Ведущий: Вежливый человек всегда внимателен к людям, он старается не причинять им неприятностей, не оскорблять окружающих ни словом, ни делом. Иногда ребята ведут себя грубо, им кажется, что в этих случаях они поступают как самостоятельные, независимые, взрослые люди.
Какие вежливые слова вы знаете?
Кого мы называем вежливы человеком?
С какими словами вы обращаетесь, придя утром в классе, к учителю, к товарищам по классу?
Что надо сказать, когда тебе что-то дарят?
Что надо сказать, когда тебя о чем-то просят, а не может выполнить просьбу?
С какими словами надо обращаться к незнакомому человеку, чтобы он позвал кого-то нужного тебе, передал книгу, пробил компостером билет?
Почему необходимо приветствовать людей при встрече?
Какие слова помогают нам расположить себе людей?
Ученик 2: Слово «вежливость» происходит от старославянского «веже», то есть «знаток». Быть вежливым означает знать, как себе вести. Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям является повседневной нормой поведения и привычным способом обращения с окружающими. Она включает: внимательность, проявление доброжелательности ко всем, готовность оказать услугу каждому, кто в этом нуждается, приветливость, деликатность, тактичность, скромность. Как сказал Р.Эмерсон «…жизнь не только коротка, чтобы людям не хватало времени на вежливость».
Ученик 3: Добрые слова необходимы людям для того, чтобы устанавливать друг с другом хорошие, доброжелательные отношения. Их еще называют «волшебными», потому что они распахивают дверь в сердца людей, делают людей приветливыми и добрыми. Эти слова мы говорим при встрече и расставании.
Ученик 4: Слова просьбы, высказанные с доброй надеждой на помощь, настраивают людей на то, что человеку надо обязательно помочь, откликнуться на его просьбу. Слова благодарности показывают, что человек, высказавший их, видит важность совершенного для него поступка. Добрые слова надо говорить искренне, думать так, как говоришь. Человек, использующий добрые слова, называется вежливым.
Ведущий: Дети, какую профессию вы хотели бы для себя по окончании школы? (Дети делятся своей мечтой). Но кем бы вы ни стали, мы хотим, чтобы вы выросли очень хорошими людьми. А этому тоже надо учиться.
Достается не дешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастишь дерево
На земле Кулунды?
Может, построить ракету?
Гидростанцию? Дом?
Иль согреешь планету
Плавок мирных трудом?
Иль под снежной порошей
Жизнь спасешь ты кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Ведущий: Много славных дел ждет нас, но, прежде всего, мы должны вырасти добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми.
Ведущий проводит игру «Добрый гном».
Игра «Добрый гном»
Каждый учащийся пишет на листочке бумаги свое имя и складывается листочек.
Учитель перемешивает листочки и раздает их учащимся, причем никто не должен вытащить себя или рассказать, кто ему достался.
Правила игры: для того, кто вам достался, вы – «добрый гном». Это означает, что вы в течение определенного времени, например недели, должны сделать что-нибудь приятное, не привлекая к себе при этом внимания. Кто для кого был «добрым гномом», узнает позже. Одно из главных условий заключается в том, что на все добрые дела не должны быть потрачены деньги. В этой игре очень важно, чтобы каждый ребенок получит приятный сюрприз. Проблема может возникнуть, если кто-то активно не любит доставшегося ему товарища и откажется быть для него «добрым гномом».
Ученик 5: Как бы жизнь не летала,
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело,
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай дело-
Тем живем на земле.
А.Лесных
Ведущий: Какие правила поведения в общественных местах вы знаете?
Инсценировка стих А.Барто «Любочка»
Синенькая юбочка.
Ленточка в косе.
Кто не знает Любочку?
Любу знают все.
Девочки на празднике
Соберутся в круг.
Как танцует Любочка!
Лучше всех подруг
Кружится и юбочка,
И ленточка в косе.
Все глядят на Любочку,
Радуются все.
Но если к этой Любочке
Вы придете в дом
Там вы эту девочку
Узнаете с трудом.
Она кричит с трудом.
Она кричит ещё с порога.
Объявляет на ходу:
-У меня уроков много,
Я за хлебом не пойду!
Если Любочка в трамвае-
Она билет не берет.
Всех локтями раздвигая,
Продвигается вперед.
Говорит он, толкаясь:
-Фу, какая теснота!-
Говорит она, старушке:
- Эта детские места!
-Ну, садись, - вздыхает та.
Синенькая юбочка,
Ленточка в косе.
Вот какая Любочка
Во всей ее красе.
Случается, что девочки
Порой бываю грубыми,
Хотя не обязательно
Они зовут Любами.
- Какой совет дадите Любе?
Ведущий:
Как нужно вести себя в театре?
Как надо одеваться в театре?
Когда лучше приехать в театр - к началу спектакля или пораньше? Почему?
Кто первым идет в зрительский зал к своему месту – мальчик или девочка?
