активно присутствовать на уроках окружающего мира.(слайд 12) Рассмотрим примеры таких творческих заданий в учебниках.(с лайд 12) В 4 классе, при изучении темы «Планеты Солнечной системы» дается задание: вылепить изпластилина модели планет. Изучая тему «Водоемы нашего края» — придумать и изготовить модель, показывающую значение водоемов в природе и жизни людей. В 3 классе, при изучении темы «Кто что ест?», дается задание изготовить модель цепи питания.
Заключение
Постановка проблем, совместный поиск, игра и сказки – вот те средства, которые помогают открыть детское сердце, сделать пребывание на уроке радостным. Экскурсии, часы общения, праздники, КВНы, викторины, - все это помогает поддерживать и формировать интерес к учению. Цель учителя - воспитать творческую личность, готовую свои познавательные возможности использовать на общее дело.
Реализация описанных приемов и принципов работы приводит к следующим результатам (слайд 13)
у детей развивается умение работать с информацией;
формируются навыки самостоятельной работы с учебным материалом;
повышается активность учащихся, растет их интерес к предмету.
Таким образом, можно утверждать, что интерес играет особую роль в учебной деятельности, а по мере его закрепления превращается в относительно действующий внутренний стимул, важный фактор развития учебного познания. Осознанное, планируемое создание условий для развития познавательного интереса – сегодня одно из основных средств повышения эффективности обучения на уроке.
Список литературы
Т.Н.Бондаренко, И.В. Ткаченко Загадки природы и человека - Ярославль: «Академия развития», 2012.
Н.Т. Брыкина, О.Е. Жиренко, Л.П. Барылкина Нестандартные и интегрированные уроки по курсу «Окружающий мир» - М.: «ВАКО», 2010.
Г.В. Буковская Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников – М,: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
Л.И. Гайдина, А.В. Кочергина Изучаем «Окружающий мир» с увлечением – М.: 5 за знания, 2011. – 224с.
В.Н. Кузнецов Справочные и дополнительные материалы к урокам экологии: пособие для учителя – М.: Дрофа, 2013.
О.В. Мариничева, Н.В. Елкина Учим детей наблюдать и рассказывать - Ярославль: «Академия развития», 2009.
И.Г. Норенко Экологическое воспитание в школе – Волгоград: Учитель, 2011.