Вступительная часть | Актуализация имеющихся знаний | | | - Ребята, а как вы думаете, почему же, когда мы говорим «Доброе утро», на душе становится светлее и легче? - Верно! Когда мы здороваемся, мы совершаем небольшое доброе дело. Так же и феи из сказки, которую вы читали на прошлом уроке, совершили доброе дело, наградив принца такими прекрасными талантами и качествами как ум, красота, доброе сердце, живой речью и мужество. А получилось ли у них сделать без помех? - Правильно! Злая фея нарушила их планы. Ведь она сказала, что принц обретет эти злые качества, лишь победив злые силы. Однако, фея, опоздавшая на праздник, наградила принца внутренней силой, что помогла бы ему преодолеть зло. - В королевстве начался праздник, во время которого птицы подхватили принца и унесли его в далекие края. Принц путешествовал с птицами и вырос прекрасным, добрым и чутким человеком. У принца был талант: все что он рисовал – оживало. Злые люди позавидовали его таланту и завели принца глубоко в лес. Принц начал рисовать и не заметил, как люди ушли, бросив его одного. Вначале он очень расстроился и начал рисовать ,как волшебные птицы принесли для него эликсир, который избавляет от страха. В скорее он увидел, как этот эликсир упал рядом с ним, а подняв голову, заметил волшебную птицу, принесшую его. Тогда принц понял, что рядом с ним всегда есть те, кто его любит. Ему уже не понадобился никакой эликсир. Принц нарисовал дорогу, с помощью которой и вышел из леса. Во время пути, принц думал о том, многое в трудной ситуации зависит от самого человека, а потому увидев на дороге испуганного и потерянного человека, отдал ему эликсир. Путник выпил его и почувствовал себя лучше. Он решил отправиться дальше с принцем, потому что не хотел расставаться с таким великодушным и мудрым человеком. От путника принц и узнал о том, кем является на самом деле, и вернулся в свое королевство. - Ребята, а какая же главная мысль у этой сказки? - Молодцы! Действительно, ребята, преодолеет ли человек трудности, во многом зависит от него самого. И это очень важно помнить и никогда не опускать руки, даже если вам кажется, что выхода из ситуации нет. | Преодоление трудностей во многом зависит от самого человека. | Фронтальная | Самоконтроль | | умеют вступать в диалог (отвечать на вопросы) Соблюдают правила в классе. | |
Основная часть | Определение цели урока Обеспечить активность детей | Беседа, речь учителя | Презентация 2 слайд 3 слайд | Посмотрите на сказочных героев(мимика, жесты, одежда). С кем бы вы хотели общаться и почему? Мнение ребят разделились между озорником Буратино и воспитанной, кроткой девочкой Мальвиной. Кто из персонажей готов понять другого человека? Да, Мальвина способна понять другого, проявлять заботу о ближних, но её интерес к окружающим скорее поверхностный, а всё её внимание занимают соответствия правилам этикета и поддержание должного уровня воспитанности. Но почему так происходит? Дело в том, что общение – это одна из главных потребностей человека. Неслучайно английский археолог Джон Леббок говорил, что «для успеха в жизни умение общаться с людьми гораздо важнее обладания талантом». Для того, чтобы знать, как правильно общаться, необходимо разбираться в том, что представляет собой общение. - А что значит уметь общаться? - Молодцы! Уметь общаться – значит не оскорблять человека, не навязываться, то есть соблюдать правила общения. - А что же такое общение? - На самом деле общение – это связь между людьми, в ходе которой происходит обмен информацией и эмоциями и которая проявляется во взаимодействии, взаимопонимании, взаимовлиянии. - Как вы думаете, что важно в общении? О чем не стоит забывать? - Ребята, запомните, в общении очень важно стремиться понять другого человека. Ощущение своей сопричастности к переживанию других людей помогает почувствовать состояние тех, кто рядом, а значит, и понять их. А важно ли замечать все тонкости в общении? Конечно, важно, потому что именно так проявляется умение понимать человека. Не замечать этого – значит поступать нетактично. Задание Предлагаю разделиться на три группы, каждой группе выдаётся карточка с заданиями для выполнения которых пользуемся учебником на стр.17 Карточка №1 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Тактичность | | Карточка №2 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Чуткость | | Карточка №3 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Деликатность | | Ученики сидящие на первом ряду прочитают, объяснят нам, что такое - Тактичность, на втором ряду ребята поработают со словом -Чуткость, а третий ряд порадуют нас словом – Деликатность. Если группа готова подаём сигнал.