Как правильно проходить по ряду к своему креслу – лицом или спиной к сидящим людям?
Что не следует делать во время спектакля?
Как зрители благодарят артистов за спектакль?
(Разыгрывается сценка. Появляются Мальвина и Буратино)
Мальвина : Здравствуй, Буратино!
Буратино: Здравствуй, Мальвина!
Мальвина: Что это ты невеселый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Буратино: Плохо я справился с заданием.
Мальвина: Почему?
Буратино (злобно выкрикивает): Потому что не умею себя сдерживать.
Мальвина: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Буратино: Вот еще. Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Мальвина: Буратино, ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Буратино: Что значит – каким тоном? Обыкновенным!
Мальвина: Подожди Буратино, пусть ребята тебе подскажут, действительно ли тебя обыкновенный тон. Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и с папой Карло.
Буратино: Не было этого, не было, не было….
Мальвина: Ну, вот, опять ты свое. А когда ты говорил папе Карло: «Хочу мороженое», хочу мороженое» или «хочу в школу. Хочу в школу» - разве это не было сказано капризным голосом!
Буратино: Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуточки не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: Пьеро поскольку и как хлопнется на землю. Я, конечно, не стал смеяться и спросил у него: «Ну, как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушел. А что я ему плохо сказал? Или вот учительница двойку за кляксу ему поставила, а я, чтобы утешить его, спел: «Клякса-вакса-гуталин, на носу горячий блин!» Что тут было! Он очень рассердился. А ведь я развеселить его хотел. Нехорошо он поступил. Правда, ребята?
Мальвина: Я думаю, что ребята правильно тебе сказали: ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Буратино: Я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сама как разговаривают? Пусть скажут. А, замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Если такие, что даже бранятся. Да, да, я сам слышал! Из-за мелочи называют друг друга грубыми словами, дразнятся, не уступают друг другу. А иногда смеются над неудачами товарищей! Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже или лучше ведет себя, а просто все станем добрее. Хорошо я придумал, Мальвина?
Мальвина: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит. Слово и ранит» Запомни это!
Игра «Сочини сказку о приключениях доброго и вежливого Карабаса-Барабаса.
Ведущий: - Представите, что Фее Вежливости удалось сделать Карабаса-Барабаса добрым, воспитанным, вежливым. Что же было дальше?
Игра «Этюды»
Разыгрываются этюды: «Знакомство», «Разговор с незнакомым сверстником в библиотеке, кинотеатре, кафе, общественном транспорте».
Игра «Хороший собеседник»
Ведущий называет слова – глаголы. Дети по очереди называют слова, характеризующие хорошего собеседника:
Слушай …. Советуй…..
Смотри…. Возражай…..
Говори…. Поддакивай……
Спрашивай….. Оценивай……
Интересуйся….. Выражай……
Слова подсказки: ненавязчиво, внимательно, вежливо, доброжелательно, терпеливо, не только сам. Не отвлекаясь, не перебивая, не только себе, дружелюбно, мягко, спокойно.
Составление памяток
Ведущий: Дополни список советов. Отвечая на вопросы, ты составишь для себя памятку.
а) Вежливо ли при людях шептаться с тем, кто оказался рядом с тобой?
б) Тактично ли вслух при всех делать кому-то замечание?
в) деликатно ли говорить о том, что кому-нибудь может быть неприятным?
г) уместно ли употреблять грубые слова и выражения?
д) Вежливо ли говорить с собеседником, не называя его по имени или по имени-отчеству?
е) Вежливо ли говорить с кем-нибудь на иностранном языке, если есть люди, которые его не понимают?
Памятка
Невежливо
Неучтиво
Держись свободно, просто, раскованно, но доброжелательно, приветливо, скромно.
Ученик 6: Стать добрым волшебником
Ну-ка попробуй!
Тут хитрости
Вовсе не нужно особой.
Понять и исполнить
Желанье другого –
Одно удовольствие,
Честное слово!
Ученик 7: На клумбе - цветок.
Его листья повисли
Грустит он … О чем?
Угадал его мысли?
Он хочет напиться,
Эй, дождик, полей!
Из лейки твоей.
Ученик 8: А что же сестренка
Скучает в сторонке?
Волшебное что-нибудь
Сделай сестренке!
И ты обернулся
Ретивым конем-
Галопом сестренка
Помчалась на нем.
Ученик 9: Хоть мама
Еще не вернулась с работы,
Нетрудно узнать ее думы, заботы.
«Вернусь,
Хорошо бы пошить, полатать…
Да надо
С уборкой возиться опять»
И ты совершаешь
Великое чудо-
Пол засверкал,
Засияла посуда!
И ахнула мама,
Вернувшись домой:
- Да это, как в сказке,
Волшебник ты мой!
Ведущий: Сегодня мы с вами еще раз вспомнили, что такое вежливость и доброта. Давайте постараемся быть вежливыми и добрыми везде и всегда.
Литература:
Анисимова И.М. Хорошие манеры для детей. – СПб., 1996.