Просмотр содержимого документа
«Представление собственного инновационного педагогического опыта»
Представление собственного инновационного педагогического опыта
воспитателя группы продлённого дня МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Лысяковой Натальи Александровны
Мое педагогическое кредо: «Чтобы быть здоровым, нужны собственные усилия, постоянные и значительные, и заменить их нельзя ничем». Проблема, над которой я работаю «Воспитание здорового образа жизни в условиях группы продлённого дня».
Актуальность и перспективность опыта.
Перед школой в настоящее время поставлены серьёзные задачи – вырастить новый тип ребёнка – способного нестандартно действовать в нестандартных условиях, умеющего и желающего приобретать знания самостоятельно. Задача начальной школы: создать условия для комфортного ощущения ребёнка в школе, для его полноценного развития, для сохранения его здоровья. Обучение школьников бережному отношению к своему здоровью, начиная с раннего детства, - актуальная задача современного образования.
Охрана здоровья ребенка предполагает не только создание необходимых гигиенических и психологических условий для организации учебной деятельности, но и профилактику различных заболеваний, а также пропаганду здорового образа жизни.
Как показывают исследования, наиболее опасным фактором для здоровья человека является его образ жизни. Следовательно, если научить человека со школьных лет ответственно относиться к своему здоровью, то в будущем у него больше шансов жить, не болея. Считаю, что добиться этого возможно только при гуманно-личностном подходе к процессу обучения и воспитания путем внедрения в практику учителя и воспитателя современных образовательных технологий, которые позволят решить задачу современного инновационного образования – воспитание социально - активной личности. Достижение названной задачи в сегодняшней школе может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики.
Концептуальность опыта.
Группа продлённого дня является немаловажной составляющей школьной жизни. В современном образовательном учреждении роль группы продлённого дня становится всё более значимой. Объясняется это тем, что реализация положений федерального государственного образовательного стандарта происходит не только на уроке, но и переносится во внеурочную деятельность.
В современных условиях проблема сохранения здоровья детей чрезвычайно важна в связи с резким снижением процента здоровых детей. Может быть предложено много объяснений складывающейся ситуации. Это и неблагоприятная экологическая обстановка, и снижение уровня жизни, и нервно-психические нагрузки и т.д. Весьма существенным фактором «школьного нездоровья» является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков сохранении здоровья. Отсутствие личных приоритетов здоровья способствует значительному распространению в детской среде и различных форм разрушительного поведения, в том числе курения, алкоголизма и наркомании. Путей и программ, направленных на первичную профилактику злоупотребления курением и наркотическими веществами, предложено много. Очень важно, чтобы профилактика асоциальных явлений взяла своё начало в начальных классах.
Хотелось бы обратить особое внимание на воспитание полезных привычек как альтернативы привычкам вредным и формирование установок на ведение здорового образа жизни. Не нужно делать большой акцент на сами вредные привычки. Главное – приобщить детей к здоровому образу жизни. Дети младшего школьного возраста наиболее восприимчивы к обучающемуся воздействию, поэтому целесообразно использовать школу для обучения детей здоровому образу жизни.
Наличие теоретической базы опыта.
Внеурочная деятельность представлена здоровьесберегающем направлением. Я второй год работаю по программе «Уроки здоровья». Программу разработала в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, на основе учебно- методического пособия Обуховой Л.А., Лемяскиной Н.А., Жиренко О.Е. «Новые 135 уроков здоровья, или школа докторов природы» Москва, «ВАКО» 2014 год. Программа нацелена на формирование у детей ценности здоровья, чувства ответственности за сохранение и укрепление своего здоровья, на расширение знаний и навыков учащихся по гигиенической культуре.
Также здорвьесберегающие технологии применяю практически во всех режимных моментах группы продлённого дня. Ведь почти 70 % учебного дня учащиеся проводят в школе, и основную часть этого времени они сидят за партами. У детей устают мышцы спины, позвоночник, глаза, пальцы, наступает утомляемость. И в ГПД дети опять должны сидеть за партами во время самоподготовки, на занятиях в кружках и т.п. Поэтому для поддержания и укрепления здоровья учащихся работу группы продленного дня необходимо спланировать грамотно с соблюдением правил санитарно - гигиенических норм, образовательного и воспитательного процесса.
Режим работы ГПД я планирую следующим образом:
Прием детей. Беседуя с учителями, узнаю о самочувствии, поведении, успеваемости детей, сообщаю план работы на день, провожу индивидуальные и групповые беседы с воспитанниками.
Организация питания. Обеспечение всех учащихся группы горячим обедом, обязательное соблюдение норм личной гигиены (наличие бумажных полотенец, вымытых рук), проведение беседы о правилах поведения за столом, о пользовании столовыми приборами во время приема пищи, организация контроля за поведением учащихся в столовой.
