Преемственность дошкольного и начального образования
Преемственность дошкольного и начального образования
Проводя сравнительный анализ программ дошкольного образования и начального общего образования можно сказать, что направления образовательных областей ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое развитие )плавно переходят в предметные области НОО, а целевые ориентиры являются предпосылками универсальных учебных действий. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Преемственность дошкольного и начального образования»
Преемственность дошкольного и начального образования
Существуют следующие направлениях развития и образования детей в ДОУ ,которые переходят в начальной школе в предметные области.
Образовательные области ФГОС ДО
Предметные области ФГОС НОО
Социально-коммуникативное развитие
Обществознание и естествознание(окружающий мир)
Познавательное развитие
Математика. информатика,технология
Речевое рапзвитие
Русский язык, литературное чтение, иностранные языки
Художественно-эстетическое развитие
Искусство
Я хочу остановиться на некоторых направлениях образовательных областей, которые находят отражение на занятиях в дошкольном учреждении.
Например, обучение математике. Оно не должно быть скучным для ребенка, к тому же существует огромное количество математических игр, игр-обучалок для детей .Дело в том, что детская память избирательна. Ребенок усваивает только то, что его заинтересовало, удивило, обрадовало. Он вряд ли запомнит что-то , на его взгляд, неинтересное, даже если взрослые настаивают. Поэтому игра – деятельность, которая в дошкольном воспитании является ведущей. Можно использовать такие игры как «Парные картинки», «Один-много», «Математическое лото», «Скажи, где находится?», «Скажи наоборот», «Скажи по-другому», «Чем отличается», «Узнай по описанию», «Я начну, ты продолжи», «Цепочка слов», «Чего не стало?», «Разложи по полочкам», «Посчитай», «Четвёртый лишний» др.
Дидактическая игра как метод обучения содержит в себе большие потенциальные возможности:
- активизирует познавательные процессы; воспитывает интерес и внимательность детей дошкольного возраста;
- развивает способности; вводит детей в жизненные ситуации;
- учит их действовать по правилам, развивает любознательность;
- закрепляет знания, умения. Игры потом необходимо использовать и на уроках в начальной школе. Они должны должна пронизывать всю внеклассную деятельность младших школьников.
На занятиях по математике воспитатель не только в игровой форме дает понятие детям, например, о геометрических фигурах, о количестве углов, сторон, вершин, но также формирует представления о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектах окружающего мира (форме, цвете, размере количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, причинах и следствиях, осознанности жизни в родном краю и др.) -все это элементы формирования социально-коммуникативного развития.
Моделирование фигур, составление картины, выбор цвета как на этапе определения сложности задания, так и на этапе рефлексии способствует наряду с развитием познавательных способностей, и решению задач художественно-эстетического направления. ( развитие именно творческого воображения, умения сочетать разнообразные формы по красоте.).
Дети в непринужденной форме закрепляют математические понятия и термины. Именно поэтому, словесная игра поможет ребенку овладеть в легкой форме математическими представлениями.
Дети составляют маленькие рассказы, а потом получают один большой, правильно отвечают на поставленные вопросы простыми и распространёнными предложениями, используя в своей речи предлоги, местоимения, числительные и математические понятия, умеют правильно их объяснить. Это все способствует развитию связной речи, что и является направлением речевого развития детей.
Эти направления на примере одного занятия и знания, полученные детьми найдут отражение в начальной школе в предметных областях на уроках математики, русского языка, искусства, окружающего мира.
Также вы сегодня увидите видеофрагменты комбинированного занятия по ознакомлению с окружающим миром в группе с компенсирующей направленностью для детей с тяжелыми нарушениями на тему :Дикие животные, которое провели воспитатель и учитель -логопед .
На занятии также прослеживаются направления социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественно-эстетического развития.
В начале занятия-мотивация -благодарность планете Земля за умение радоваться, жить , дружить. Пальчиковая гимнастика направлена на развитие мелкой моторики и в тоже время-на самоопределение к деятельности-тема « Дикие животные». Игры-загадки, игра: Один-много» способствуют развитию мышления. Они возбуждают у ребенка интерес к деятельности, обогащают мотивы речи, создают положительный эмоциональный фон процесса обучения и тем самым повышают речевую активность детей и результативность занятий. Все виды деятельности направлены на закрепление и уточнение знаний о диких животных, их детенышах, местах их обитания. Дети учатся строить цепи питания на наглядном материале, выделять и исключать лишнее из предложенного
Далее эти темы изучают в 1 классе на уроках окружающего мира : « Кто такие звери? Как живут животные? При изучении последней темы уделяется внимание не только тому, что звери-это животные , тело которых покрыто шерстью(как в саду), но и на то, что они -млекопитающие и кормят детенышей молоком.
Учитель-логопед также использует игры для закрепления речевого материала по этой теме. Логопед подготовила оборудование, наглядный и дидактический материал, который был необходим для реализации поставленных целей-обогащение предметного, глагольного словаря и притяжательных прилагательных по теме «Дикие животные» (Жилище, следы, детеныши),Также ребята повторяют правила поведения в лесу.- Это одна из тем в соц-коммуникативном направлении –заботливое отношение к животным. Весь материал и оборудование эстетично оформлены, расположены соответственно этапам занятия.
Задания на развитие мелкой моторики способствуют общему речевому развитию. Все это является основой для обучения детей грамоте в начальной школе, на уроках русского языка и литературного чтения. Поэтому при подготовке к обучению грамоте важен весь процесс речевого развития детей в детском саду:
-формирование словаря,
- развитие связной речи (совершенствование диалогической и монологической речи, умение составлять рассказы о предметах, пересказывать небольшие тексты),
-совершенствование грамматического строя речи .
Логопедические занятия в ДОУ также имеют преемственность в общеобразовательной школе . Своевременное выявление, предупреждение и преодоление различных форм нарушений устной и письменной речи в ДОУ и продолжение этой работы учителем-логопедом в общеобразовательной школе создает базу для успешного обучения .
Обобщая вышесказанное, проводя сравнительный анализ программ дошкольного образования и начального общего образования можно сказать, что направления образовательных областей ДО (социально-коммуникативное , познавательное, речевое, художественно-эстетическое , физическое развитие )плавно переходят в предметные области НОО , а целевые ориентиры являются предпосылками универсальных учебных действий. В этом и есть суть преемственности дошкольного и начального общего образования.
Закончить свое выступление хочу словами Василия Александровича Сухомлинского«…Школа не должна вносить резкой перемены в жизнь детей. Пусть, став учеником, ребёнок продолжает делать сегодня то, что делал вчера… Пусть новое проявляется в его жизни постепенно и не ошеломляет лавиной впечатлений…»