(проверка, на доске таблички с правильным заполнением ) Карточка №1 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Тактичность | Умение соотнести свои слова, действия и поступки с эмоциональным, психологическим, физическим состоянием человека. | Карточка №2 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Чуткость | Способность видеть состояние другого человека. | Карточка №3 Новое понятие (качество характера) | Толкование слова | Деликатность | Способность не обращать внимание на неловкость или оплошность человека | - Ребята, а как вы думаете, легко ли проявлять тактичность? - Правильно, быть тактичным человеком очень непросто, ведь не у всех развита способность улавливать состояние того, с кем общаешься. Однако, если вы будете стараться внимательно относиться к людям, то тактичное поведение станет привычкой. - К тактичности близки такие понятия как «чуткость» и «деликатность». Прочитайте рассказ замечательного педагога В.А.Сухомлинского «Стыдно перед соловушкой» и подумайте над чувствами и поведением девочек.( читают про себя) - Ребята, как вы думаете, кто из девочек поступил правильно? - А почему вы так думаете? - Она думала не о себе, а о других, она проявила деликатность и тактичность по отношению ко всем, кто придет в лес, и не захотела обидеть соловушку. Ей самой было бы неприятно, если бы кто-то нарушил гармонию и красоту в этом мире, и она не стала делать так, как ее подруга. - Значит, девочка не хотела причинить другим того, что ей не хотелось бы испытать самой. Это самое главное в общении и это правило стали называть золотым, то есть самым важным, драгоценным. - А науку, изучающую законы человеческих взаимоотношений с миром называют этикой. Откройте учебник на стр.18 и прочитайте важное правило в рамке. Чтобы легче было выбирать, как поступить в той или иной ситуации, вы можете руководствоваться золотым правилом этики: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы поступали по отношению к тебе». Как мы с вами видим, выполнять «золотое правило» этики очень просто. Например, если вы хотите, чтобы вас уважали, сами уважительно относитесь к другим, или, если вы не хотите, чтобы вас обижали, никогда никого не обижайте сами. - Ребята, на основании «Золотого правила» можно сформулировать принципы общения. - Мы с вами уже говорили об основных составляющих правильного общения. Каким же важно быть при общении? - Верно! Итак, первый принцип общения: В отношениях с другим человеком будь всегда вежлив, внимателен, уважителен, доброжелателен и тактичным. И сейчас мы с вами попробуем составить остальные 3 принципа общения. Слушаем внимательно ситуацию. - 1 ситуация: Маша и Саша зимой шли в школу. На улице был гололед, и вдруг они заметили как шедший впереди них мальчик, поскользнувшись, упал. Маша стала смеяться над ним, а Саша бросился помочь мальчику подняться. Кто из ребят поступил правильно? - Правильно, ребята! Саша поступил правильно, когда не стал смеяться над неловкостью мальчика, а помог ему. - Кто догадался, каким будет второе правило? - Почти верно, второе правило будет звучать так: Не позволяй себе смеяться над неловкостью или недостатками другого человека. И сейчас попробуем назвать еще 2 принципа исходя и следующей ситуации. Слушаем внимательно. - 2 ситуация: Вчера у учеников 4 класса была контрольная по математике. После контрольной ребята вышли в коридор и стали сравнивать свои ответы. «Во втором задании у меня получилось 5», - сказал Глеб. «А у меня 8», - возразила Ева. «Ха, тогда у тебя точно ошибка», - засмеялся Глеб. – «Ведь я умнее и вообще всегда получаю только пятерки!» «Вот проверит учительница контрольные, тогда и узнаем. А сейчас я не хочу спорить с тобой», - ответила Ева. На следующий день, ребята получили проверенные контрольные. «Как же так! Почему 4?», - злился Глеб. – «Я ведь всегда делаю все лучше всех». «Просто иногда стоит еще раз перепроверить полученный ответ, а не считать себя лучше других», - сказала Ева. - Ребята, в чем же была ошибка Глеба? Почему он получил 4? - Совершенно верно! Глеб был слишком уверен в себе и считал, что все остальные глупее и хуже него, а потому и не проверил свою работу. - Какой же принцип мы можем вывести из этой ситуации? - Хорошо! И третий принцип общения: Не считай себя лучше других. - А сейчас давайте вспомним, стала ли Ева переубеждать Глеба и спорить с ним? - Нет, не стала. А как вы думаете, что бы произошло, начни Ева спор? - Да, ребята, Ева и Глеб обязательно поругались бы и потом могли уже не помириться. Какой же из этого следует принцип? - 4 принцип общения: Не стесняйся уступить в споре. - Постарайтесь следовать всем этим принципам. | - Лида. Девочка не хотела оставлять некрасивым лес, в котором живет соловушка, потому, что он поет и дарит всем радость и счастье. И этот лес тоже для всех. - Вежливым, тактичным, деликатным и чутким. - Саша. - Не нужно смеяться над другими людьми. - Он думал, что как всегда сделает все лучше всех. - Не нужно думать, что ты лучше других. | Фронтальная | Самоконтроль | | Умеют в сотрудничестве с учителем определять цели своего обучения. Умеют осознано и произвольно строить речевые высказывания в устной форме. Умеют аргументировать свою точку зрения | Проявляют ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; Проявляют доброжелательность, эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей. |