Прогулка на свежем воздухе (не менее 1 часа). Обязательно перед уходом нужно проверить помещение группы, проконтролировать переодевание детей. После уроков детям необходимо находиться на свежем воздухе, поиграть, подвигаться, размять мышцы тела, расслабиться от школьной нагрузки, передохнуть, пообщаться свободно между собой. Окружающий мир дети познают в движении, которого должно быть достаточно для их роста и развития. Этому в работе мне помогают подвижные игры, которые приносят детскому организму пользу. На прогулке дети могут играть в хорошо знакомые игры, например, «У медведя во бору», «Шишки, желуди, орехи», «Палочка - выручалочка», "Поймай мяч", "Веселая скакалочка", «Колечко, выйди на крылечко», "Съедобное - несъедобное".
Самоподготовка. При подготовке домашнего задания учитываю индивидуальные особенности каждого учащегося, оказываю помощь слабоуспевающим, организовывыю самопроверку, взаимопроверку после выполнения самостоятельной работы. Во время самоподготовки провожу не только физкультминутки, но и корректирующую гимнастику для глаз - упражнения, которые помогают укрепить глазные мышцы, улучшить кровообращение в глазных капиллярах, упражнения на снятие общей усталости, игровой массаж - система приемов механического воздействия на тело ребенка при помощи рук, пальчиковый игротренинг - упражнения, создающие благоприятные условия для мышечной деятельности, которые улучшают координацию и мелкую моторику рук.
Оптимальность и эффективность средств.
Считаю, что успешная реализация здоровьесберегающих технологий зависит от высокого профессионализма педагогов, правильно организованного образовательного процесса, планомерной работы с родителями, активного участия самих учащихся, что приводит школьников к заинтересованности познавательной деятельностью, улучшению физического, психоэмоционального состояния, раскрытию своих творческих способностей.
В основе опыта по использованию здоровьесберегающих технологий моя работа направлена на сбережение и укрепление здоровья школьников. Владея современными педагогическими знаниями, я планирую свою работу в тесном взаимодействии с учителями, обучающимся и их родителями, с медицинскими работниками, учитывая приоритеты сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.
Анализ результативности опыта.
Для меня главное – всё, что я делаю, должно работать на личностный рост моих учеников. Я учу детей любить мир и людей, стремиться познавать новое, вести здоровый образ жизни. Стремлюсь к тому, чтобы обучение в школе стало интересным и радостным для моих ребят, имело развивающий характер, поэтому глубже и разносторонне подхожу к изучаемым вопросам. Выбираю такие формы работы, через которые информационное поле ребёнка насыщается позитивными образами, расширяющими горизонт его знаний и побуждающими к созидательной деятельности. Работы моих детей занимают призовые места на конкурсах разного уровня:
Год
Мероприятие
Уровень
Фамилия, имя обучающегося
Результат
2018 г
Конкурс рисунков «Нет наркотикам!» в рамках программы «Дети России – 2018»
Муниципальный
Пирогова Елизавета
1 место
2018 г
Конкурс на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации, Республики Мордовия
Муниципальный
Фоминов Никита
победитель
2018 г
Конкурс на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации, Республики Мордовия
Муниципальный
Лёвин Георгий
участник
2018 г
Конкурс на знание государственных и региональных символов и атрибутов Российской Федерации, Республики Мордовия
Муниципальный
Шукшина Елизавета
участник
2019 г
Литературный конкурс «Что мы знаем о полиции?» в рамках оперативно-профилактического мероприятия «Полиция и дети»
Муниципальный
Ураева Анастасия
3 место
2019 г
Организация новогодней выставки «Волшебный лес»
Школьный
ГПД №2
участие
2019 г
Конкурс рисунков на асфальте «Знатоки ПДД»
Школьный
ГПД №3
1 место
Обобщение собственного педагогического опыта реализовано в выступлениях:
Дата
Место выступления
Тема выступления
Название мероприятия
Май, 2019 г.
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Режим работы группы продленного дня
Выступление на общешкольном родительском собрании «Школа будущего первоклассника»
Октябрь, 2019 г.
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Роль самоподготовки в группе продленного дня в формировании навыков самостоятельной работы учащихся начальной школы
Выступление на заседании методического объединения учителей начальных классов
Октябрь,
2019 г.
МБОУ «Зубово-Полянская гимназия»
Обновление содержания дополнительных общеразвивающих программ как основы реализации идей непрерывности, персонализации, вариативности, мобильности через внеурочную деятельность
Выступление на педагогическом совете
По распространению опыта проводится работа по профилактике и предупреждению детского дорожно – транспортного травматизма и пропаганду безопасности дорожного движения на районном уровне, на которых идёт обмен опытом по применению методических технологий по изучению данной темы.